Исследования

НА ФОТОГРАФИИ ИЗОБРАЖЕН ПРИБОР, ИЗОБРЕТЁННЫЙ ИГОРЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ ИВАНОВЫМ: "ИЗМЕРИТЕЛЬ КРИТИЧЕСКОЙ ЧАСТОТЫ СЛИЯНИЯ МЕЛЬКАНИЙ".


ОФТАЛЬМО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГИПОТАЛОМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
В.К. Манюта, зав. Неврологическим отделением больницы Комсомольского района г. Херсона; И.М. Иванов, кандидат медицинских наук, г. Херсон.
Редактор-стилист
П.И Иванова-Остославского


Нейроны переднего гипоталамуса, благодаря своим морфологическим особенностям, обладают двоякого рода функциями: нервной и секреторной. В связи с этим страктурными особенностями и наличием чрезвучайно густой сосудистой сети, повышенной проницаемостью стенок капилляров, он (гипоталамус) отличается лёгкой ранимостью. Нет ни одной травмы черепа, которая не оставила бы своих последствий в гипоталамусе, нет ни одной инфекции или интоксикации в организме, которая в той или иной степени не влияла бы на него. И поэтому здесь, в гипоталамусе, в наиболее уязвимом месте центральной нервоной системы, более всего оснований для возникновения нарушений микроцеркуляции, явлений гипоксии и т.д.
Особенности производственного процесса в известной мере определяют характер неврологической патологии, встречающейся у рабочих данного предприятия.
Естественно, что ранняя диагностика болезненных состоянийобуславливает своевременную профилактику, успешность лечения и улучшит прогноз.
Целью нашего исследования явилось определениестепени поражения центральной нервной системы и зрительного анализатора при очагах гипоталамической локализации в зависимости от особенностей производства и стажа работы.
Как известно, наиболее информативным при поражениях головного мозга является исследование поля зрения, остроты зрения, глазного дна и внутриглазного давления.
Поле зрения исследовалось на ПРП-60 белым объектом: 3 мм. При первом фильтре; острота зрения - по таблицам Сивцева; глазное дно с помощью прямой офтальмоскопии, а внутриглазное давление при помощи эластотонометрии (по методу Филатова-Кальфа), как наиболее тонко отражающему состояние регуляции офтальмотонуса. Особенно тчательное исследование офтальмотонуса было вызвано тем, что ряд авторов указывает на важную роль диэнцефальной области в регуляции этой функции глаза.
Под нашим наблюдением находилось 60 больных с энцефалопатиями приимущественно гипоталомической локализации. Все они являлись работниками предприятий, связанных с наличием некоторых таксических факторов. Мужчин было 10 человек (16,.7%), женщин – 50 человек (83,3% от общего количества). Контрольную группу составили 20 человек - рабочии строительного цеха, работающие на территории завода, но не имеющие контакта с токсическими веществами.
Основная характеристика производственного процесса: значительная гиподинамия у рабочих; некоторая гипоксия, связанная с вакуумным режимом, наличием токсических аэрозолей, плотностью размещения цехов на заводе; контакт с некоторыми токсическими веществами (трихлорэтилен, четырёххлористый углерод, особокислые кислоты) в предельно допустимых концентрациях; конвеерная система производства.
Все больные предъявляли жалобы на приступы серцебиения, затруднение дыхания, озноб, повышениетемпературы, колебания кровяного давления, выраженной слабости, учащенного мочеиспускания, сонливость, чувство тревого и страха. Переодически усиливался аппетит, затем отмечались явления анорексии, снижение половой потенции. При объективном осмотре отмечалась рассеянная нечётко выраженная неврологическая симптоматика – анизорефлексия с конечностей, слабость конвергенции, изменения болевой чувствительности.
Все больные обследованы по общепринятым методикам: клинически, инструментальными методами (ЭХОЭГ, РЭГ, ЭЭГ);ставились вегетативные пробы (ортоклиностатическая Ашнера-Даньин и др.) Исследованы функции эндокринных желёз. Применены аппараты»Ритмический фотостимулятор», адреналиновая и гистаминовые пробы, гипервентиляция – как возмущающие пробы, предложенные нами, а также офтальмологические методики обследования. Определялась локализация патологического процесса в гипоталамусе (передний и задний), что важно в диагностике лечения.
Исследуемая группа представляла молодой возраст, поэтому, естественно, не было отмечено никаких склеротических изменений (73,3 процента от общего числа пациентов находилось в возрасте от 31 до 50 лет). Согластно медицинской документации каких-либо хронических заболеваний у обследуемых не установлено.
Основным показателем поражения переднего и заднего отделовгипоталамуса служила вегетативная направленность кризов.
Из общего числа обследованных, отмечено поражение передних отделов гипоталамуса у 10,7%, задних отделов у 36%, смешанной локализации – 53,3%, из них из последней группы с приобладанием сиппатических реакций – 39%, то есть, явное преобладание семпатических реакций выявлено в 75% случаев.
При обследовании эндокринной системы были выявлены некоторые нарушения:
щитовидной железы – у 16 человек – 26,6%, из них по типугиперцункции у 10 человек, гипофункции – у 6 человек;
