Не боги горшки обжигают... 1 часть

Рома жил с мамой и отчимом на окраине небольшого городка. Отчим пил с утра до вечера, и мать пила вместе с ним, она очень боялась своего грозного мужа и ни в чем ему не перечила.
Напившись до «поросячьего визга», отчим зверел и нещадно колотил и жену, и пасынка. После «мордобоя», мать уползала в другую комнату и там засыпала, а отчим, подкрепившись водочкой, продолжал отводить душу на мальчике.
У Ромы уже не было сил и терпения выносить, почти ежедневные пытки, но убежать из дома боялся, да и жалел мать – ей ведь больше достанется.
Трезвела пара очень редко. В такие минуты мама горестно вздыхала и прятала глаза от стыда, что не в силах совладать с собой и помочь сыну – она ведь любила своего мальчика, но перед мужем трепетала как «осиновый лист», да и к выпивке пристрастилась. Отчим, как только трезвел, сразу искал – что бы и где выпить, и уж в такие минуты лучше было не попадаться ему на глаза.
Однажды, именно в такую минуту, и пришел Рома из школы. Как только он вошел в квартиру, сразу встретился с разъяренным отчимом, который с усердием и животной радостью в глазах, бил мать ногами. На ней не было уже живого места.
И тогда, в отчаянии, мальчик схватил бутылку, которая валялась на полу и, что было сил, ударил по ненавистной лысине.
Отчим рухнул как подкошенный, кровь брызнула во все стороны. Из раны быстрым ручейком потекла она – темная и густая, собираясь на полу в лужицу. Лужица все увеличивалась и подползала к ногам Ромы. Мать сразу протрезвела и с ужасом, в оцепенении смотрела на эту картину.
Паника охватила мальчика, он моментально покрылся «липким» потом. От страха, от неотвратимости случившегося, Рома как будто потерял рассудок.
«Неужели это случилось со мной? За что, за что же мне все это?» - мелькало в голове, слезы заливали лицо. И вдруг, точно ветром подхватило его, и «понесло» по улицам городка, потом на вокзал, потом в электропоезд.
«»»» «»»»
Очнулся он в вагоне поезда, в мозгу стучало:
«Что я наделал? Я, наверное, убил его, меня, наверное, уже ищут. Бежать, спрятаться, что бы никто и никогда не нашел меня».
И вдруг, горькая обида на мать начала душить мальчика. Во всем она виновата, из-за нее он сделал это. Она должна была защитить, уберечь своего ребенка, «кровинку» свою от беды. И ненависть до краев наполнила его душу, ни для чего другого теперь не было там места. Как он будет жить дальше?
Вот он сидит в душном, общем вагоне, народу полно, а он один, и никому нет дела до худого, заплаканного, грязного подростка.
Ненависть высушила слезы. Мальчик почувствовал себя волчонком, которому нужно рычать, кусаться, быстро бегать, что бы выжить. Что ж, он будет им! Он не будет жить как его родители!
Поезд подошел к перрону и, с толпой усталых пассажиров, вышел четырнадцатилетний подросток - злой и решительный, он был как сжатая пружина, готовая вмиг распрямиться, ударить в момент опасности.
«»»» «»»»
Идти было некуда и Роман начал слоняться по вокзалу. Уже в эту же ночь подросток познакомился с такими же, отверженными, злыми, голодными, как и он, обитателями «вокзального дна».
И началась жизнь в «стае» ему подобных, никому не нужных, несчастных мальчишек и девчонок. И эта жизнь вначале даже понравилась Роману, свобода опьянила его. Он был таким отчаянным, удачливым, ловким, так умело организовывал ребят, что удача в их «лихих» делах почти всегда «улыбалась им. Появились деньги, бытовые неудобства не пугали Романа, алкоголь и наркотики не пробовал принципиально. В результате, в «стае» он начал пользоваться безоговорочным авторитетом.
Днем то все было нормально, а вот ночью…Ночами Роман видел сны, о своей прошлой жизни – они мучили и терзали мальчишескую душу.
Вот он маленький, с мамой и папой идет по залитой солнцем улице, мальчик держит родителей за руки, как он любит их! Как сжимается от восторга его маленькое сердечко, когда впереди лужа и он, поднятый сильными руками, перелетает через нее, поджимая ноги.
Но потом вдруг, происходит что-то страшное: визг тормозов, и огромный самосвал налетает на них.
Роман просыпается и плачет, плачет от страха, от тоски.
Утром идет с ребятами по своим опасным, но захватывающим, именно этой опасностью, делам. Оказывается, он любит риск! Сам себе кажется значительней и важнее, когда «провернув» какую ни будь рискованную «операцию», видит восхищение в глазах ребят. Ему нужно их восхищение, их уважение – это ласкает и согревает душу.
А как то ночью другой сон:
«Они идут по улице только с одной мамой, она держит его за руку, но на улице уже нет солнца – кругом сырость и грязь. У мамы мятое платье и неопрятная, поникшая голова. В глазах невозможная тоска и отчаяние. Сын пытается заглянуть в эти потухшие глаза, спрашивает:
«Где же папа? Где он».
Мама, почему то не отвечает и не смотрит в глаза сыну. Мальчик трясет ее за руку, но мама не реагирует – рука вялая, ледяная.
На улице холодно и темно. Рома дрожит, ему страшно, кричит все громче и громче:
«Мама, мама, мама!»
