Урок поэзии, философские проблемы стихосложения

       Стихосложение, как изобразительное искусство.

       Мы с Вами не будем учиться писать стихи. Мы рассмотрим
особенности стихосложения на конкретных примерах, в
частности на моих собственных стихотворениях. Простите
меня за то, что я буду приводить в пример свои собственные
стихи. Я это делаю только потому, что могу цитировать
свои тексты, не нарушая прав автора, а также потому,
что знаю процесс их создания, как говорится, "изнутри".

1. Прежде всего провторю то, что о чем говорилось в статье
"Как самому научиться писать стихи". В науке автор или
лектор непосредственно обращает свои высказывания читателям
или слушателям, стремясь при этом к точности и однозначности
понимания слушателями своих высказываний. В искусстве автор
передает свои мысли читателю, зрителю или слушателю через
материал, который играет роль посредника.
       Материал имеет собственную структуру, красоту и гармонию,
которыми любуется зритель. Материал обладает также
изобразительными возможностями, которые позволяют автору
отображать в материале предмет: мысли и переживания автора,
окружающую нас природу и т.д., то есть позволяют наполнить
материал содержанием.
       В поэзии материалом являются озвученные слова, имеющие
характерное для национальной речи звучание, составляющие
осмысленную речь ( смысл этой речи вовсе не обязательно
соответствует истинному содержанию стихотворения, это -
речь, имеющая смысл сама по себе ). Эта речь является
грамматически правильной, кроме того она обладает
симметрией, вносимой в нее атрибутами стиха. То есть
стихотворная речь обладает ритмом и рифмами.
       Именно это разделение автора и читателя посредником -
материалом и позволяет создавать то, что мы называем
произведением искусства. Читатель, наблюдая результат
Вашего труда, может сразу Вас и не понять, но красоту
материала он почувствует сразу, и эта красота может даже
на время затмить смысл сказанного. Он будет думать:
прекрасно написано, но что же автор хотел сказать?
Со второго раза он, может быть, догадается. В третьей
попытке он заметит что нибудь новое для себя. В четвертый
раз его осенит противоположная догадка.
       В результате мы находим, что настоящее произведение
искусства сродни природному явлению - оно раскрывается
не сразу, и оно многозначно.
В то же время оно двояко прекрасно: во-первых - благодаря
собственной красоте материала, а во-вторых - благодаря
эстетическому наслаждению, которое возникает в тот момент,
когда мы угадываем намерение автора.
       Конечно, далеко не все стихи такие сложные. Существует
масса декларативно-простых стихов, которые красивы по
материалу, но в которых мысль автора не представляет для нас
никакой загадки. Ну что ж, я просто скажу, что эти стихи не
несут в себе изобразительной функции, зато они несут в себе
другую функцию - функцию прямого убеждения. Но мы будем
говорить здесь о поэзии, как об изобразительном искусстве.
       Пойдем дальше.

2. Когда-то я читал, или слышал по телевидению, историю
глухого от рождения, но зрячего человека, которому врачи
вернули слух. Он рассказывает о своих впечатлениях от
впервые услышанной человеческой речи следующим образом.
"Я не понимал значения произносимых слов, но они казались
мне чем-то прекрасным, как яркие цветные вспышки. Я
наслаждался этими вспышками человеческой речи и смеялся
от удовольствия." Мы же с Вами к нашей обыденной речи
привыкли. Стихотворная речь построена таким образом, что
она возвращает нам способность наслаждаться призносимыми
словами.
       Перейдем к примерам.

3. "Утренний кофе." Сформулируем содержание или предмет:
приятно каждый день, не спеша, маленькими глотками, пить
кофе в постели. Ну, ничего особенного. Теперь взгляните на
картину художника Игоря Сидорова "Утренний кофе".
   Видите - какая красота материала? Как содержание играет
в этом материале, какие тонкие ручки держат чашечку кофе
и греночку. Как искажена перспектива кровати, но зато как
она блестит. Как очень много подушечек и как они освещены.
Потом Вы замечаете как ей уютно, и как она наслаждается
своим кофе. Вы даже можете представить, как она время от
времени поднимает чашечку кофе и подносит ее к своим губам.
       Теперь та же картина в стихотворной форме.

       ***

       На картину Игоря Сидорова
       "Утренний кофе"

Утром пью всегда кофе с греночкой,
Кофе с греночкой держат ручечки.
У кроваточки стоят тапочки,
И лежат на ней все подушечки -

       Освещаются светом солнечным,
       Светом солнечным украшаются.
       И топорщатся патлы рыжие,
       И глаза мои улыбаются.

