Великий Новгород

Виллевальде Богдан Павлович (1818 – 1903) 1864 Холст, масло. 248 x 387 см
Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году. Новгородский музей http://thimble.h11.ru/novg2.html http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=9727


Век Интернета позволяет очень быстро – с помощью поисковых систем, - получить многообразную и интересную информацию почти о любом населенном пункте планеты. Археологических глубинах его самого и его округи. Любоваться десятками и даже сотнями фотоснимков и видеофильмов о нем. И все же верю, что эта обобщенная краткая статья о городе, отмечающем в 2009 году свое 1150-летие, будет и при всесилии Интернета интересна и полезна всем.

Великий Новгород (Немогард византийцев, Хольмгардр скандинавов, Острогард германцев, Слава у арабов и Словенск Великий в эпосе славян) - один из древнейших, с учетом данных русского эпоса, городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов из озера Ильмень. Это символ многих поколений первопроходцев, покорявших задолго до нашей эры суровые северные земли – вплоть до Белого моря и низовий Печеры. Это пример создания за многие тысячелетия разнообразных «новых городов» (поселений) как центров освоения новых – великих и обильных - земель.

Ныне спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает 2395 г. до н. э.(3113 от рождества христова: эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе) ,551 г. до н. э. (своды А. А. Артынова, под редакцией профессора Ю. К. Бегунова), 1 в.н. э.(многие летописи; до хождений Андрея и основания Киева), 6 век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г. (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буревоя), до 852 (842)г.(недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины 10 века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около 9 в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес(Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX—XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. ;307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. — 295 с.: илл.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Новгород http://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Великий_Новгород

Его история неразрывно связана с важнейшими этапами жизни многотысячелетней отечественной государственности и – особенно - русского государства со средних веков. Например, дважды в середине IX века и в конце XV века город играл существенную роль в изменениях отечественной государственности: привел к власти династию Рюриковичей и способствовал формированию Московии.

Этот город – оплот российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород – со средних веков один из наиболее значительных центров просвещения и заметный европейский художественный центр. На протяжении столетий он был и надежной крепостью на северных и западных границах Руси.

История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое. «Повесть временных лет» указывает на первое послепотопное время в период Иафета формирование здесь языческого союза «Русь, чудь и вси языци» (конечно, этнонимы летописцы использовали средневековые). Летопись отмечает, что у славян, где затем встал Новгород, в начале нашей эры побывал апостол Андрей с учениками, удивлялся парным баням славян, о чем рассказал даже в Риме.

Вскоре или до хождений Андрея, если верить летописям: «Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской». Археологических подтверждений этого античного города пока нет.


Исконное население Новгородской земли – по генетическим, археологическим и лингвистическим данным – продолжало традиции ностратического содружества ранних народов Восточной Европы: будущих индоевропейцев и тюрков, финно-угров и северных семитов. В начале средних веков в округе Приильменья проявила себя культура длинных курганов, а с 8 века развивалась культура сопок, которую чаще связывают со славянами.

Русские летописи допускают, что у славян Приильменья со времен Кия (до императора Ираклия и царя Хосрова, живших в первой половине 7 века) наряду с полочанами и древлянами уже было свое княжение.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие народов Восточной Европы оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, отчасти проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте (вероятно, хотя бы со времен Германариха - короля Скифии и Германии).

Борьба с усилением господства в международной торговле скандинавских купцов-воинов способствовала ускорению процесса складывания в Восточной Европе новых государственных отношений, направленных и против диктата Хазарии в южных регионах страны. В конце УШ века в Крыму в храме Софии Сурожа крестился новгородский князь Бравлин (вероятно, Буревой Иоакимовской летописи). К середине IX века у истоков Волхова окончательно сформировался центр огромного по территории средневекового союза славян, чуди, веси, мери и всех кривичей (во времена Германариха 4 века: венеды, тиуды, васи. Меренс… ).

Важным центром Поволховья с середины УШ века стал город Ладога (Альдегьюборг скандинавов), где славяне и варяги – как на Рюриковом Городище и в других местах - учились жить вместе.

Сложилась система военного взаимодействия княжений, которую связывают со старейшиной (князем) Гостомыслом. Сбор и выплата варягам дани по ранним погостам отражали уже сложившуюся систему государственного налогообложения (иначе варяги бы дань с огромной территории собирать и не смогли).

В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций послами союза был приглашен (некоторые версии, по завещанию Гостомысла) в Новгород князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей – по разным ветвям династического рода - всеми русскими землями.