Оказывается, он уже проснулся, но сам пока не понял этого, кричит наяву, а не во сне. Лицо мокрое от слез, трудно дышать. Немного успокоившись, заставил себя не думать о прошлом, не вспоминать и снова заснул до утра.
Прошло несколько дней, и снова приснился сон:
«Мальчик сидит дома один, темно, нет никакой еды. А ему так хочется есть! Тоскливо и страшно!
Вдруг, открывается дверь и на пороге появляется мама, какая-то уж слишком веселая, платок съехал на бок, в глазах туман, с ней дяденька: он не бритый; с маленькими, глубоко посаженными, черными, как угольки глазками; на крупных руках наколки.
Становится еще страшнее. Мальчик подходит к маме, хочет ее обнять и поцеловать, но она, как будто не замечет его. Они вместе с дяденькой идут к столу, появляется бутылка, еда, но малыша к столу не зовут, как будто никто не видит и не слышит ребенка.
Мальчик кричит, зовет мать и тут Роман просыпается, весь в холодном поту:
«Где сейчас мать, что с отчимом?».
Но очень страшно думать об этом и юноша решает, приказывает себе – не вспоминать о прошлом никогда! И словно, ножницами отрезает кусок прошлой жизни:
«Днем то я сумею, заставлю себя не вспоминать, а вот ночью, ведь ночью я себе не хозяин. Хоть бы совсем не спать…»
И все же, со временем, страшные сны перестали мучить подростка, и стало значительно легче.
«»»» «»»»
Прошло около года, Роман взрослел и «свободная жизнь» уже порядком надоела ему. Да и не жизнь это была вовсе, а так – существование, «бег по кругу», «езда на подножке трамвая». Роман был мальчиком умным и самолюбивым, поэтому роль «вожака стаи» уже не могла устраивать его, юноша мечтал о другой жизни, хотя в другом месте себя просто не представлял, но мечтать стал все чаше и чаше.











Видел себя за рулем шикарной автомашины, живущего в прекрасном доме. А так как в скором времени ему исполнялось шестнадцать, подумывал и о красивой девушке (очень красивой!) рядом с собой. Хотелось учиться, наверное, мальчишкам-подросткам показалось бы, по крайней мере, странным такое желание, а Роман хотел узнавать новое. За время вольной жизни накопилась куча вопросов, на которые очень хотелось получить ответы (и он был уверен, что получит их обязательно!) Мозг просто изнывал от безделья. Роман всегда хорошо учился, хотя никто не заставлял его, ведь матери, а тем более отчиму было не до этого.
Но пока,… пока мечты оставались мечтами, вольная жизнь продолжалась и конечно она привела бы подростка к известным, легко предсказуемым печальным последствиям, если бы не случай.
«»»» «»»»
Как-то прогуливаясь по парку, Роман увидел женщину, она сидела на скамейке и буквально сотрясалась от рыданий. Юноша как будто окунулся в черный омут человеческой тоски, что- то больно кольнуло в сердце. Ноги помимо его воли сами понесли к скамейке.
Присел на краешек и замер. Женщина притихла, видимо почувствовав, что он не смог пройти мимо, и с благодарностью посмотрела на юношу. Как она хотела, как ждала, что бы хоть кто ни будь сел вот так и, молча, посочувствовал. Женщина продолжала всхлипывать и боялась лишь одного; вдруг этот замечательный добрый мальчик встанет и уйдет и она опять останется один на один со своей бедой.

Но мальчик продолжал сидеть. Он заметил, что женщина похожа на его маму. Не на ту конечно, которая в беспамятстве валялась, после принятия алкоголя, и в пьяном угаре могла обозвать, а то и «поддать» как следует. А на ту самую родную, самую лучшую и единственную, которой она была тогда, когда они жили втроем, своей семьей, когда не было еще этого чудовища-отчима.

Как нежно она ласкала и обнимала его, рассказывала сказки перед сном, покупала игрушки. Рома понял, как не хватало ему все эти годы самой нужной и неповторимой материнской ласки. Он вдруг почувствовал, рядом, что- то родное, долгожданное и, не смел, двинуться с места.
« «»» « «»»
Юлия Александровна родилась в семье известного ученого и была долгожданным ребенком. Родители обожали ее конечно. Мама позволяла девочке все. Отец, человек строгих правил, следил за тем, что бы всегда и везде был абсолютный порядок, за нарушение правил
следовало наказание.
Юлия нежно любила маму, а перед отцом просто трепетала от страха, но считала, что все так и должно быть.
«»»» «»»»»
Родители работали в одном НИИ, по дому помогала молоденькая иногородняя девушка.
Прошло время, Юлия превратилась в статную, симпатичную и умную девушку. Папа к тому времени стал уважаемым профессором. И все у них было бы хорошо, если бы не излишняя строгость отца.
Юлия уже оканчивала институт, появился и симпатичный студент Саша, с которым они встречались и собирались пожениться, так как Юлия ожидала уже ребенка. Мама выбор одобряла, но папа,…папа не знал еще ничего. Они так и не посмели ему сказать,… пока он сам не догадался.
Разразился жуткий скандал! Отец настаивал на аборте, но сроки были упущены и врачи не решались делать операцию. О свадьбе с иногородним бесперспективным студентом не могло быть и речи.
Папа приехал в Москву из маленького городка. Неимоверно много усилий потратил он на то, что бы утвердиться в Москве, что бы попасть именно в этот НИИ, затем кандидатская диссертация, докторская; а уж чего ему стоило стать профессором, не хотелось и вспоминать!