Ты увидь меня, милый друг ты мой,
Милый друг ты мой, улыбнись ты мне :
"Будь единственной", и возьми с собой -
Прикрепи меня ко своей стене.

       Здесь в материале масса нюансов, которые помогают
представить картину, даже не видя ее. Это и уменьшительное
ручечки и подушечки. Это и повторение пар слов. Это и
неправильное слово "увидь". Все слова очень точно описывают
картину, но в то же время они доставляют наслаждение,
выявляя собственную структуру и красоту материала, красоту
нашей речи, красоту произносимых слов.
       В содержании стихотворения загадок нет, но текстура
материала создает некий мягкий и немного ироничный флер,
провторяющий атмосферу живописного полотна.

2. Шансон.

       ***
       На музыку "Окончен школьный роман"

Между тучей и морем
       лишь полосочка света -
Золотистое небо,
       как далекий маяк.
И забывшие горе
       этим светом согреты,
Даже вдруг показалось -
       можно жить просто так.

       И повсюду, повсюду
       любопытные лица,
       Нет забытых желаний,
       нет потерянных слов,
       Ожидание чуда
       будет длиться и длиться,
       Озаренная светом
       будет длиться любовь.

А зеленые листья
       потихоньку желтеют,
Отрываясь от ветки
       над землею кружат,
Почему же любимых
       никогда не жалеют,
Изменяя, с другими
       о любви говорят ?

       Я на это стихотворение получил рецензию, которая меня очень
порадовала. "Я ничего не понял, но понравилось" - это очень
хорошая оценка. В стихотворении все слова - на месте, и все
они имеют значение. Что значит - нет забытых желаний? Это
значит, что когда Вас перестают любить, никаких желаний не
остается, кроме желания уйти в тихое место и там умереть.
Что значит - нет потерянных слов? По той же причине теряются
все слова. А что делает человек, потерявший слова? Правильно,
- начинает их искать. А как называется человек, ищущий
потерянные слова? Правильно, - поэт. Человек, которого
разлюбили, начинает писать стихи.
       Несмотря на кажущуюся внешннюю напевность и простоту слов,
глубина у этого стихотворения, все же, есть.

3. Как было сказано в статье "Как самому научиться писать
стихи", развитая текстура материала выталкивает за рамки
восприятия прямой логический смысл высказывания. Эту же
процедуру можно провести попросту оставив в стихотворении
пустые места, не договаривая фразы. При этом логика
оказывается в тупике и стихотворение от этого значительно
выигрывает.

       ***

       Невидимые слова.

Воспоминания, что дивно хороши,
И тайные движения души
Незримыми словами закреплю.
Всего три слова.

       Бумага стерпит
       все, что ни напишешь.
       Мой милый друг, твой слух совсем не то -
       Он различает тонкости легко.
       Я говорю "люблю",
       но

       Я для тебя могу
       сложить поэму -
       Все те ж слова, и все
       на

       Смиряясь, все приму,
       что говоришь,
       Но все ж надеюсь -
       ты

Прощение - достойнее похвал.
Прощать таких, как я,
       Господь нам завещал.

       А теперь попробуйте вписать пропущенные слова.
Эмоциональное воздействие стихотворения сразу понизится
и оно опустится на уровень обычного стихотворного
подношения.

6. Вот другой пример стихотворения, где прямой смысл
происходящего пропущен.

       ***

       "Увидеть Париж и умереть"

Ну, давай-ка, еще потолкуем,
Ну, давай же, опять улетим,
И природу опять расцелуем,
И блины со сметаной съедим.

       Углубимся в осенние рощи
       Под шуршанье опавших листов,
       И набросим общения роскошь
       На озябшие плети кустов.

Так отрадны осенние песни,
Что нам ветер поет каждый раз,
И таинственней все и чудесней
Теплота, поглотившая нас...

       Рюмки, вилки и гроздь винограда.
       С холодильника крошки стереть.
       Что же в жизни еще этой надо
       Перед тем, как совсем умереть ?

       О чем это стихотворение? Пришли в гости, выпили,
закусили, как говорится, "хорошо посидели", убрали посуду
и разошлись. Но если так прямо и написать, то вся поэзия
будет убита.

