Отцы и дети - студенты и преподаватели

/Даный очерк написан в сентябре 2007-го. При прочтении соотносите даты и указанные в тексте денежные уровни/

В Санкт-Петербурге внушительное количество ВУЗов, как гуманитарных, так и технических, ежегодно выпускающих в свет множество подготовленных, или не очень, специалистов, бакалавров и магистров – в зависимости от программы обучения. Специфика современной жизни заставляет ребят уже на втором-третьем курсах параллельно с учебой искать работу, желательно по специальности, чтобы по окончании института, университета или академии уже был необходимый стаж для продвижения по карьерной лестнице. Здесь надо исхитриться не оплошать на экзаменах, поскольку от цвета диплома будет зависеть престижность занимаемой должности и размер зарплаты.
Правда, это относится далеко не ко всем студентам. Большинство, как это ни прискорбно, предпочитают «забить» на учебу, считая ее лишь прихотью родителей, с которыми пока еще приходится считаться, а деньги можно достать и менее напряжными путями: устроится куда-нибудь по блату или вытянуть из предков. О становлении будущей жизни и о роли образования в ней как о некой опорной точке врядли кто-то задумывается. В постперестроечный период, продолжающийся до сих пор, стало даже модно работать «не по специальности» - какая разница, что у тебя за образование, деньги можно найти и так, и примеров тому уйма: пресловутые приятели, мифические родственники и т.д. Конечно, будущий стабильный заработок, опирающийся на полученные знания, для современного 18-20-летнего молодого человека далеко не главное. Главное, чтобы сейчас у него было бабло в кошельке, тачка во дворе, мобила в кармане и телка в постели, а знания – тьфу, я и без них прекрасно обойдусь. Вот и «мельчает» студент, в массе своей занятый клубной тусой и прочим оттягом.
При том что ежегодно ВУЗовские программы сокращаются как по объему, так и по сложности, современная молодежь со все большим трудом справляется с ними. Пересекаясь с преподавателями, постоянно слышишь от них жалобы, что уже рассусоливаешь материал на пальцах, сокращаешь, как можешь, а толку – ноль. Из группы, хорошо, если не из потока, успешно сдают экзамен один-два человека. И такая тенденция практически повсеместна. Постепеный переход российской образовательной системы на коммерческую основу, снижение количества бюджетных мест, проблему не решает, а, наоборот, только усугубляет. Остаточное новорусское сознание, еще не изжитое с уходом периода «дикого капитализма», позволяет думать: что за фигня – я плачу деньги, вот сами и учитесь. Студент платит не за знания, а за марку. Мы еще очень сильно далеки от европейской модели, где приходится шевелить извилинами, самому выбирать сумму необходимых знаний и жадно выхватывать их прямо изо рта преподавателя. Да, ты платишь деньги, но таких как ты много, и если не успеваешь – не обессудь – размер кошелька тебя не спасет.
Одним из ведущих понятий современного молодежного сленга стало «креативность» (вставить перевод). Оно прочно вошло в обиход как клубной, так и бизнес тусовок. Если ты «креативен», то есть молод, жизнерадостен, пофигистичен, и в твоей голове роятся идеи самых различных и бесшабашных мероприятий, то честь тебе и хвала и радушный прием в любой компании. «Креативностью» сейчас пронизано все, начиная от кафельной плитки и заканчивая лимузинами и таун-хаусами. Креативные директора и менеджеры радостно встречают вас на порогах своих офисов, оттесняя в сторону представителей ныне уже не модных PR-профессий. Что такое «креативность» не подвластно уму экссоветского человека, в массе своей представленного за кафедрами аудиторий большинства ВУЗов. Студент должен учиться и впитывать до последней капли, что я ему даю – говорят педагоги. От учеников их отделяет бездна лет и большой, но абсолютно неадекватный в настоящей российской действительности опыт. Большинство преподавателей не понимают, зачем молодые люди идут в ВУЗы, не знают современной жизни, ее течений и веяний. И дело тут вовсе не в далеко скакнувшем техническом прогрессе. Любой развитый и думающий человек в состоянии овладеть компьтером, сотовым телефоном, интернетом и другими «благами цивилизации», хотя, конечно, молодым проще – они буквально рождаются с понятием о кибер-цифровом мироустройстве. Но упомянутый прогресс тянет за собой порождение новых культурных слоев, вникнуть в которые, не будучи представителем того или иного «креативного» течения, практически невозможно. Огромное количество музыкальных направлений, в которых сам черт ногу сломит, «новаторских» далеко-пост-модернистских литературных произведений, новомодных веяний в театре и кино создают сейчас свою культуру, пускай и характеризующуюся некоторым упадком ценностей. Но, так или иначе, настоящий педагог обязан войти в нее, проникнуться ее духом, чтобы понять необходимость несомых им знаний в современном мире и методы их преподавания. К сожалению, ментальная яма, разделяющая сидящих за партами и стоящих на кафедре, не позволяет найти общий язык на благо российского образования.
Проблема усугубляется тем, что молодежь не шибко стремится в преподавание, особенно в ВУЗах. Если несколько лет назад аспирантура (соответственно, научная деятельность, плюс обязательная педагогическая практика на кафедре) спасала от призыва в армию, тем самым «зазывая» в свои ряды молодых мужчин, то сейчас нормальному парню проще купить себе военный билет, чем париться на грошевой, никому не нужной работе. Приток молодых людей в аспирантуры резко сократился, в основном туда идут сейчас девушки, всилу разных жизненных обстоятельств решающие продолжить образование. Но и среди них редко кто идет именно ради преподавания. И, ясное дело, женщине не справится с толпой «регрессоров», переполняющих студенческую среду.
В начале 2006-го года претерпела изменение структура финансирования федеральной образовательной системы – выросли ставки в средних школах. Теперь молодой преподаватель, конечно, в зависимости от количества часов, может зарабатывать 7-8 тыс. рублей, а не 2-3, как было еще год назад. Это уже дает кое-какую возможность для поддержания жизненного минимума. В высшем образовании ситуация не изменилась, и старший преподаватель или доцент кафедры с полной загрузкой и кандидатскими надбавками получает 3000 рублей, что, сами понимаете, является абсолютно смехотворной суммой.
Вот и остаются в ВУЗах «старые кадры», пускай заслуженные и умные, но не понимающие и талдычащие одно и тоже: в меня вбивали знания, и в тебя вобьем. Их поражает падение нравов, лексика и культурный, а, вернее, «бескультурный», уровень современного студенчества, которому, по их мнению, ничего не нужно от жизни. Но они родились и выросли абсолютно в другой стране, даже в другом мире, со своим устройством, законами и критериями. Легко видеть повальное отупение, дурновкусие, матершину вместо обычной речи, наркозависимость и сексуальную озабоченность, но при этом оставаться в стороне или пытаться прорваться в чужой монастырь со своим уставом. В высшем образовании проблема «отцов и детей» становится сейчас в своем роде камнем преткновения. Студентам не интересно и не хочется общаться с «патриархами науки», сколько бы пядей во лбу у них не было. Новые жизненные ценности диктуют необходимость поиска новых методик и средств по их преподнесению. Здесь не помогут ни снижение уровня образовательных программ, ни дебаты по массовому отупению молодежи. Это путь в никуда. Облегчение учебы лишь способствует ее отвержению, практически в каждом университете, институте, академии можно купить любой экзамен или зачет абсолютно «законно», просто придя в деканат и выложив деньги. Мир становится все более материальным. Низкие заработки педагогов дают им право принимать плату за проставление оценок. Но не все студенты приходят в ВУЗ только за получением корочек, многие хотят получить знания и готовы к этому, но массовое положение мешает им.
Надо привлекать молодежь – кричат завкафы на заседаниях, и педагоги молча кивают. Надо, но как? Умных и продвинутых студентов, особенно мужского пола, не заманишь работать на кафедру. Они уже установили себе цели в жизни, у них уже есть возможность заработка, в несколько раз превышающего ВУЗовские предложения. Да, можно соблазнить грантами, публикациями, зарубежным обменом, но это муторно, перспективы весьма заоблачны, а после обмена большинство к родным пенатам не возвращается. Вот и остается стареющим мастодонтам сетовать на недостаток финансирования, вспоминать далекие советские времена, наставлять несчастных девушек-аспиранток, совмещающих с учебой работу в соседней школе и должность секретаря кафедры, и мечтать: вот бы нам молодого, энергичного, «креативного» руководителя...
Но в наш материальный век «креативность» должна хорошо оплачиваться, чтобы профессия учителя стала престижной и привлекательной, чтобы ее добивались не абы как, а на жесткой конкурсной основе. Перевод системы образования на платную основу, раз уж он идет, должен сопровожаться увеличением уровня преподавания, его пересмотру согласно современой ментальности и жизненной необходимости. Каждый ВУЗ должен предлагать будущему выпускнику не эфемерную никому не нужную специальность и набор разрозненных знаний, а четкую программу дисциплин, преподносимых на профессиональном уровне с должным техническим и материальным обеспечением. И это уже забота не деканатов и даже не ректоратов, а правительства. Может, стоит вложить деньги в образование, а там, глядишь и нанотехнологии подтянутся вместе с остальным общемировым уровнем жизни и мышления?