Конечно, папа очень дорожил достигнутым; по его мнению дочери надлежало продолжить его дело, а для этого выйти замуж за человека достойного, конечно за человека науки, а не за какого- то иногороднего студента Сашу и папа сумел все- таки найти способ «исправить ошибку».
«Исправление ошибки» дорого обошлось дочери, она навсегда потеряла « способность», когда- либо стать матерью. Горевала Юлия долго, но со временем жизнь « взяла свое» и девушка начала оживать, а студент Саша уехал в свой город и любимую забыл.
Окончив институт, дочь стала работать там же, где и родители, в доме стал появляться молодой кандидат наук, перспективный ученый Андрей и начал ухаживать за Юлией. Юлия ухаживания принимала и вскоре, к великому удовольствию папы, они поженились.
Мир и спокойствие воцарилось в их доме. Работали все вместе, все вместе ездили на дачу. Молодые жили очень дружно, понимали друг друга с полуслова. Только невозможность иметь детей омрачала их жизнь.
Юлия ребенка очень хотела. Ночами ей снился ее, даже не начавший жить, кроха. Но в ее снах он был живой и рос с каждым сном. Она видела его первую улыбку, его первые шаги, видела, как он пошел в школу. Во сне Юлия так любит его, ласкает, а малыш прижимается к ней, заглядывает в глаза, радостно улыбается.
Но это все во сне, а наяву Юлия могла только, сидя в парке на скамейке (она очень любила одну уединенную скамейку) наблюдать издали за чужими детьми, мучиться и страдать, не в силах что- либо изменить.
Потом умерли родители (они были уже в преклонном возрасте), а муж ушел к другой женщине, та ждала от него ребенка. Вот тут-то Юлия и узнала, что такое настоящая депрессия и только общение с читателями (она перешла работать в библиотеку, так как не могла ежедневно видеть своего бывшего мужа на работе) спасало ее от рокового шага.
В тот день уже с утра, почему то подступила тоска, она все больше усиливалась и к вечеру перешла в отчаяние. Юлия еле отработала, пришла домой, хотела чем-то заняться, но одиночество стало невыносимым и она пошла в парк к людям.
Села на свою любимую скамейку и заплакала. Плакала и ждала участия от людей, но все проходили мимо. Может скамейка была не видна, а может они боялись нарушить ее «одиночество», а может быть «им не было никакого дела» до нее. И вдруг этот мальчик!
« «»»» «»»»»»
Часа два проходило «молчаливое единение», подходил к концу солнечный, теплый, почти безветренный день красавицы-осени.
Разноцветные листья пестрым ковром укрыли землю в парке. Береза, ослепительно белоствольная и гибкая, склонилась над их скамейкой и ветками, как шатром, закрыла их единение от прохожих. В лучах заходящего солнца, оранжевые ягоды рябины превратились в
ярко-красные капли и, как будто хвастаясь своей красотой, раскачивались от легкого ветерка.
Наконец Юлия Александровна спросила:
«Вы ведь не просто так подсели ко мне? Вы ведь хотели помочь?»
Юноша согласно кивнул.
«Тогда расскажите мне о себе»- попросила она.
И тут Роман, вдруг, рыдая и запинаясь, выложил все о себе, ничего не утаил ничего.
Выслушивая трагическую историю юной жизни, Юлия Александровна все больше и больше проникалась участием к судьбе подростка, ее собственные несчастья отступили перед страданиями этого ребенка. Она уже не плакала и только неестественная бледность выдавала глубину ее переживаний.
«Это мой мальчик, я просто потеряла его, а теперь нашла»- решила Юлия.
Она обняла и прижала к груди плачущего подростка, поцеловала. От неожиданной ласки Роман зарыдал еще сильнее и вместе с горькими слезами уходили: ненависть, зло, отчаяние.
« Я тебя больше никуда и никогда не отпущу. Я давно искала и ждала тебя» - сказала Юлия Александровна.
Роман как будто вновь стал маленьким. Вот сейчас он пойдет к себе домой. Он так будет любить, помогать и заботиться об этой женщине, что она никогда не пожалеет, что нашла его. Он станет другим - выучится и будет обеспеченным и уважаемым человеком.
«»»» «»»»

Вместе жить получилось. Они нужны были друг другу: жизнь свела вместе два одиночества, каждый из них ценил, понимал и берег этот союз. Кроме того сходность характеров дополнила их жизнь совместными увлечениями. Занятиями, воскресными поездками за город.
Со своими сотоварищами Роман расстался не без грусти. Все- таки почти год они были вместе, но стремление к иной жизни, появившаяся возможность реализовать свои мечты, облегчили расставание.
В квартире у Юлии Александровны была «целая библиотека» и Роман стал с жадностью « поглощать» книги. С большим трудом, но удалось « сделать документы» и юноша пошел учиться. Знания легко и быстро заполняли почти чистые страницы его памяти. Учился усердно и с желанием , поэтому скоро не только догнал, но и обогнал одноклассников.
Они встретили нового ученика не без интереса, конечно ни кто не знал о его «вокзальном прошлом», но отставание по всем предметам вызывало удивление и насмешки.
Роман на насмешки не обращал внимания и вел себя независимо. Это видимо показалось ребятам невежливым, с его стороны и они решили поучить новичка «хорошим манерам».
«Учителей» набралось человек пять и столько же зрителей, были и девочки.
