ГМ капитализм 2008

Таблица в тексте

Втюхиваемая школьникам и студентам в России экономическая теория (и экономика) призвана не допускать молодые умы к актуальным экономическим обобщениям. Молодежь обычно удерживают на уровне западных экономико-математических абстракций преимущественно вековой давности во славу якобы «свободного предпринимательства», тяготеющего к рынкам совершенной конкуренции, теоретически и практически невозможным.
http://www.antiman.ru/?cat=18
http://www.antiman.ru/
Современный «стыдливый» государственно-монополистический капитализм так и сяк увертывается от неизбежной необходимости решать проблемы всей планеты на более справедливых началах – свободы, равенства, братства и счастья всех народов планеты и каждого человека на планете. Да, декларированы права и свободы человека и гражданина. Только непосвященные не должны догадываться, какого именно человека. Жизнь показывает, что обязательно хотя бы из элиты, да еще – «золотого миллиарда». Остальное – навоз, для перегноя. Хотя именно он – РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ТРУДА - все блага для всяких посвященных («избранных» как всякие депутаты и президенты) и производит.
Не будем повторять истины «левой политэкономии», что перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический означает новую ступень воздействия государства на процесс производства материальных благ и их распределение в интересах монополий. Гигантское обобществление труда и производства требует планомерного регулирования его из единого центра, но этому препятствуют существующие отношения капиталистической собственности. Как форма частичного разрешения основного противоречия капитализма с ростом концентрации производства и усилением его общественного характера в условиях господства монополистического капитала обостряется необходимость вмешательства государства и межгосударственных структур в глобальный экономический процесс.
Здесь с государствами успешно конкурируют транснациональные корпорации. В целом ТНК ныне обеспечивают более 50% мирового промышленного производства. На их долю приходится более 70% мировой торговли, причем 40% такой торговли происходит внутри ТНК - не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Даже по втюхиваемой теории – привычная монополистическая ценовая дискриминация.
Крупные ТНК имеют бюджеты, превышающие бюджеты любой из стран после первых трех десятков относительно развитых. Из 100 наибольших экономик (экономических субъектов) в мире, 52 — это транснациональные корпорации, и лишь остальные - государства. Они оказывают большое влияние в мире, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. Но вот условиях финансового кризиса многие заныли, попросились обратно к «государственному кормилу». И знающая тайны государственно-монополистического капитализма власть в поддержке своим как бы внебрачным детям (от «свободного капитализма») не отказывает – за счет миллиардов ранее обездоленных трудяг.
Интернет позволяет получить о современном ГМК обилие информации. Здесь бы хотелось обратить внимание на стартовые тенденции ГМК на уровне некоторых стран и их объединений в начале 21 века. К чему это далее приведет, сказать пока трудно – договоренности элит ГМК по изжитию финансового кризиса в ближайшие месяцы пути покажут. Но стоит обратить внимание на верхнюю из приведенных таблиц.
Очевидно, что на рынке трудовых ресурсов монопольное положение занимают страны, не являющиеся лидерами мировой экономики (кроме Японии). Они же лидируют и на рынках природных ресурсов. Понятно, что к этому реальному сектору и стараются быстрее пристроиться акулы ТНК, играя там инвестициями из спекулятивного капитала. Вот здесь уже очевиден валютный монополизм США, особенно по любимому в самих США антимонопольному Индексу Херфиндаля-Хиршмана - 652 = 4225. Учебники нередко конкретику этого IHH пробегают мимо, поэтому напомним.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана с 1982 г. стал основным ориентиром антимонопольной политики в США в отношении оценки допустимости разного рода слияний и монопольной власти (влияний). Он используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения I H H слияния. Здесь приведем Индекс Херфиндаля. Для индекса Херфиндаля-Хиршмана суммы квадратов долей рассчитывают только для первых 50 наиболее крупных организаций, представленных на анализируемом рынке, в остальном он не отличается от более полного индекса Херфиндаля (условно оба индекса и объединим).
Ih (I H H ) = Sum Дi2, i = 1, 2,..., n,
где Sum – сумма; Дi2 – доля экономического субъекта на конкретном рынке.
1. I H H меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается. О какой здесь тысяче речь ?!
2. I H H больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень I H H выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) в самих США вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал. Да, в США может вызывать, но у остального мира – нет.
3. Если I H H превышает 1800, рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния I H H увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост I H H на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния. О каких 1800 пунктах речь ?!
Да, для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, очевидно, необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара (в данном случае – денег как товара), что при большом их числе не всегда возможно. Но на валютном рынке все подсчитано достаточно основательно. Здесь США – абсолютный монополист. И мир должен ради своего спасения от столь недобросовестной конкуренции (апологета свободной конкуренции) выступить против монополизма доллара (да и стремящегося к этому евро) в международных экономических отношениях. Иначе усиление повторяемости осени 2008 года.
США явно монополизировали мировой военный бюджет – 2704 индекс Херфиндаля-Хиршмана. С учетом тотальности Голливуда, американских развлекательных телевизионных и новостных программ, сетей Интернета и т.п. США доминируют на всемирном рынке «промывке мозгов» во имя диктата США и «американских ценностей» - около 3025 индекс Херфиндаля-Хиршмана (в учебниках иногда английское Н переводится как Г), по оценке автора этой статьи.
Суммируя все элементы монополистического влияния США в мире (военный базы, зависимые страны и т.п.) долю общего влияния США в составе НАФТА (около 80% многих показателей здесь приходится на США) автор этой статьи оценивает в 53 процента - 2809 индекс Херфиндаля-Хиршмана. Многовато. Даже если сбросить на десяток процентов, то и то получается – 1849. «Слияние запрещается» почти. Но с ЕС «родные» США постоянно сливаются почти на всех рынках, обеспечивая диктат своего ГМК во всем мире во имя себя любимых.
Любя свободные рынок и конкуренцию, НАФТА и ЕС крайне не любят эту свободу (и яро ограничивают чужие ради тотальности своих ГМК и ТНК) для стран инородцев и иноверцев.

