Золотая маска Дениса Хамраева

В Ташкенте на сцене Молодежного театра Узбекистана прошел 6-й Республиканский фестиваль малых театров «Театральная весна-2008», где свои творческие возможности смогли продемонстрировать коллективы из Ташкента, Навои, Бухары, Ургенча и других регионов нашей страны. Это был поистине праздник зрелищного искусства – крики «браво!» не смолкали на протяжении всех дней фестиваля. А вот главный приз – «Золотая маска» - был присужден молодежному театру из Бухары, основателем и руководителем которого является Денис Хамраев - талантливый молодой режиссер, актер, поэт и музыкант. Спектакль, а вернее музыкально-поэтическая композиция Д. Хамраева «Натянутый канат», посвященная жизни и творчеству Владимира Высоцкого, поистине взбудоражила искушенного столичного зрителя.

 Денис Хамраев относится к той категории людей, которых называют заводилами, душой компании, причем творческой. Это широко эрудированный молодой человек, который легко находит общий язык и с тинэйджерами, и представителями старшего поколения. Играет на гитаре и фортепиано, сочиняет стихи и музыку, прекрасно владеет актерским мастерством. Все эти качества не могли не сказаться на результатах его деятельности. Денис показался интересен и нам, взявшим у него эксклюзивное интервью сразу после награждения «Золотой маской».

- Ты победитель. Каковы ощущения?

- Сначала непонимание того, что происходит. Ты долго идешь к какой-то цели и вдруг ее достигаешь. Но потом, конечно, радость. Для меня и всей труппы «Золотая маска» - высокая награда. Я видел со сцены, как при объявлении победителя, мои ребята вскочили со своих мест и плакали от счастья. А вообще, я всегда думал: интересно, что чувствуют актеры, которые получают известные театральные и кинопремии? Теперь частично имею об этом понятие.

- Наверное, как и о понятии «слава»?

- Чтобы понять, что такое слава, нужно расслабиться и начать купаться в ее лучах. А я не люблю, когда меня хвалят. Чувствую себя не в своей тарелке.

- Спектакль, так покоривший сердца ташкентцев, был посвящен Владимиру Высоцкому. Что для тебя Высоцкий?

- Высоцкий для меня, как и для многих людей, - Поэт, с именем которого ассоциируются такие понятия, как «мужество», «свободолюбие» и «честность». Это классик, чьи стихи во все времена будут актуальны. Кстати, с творчеством Высоцкого меня познакомил отец.

- А насколько сегодня актуальна театральная деятельность?

- Сценическое действо - если оно идет в ногу со временем, отражающем человека с его радостями и горестями, общество, в котором он живет, - никогда не перестанет привлекать к себе внимание людей. Главное для театра - иметь свое лицо, не бояться экспериментов. А если говорить о посещаемости, то, к примеру, на наших спектаклях, особенно на премьерах, всегда много народу, причем разного возраста. Другой вопрос, что Бухара – не мегаполис.

- Денис, как ты пришел к идее создания театра?

- Я еще в школе участвовал во всяких праздничных мероприятиях, был весьма общественно активный мальчик. А учась в Бухарском университете, сколотил небольшую актерскую труппу. Конечно, все это было на дилетантском уровне, хотя потом именно эти ребята, с которыми мы делали небольшие студенческие спектакли и помогли мне в создании молодежного театра. После окончания вуза поехал в Ташкент. Там поступил в школу-студию актерского мастерства Русского Академического драматического театра, которой руководил Юрий Фисанов. И уже потом, после возвращения домой, работая в театре кукол, а также в школе по своей первой специальности – учителем русского языка и литературы, решил организовать свой театр. Дал объявления в местную газету и на телевидение о том, что школа-студия актерского мастерства набирает творческих ребят от 14 до 25 лет для обучения. Желающих нашлось немало. Сначала с группой любителей для пробы сделали два спектакля, а с третьего вышли на профессиональную сцену. В декабре прошлого года театр отметил свое пятилетие.

- Значит, можно подвести первые итоги…

- Да. Во-первых, у нашего театра за это время выработалась своя сценическая метафора, выраженная, как в самой актерской игре, так и в подборе музыки, партитуре света и т. д. У нас мало броских декораций и костюмов, многие детали просто условны и символичны. Я придерживаюсь театральных школ Мейерхольда и Вахтангова, которые говорили, что зрители сами должны догадываться о происходящем на сцене. Во-вторых, наш молодежный театр сейчас превратился в мощную фундаментальную базу по разным направлениям. Это школа-студия актерского мастерства, куда ежегодно производится набор всех желающих. Кстати, обучение бесплатное. Еще мы регулярно проводим конкурсы для одаренных детей по вокалу, хореографии, изобразительному искусству и т. д. О проектах нашего театра в Бухаре всегда все знают.