Роман из окна увидел «стайку» одноклассников, сразу все понял, по агрессивному оживлению подростков и злоба охватила его - вышел уже готовым к драке.
На стандартные в таких случаях вопросы: « Почему не уважаешь и т. д.», отвечать не стал, бежать, конечно, тоже не собирался, подумал:
«Даже если на меня накинется весь класс – буду драться».
Лидер – Анатолий – мальчик рослый и сильный, уверенный в своей непобедимости первым нанес удар и, наверное, плохо пришлось бы Роману, если бы он попал в цель.
Но не зря юноша был «вожаком стаи» и не только за ум и душевные качества уважали его ребята, но и за то, что умел, остервенело и отчаянно драться (а это приходилось делать частенько!). Уходил с «поля боя» побитым, иногда очень и очень сильно, но побежденным никогда!
Удар прошелся мимо цели. Анатолий удивился и повторил – опять мимо! Анатолий бешено замолотил кулаками, но только месил воздух. Роман вертелся, «изворачивался», отскакивал с такой скоростью, что совершенно не возможно было определить, где же он находится в данный момент.
И вдруг Анатолий медленно сел на землю – из носа потекли две алые струйки. Юноша ошарашено крутил головой, не поняв, что же такое случилось, как же это он такой сильный, самый сильный в классе, да еще при девочках, сидит на земле.
Четверо других «учителей», как-то не очень охотно, даже как-то робко, попытались исправить положение. Драка продолжилась. Теперь кулаки «свистели» с четырех сторон, какие то удары попадали в цель, но Роман не чувствовал боли: с разбитым носом, подбитым глазом, он продолжал отчаянно сопротивляться. Анатолий, наблюдавший за дракой , подивился упорству новичка и тогда, решив прекратить все это, сказал:
«Ну, хватит ребята, познакомились и ладно. А ты парень молодец, уважаю».
С этого дня Романа начали считать своим, а Анатолий стал настоящим другом. Девочкам храбрый мальчик тоже понравился, особенно Ларисе. Романа нельзя было назвать красивым: подростковый возраст превратил его в угловатого, нескладного еще не юношу, но уже и не мальчика. А вот глаза – карие, яркие, живые – привлекали к себе внимание, да еще необыкновенно белые и ровные зубы красили бледное с нежным (как у девушки) румянцем лицо подростка.
«»»» «»»
Но для Ларисы не было мальчика красивей. Сама она была девушкой умной, очень доброй и очень правильной, все ребята уважали ее, считали настоящим товарищем, но как девушка Лариса никого из мальчиков не интересовала – она считалась слишком полной, не модной и не красивой. Волосы заплетала в огромную косу, одевалась очень скромно и совершенно не умела кокетничать.
Роман же сразу разглядел, что у Ларисы очень красивые синие глаза, нежное лицо, великолепные волосы, правда, она немного полновата, но это не портило, как он думал вначале, общего впечатления.
Однако на юношу большое влияние оказывало мнение окружающих и если ребята считали Ларису некрасивой, то и он стал считать также и начал «страдать» (как впрочем, и все мальчики), по Марине. Марина – самая красивая девочка в классе – очень хорошо и модно одевалась, какая у нее была прическа! Все девочки завидовали Марине.
Все, кроме Ларисы, она не знала просто, что такое зависть, у нее все всегда было хорошо, а если где-то у кого-то не так, девушка бросала все свои дела и помогала всем, всегда и бескорыстно. Так увидев, что Роман отстает по всем предметам, бросилась помогать.
«»»» «»»»
Занимались у Романа дома. Юлии (так звал ее Роман) понравилась добрая и веселая девушка.
«Познакомься Юлия, это Лариса, она будет помогать мне. И, пожалуйста, дай нам что-нибудь поесть мы жутко голодные» - попросил Роман.
«Юлия Александровна» - представилась Юлия – «пойдемте я вас покормлю».
И ребята отдали должное обеду в полной мере, особенно Лариса, которая не успевала нахваливать стряпню, что было очень приятно Юлии, меж тем румяные блинчики один за другим исчезали у нее во рту вместе со сметаной и вареньем. Не обидела девушка и нежную с поджаристой кожицей курочку с картофельным пюре. С удовольствием выпила чаю с пирожками.
После обеда сытые и довольные они отправились заниматься.
«Непосредственная, простая и добрая» - заключила Юлия и порадовалась за Романа, в школе у него появился еще один верный товарищ, а может в будущем и любимая девушка.
«»»» «»»»
Общие занятия, а потом и общие интересы очень сдружили молодых людей. Даже Анатолий обижался, что друг столько времени проводит с Ларисой.
«И что ты в ней нашел? Влюбился что ли?» - укорял Анатолий.
Роман смущался, с горячностью возражал, а сам меж тем ловил себя на том, что любуется Ларисой – ее сверкающими синими глазами, длинными блестящими волосами; стали нравиться ее привычки: как она сдувала челку со лба; сплетала и расплетала косу, когда волновалась; как мило хмурила брови, когда задумывалась.
Юноше очень хотелось дотронуться до нее, а когда дотрагивался «случайно», ему становилось так жарко, что он сразу шел умываться, что бы охладить лицо.
«Заметила Лариса, что я покраснел»- думал он и, когда возвращался, старался держаться подальше.
«Что со мной?» - спросил Роман как то у Юлии. Отношения между ними были доверительные , и он делился с ней почти всеми своими секретами, переживаниями, спрашивал совета как у старшего товарища.
«Похоже - это первая любовь мальчик, так оно и бывает» - объяснила она.