В процентах от всего мира, взятого за 100%
Китай Индия ЕС НАФТА (США, Канада, Мексика) Россия Иные страны
(более 170, начиная с Японии)
Рынок трудовых ресурсов (с учетом всего населения) 21,0 17,0 8,4 7,1 2,4 44,1
Рынок природных ресурсов (с учетом всей территории) 7 3 6 16,5 13,5 54
Рынок валового мирового продукта 10 6 24 26 2,6 31,4
Доли в мировом импорте 6 4 40 22 2,4 25,6
Доли в мировом экспорте 6 3 41 16 2,6 31,4
Доминирование валют в мире 28 65 7
Мировые золотые запасы 7 4 35 30 5 19
Доля в рынке высоких технологий 3 1 22 35 2 27(22 Япония)
Доля в мировом военном бюджете 3 2 27 52 2 14
Мировой информационный рынок (Интернет, телевидение и др. – по распространению продуктов) 4 2 21 55 1 17
Доля общего влияния в мире за счет валютного, военного информационного и реального сектора ( вариант экспертной оценки автора) 7 4 22 53 4 10
Свод данных и подсчеты (с округлением цифр) П.М.Золиным с использованием поисковых систем Интернета. Среднее за 2006 – 2008 гг. (с прогнозом) . Экспорт и импорт ЕС с учетом внутренней торговли. Вероятны корректировки.
 



Даже без обращения к индексам, очевидно, что по доминирующей валюте в мире, доле в мировом военном бюджете и на мировом информационном рынке монополистические позиции США очевидны – они занимают более половины рынка. Именно такой монополизм позволяет США безнаказанно вести войны в Ираке и Афганистане, стараться диктовать России отношения со странами, которые по наущению США ведут к россиянам враждебную политику. Монополизм США давно научно и информационно осужден, но пока всеобщего политического осуждения нет (слишком много стран от США и их союзников экономически зависят).
Государство и капиталовложения. государство аккумулирует в своих руках огромные денежные суммы. Если в начале 20 в. через государственный бюджет крупных капиталистических стран перераспределялось 5—10% национального дохода, то уже в 60-е гг. 20 в. — более трети. На долю капиталистического государства приходится большая часть средств, затрачиваемых на исследование космоса, создание атомной промышленности и в ряде других отраслей.
В конце ХХ века первой из крупных стран превзошла рубеж 50% госбюджета в ВВП Франция. http://www.polit.ru/research/2005/08/29/riches.html Но уже 1980 г. совокупные государственные расходы в отношении к ВВП превысили половину в Бельгии (50,7%) , Дании (56,2) , Ирландии (50,8 – вскоре уровень упал до трети), Люксембурге (54,8), Нидерландах (57,5 ) Швеции (61,6 и затем повышался)…