По летописным данным, соратник Рюрика Олег с сыном князя с 879 г. перемещался в сторону Киева, где в 882 г. хитростью победил князей Аскольда и Дира. У могилы Аскольда скандинав Ольм поставил церковь святого Николы; а у Дировы могилы - церковь святой Ирины. Взяв в Киеве власть, Олег сказал : "Да будет это мать городам русским", что оставляло Новгороду шанс считаться отцом этих городов.
Во времена Птолемея у Днепра во 2 веке известен город Метро-полис, название которого ученые и переводят как «мать городов» (полисов)

И были у Олега « варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью» (т.е. Русью признавались все народы державы). Олег начал ставить новые города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава. Олег покорил древлян и северян, воевал с радимичами.

По некоторым современным версиям историков, эти яркие факты отечественной истории подвергаются сомнению. Доказывается, что в начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.
На самом деле, это уже не «племена», а «свои княжения» (с народами). Летописи под 6415 (907) годом отмечают не Игоря. «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000».
http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
Летописи здесь ни слова не говорят о племенах. Подчеркнута полиэтничность Руси, объединившей – кроме варягов – 12 народов державы, которую греки называли «Великая Скифь».

Походы Игоря и (ранее) его воеводы Олега позволили достигнуть важной цели - укрепить торговый путь "из варяг в греки", взять его под контроль Руси.

Первые князья династии Рюриковичей стали полноправными хозяевами южнорусских краев, но продолжали нести службу и на Новгородской земле. Они стремились расширять территорию своей державы. Особые успехи здесь были у «тавро-скифа» Святослава Игоревича, покорившего вятичей (округа Москвы), Хазарию и вернувшего в состав Руси (Великой Скифи) Приазовье (там затем сформировалось Тмутараканское княжество).

По версиям современных историков, в середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города. Но вновь речь может уже идти не о племенах, а о землячествах и княжениях. При этом переселялись не «вожди племен», а укрепляла систему погостов княгиня Ольга.

В год 6455 (947). «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.
В год 6456 (948). - (954) записей нет.
В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду».
http://old-russian.chat.ru/02povest.htm

Вскоре византийский император Константин Багрянородный в своем наставлении сыну «Об управлении империей» укажет: «9. О росах[десятки версий трактовок этнонима], отправляющихся с моноксилами[ладьями-однодеревками] из Росии[бывшей Скифии] в Константинополь.
[Да будет известно], что приходящие из внешней России в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда[иногда трактуют: Невогарда], в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии[ не Руси], а другие из крепости Милиниски (Смоленска), из Телиуцы[Любеч], Чернигоги (Чернигова) и из Вусеграда[Вышеграда, здесь в 1054 г. умер Ярослав Мудрый].

Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава[Киев], называемой Самватас[тюрское: «высокая крепость» ?]. Славяне же, их пактиоты[данники], а именно: кривитеины[кривичи], лендзанины[поляки] и прочие Славинии - рубят в своих горах[борах на холмах] моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моно-ксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их". И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр[далее описание порогов].»
http://recult.by.ru/lib/byzant/kb.htm#09 http://oldru.narod.ru/biblio/kb_k9.htm

Славиниями в Византии назывались самостоятельные княжения (архонства) славян. Стратегия и технология изготовления флота напоминают то, что использовали народы Скифии около 270 г. н.э.
Если верить Константину, Святослав воспитывался в Немогарде, вероятно, еще при жизни Игоря. Он вырос и возмужал к 964 г. И начал свои знаменитые походы.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием вновь дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его самостоятельно. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и Малуши (ключницы Ольги) - Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. вернулся – вероятно, - со скандинавским отрядом и завоевал город. Затем после утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси несколько изменилось, но город сохранял свой геополитический авторитет. Особенно это касалось связей с Норвегией.

Около десяти лет в Новгороде воспитывался будущий норвежский король Олаф Трюггвасон (норв. Olav Tryggvason, 963 — ок. 1000) — король Норвегии c 995 года, потомок короля Харальда Прекрасноволосого. Отец Олафа, Трюггви Олафсон был убит Харальдом Серой Шкурой. Олаф родился около 963 году, вскоре после убийства его отца. Его мать Астрид (норв. Astrid) бежала с сыном от убийц мужа в Новгород к князю (вероятно, Владимиру I Святославичу), у которого служил ее брат Сигурд. По дороге мать и сын были захвачены пиратами, жившими в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством жены князя, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов. В 995 году завладел Норвегией и ревностно насаждал в ней христианство (как Владимир для Руси, иногда считается крестителем норвежцев), но бежавшие от него норвежские вельможи нашли союзников в датском и шведском королях. Когда Олаф с флотом выступил против них, потерпел поражение близ Свольдера и пал в битве.
Соратник Олафа Лейв Эйриксон около 1000 г. открыл Винланд (Америку) http://ru.wikipedia.org/wiki/Олаф_I

