Не заигрывайте с прошлым!
Ведь так не вспоминают ни одну политическую организацию, действовавшую на просторах бывшего СССР. При этом почему-то нынешние мемуаристы стыдливо забывают очень важную деталь: ВЛКСМ — единственная политическая организация, которая официально себя закрыла. Последний первый секретарь городской организации Эдуард Миронов, ныне успешный предприниматель, провёл организационный пленум по сворачиванию деятельности Братского комсомола, сдал все знамёна, ордена и документы в городской архив, поставив точку в жизни комитета ВЛКСМ, города трёх ударных строек.
И, словно позабыв этот важный эпизод из жизни орденоносного комсомола, сегодня выпускают книги, публикуют приглаженные мемуары, проводят торжественные собрания и, конечно, собирают большие и маленькие банкеты. Братск в числе самых активно празднующих городов. Вот и почётный гражданин Братска, депутат Государственной Думы Иосиф Кобзон накануне 90-летия комсомола высказал слезливое сожаление о том, что в стране нет такой мощной организации, которая бы объединяла современную молодёжь. А ветераны комсомола, как по команде сверху, собираются на торжественные собрания, вспоминают былые дни. Примечательно, что такая юбилейная истерия происходит на протяжении последних десяти лет от очередной даты с завидной регулярностью.
Кто же так тоскует о комсомоле? Вот наш почётный гражданин Иосиф Давыдович, который с помощью ВЛКСМ сделал успешную карьеру на комсомольских песнях – воспевал Братск, Усть-Илимск, БАМ и другие подшефные стройки коммунизма. Правда, он сейчас поёт другие песни, которые не мешают ему вспоминать прошлое в позитивном ключе. Оно и понятно — лауреат премии Ленинского комсомола от души тоскует по ушедшему времени, где он чувствовал себя комфортно. А кто же собирается на торжества? Как правило, бывшие функционеры коммунистического союза, для которых комсомол был источником материального благополучия и стартом для будущей политической или деловой карьеры.
Обратите внимание – на таком уровне массовом уровне никто не воспевает сегодня юбилеи КПСС, партия ходом жизни списана в архив истории. Но при этом её надежного помощника - комсомол почему-то стараются возродить, если пока не организационно, то хотя бы в памяти народной. Вот и мой товарищ Владимир Носков, который вступил в комсомол в десятом классе, потому что ему дали ясно понять: без принадлежности к ВЛКСМ ему, успешному ученику, трудно будет поступить даже в Братский индустриальный институт, хорошо вспоминает о своей комсомольской жизни.
— У нас в аэропорту была сильная организация, — говорит Владимир Альфонсович. — Занимались бытовой жизнью: лучшим распределяли квартиры, путёвки, места в садики. Я помню, как в аэропорту строили нефтепровод, а работу неожиданно остановил снегопад. И комитет комсомола собрал молодёжь предприятия в выходные расчищать траншеи, чтобы вовремя сдать объект в строй. Мне такая работа нравилась. Это мне напомнило Павку Корчагина из популярной тогда книги «Как закалялась сталь».
Я верю в искренность этих слов своего товарища. Подобные примеры из своей жизни может вспомнить каждый из 100 тысяч братчан, которые были членами ВЛКСМ. Но при этом всегда напрашивался вопрос: зачем нужны были такие субботники, если хорошо организовано производство? А всё дело было в том, что производство было налажено не очень надёжно, поэтому всегда требовались герои, причём бесплатно работающие. Злоупотреблением безвозмездного труда отличалась советская власть, которая использовала для этого молодёжь.
Уход с политической арены комсомола был объективным, ведь он становился частью бюрократической машины советского государства!
Напомню не столько старшему поколению, сколько молодым. Туда принимали классами и бригадами, как говорится, скопом. И был даже план по вовлечению молодёжи в комсомол. Потом был план по сбору взносов. И уставные требования заставляли каждый месяц собираться на собрания, где зачастую толкли воду в ступе. И основная масса отсиживала на таких собраниях без всякого интереса. К счастью для большинства комсомольцев, этим всё и заканчивалось. Но перед активными и умными молодыми людьми стояли вопросы. Если ты не комсомолец, то, как ты думаешь учиться в вузе? Или стать бригадиром, начальником отдела или смены? Без рекомендации комсомольского комитета карьерный рост был невозможен. По сути это была бюрократическая организация, в которой вожаки, освобождённые от созидательного труда, плодили бумаги, рождали мёртвые идеи, как, например, Ленинский зачёт или сбор макулатуры или металлолома. Поэтому у здравомыслящих людей всегда возникал вопрос: зачем его было разбрасывать, если потом нужно будет собирать такими непомерными усилиями? Придумывали комсомольско-молодёжные бригады, между которыми устраивали соревнование, - итогом было очередное очковтирательство.
Я был инструктором политотдела по комсомольской работе в армии. На эту должность никто из профессиональных военных не шёл, поэтому ставили грамотных солдат срочной службы. Кроме написания липовых бумаг под диктовку замполита я там почти ничем не занимался. И когда при очередной проверке я честно сказал полковнику, что все эти бумаги липа, он, не моргнув глазом, командным тоном возразил свободомыслящему солдату, что планирование в политработе - полдела для успеха. Но я-то уже понимал, что в политотделе нашего авиационного полка тем и занимались, что плодили бумаги, поскольку освоили главный принцип политработы: будут подшиты планы – значит, и успех нас найдёт, хотя бы в бригаде многочисленных проверяющих. И этот армейский опыт навсегда отбил у меня охоту иметь дело с комсомолом, где торжествовал дух бюрократической буквы, поощрялось умелое составление циркуляров, а ещё ценилось яркое выступление на пленуме. Так комсомол плодил болтунов и демагогов. Эти никому не нужные пленумы и конференции по надуманным поводам собирались регулярно, принимали решения, которые успешно не выполнялись, чтобы потом с гордостью смельчака покритиковать друг друга на следующем пленуме или конференции.
