О философии Китая. Легизм

Разрешите представить Вам еще одну малоизвестную школу философской мысли древнего Китая - "школу закона", главные представители которой Шан Ян и Хань Фэй-цзы на первый план своего учения выдвинули идею законности ("фа"). Они утверждали, что в управлении государством необходимо руководствоваться прежде всего юридическими законами, а не обычаями и традициями, как на том настаивали конфуцианцы. Историю, конечно, пишет победитель (напомню, конфуцианство до сих одна из трёх основных общенациональных религий Китая, а от легистов осталась только "Книга правителя области Шан"), так что стереотип о традиционности уклада китайской жизни прочно втёрся в наше сознание. Зато теперь мы знаем, что, оказывается, не всё было так гладко и спокойно в доме китайских Облонских, были и несогласные, и даже оппозиция...

"В древности люди были просты и честны, поэтому можно было управлять людьми, исходя из добродетели; ныне же люди хитры и поэтому не честны - теперь необходимо иметь прежде всего законы о наказаниях" - так утверждал Шан Ян за 200 лет до нашей эры и что-то похожее обычно слышится на лавочках, где проводят свой досуг пенсионеры третьего тысячелетия всего СНГ . Борьба легизма с конфуцианством (помним о теории раздвоения Дао и Дэ, да?) привела к тому, что возникла третья, качественно новая концепция - неоконфуцианство, ставшее с 136 г до н.э. государственной идеологией Китая), где эти два учения были приведены в единую систему - "ли" (ритуал") и "фа" (закон) слились воедино (третья фаза любого процесса - объединение прежде разрозненных компонентов в качественно новые по параметрам вещи, это тоже мы помним, правда же?). Методы убеждения и примера, с одной стороны, и принуждения и наказания - с другой, пришли в состояние гармонии (гыыы, а не тут ли, в китайских дебрях, гнездится идея правового государства? А мы-то считали её европейским изобретением...)


Рецензии