«Ведь мне же нравиться Марина - она такая красивая. А Ларису считают некрасивой и толстой» - возразил юноша.
«Много твои ребята понимают в красоте. Полнота дело проходящее - сегодня есть, завтра нет. Вот увидишь, Лариса будет красивей всех ваших красавиц, когда станет взрослой женщиной»- парировала Юлия.
«Будет так или не будет, время покажет» - думал Роман, а пока ему было интересно с Ларисой, легко и свободно. Они вместе ходили на каток, в бассейн, вместе готовили уроки.
Когда утром Роман приходил в класс, первым делом искал ее и, увидев милое, улыбающееся лицо, как будто успокаивался – она здесь.
А потом уж он мог и полюбоваться Мариной и повздыхать от «любви», (про себя конечно), поболтать с Анатолием и с усердием заниматься, когда начинался урок.
А если Ларисы не было (она иногда болела ангиной) Роману сразу становилось жутко скучно: и не интересно ему было любоваться Мариной; и учеба не «шла в голову» и даже с Анатолием он был задумчивым и грустным.
Лариса очень любила рисовать, хотела стать художником, а Роман обожал математику (он помнил – его отец был математиком) и, единственное, куда он никак не хотел идти с Ларисой, так это в Третьяковскую галерею. И все же однажды девушка затащила его туда.
Потом он был благодарен ей, ведь он открыл для себя другую сторону жизни. Юноша не ожидал, что картины так очаруют его – смотрел и не мог насмотреться. Он понял тогда что если математика – «гимнастика для ума», то восприятие прекрасного (картины, скульптуры, книги) – «гимнастика для души», что бы она сохраняла способность чувствовать, восхищаться, радоваться, удивляться, что бы она оставалась живой.
Роман решил – обязательно будет ходить в музеи, на выставки, но впереди уже «ожидали» выпускные и вступительные экзамены и юноша забыл, что обещал себе.
«»»» «»»»
Юлия Александровна как будто начала новую жизнь. У нее теперь был сын (она считала Романа своим сыном и любила как родного). Появилась цель – вырастить юношу, помочь ему определиться в этой жизни; появился смысл жизни и интерес; радость и счастье.
Как радовалась Юлия его успехам в школе! А как он пришел с синяком и разбитым носом! Тревога не покидала сердце Юлии несколько дней и; только когда Роман привел Анатолия в дом и познакомил их, тревогу заменила радость – у сына появился первый друг в школе. А эта девушка! Еще один верный товарищ.
Конечно, было обидно немного, ведь ей теперь меньше доставалось его внимания, но Юлия понимала, что так и должно быть: дети вырастают, и у них появляется своя жизнь – продолжала радоваться жизни и была счастлива.
«»»» «»»»

«»»» «»»»
Наступил день последних экзаменов. Все ребята сдали их успешно. Анатолий сразу ушел с Мариной.
«Давай пойдем в парк до вечера»- предложил Роман. Лариса согласилась и, счастливые, они побежали в парк. Катались на качелях, ели какие–то булки, пили газированную воду из бутылки, даже купались в пруду.
Вечером пошли в кафе – отметить удачную сдачу экзаменов, заказали шашлык, шампанское. Чувствовали себя взрослыми, готовыми к новой жизни. Вышли из кафе, когда стемнело, когда ласковая, бархатная, летняя ночь начала уже «прибирать к рукам» узкие, извилистые дорожки.
Редкие фонари высвечивали кусочки ночного парка, и деревья в этих освещенных участках казались силуэтами чего-то неземного. Все волшебно и сказочно было в этот день. Волшебным и чарующим показался им этот очень поздний вечер.
Околдованные нереальностью окружающего, молодые люди шли, держась за руки, и ни о чем не хотелось говорить им, хотелось только быть вместе и никогда не расставаться.
Роман проводил девушку прямо до двери квартиры, и собрался было уже уходить, но на звонки никто не отвечал, взволнованная Лариса достала ключи и они вместе вошли.
На столе в кухне лежала записка:
«Дочка, мы будем завтра с утра. Об экзаменах все знаем и поздравляем, завтра обо всем поговорим. Праздничный ужин в холодильнике».
Лариса немного растерялась – она еще никогда не оставалась одна.
«Давай посмотрим, что в холодильнике»- сказала девушка и, увидев любимые деликатесы, предложила товарищу закусить в очередной раз за этот день. Юноша не отказался, не потому, конечно, что хотел поесть, ему просто очень не хотелось расставаться с Ларисой в этот поздний вечер, и они начали пробовать все подряд и даже выпили какого- то очень вкусного вина, затем веселые и счастливые прошли в комнату, включили очень тихую музыку и начали танцевать.
Пальцы их соприкоснулись и, как будто, ток пробежал по телу Романа. Наверное, Лариса почувствовала то же самое, потому что удивленно посмотрел на него. И тогда, подчиняясь какой- то неведомой силе, Роман прижал девушку к себе и, чувствуя согласие, начал целовать ее волосы, закрытые глаза, губы.
И случилось то, что должно было случиться, то что не повториться никогда больше в жизни, то есть много будет еще такого же прекрасного, но первого настоящего не испытать уже никогда. И не хотелось им расставаться в этот вечер, и каждый из них не знал, как доживет без другого до утра, но, нужно было возвращаться домой, и Роман заставил себя уйти.