половых желез у 37 человек (61,6%), у мужчин снижение потенции, либидо; у женщин – нарушение месячного цикла и снижение полового влечения;
паращетовидных желёз – 19 человек (31,6%),чаще по типу гипофункции – 14 человек;
поджелудочной железы – у 14 человек (23,3%): искажение сахарной кривой, повышение количества сахара в крови;
надпочечников – у 32 человек (53,3%), чаще по типу снижения функции (21 человек).
В результате офтальмологического исследования получены следующие данные.
ОСТРОТА ЗРЕНИЯ
Снижение остроты зрения отмечалось у 22 человек (36,6%). Причины снижения были следующие: Начанающаяся катаракта – 12 человек (1,.6%), аномалии рефракции – 20 человек(33,3), изменения глазного дна – начальная дистрофия сетчатки (1 человек – 1,.6%).
В контрольной группе снижение остроты зрения было у 1 человека аномалия рефракции. Как видно острота зрения особенным показателем в диагностике не является.
ЭЛАСТОТОНОМЕТРИЯ.
Патологическая эластотонометрическая кривая отмечена у 9 человек (15%) – площадка (8,3), излом кривой (5%), удлинение кривой (1,.6). Эти нарушения свидетельствуют о нарушении маханизмов, регулирующих внутриглазное давление. В контрольной группе патологических изменений на эластотонометрической кривой не обнаружено.
ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.
Изменение поля зрения наблюдалось у 48 человек (80%), из них: трактусные поражения – 10 человек (16,7%), хиазмальные поражения – 9 человек (15%), поражения зрительного нерва – 25 человек (41,7%), поражение сетчатки – 4 человека (6,6%).
В контрольной группе изменений не было. Как видно из приведённых данных наиболее показательным является изменение полей зрения. Эти изменения появляются уже на ранних стадиях заболеваний, когда нет ещё неврологических и эндокренологических проявлений.
ГЛАЗНОЕ ДНО.
У данной группы больных глазное дно было изменено в 60% случаев, из них: отек сетчатки – у 8 человек (13,3%), артерио-венозная диссоциация за счет сужения артерий и некоторого расширения вен – у 4 человек (6,6%), нейраангиопатия – у 3 человек (5%), ангиопатия сетчатки – 14 человек (23,4%), дегенеративные изменения сетчатки – 5 человек (8,3) – на уровне пигментного эпителия, больше задних отделов.
В контрольной группе у одного человека наблюдался синдром артерио-венозной диссоциации. Как видно, наиболее характерными изменениями являются сосудистые нарушения – ангиодистонии, арторио-венозные диссоциации,. Говорящие о нарушении микроциркуляции.
В структурном отношении наиболее чувствительным к повреждающему воздействию оказался третий зрительный нейрон, но наиболее часто первичная локализация была в зрительном нерве. В меньшей мере поражение лакализировалось на уровне фоторецепторов.
В зависимости от стажа работы по мере увеличения последнего офтальмологические симптомы изменялись так:
при стаже работы до 5 лет – патология отмечалась у 5 больных и проявлялась изменениями на глазном дне (ангиопатия, отёк сетчатки) при нормальной эластотонометрии и неизменном поле зрения. При стаже 5-10 лет, появлялись изменения полей зрения (концентрические сужения полей зрения, скотомы, гемианопсии) у 8 человек, глазного дна у 10 человек (отёк сетчатки, ангиопатии, дегенеративные изменения) и изменения эластокривой в двух случаях:
при стаже работы 11-20 лет были отмечены изменения эластокривой у 6 человек, полей зрения у 20 человек. Аналогичная картина наблюдалась и при стаже работы свыше 20 лет, то есть, при увеличении стажа работы офтальмологические изменения нарастали.
Как видно из этого, имеется прямая корреляция между стажем и выраженностью неврологической симптоматики. В некоторых группах офтальмологическая симптоматика была ведущей, в других – неврологическая, то есть, офтальмологическая и неврологическая симптоматики дополняют друг друга и оценивать их надо в комплексе для успешного решения вопросов диагностики. Нарастание офтальмологической симптоматики было не столь выраженным, как неврологической, что естественно говорит о том, что повреждающий фактор главным образом оказывает влияние на центры гипоталамуса,. Вызывая в нём изменения. Что касается патологий на уровне третьего зрительного нейрона, то развитие последних не было столь заметным.
ВЫВОДЫ.
Комплексное офтальмологическое и неврологическое обследование показало, что у рабочих, исследуемых нами, имеются изменения ни только в гипоталамусе, которые протекают по типу энцифалопатий, но в 60-80% случаев имело место изменения офтальмологического статуса.
Имелся прямой паралеллизм между наличием офтальмологической и неврологической паталогий.
Отмечалась корреляция проявлений энцефалопатий и офтальмологических нарушений с одной стороны, с увеличением стажа работы – с другой стороны.
Основными изменениями глазного статуся было нарушение полей зрения, как результат поражения третьего зрительного нейрона.
На основании наших исследований в изучаемой нами патологии приимущественная локализация патологического очага была отмечена в задних отделах гипоталамуса, что важно при определении тактики лечения..
В целях профилактики и диспансеризации рабочих данной отрасли промышленности имеет значение комплексное офтальмологическое и неврологическое исследование.


Рецензии