В защиту Жоржа Дантеса

А собственно говоря, в чём он виноват Жорж Дантес барон Геккерен, дворянин и кавалер, красавец и офицер кавалергардского Е.И.В. полка, января двадцать седьмого дня, года, но рождестве Христовом, тысяча восемьсот тридцать седьмого на честной дворянской дуэли, будучи, к тому же, вызван, ранивший Пушкина, Александра Сергеевича, также дворянина, камер-юнкера, опять же, Е.И.В, от чего последний, через два дня, генваря же 29го скончался? Почему случай тот прервал карьеру поручика, за что второе уж столетие проклинает его Россия, остальной же мир, когда и вспомнит, так безо всякой приязни и уважения?
Приходится думать, что барон:
Во-первых, никак и ничем не нарушил кодекс чести, принятый в его время и в его круге. К тому же кругу принадлежал и противник барона, безусловно признававший его кодекс обязательным и для себя
Во-вторых, не был ничтожеством, каким его изображала русская традиции. Во всяком случае, лишённый права на «ловлю счастья и чинов» в России, он довольно успешно сделал карьеру во Франции,
Наконец, кто же был убит на самом деле? Великого поэта, в смерти которого сегодня обвиняют Дантеса, ещё ее было. Не было «Пушкин — наше всё» и «Пампуш на Твербуле» тоже. ешё не стоял.. Был светский человек и стихотворец, популярность которого, однако же. сильно поблекла в преддуэльные годы. Если Боратынскому оказалась неожиданна «глубина и сила» его последних стихов, что говорить о Дантесе? Лишённом возможности оценить гений противника, хотя бы ввиду незнакомства с русским языком. Знание русского языка не было обязательно для русского офицера. Обязателен бы образ блестящего военного, и элегантного кавалера. У хаживание за чужой женой, к тому же признанной в свете красавицей, в тот образ более чем укладывалось. Если не предполагать настоящей влюблённости Дантеса, что, во все времена, оправдывало многие поступки. С другой стороны, Александр Сергеевич; утверждая священную неприкосновенность «жизни семейственной», видимо, разумел под тем исключительно собственное семейство, ибо увлекался не раз, в том числе и замужними дамами. Грешен был многажды и с удовольствием. Не было также предосудительно блестящему кавалергарду разделять, принятый в обществе, взгляд на литературные занятия: «писать стишки — не значит проходить государственное поприще».. Сказано русским и уже после смерти поэта.
Можно, также, заметить в поведении Пушкина явственны черты дикого африканца,... либо самоубийцы.
«Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха...» Блок. Тоже великий поэт и — знает. Жёсткие условия поединка свидетельствуют о неприятии стороной оскорблённой, койею почитал. себя Александр Сергеевич, половинчатого разрешения ситуации. Уклониться Дантес не мог, это оказывалось бесчестием, концом карьеры и отказом от общества. Что, впрочем, произошло всё равно — нельзя ж, однако, забывать, что даже и среди людей близких Пушкину, были сторонники Дантеса.
По рассмотрении же условий, следует, что дуэль состоялась, промеж дворянского сословия, вполне обыкновенная, исключая только имя одного из противников. К' тому ж барон здесь, как уже .отмечено, был вызванный, а не зачинщик. То есть, выбора не имел. С равными шансами мог быть убит и он, Пушкин славился отменным стрелком и даже раненный не промахнулся. Но сделав, чего не мог избежать, Дантес второе столетие .за то расплачивается. Заслуженно ли?
Конечно же, незаслуженно.. А значит, несправедливо..
Но вопреки логике и здравому смыслу, вынужден я признать, что этот вывод, при всей его очевидности,. как минимум, спорен. Ибо известен прецедент:
«... Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце фараоново и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской.
       Фараон не послушает вас, и Я наложу Мою руку на Египет...» Исход гл. 7. ст. 3 — 4
       Г-сподь не просто выводит свой народ из.; Египта. Он сам вызывает у фараона сопротивление и
сам карает за него. Не только фараона — всех египтян...Зачем? За что?
       «Тогда узнают: Египтяне, что Я Господь...», ст. 5.Оказывается. на высотах, где присутствуют История. Б-г или Гений, не приходится ждать справедливости, логики или здравого смысла, как мы их понимаем. Там— судьба. И случается фатальное историческое невезение. Или сказать «глобальная непруха»,. кому как нравится. Не каждый удостоен этого ряда, но судьбу приходится принимать.
. Хотите ешё и понять? Тогда «свобода, как познанная необходимость». Приехали! Энгельс.…
, Кстати, Энгельс не был первым. Просто его любила философия социализма. Категории свободы, как необходимости до него разрабатывал Гегель. И ещё раньше Барух Спиноза. И другие. Так в чём же он, всё-таки, виноват, господин Жорж Дантес?



Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Да кто бы ни был виноват, или же хоть как-то причастен к смерти Александра Сергеевича... Что мы без него? Осиротели, конечно, потому, как всем нам он свой родной, и стих его сам в душу просится, будто мы его всегда знали...
По каким-то неведомым законам каждому Моцарту - свой Сальери, как повод попрощаться с этим звонким миром. Но кто ж простит того, кто отнял дорогое?
Может быть, и понятно, но обидно терять... Так уж человек устроен...
А Геккерн, да Бог с ним, вот с Александром Сергеевичем уж не свидимся...
Даже если бы дожил он до преклонных лет, всё равно нестерпимо больно, что столетьем промахнулись, живого не застали, не видели, не слышали голоса! Каков же голос был? Хриплый или звонкий, низкий или тенор?
Как посмотрел бы на нас, сегодняшних, с пониманием или усмешкой?
Мы с женой пофантазировали на эту тему да и написали пьесу "А дальше что?" по псевдонимом "Алиса Кразус" (Алла Саша Красновский Зусман).
Тема Пушкина вечна потому, что он - гений, его стихи - гармония, нездеший, какой-то высший голос... И что голос этот в сравнении с тем, как он, человек, делал ошибки, попадал в ловушки. Редко кто подставит миру самое сокровенное души. У больших поэтов это получается. И что в сравнении с этим - подставить грудь или лоб под пули?..

Землемер   03.11.2010 21:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.