О философии древнего Китая. Даосизм
Не мудрствуя лукаво, приступим. Что нам, философам третьего тысячелетия, может дать мудрость древних и как понять, где умствование Я-Эго (по Фрейду), а где подлинный кладезь знаний? В чем отличие игр разума от философских концепций? Можно оспаривать ту или иную философскую позицию - при условии, что есть чем сражаться. В данном случае я выбрала в доспехи "Дао-дэ-дзин". Философское учение даосизма представляет собой объективный идеализм на базе диалектики (для гегельянцев это "первый класс, вторая четверть", для марксистов Дао вообще вне "весовых категорий", тем не менее до сих пор даосизм является одной из мировых религий, а Китай, где его исповедуют почти треть населения, помнится - одна из самых густонаселенных стран мира, так что, господа философы, самое время примерять желтокожие маски - следующий бал будет править Азия... ну, это беглые заметки на полях геополитического атласа мира) .
Итак, посмотрим на базисные точки опоры даосизма (замечу, что в каждом виде единоборства - даже в битве философских категорий - нужно видеть и понимать, в чем устойчивость потенциального противника). Первый столп учения - Дао: всеобъемлющее мировоззренческое понятие, первоначало, первооснова, всеобщий закон мироздания, "мать всех вещей". Дао по своей природе диалектично: "Дао бестелесно и лишено формы, а в применении - неисчерпаемо" . Еще одна цитата оттуда же:"Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао. Дао следует естественности". Второй столп учения - Дэ: проявление Дао в конкретных предметах и явлениях. Если Дао - скрытая от людей всеобщая основа и сущность мира, то Дэ - сущность конкретных вещей. Если посмотреть на предыдущий пост Марины о женщинах и шоколаде, то с позиции Дао-Дэ-Дзина подразумевающаяся в картинках потенциальная всеобъемлющая любовь женщин к шоколаду есть непроявленное Дао, а шоколадные наряды - реализованное в конкретных вкусах и моделях Дэ.
О диалектических идеях даосизма можно писать диссертацию, организовывать многолетные курсы, но я попробую не растекаться мыслью по древу - коротко и по существу. Итак:
1) движение - это жизнь (а? Как современно звучит, а тем не менее эта мудрость озвучена Лао-цзы в V веке до нашей эры!)
2) в процессе движения вещи переходят друг в друга, превращаясь в свою противоположность (гыыы, Маркс явно стырил этот закон диалектического материализма и уже не будем показываать пальцем, у кого именно... Правда, Лао-цзы малёхо недосмотрел, всё ему виделось с позиций единения противоположностей, а не их борьбы);
3) впервые была озвучена проблема соотношения бытия-небытия ("Всё сущее рождается из бытия. Бытие происходит из небытия", то бишь бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое существуют в сравнении друг с другом - в общем, господа философы, Эйнштейн со своей теорией относительности отдыхает).
4) единство противоположностей - основа Дао ("Благодаря единству, небо стало чистым, земля- незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей и начали рождаться все существа" , отсюда вывод :" покой есть главное в движении", то бишь русское "торопись не спеша" явно замешано на китайских дрожжах...)
5) принцип "недеяния" (поскольку люди не могут изменить естественный порядок вещей, они должны наблюдать на происходящим, поскольку не могут противостоять Дао. Единственно, чего боялся Лао-цзы - это действовать: "Кто действует - тот терпит неудачу", "Дао мудрого - это деяние без борьбы". Что говорить, принцип "недеяния" впоследствии сформировал социально-этический идеал даосизма - совершенномудрый (шэнжень) лишь наблюдает за действиями дао, но не стремиться вмешиваться в какие-либо дела...
P.S. Но у Бога же нет других рук, кроме твоих собственных... (для неофитов на вопрос "Что бы это значило?" поясняю: этот пост - начало философского семинара и продолжение диалога, немного в другой плоскости, но всё о том же - о чести, достоинстве, ответственности и философии развития. Так что продолжение следует...)
Свидетельство о публикации №208110500625
Но Энштейн не может отдыхать, так как его "относительность", является параллелью Дао, Капра это уже давно вывел... Так что говорить о Дао, это говорить о физике в квантовых измерения помноженных на множественность атома...
Принцип Ву-вей тоже понятен, и наиболее применим на практике: как умей ждать своего часа, все равно час смерти, да когда-нибудь наступит...
Грофман 09.04.2009 23:54 Заявить о нарушении