Очень поздно пришел домой, Юлия уже спала - она знала, что сын гуляет с девушкой и ни о чем не беспокоилась. Уснуть молодому человеку удалось с трудом, но нужно было отдохнуть перед выпускным вечером и сознание отключилось все- же на некоторое время – ведь завтра, а вернее уже сегодня – выпускной вечер.
«»»» « «»»»
На торжество Роман примчался, чуть ли не первым. Вскоре пришел Анатолий с Мариной – она в нарядном платье была неотразима, но юноша ждал свою «королеву», хотя конечно внимание обратил и оценил.
И вот она вошла! Сразу все изменилось вокруг: и лампы стали ярче светить, и зазвучали громче звуки вальса, и сердце бешено заколотилось. Роман поспешил к «своей девушке» и она тоже пошла ему навстречу. Как молодому человеку хотелось обнять ее, поцеловать милое лицо, губы. Роман подхватил Ларису и закружил по залу под звуки прекрасного вальса.
Он и она, будто единое целое, и никого не существовало вокруг!!!
Но вот началась торжественная часть, Анатолий вызвал друга в коридор.
«Я поссорился с Мариной, она плачет сейчас в нашем классе, пойди, поговори с ней. Скажи, что я … ну что я извиняюсь» - попросил расстроенный юноша.
Конечно, Роман пошел выручать товарища.
Марина сидела за учительским столом с мстительным выражением на лице и уже не плакала. Роман подошел и неумело начал утешать ее:
«Марин! Да ты не расстраивайся, он и сам переживает, просил даже извиниться перед тобой за него».
«Извиняется – подумала Марина – мог бы и сам прийти», в голове моментально созрел план мести. Она вдруг томно с улыбкой, самой нежной и очаровательной из ее «набора», посмотрела на Романа.
«Поцелуй меня» - попросила она и приблизила свои губы прямо к губам юноши. Роман растерялся, но она была так близко, так манила к себе, так аллели ее пылающие губы, что он не сдержался и поцеловал.
В этот момент в класс вошла Лариса. Подруга Марины сообщила ей, что Роман и Марина в классе вдвоем. Лариса была очень доброй девушкой и умела прощать обиды, но вот предательства прощать, пока не научилась. Ничего не сказав, повернулась, вышла из класса и пошла домой.
Роман вдруг почувствовал горечь – это вкус предательства, а ценой его всегда является потеря и он ощутил ее, понял, что сам вот сейчас, что-то сломал, разрушил; потом побежал было вдогонку, но ноги почему-то сами остановились.
«Что я скажу ей сейчас? Что я могу сказать?» - подумал он и как будто «пустой внутри», вернулся в зал.
Не слышал и не видел, что делалось вокруг него там на этом вечере. Когда все пошли домой, поплелся и он. Именно, поплелся, как старик. Ноги просто не хотели идти. Они не хотели, подчиняться такой «дурной голове» : которая « не в силах совладать» с руками, что обнимали; с губами, которые целовали, то есть делали то, чего делать было нельзя.
«А ведь я не только предал Ларису, я еще обидел и Анатолия. Как жить после этого!» - с отчаянием подумал Роман.
Юлия Александровна встретила юношу у дверей и обомлела: таким она не видела своего мальчика никогда!
«Что случилось, что?» - чуть ли не закричала она!
«Ты видишь перед собой предателя» - со слезами в голосе ответил Роман.
У Юлии замерло сердце: «Расскажи, расскажи мне все, поверь, будет легче».
Роман все, ну или почти все рассказал своему старшему другу. Некоторое время сидели молча.
«Да, Лариса гордая девочка и сейчас вряд ли тебя простит, но ты обязательно должен пойти к ней, обязательно, слышишь?»- посоветовала Юлия и Роман, конечно, согласился. Чуть легче стало на душе, и они пошли спать.
«»»» «»»»
На следующий день, ближе к обеду, юноша поспешил к Ларисе. Двери открыли родители, какие то уж слишком строгие, они сообщили, что Лариса уехала поступать в институт в другой город, адреса ему не оставила и просила передать записку.
«Как жаль, что у меня нет больше друга и любимого» - было в ней.
Сжимая записку в руке, понурив голову, юноша вышел и «потащился» домой. Как тяжело было идти ему! Каким бессмысленным и ненужным казалось все вокруг! Зачем, ну зачем теперь ему все это: небо, деревья, дорога, люди и вообще жизнь!
Роман не помнил, как добрался домой. Юлия, по «убитому виду», поняла – плохо! Не стала спрашивать ничего: она знала, сейчас не помочь ему, сам, только сам, в данный момент он может справиться со своей бедой и время, конечно, поможет.
Прошла неделя, Роман почти никуда не выходил, к вступительным экзаменам не готовился. Юлия не знала, как помочь мальчику и когда позвонил Анатолий, рассказала ему о том, что происходит с Романом.
«»»» «»»»
Анатолий, когда его ввели в курс дела, хотел было обидеться на друга, но, зная Марину, решил, что тот не так уж и виноват, что дружба все- же дороже и как- то утром пришел навестить «погибающего» товарища. Увидев Романа, Анатолий понял, что тоска «хорошо поработала» над ним, почувствовал всю силу и глубину его переживаний, решил – нужна срочная помощь.
Анатолий начал со свойственным ему оптимизмом и уверенностью:
«Давай бросим их к черту! Соберись, будь мужиком – впереди институт, новая жизнь!
Предлагаю сегодня же начать готовиться к экзаменам».