       Перейдем к произведениям других авторов. Может быть есть
и более характерные примеры, но и выбранные мною стихи
хорошо иллюстрируют то, о чем мы с Вами говорим.
( Эти стихи Вы можете найти на сервере Стихи.ру )

7. Стихотворение в прозе "Золотая пыль. ( Слушая Вокализ
Рахманинова )" Юлии Маштаковой. http://www.stihi.ru/2008/08/10/109

       В тексте этого стихотворения изображена музыка. Текст не
простой для восприятия, в него надо вчитаться.
       Очень характерный пример, показывающий, как мы воспринимаем
стихи. В первом прочтении преобладает материал и зрительные
образы, непосредственно, связанные с ним. О содержании стиха,
конечно, знаешь, поскольку знаешь его название, но музыку
сразу не воспринимаешь и даже как-то противишься этому.
       И только после нескольких раз прочтения к тексту и к
возникающим зрительным образам привыкаешь, и начинаешь
слышать музыку. Вспоминаются аналогичные картины Чюрлениса.

       Можно привести и другие примеры, не такие очевидные, но
все же показывающие, как текст стиха выполняет
изобразительную функцию.

8. Стихотворение "Давай..." Юлии Маштаковой. http://www.stihi.ru/2008/08/10/110

       Когда я в первый раз прочел этот текст, во мне была только
одна мысль - какая красота! Но я совершенно не понял
содержания текста. Пришлось читать снова и снова. Когда Вы
будете знакомиться с этим стихотворением, обратите внимание
не только на красоту материала и содержание, но и на то, как
мастерски этот стих сделан. Повторы слов, с вариациями
переходящие из строфы в строфу, очень характерны для
человеческого мышления вообще. Нам свойственно, обдумывая
ситуацию, но не соглашаясь с ней, вновь и вновь мысленно
проигрывать ее.
       А в прозе можно было бы сказать: "Я вновь и вновь
возвращалась к этим мыслям." Но обратите внимание, и в
прозе, для достижения лучшего восприятия, мы используем
повтор слов.

9. Родной. Стихотворение "Вглубь пролеска" http://www.stihi.ru/2008/11/22/3868

Очень яркий поэт, а это стихотворение прекрасно показывает как
средствами поэзии создается произведение изобразительного
искусства.
  Изображается в нем восход солнца над туманящейся рекой.
В тексте используются слова, образ которых имеет другой план -
это образ пробуждающейся женщины. Они, однако, не воспринимаются
буквально, поскольку их перемежают образы природы, а безупречная
ритмика и рифмы сбивают мышление с их прямого толкования.
  Получается ассоциативная мозаика с симметрией, вносимой в нее
атрибутами стиха. Все слова - ассоциации подобраны очень точно,
что является вообще главным требованием поэзии, независимо от
того, в каком жанре Вы пишите, а в данном случае - признаком
большого мастерства.
  Стихотворение фрагментировано - каждое четверостишие создает
законченный зрительный образ. Этой особенностью, а также делением
ассоциаций на равные части - между природой и человеческим образом,
стихотворение мне напомнило вершину пейзажной лирики - "Пляски
осенние" А.Блока. Одним словом, очень хорошо написано, почитайте.

10. XXI век "Шел пешком я по деревне, по России милой" - Виктор Один.
         http://www.stihi.ru/2008/10/04/882

       Легкий, открытый слог, которым написано это стихотворение,
жизнерадостность, с оттенком, даже, некоторого балагурства,
создает солнечную атмосферу текста. Замечательны
использования заглавных букв внутри слов. Я пришел в восторг.
После второго прочтения стало грустно. Мой товарищ
высказался так: "Самое ужасное - в стихотворении нет ни
малейшего преувеличения. Наша деревня - в полнейшей разрухе
и нет никакой надежды исправить ситуацию."
       Вот такое различие солнечного материала и унылой
действительности, которая в нем отражена, создает
паразительный эффект.

       Еще раз повторюсь. Между Вами, как автором, и Вашими
читателями находится посредник - это текст Вашего
стихотворения. Работайте над ним. Старайтесь сделать из
него произведение искусства.
       На этом заканчиваю. Буду рад услышать Ваши мнения по
проблемам стихосложения.

*************************************************************


Рецензии
Очень интересно! Вы не только читаете материал, вы еще и учите как читать надобно! Интересно.
С уважением, Альбина

Альбина Демиденко   17.03.2022 22:11     Заявить о нарушении
Спасибо. Скорее не "учу", а сам учусь. По мере написания новых статей мои воззрения на поэзию менялись. В принципе, поэзия это огромная область, часть нашей общей культуры, с историческими, эстетическими и психологически-личностными аспектами, в которой каждый автор, почувствовавший свой талант в стихосложении, может найти себе место.

Дмитрий Маштаков   17.03.2022 22:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.