Жолтые окна

Как ни пытался вслед за А. Белым или, скажем, В. Пястом восхищаться блоковскими «Стихами о Прекрасной Даме», я ими все же не проникся (гораздо интереснее читать комментарии к этой книге того же Белого или Пяста, следить за сплетением судеб поэтов, а не сами стихи). Восхищаюсь стихотворениями «Незнакомка» или «Ночь, улица, фонарь, аптека», но более эстетически, чем этически. Эстетика «Двенадцати» (не одноименного фильма Н. Михалкова, который я так и не смог заставить себя посмотреть, а поэмы Блока, разумеется) или, скажем, его же поэмы «Возмездие», мне также совсем не чужда.
       
Стихотворение А. Блока «Фабрика» («В соседнем доме окна жолты»), с невыносимым авторским «о» в слове «жолты» - одно из наиболее значительных его стихотворений (вряд ли кто с этим поспорит), а по концентрации прозрения истинных истоков русской революции, ее правды – беспрецедентное.

«Фабрика» для меня до сих пор остается наиболее прочувствованным стихотворением поэта (вот и говори после этого, что термин «классовое чутье» не имеет основы), не только эстетически, но, прежде всего – этически и даже мистически, - концентрированным выражением правды революции, которую я понимаю именно по Блоку или, скажем, Пимену Карпову, а вовсе не по Ленину и иже с ним. Дело ведь не в том, что одни богаты, а другие бедны, а значит – социальная несправедливость и «все поделить», - а в том, что «в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели».

У впервые описанных Блоком «хозяев жизни» или какой-то расхожей разновидности этих хозяев нет сочувствия к угнетенным и падшим, но есть садистически окрашенное торжество попрания рабочих государственной машиной, этакий социальный дарвинизм: мы сила, а вы – прах, так что не рыпайтесь. Но тогда, рано или поздно, на силу поднимается другая сила, может быть, не менее темная. Блок здесь гениально прозрел природу класса новых господ-угнетателей, - вовсе не аристократов духа, а подделок под них, этакой самозванной, самодельной «расы господ», на самом деле – продажных рабов и холуев каких-то почти не зримых, но явно не божественных покровителей. Примерно о том же писал несчастный Горький в «Несвоевременных мыслях». Он, кажется, знал, о ком говорил…


Рецензии