«Да, это, наверное, будет самое лучшее» - согласился, благодарный за поддержку Роман. И, с большим трудом, но все же «отрезал» еще «кусок своего прошлого» - он не знал еще тогда, что нельзя кромсать вот так безжалостно, потому что то, что «отрезано» может оказаться самым главным в жизни.
«»»» «»»»
Поступили оба. В конце августа поехали на «картошку» в Подмосковье и началась веселая студенческая жизнь.
Из автобусов на краю деревни «высыпала» шумная ватага бывших абитуриентов и пошла по деревенской улице к месту своего проживания.
Стояли прекрасные дни уходящего лета, они поражали зрелой насыщенной красотой. Деревенские сады представляли собой необыкновенное зрелище: из зеленой, слегка тронутой желтизной, листвы весело выглядывали краснобокие яблоки; далее сине-фиолетовые сливы соревновались по красоте и насыщенности цвета с черноплодной рябиной. А в другом саду – «стайка», каких- то красивых птиц, выбрав ярко-красную рябину, звонко чирикали, перепрыгивая с ветки на ветку, не забывая при этом подкрепляться ягодами.
Воздух, насыщенный ароматом созревающих фруктов и особенным пряным запахом, начинающих увядать трав, опьянял, душа наполнялась добротой и спокойствием.
Солнце тоже подобрело - оно не жгло как в июле, а согревало и ласкало. Прекрасные августовские цветы своей многоцветной окраской дополняли картину.
Ребята почувствовали себя как в раю – они ведь не успели насладиться летними месяцами; в этом году они просто не видели лета – экзамены, подготовка, экзамены. И окунувшись вдруг в это благолепие, поняли, осознали в полной мере, как счастливы они сейчас.
Такими счастливыми люди бывают всего лишь несколько раз в жизни! Кончились экзамены, они поступили, они студенты!
Разместили, юношей и девушек в разных бараках, но уже вечером бывшие абитуриенты, перезнакомились и отметили все вместе это событие. А на другой день начались трудовые будни.
Роману и Анатолию досталась работа при кухне. Приходилось очень рано вставать и очень поздно заканчивать – это минус конечно, но и плюсов набиралось достаточно: как здорово было мчаться по деревенским улицам на телеге с лошадью, лихо, размахивая, как мальчишка, хлыстом; забирать продукты и лететь обратно.
Там уже ждали девушки – студентки, которые тоже помогали по кухне – они приготовили им завтрак: свежий хлеб, масло, яичница – все просто, но сказочно вкусно! Девушки попались веселые, симпатичные, а главное очень современные – Романа и Анатолия не обижали и ценили.
Сытно и весело пролетел месяц.
«»»» «»»»
А затем началась учеба: трудные, но очень интересные занятия, днем, а вечером всей компанией в кафе; или собирались в общежитии, или у кого – то квартире. Так проходили дни за днями, неумолимо приближалось время зачетов и экзаменов.
Роман и Анатолий дней за десять до зачетов, обижались ребята, или не обижались, бросили все компании и засели за лекции и учебники. Наградой такому затворничеству послужила очень успешная сдача зачетов и экзаменов: наверстали, «упущенное», за время студенческих каникул.
Роману катастрофически не хватало денег. Стипендия уходила за несколько дней, у Юлии просить не мог (знал, что она и так во многом себе отказывает), приходилось экономить на обедах. Постоянное чувство голода мучило его, поэтому, получив, однажды предложение подработать в кафе ночным сторожем, с радостью согласился.
Кафе было маленькое и очень уютное. Сотрудники встретили нового сторожа приветливо – им понравился скромный, добродушный юноша. Вечером перед уходом хозяин сказал:
«Подремать можешь на этом диване» - и указал на кривоногое «чудовище», стоявшее в углу. «Если сможешь немного прибери здесь, ключи от кухни и кладовой не оставляю» - сообщил и ушел.
За час юноша навел идеальный порядок, даже выдраил два котла до зеркального блеска. С собой были лекции и Роман начал готовиться к занятиям. Однако закрытая кладовая и кухня не давали покоя.
Промучившись от соблазна еще с час, он все же решил открыть запретные двери, конечно, ему не составило никакого труда сделать это. Юноша был таким голодным, что вкусное мясо с картофельным пюре, сметана, масло и другая «вкуснятина», которую нашел, исчезали во рту с невероятной скоростью. «Как следует» закусив, Роман подумал, что «неплохо было бы», и с собой что-нибудь захватить. Взяв всего по не многу, спрятал до утра в холодильнике и, «довольный», - отправился подремать.
Утром до прихода сотрудников переложил все в свой рюкзак, закрыл двери, предварительно хорошенько позавтракав. Первой пришла повариха, удивившись идеальной чистоте, обрадовалась и предложила: «Давай-ка вместе позавтракаем».
Открыла кухню и, ничего не заметив, приготовила вкусный завтрак. Что бы не обидеть женщину и не вызвать подозрений юноша еще раз позавтракал.
«До вечера» - попрощался Рома и удовлетворенный тем, что все сложилось так удачно, поспешил домой. Примчавшись, быстро выложил продукты. Юлия уже встала и, увидев его, побежала на кухню готовить завтрак. Третьего завтрака Роман бы уже не выдержал:
«Не нужно Юлия, я уже завтракал».
Юлия Александровна, успевшая обнаружить продукты в холодильнике, удивилась:
«Неужели сторожей кормят да еще с собой еду дают?»
В ее интеллигентную голову , даже не могло прийти мысли, что можно просто взять.
