О философии древнего Китая. Моизм
И между прочим, Конфуция там не особо чествовали, более того - критиковали и спорили - прям-таки раскольники или простестанты единокитайской доктрины. К примеру, вопреки предложенному Конфуцием принципу раздела на "благородных" и "низких" яростно отстаивали свои принципы всеобщей любви, всеобщей выгоды и справедливости (типа, войны не будет, товарищи китайцы, но борьба за мир будет беспощадной). А чего ж, - утверждали моисты, - раз "все люди - слуги Неба, а Небо обладает всеобщностью, питает всеобщую любовь и кормит всех, то человеколюбие непременно состоит в том, чтобы приносить пользу людям Поднебесной". Даже традиционный в Китае путь почитания древности и устоев прошлого моисты смягчили - мол, товарищи, чего засорять будущее и настоящее всяким хламьем и пережитками рабовладельческого прошлого, давайте, товарищи китайцы, строить светлое будущее на основе воли народа, ибо воля Неба и воля народа совпадают, а правители должны почитать волю Неба пуще собственной воли; более того - имущество, товарищи китайцы, надо делить с неимущими:"Небо желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, знающий учил незнающего" (гыыы, ничего не напоминает из истории государства Российского ХХ века? Что-то мне сдаётся, что незабвенный В.И.Ульянов (Ленин) в студенческие годы черезчур усердно готовился к экзаменам по истории государства и права зарубежных стран, черновички экзаменационные не выбросил, а потом принял их за собственные наброски к "Апрельским тезисам")...
Свидетельство о публикации №208110500620