Государственный бюджет и в начале ХХ1 века
- это общегосударственный (условно: общенародный) централизованный фонд денежных ресурсов, выражающий экономические отношения государства с предприятиями, организациями и населением в процессе распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода.
Это и основной финансовый план страны (в условиях якобы свободной конкуренции) , в котором отражена структура доходов и расходов государства, через каналы чего и перераспределяются значительные доли ВВП. Общей тенденцией «свободного капитализма» является устойчивое участие государства в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. И это – во всех странах.
К числу важнейших статей государственных расходов неизбежно относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительны (и обременительны) расходы на осуществление крупных социальных программ, создание объектов социальной инфраструктуры, образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Уже упоминавшиеся ТНК (нередко превосходящие по экономическому влиянию многие страны) - это не только реального сектора компании, такие, но и транснациональные банки, телекоммуникационные сети, страховые и аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды. Государства в государстве и над государствами.
Для определения транснациональных компаний используют индекс транснационализации. Расчет индекса транснационализации ведется по следующей формуле:

I T = 1/3 ( A I /A + R I /R + S I /S) x 100% ,

где
I T - индекс транснационализации, %;
A I - зарубежные активы;
A - общие активы;
R I - объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
R - общий объем продаж товаров и услуг;
S I - зарубежный штат;
S - общий штат работников компании.

Индекс есть, но он в условиях глобализации «ничего не тормозит» (и тормозить не может).


Сравнивая ТНК США с Европейскими , к тому же, замечают - в связи с объемами рынка США, степень транснационализации их ТНК значительно ниже, чем у европейских ТНК, родной рынок которых сильно ограничен. Сказываются различия налоговых систем США и Европы. Да для европейских ТНК, например - немецких, намного рентабельнее выносить производство на восток, чем тягаться с американскими ТНК в других частях света.
Чтобы побудить «бедные и нервные» ТНК начать деятельность – к примеру - в России, правительства предлагают им всякие льготы - налоговые, субсидии, выгодное трудовое или экологическое законодательство. ТНК не оставляет без благодарностей продажных чиновников и группы чиновников – им всегда отходит не менее десяти процентов от сделок (мягко говоря – комиссионные, погрубее – откаты).
За первенство в создании первых мореходных ТНК спорят греки и финикийцы. Следами их деятельности стали финикийские и греческие фактории в округе Средиземного и Черного морей задолго до нашей эры, при этом уже с 7 века до н.э. наладилось здесь привычное монетное обращение.
Первой ТНК средневековья предлагают считать Орден Тамплиеров, основанный в 1118. Уже в 1135 году заниматься банковским делом, распространившимся на несколько стран. Более мощными ТНК были позже британская Восточно—Индийская Компания или голландская Восточно—Индийская Компания. Их признают первыми настоящими транснациональными корпорациями, но это были лишь первыми ТНК нового времени.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Транснациональные_компании

ГМК и ТНК – это примеры монопольной власти. Monopoly power - (допускают, правильнее перевести как монопольная сила, но устоялась «м.власть» в русской (переводной) экономической литературе) — способность фирмы-монополиста (экономического актора-монополиста) влиять на цену продукта (или услуги) и устанавливать ее выше предельных издержек, тогда как на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Степень монопольной власти (силы) определяется коэффициентом Лернера (Lerner’s coefficient ).

