О философии древнего Китая. Материализм
Среди мыслителей-материалистов этого периода выделяются имена Сюнь-цзы (конфуцианца, презревшего общественный резонанс и порвавшего с традиционностью жизни по "воле Неба" на почве собственных выводов о злой природе человека), Ян Джу (этот даос стремился придать даосизму материалистическую интерпретацию) и Ван Чун (чья твердая материалистическая основа, изложенная в "Лунь-хэн"("Критических рассуждениях") заметно пошатнулась к концу жизни под влиянием фаталистических идей). Кстати о двух последних именах - Ян и Ван очень напоминают русского Ивана - героя многочисленных сказок, подчинявшего своим целям и нуждам не только силы природы и животных, но и магически-неприкасаемых Бабу Ягу и Кощея, так что с уверенностью можно сказать, что преданья старины глубокой сохранили до наших дней образ первого сказочного материалиста).
Все трое ярких представителей материализма в древнем Китае интересны каждый сам по себе, но в целом, они вторят друг другу по основным позициям, поэтому подробности я упускаю, но при желании аудитории, могу рассказать о них дополнительно, поэтому позволю себе развить эту тему кратко на примере одного из этих трёх философов. Один из них, Сюнь-цзы, в области гносеологии твердо исповедовал сенсуализм, тем не менее он достаточно жестко обозначил, что "человек имеет злую природу, всё доброе в человеке - это благоприобретенное. Нынешний человек стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют неуступчивость." Бороться с таким положением (кстати, очень похоже обозначенном в предыдущих постах Ала о постмодернизме и проблемах ХХ века) китаец Сюнь-цзы 2,2 тыс.лет тому назад предлагал так:"необходимо путём воспитания изменять природу человека, обучая его правилам "ли" (традициям), справедливости и долгу". По мнению Сюнь-цзы, сила человека - в объединении, слабость - в разрозненности: "В силе человек уступает быку, в беге уступает лошади, тем не менее и бык, и лошадь используются человеком. Почему так происходит? Потому что люди обладают разумом и способны объединяться" (не смотря на разные мировоззренческие платформы, это очень созвучно с позициями братства и родства русского философа Н.Фёдорова, который столетие тому говорил о том же).
Свидетельство о публикации №208110500617