Рядовой член ВЛКСМ старался всячески избегать таких мероприятий, куда его затаскивали добровольно-принудительно. А куда денешься, ведь комсомол занимался распределением благ- квартир, путёвок на море и заграницу, ковров, хрусталя. И те, кто проявлял хотя бы видимую активность, награждались этими благами. Не бесплатно, конечно, но эти блага нужно было не столько заслужить, сколько даже выслужить. На этом фоне очень успешно создавался песенно-литературный миф о доблести комсомольцев, причём не замечалось, что они делали рядовое дело за зарплату, их ставили всем в пример.
Я несколько лет проработал на БАМе корреспондентом газеты и, честно говоря, ничего ударного и больших трудовых подвигов там не замечал, хотя с меня требовали в газетах именно таких репортажей. Но я видел желание заработать, на льготных условиях получить квартиру или купить такую дефицитную в СССР машину. Правда, об этом старались стыдливо помалкивать, хотя я упорно обращал внимание в своих публикациях на материальный интерес строителей магистрали. Окончательно я убедился, что ударного ничего не было, когда случайно узнал, что Транссибирскую магистраль во времена царизма построили с помощью тачек и кайла, без политических лозунгов и песенной дребедени, но с крепкой инженерной мыслью в два раза быстрее, чем Байкало-Амурскую. Но и об этом историки комсомола стараются не вспоминать. Кстати, Братский и Усть-Илимский ЛПК, которые тоже были ударными комсомольскими стройками, так и не вышли на проектные мощности ни при социализме, ни при капитализме. А ведь сколько было шуму и помпезности!
О чём не вспоминают в Братске в эти торжественные дни? Вот только несколько моих журналистских публикации 80-х годов.
Комсомольский секретарь крупной строительной организации, повздорив со своим подчинённым, не придумал ничего более разумного для мести, как насыпать в мотор песка, и тем самым вывел из строя дорогостоящую машину, остановив стройку на несколько дней. И был суд, и вожак получил срок за свой оригинальный способ мести.
А вот типичный случай: после комсомольского субботника молодые ударники напились до поросячьего визга, и пришлось активистов не только безвозмездного труда, но и любителей Бахуса забрать в милицию, где сторонников ленинских субботников привели в чувство.
Помню ещё одну постыдную историю о том, как секретарь украл взносы и потратил деньги на свои нужды. До суда дела не дошло - отделался взысканием в учётную карточку. А потом, несмотря на вороватость, всё же сделал неплохую профсоюзную карьеру. Своих комсомольцы не сдают!
А кто сейчас станет вспоминать скандал в одном из райкомов комсомола, где «окопались» любители нетрадиционных форм сексуальных отношений, как сегодня бы сказали, «голубые»? Представляете, в каком духе и в каких формах они воспитывали актив? Только об этом писать тогда не позволили, сделав всю информацию закрытой для печати – дескать, отдельный случай, не характерный для нашей системы. А город гудел слухами.
Не знаю, кому как, а мне кажется, итогам работы верного помощника партии - комсомола - наиболее объективную оценку поставили 90-е годы прошлого века. Это было десятилетие массового криминального разгула, а поставщиками боевиков преступных группировок на треть были бывшие комсомольцы. А вспомните, как детская беспризорность захлестнула страну, сколько появилось молодых мамочек, которые бросали детишек после родов в больницах, пополняя детдома! А сколько детей бывших комсомольцев оказались без присмотра на улице! Статистика говорит, что больше миллиона. Это тоже итоги хвалёного воспитания комсомола! Но почему-то эту статистику радетели ВЛКСМ сегодня стыдливо замалчивают. Если в стране была такая сильная воспитательная молодёжная организация, почему за считанные годы Россия просто скатилась в пучину развала, из которого мы только сейчас с трудом выбираемся? Выбираемся, а не выбрались, как нам порой хотят внушить.
Ответ понятен — у комсомольцев гладко было на бумагах. Не эту ли двуличность комсомола нам пытаются навязать, в очередной раз пытаясь переписать отечественную историю?
Я лично против такого избирательного заигрывания с прошлым!
Автор Владимир Монахов, Редакция «Братск.Орг»
Материалы сайта являются интеллектуальной собственностью редакции «Bratsk.org»
При использовании материалов сайта ссылка — обязательна
Свидетельство о публикации №208110500401
Это как так : расслоение людей , разделение на бедных и богатых , на собственников средств производства и наёмных работников , т. е. на классы , очевидно каждому , а с классовым подходом следует расстаться ?
Когда всё это было гораздо в меньшей степени , тогда и объективных оснований для классового подхода было меньше , а оснований для «единомыслия» больше .
Гибель ВЛКСМ была вызвана не чрезмерной политизацией , а утратой им политической сущности , тем , что он не смог адекватно ответить на социальное расслоение общества , политическое предательство своей верхушки .
Понятно , что немало желающих отождествить само понятие комсомола с деятельностью перерожденцев от позднего ВЛКСМ . Зря стараетесь !
Молодёжь , вступающая в комсомол сегодня, не из этого болота , зато у неё есть живительные истоки : комсомол 20-х, 30-х годов , Октябрь 1917-го !..
Виктор Ушаков 12.11.2008 00:59 Заявить о нарушении
В цитируемой фразе есть ключевое слово, которое вы проигнорировали - "желание здоровой части". Вы то сами с какой частью?
Монахов Владимир 12.11.2008 05:05 Заявить о нарушении