Lerner’s coefficient — показатель монопольной власти, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 г. Исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Исчисляется:
 
где P — цена; MC — предельные издержки как — увеличение расходов предприятия, фирмы, предпринимателя, требуемое для увеличения выпуска продукции, товаров на одну единицу.
Это коэффициент не может никого из рассудительных людей обмануть, отвлекать от сути. Монополия властна потому, что может играть ценами – например, ГМК ставкой процента, ценой на рынке кредитов. И это как бы исключается из анализа монопольной власти, так как это власть его святейшества ГМК. ГМК за счет большей части обираемого населения обеспечивает благосостояние своей малой – но очень близкой – посвященной и избранной части.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00121686.htm

Здесь необходимо упомнить пороговую долю рынка, близкую индексу концентрации СR. Российским антимонопольным законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке - превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 50% ( было 35 %). Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов.
Подобный подход был в Великобритании в начале осуществления там антимонопольной политики. Первым антимонопольным законом 1948 г. предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям о всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее трети общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 г. порог снижен до 25 %.
Правда, использование этого критерия в английской практике существенно отличалось от его использования в российской. Во-первых, пороговой уровень (треть или 25 % рынка) применялся - прежде всего - для контроля за ограничительной политикой, проводимой группой независимых фирм. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде (Restrictive Practice Court). Единичные же фирмы с более высокой, чем пороговая, долей рынка ни в какой реестр не включались, в каждом конкретном случае их ограничивающее конкуренцию поведение (и только оно) расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет.
Во-вторых, 25 %-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству порог применяется лишь к продавцу (производителю).

В странах ЕЭС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕЭС в Брюсселе Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких (m) крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на "окраине" рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в "ядре" рынка.
Рыночные доли отдельных фирм нумеруются в порядке их убывания, как и при расчете СR : k1 i ... i km i ... i kn. Тогда индекс Линда для двух крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:
IL = (k1/k2);100 %

Например, если k1 = 50 % и k2 = 25 %, то IL = 200 %.
В случае m = 3 индекс Линда определяется арифметической средней двух соотношений:
а) соотношения между долей крупнейшей фирмы и арифметической средней долей второй и третьей по размерам фирм;
б) соотношения между средней арифметической долей двух крупнейших фирм и доли третьей по размерам фирмы, т.е.IL = ;[k1/2(k1 + k3) + (k1 + k2)/2k3]

Для m = 4 индекс Линда определяется арифметической средней следующих трех соотношений:
а) соотношения между долей крупнейшей фирмы и арифметической средней долей трех следующих по размеру фирм;
б) соотношения между средней арифметической долей двух крупнейших и средней арифметической долей третьей и четвертой фирм;
в) соотношения между средней арифметической долей трех крупнейших фирм и долей четвертой фирмы:IL = 1/3[k1/3(k1 + k3 + k4) + [(k1 + k2)/2]/[(k3 + k4)/2] + (k1 + k2 + k3)/3k4]

Более подробно с индикаторами рыночной структуры знакомятся по книге М. Уотерсона (Waterson М. Economic Theory of Industry. Cambridge University Press, 1987).
Признается, что самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка (к примеру доллара) в пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенным товаром-услугой, включить ли в него и другие его разновидности, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары ?! Именно эти вопросы приходится конкретно решать антимонопольным службам всех стран мира. И при этом сталкиваться с диктатом монополизма ТНК и ГМК.
Обычно начинают с изучения конкретного товара на монополизируемом рынке, затем принимают во внимание наличие товаров-заменителей и расширяют анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д. - до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка.

Количественной характеристикой, мерой заменяемости признается коэффициент перекрестной эластичности. Если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми.
Определив, на какие товары и на сколько процентов вырастет (снизится) спрос при повышении (снижении) цены товара, обозначают и круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости. Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере ориентировочно, границы исследуемого рынка.
http://50.economicus.ru/index.php?ch=3&le=30&r=1&z=1
http://antimonopol.centro.ru/zakon/zakon34.html

Можно. Но для отвлечения внимания от более острых проблем монополизации в условиях диктата ГМК и ТНМ. И сторонники такого диктата в элитах всех стран подавляющим большинством преобладают. Понятно почему… Живем один раз. И если есть шанс ухватить, ухватят. Даже в ущерб огромной части своего же народа.


Рецензии