- Каковы дальнейшие планы у Молодежного театра Бухары?

- После победы на фестивале мы обсуждаем постановочный план на следующий сезон. А пока будем играть прежний репертуар. Это «Собор Парижской богоматери», «Мастер и Маргарита» и другие. Есть несколько новых проектов, которые увидят свет уже в мае. Главное - не расслабляться.
       
- С какими трудностями приходится сталкиваться?

- Проблем у театра немало. Прежде всего, это финансирование. Государственных дотаций у нас нет – все на хозрасчете. Нам, конечно, старается помочь Дворец культуры, где мы, собственно, и размещаемся. Большую поддержку оказывают областное отделение Русского культурного центра во главе с Олегом Овчинниковым, театр кукол, хокимият. Но, чтобы вытянуть из болота огромную махину под названием «Молодежный театр», приходится часто идти на поклон к разного рода организациям и частным лицам. Почему-то спонсоры у нас охотнее перечислят средства на реставрацию рынка, чем на развитие театра. До культуры у них как-то руки не доходят, хотя всего-то нам нужно – помочь с техническим оснащением, с которым я уже и не знаю что придумывать. Было и такое, что откровенно мешают нашей работе. Например, однажды кое-кто из чиновников не хотел пропускать спектакль по произведению М. Булгакова «Морфий» для показа школьникам.

- А что именно не понравилось?

- Спектакль был посвящен теме наркомании. Если помните, в произведении описывается, как врач становится наркоманом. А товарищи из хокимията, кстати, сейчас они там не работают, посмотрев спектакль, вдруг заявили, что в нем очень много медицинских терминов и вообще эта тема сейчас не актуальна: «В нашей стране наркоманов нет!». Чтобы постановка все-таки вышла в свет, пришлось задействовать всю бухарскую интеллигенцию с радио и телевидения, преподавателей школ и вузов. Победило просвещение.

- Часто сталкиваешься с невежеством?

- Об этом мне говорить не очень интересно, поскольку невежественные люди просто ущемляют себя. Мне их жаль. Но, к сожалению, нередко безграмотные отморозки становятся теми, от кого многое зависит, особенно в быту. Видишь перед собой персонажей Гоголя, Чехова, Булгакова, Зощенко и становится страшно за людей, живущих рядом.

- Не было желания все бросить и уехать?

 - Признаться, было. Но если я опущу руки, то мои ребята мне просто этого не простят. А вообще, я очень люблю свой город и свою страну. Мне веселее вокруг дома обойти, чем прожить месяц где-то за границей. Кстати, еще одна проблема театра – текучка кадров. В прошлом году я потерял треть актерского состава в связи с переездом ребят-артистов в Россию. Радовало одно, что многие из них и там продолжили заниматься театром.

- Есть мнение, что молодые люди сегодня представляют собой некую инертную массу, которую трудно заставить что-либо делать. Что ты на это скажешь?

- Я не считаю, что молодежь у нас в республике пассивна. Главное, заинтересовать ее, причем на личном примере. А что у нас происходит? Со школьной скамьи вместо того, чтобы учителям сеять вечное, доброе и прекрасное, детей приучают к товарно-денежным отношениям. А взять российское телевидение – сплошная попса. Некоторые ребята даже представления не имеют, что есть другая музыка, кино и литература. Я не волшебник, но своим подопечным стараюсьпомочь не только в развитии творческого потенциала, но и привить общую культуру. Недавно моя ученица, уже два года посещающая школу-студию, сказала: «Знаете, раньше в маршрутке, передавая плату за проезд, я просто хлопала по плечу впередисидящего. Сейчас я всегда говорю: «Передайте за проезд, пожалуйста». Согласитесь, такое признание о многом говорит.

- Твое кредо?

- Помните, Христос говорил: «В каждом человеке есть зерно добра». И я верю в это.

 - Расскажите о себе.

- Живу с 4-летним сыном и родителями, которым очень благодарен за все, что они для меня сделали. Кстати, они мои первые критики. Уверен, многое в жизни зависит от воспитания в семье, ее атмосферы. Например, своему сыну я стараюсь привить доброту и отзывчивость. Миром правит любовь. И если дети будут чувствовать любовь окружающих, то это станет нормой их жизни.


Рецензии