«Да, дают» - пояснил Рома и отправился в институт.
Юлия осталась очень довольной – ведь мальчику нужно хорошо питаться, он же и учиться и работает. Ее зарплаты с трудом хватало, что бы свести концы с концами, зато теперь началась сытная и обеспеченная, для их потребностей, конечно, жизнь.
В кафе ничего не замечали. Конечно, совесть вроде бы мучила - к нему все очень хорошо относились, но Роман утешал себя тем, что им сейчас очень нужно, а хозяину не грех и поделиться. Работал очень хорошо – был и сторожем и уборщиком, и мойщиком посуды, поэтому проработал в кафе почти до окончания института.
«»»» «»»»»
На их потоке училось много симпатичных девушек, но из всех выделялись две: высокие, обе с прекрасными фигурами – одна брюнетка, другая блондинка; одевались они очень модно и очень дорого. Все юноши хотели бы встречаться с одной из них, но у этих девушек были другие планы.
В институте училось много иностранных студентов и Людмила с Валерией посещали те вечера, на которые ходили иностранцы.
И хоть Роман понимал, что Наташа, например, и добрее и лучше, а может быть даже и красивее этих девушек, но ему очень хотелось быть в обществе не Наташи, а именно Людмилы и Валерии. Какие- то они были не такие как все: надменные, гордые, недоступные - совершенно другие и почему то именно это и привлекало Романа.
Однажды друзья попытались пригласить этих девушек в кафе.
«Девчонки, может, сходим сегодня в кафе вечером?» - начал Анатолий и улыбнулся одной из самых своих обворожительных улыбок.
Подруги недоуменно переглянулись и Валерия, снисходительно улыбнувшись (на Романа никто из них даже не взглянул – он все еще выглядел угловатым подростком) ответила:
«Мы уже приглашены на все обеды, ужины и даже завтраки и впредь с подобными предложениями, а также и со всеми другими, просим не обращаться» - и, надменно вскинув головы, обе удалились.
Анатолий даже покраснел, чего с ним никогда не бывало.
«Пошли отсюда» - выдавил он из себя и направился к выходу. Роман понуро побрел за ним.
«Ничего, ничего, когда-нибудь такие же «королевы» будут заискивать передо мной» - упрямо подумал он.
Подруги очень скоро вышли замуж за обеспеченных иностранных студентов (правда пока-то их обеспечивали родители) и уехали с ними по окончании института. Роман и Анатолий грустили недолго – нашлось много других девушек, с которыми было легко, просто и весело. Анатолий влюбился в одну из них и женился, да так удачно, что бегал до неприличия «счастливым» и даже отдалился от друга. Встречались только на занятиях, и молодой муж говорил лишь о своей любимой.
Роман понимал друга, не обижался и даже немного завидовал, но вновь почувствовал себя одиноким. Конечно, был и Анатолий, и Юлия и много других товарищей, но не хватало второй половины – любимой девушки. Молодой человек нравился девушкам: из угловатого подростка, он превратился в интересного, стройного юношу; а вот ему серьезно не нравился никто.
Встречаться-то, он, конечно, встречался, даже вроде бы увлекался, а потом вдруг ловил себя на мысли, что не хочет, ну никак не хочет он идти на свидание и все тут. Роман даже испугался.
«Что со мной? Я никак не могу влюбиться? Вот Анатолий – у него все просто - влюбился, женился и счастлив. А я… мне даже не нравится никто: сегодня вроде нравится, а завтра уже нет. Что делать то?» - спросил как то у Юлии.
«Подожди, мальчик, всему свое время. Значит сердце твое еще не готово для любви. Найдет, обязательно найдет тебя счастье, нужно только подождать» - успокаивала она, а сама думала: «Наверное мысли о Ларисе не оставили еще его голову, наверное она есть еще в его сердце, хотя он и не признается сам себе в этом».
«Время, только время поможет ему» - решила Юлия. И так ей стало обидно, что не в силах она помочь своему мальчику, что в порыве материнской нежности и доброты крепко прижала голову юноши к своей груди и поцеловала, в надежде, что ей перейдет хоть часть его печали, что хоть немного ему станет легче.
Роману и впрямь стало легче на душе, а, вскоре, и грустить стало некогда – предстояла «защита» диплома.
«»»» «»»»
Юноша учился блестяще. Диплом получился такой, что предложили остаться в аспирантуре. Но у Романа и Анатолия были свои планы. Поэтому, получив дипломы, при помощи надежных товарищей, открыли «Салон красоты». Друзья давно задумали это и длительное время готовились.













Рецензии
-- Ирина, извините, но в вашем рассказе нет сюжета. Из трех составляющих литературного произведения: завязка,кульминация, развязка -- у вас присутствует только первое. Все остальное --перечисление действий, поступков, случаев, а где всего этого осмысление, к этому отношение, и т.д., и т.п. Ирина вы выступаете в роли летописца, который пишет то, что видит. Хотелось бы "подводного течения". Дайте материалу "полежать": в нем потенциал хороший -- на три повести хватит: и о принце, и о царевне в хрустальном гробу, и о крепкой мужской дружбе...
с Уважением Шинкин Анат.А.

Анатолий Шинкин   12.11.2008 19:55     Заявить о нарушении
Очень благодарна за отзыв! Кульминация и развязка в других частях, а о подводном течении нужно подумать. Спасибо Вам! С уважением.

Ирина Борисова 2   12.11.2008 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.