Рецензии
С детства презираю лицемерие и ненавижу враньё. Ещё в аспирантские годы один "одарённый" молодой педагог выразился, что все студенты - "педики" (несмотря на то, что он вёл тогда преимущественно на "женских" факультетах), через пару лет они стали в его бесноватых глазищах "уродами", а теперь он лживо заявляет о том, что работает не ради денег, а чисто для удовольствия. Замечу при этом, что щедростью он никогда не отличался и всегда был готов удавиться за ломаную копейку! Кроме того, если бы преподавание было для него только источником положительных эмоций, а не способом заработка, то он бы не работал на ПОЛНУЮ ставку; а иной источник дохода для него - это просто поддержка его папочки с мамочкой и других "спонсоров".
Насчёт правительства: у нас его сейчас нет, поэтому и в головах разруха ...

Глеб Жеглов   18.02.2011 11:12     Заявить о нарушении
Согласен, Глеб - "нет плохих учеников, есть плохие учителя". Очень печально, когда даже косвенно сталкиваешься с этим. Мне на жизненном пути повстречались, как полные отморозки, так и феноменальные по стилю, знаниям и любви к профессии педагоги. Но замечу, что последние, не смотря на их, в большинстве своем, уже преклонный возраст прекрасно понимали и могли привлечь молодежь. И, опять-таки, не смотря на это, в приватной беседе жаловались на деградацию нравов...

А что нас ждет впереди... с современной реформой среднего образования... Господи, помилуй нас, грешных!

Александр Эжбер   28.03.2011 12:07   Заявить о нарушении