С Новгородом связан и Олаф II (Олаф Святой, Олаф Харальдсон, Олаф Толстый; норв. Olav den hellige/Heilag Olav; 995—1030) — король Норвегии с 1015 года по 1028 год, представитель династии Инглингов, сын Харальда Гренландца. Ему посвящена « Сага об Олафе Святом». Летом 1018 г. к Олаву Шетконушу прибыли сваты от новгородского «Конунга Ярицлейва», шведский король выдал свою дочь за князя Ярослава (Мудрого), который княжил тогда в Новгороде, а Олаф II женился на её сводной сестре Астрид.
В 1027 году в союзе со Швецией Олаф II напал на Данию, но потерпел поражение и в 1028 году бежал в Новгород к Ингегерде с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид. В Новгороде Ингегерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава. В это время норвежский престол занял Кнуд I. В 1030 году по зову своих сторонников Олаф II вернулся в Норвегию, и попытался вернуть престол, но в июле 1030 года в битве при Стикластадире был убит в битве с дружиной норвежской родовой знати и бондов. Прославление Олафа в лике святых состоялось в Норвегии 3 августа 1031 году (память 29 июля). В 1164 году папой Александром III был причислен к лику святых и стал почитаться, как покровитель Норвегии. Является последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке (Святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии креститель и просветитель норвежцев). В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге - здесь он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона потому, что между ними была «самая большая дружба»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Олаф_II

Новгород долгое время хранил казну Харальда III Сигурдссона, Харальда Сурового (норв. Harald Hardr;de;1015—25 сентября 1066) — король Норвегии (1046—1066). Погиб в бою при попытке завоевать английский трон. С гибелью Харальда прекратился трёхвековой период вооружённой экспансии скандинавских правителей — эпоха викингов. Харальд, сын конунга Восточной Норвегии Сигурда Свиньи и Асты, был по матери младшим сводным братом уже названного короля Норвегии Олафа II. Отец принимал активное участие в воцарении Олафа. В 1031 Харальд с отрядом достиг Руси, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. Затем в 1031-1034 Харальд, вместе Эйливом Регнвальдсоном, сыном ярла (посадника) Альдейгьюборга (Ладоги) Регнвальда Ульвсона, участвовал в кампании Ярослава против поляков и - по сведениям скандинавских саг - являлся соруководителем войска. В 1034 Харальд с дружиной (около 500 человек) поступил на службу к византийскому императору. Отряд Харальда вошёл в элитный наёмный отряд, известный как Варяжская гвардия. Достаточно быстро Харальд показал себя в бою и завоевал уважение гвардейцев (как в конце 7 века князь славян Небул, которому – правда – подчинялось 30 тыс. гвардейцев).
В период службы в Византии, Харальд добыл огромное количество золота и драгоценных камней, часть этой добычи он на протяжении этих лет отсылал на хранение Ярославу Мудрому. В 1043 году, Ярослав, «за убийство одного знаменитого россиянина в Цареграде» (в Константинополе), послал своего сына - новгородского князя Владимира (при нем возводился Софийский собор) совместно с Харальдом в поход на императора Константина Мономаха. Поход закончился миром, заключённым в 1046 году.
Зимой 1043/1044 Харальд становится зятем Ярослава, взяв в жёны Елизавету Ярославну (Эллисиф в сагах), от которой родились две дочери - Мария и Ингигерд. Хотя Харальд был христианином, в 1048 он берёт в наложницы Тору, дочь ярла Торберга Арнасона, родившую ему будущих королей Магнуса II и Олафа III Тихого.

В 1066 году, отправляясь в поход на Англию, Харальд III Суровый оставляет старшего сына Магнуса в Норвегии и провозглашает его конунгом. Младший сын Олаф, жена Елизавета Ярославна и две дочери сопровождают Харальда в его последний поход. Жена - Елизавета Ярославна(1025-?) о ее судьбе, после смерти Харальда, ничего не известно. Дочь - Мария (?-1066) «внезапно умерла в тот самый день и в тот самый час, когда пал её отец, Харальд конунг»». Дочь - Ингигерд (?- ?) вышла замуж за датского конунга Олафа I Свенсона и стала королевой Дании.
После разгрома норвежской армии, Олаф зимует на Оркнейских островах и в 1067 году возвращается в Норвегию. Магнус добровольно разделил с братом королевство: Олаф стал конунгом Восточной Норвегии, а Магнус конунгом Северной Норвегии.
События 1066 года признаются поворотным пунктом в истории Англии, да и всей Западной Европы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Харальд_Суровый

Новгород был заметным оплотом в процессах христианизации Скандинавии.
Но со времен Андрея Первозванного берега Волхова признаются и одним из центров распространения евангельской веры на Руси.

Возможно, первые церкви у языческих погостов появлялись на берегах рек Приильменья со времен княгини Ольги (вероятно, даже во времена Бравлина и Рюрика, который были крещены - Рюрик в 834 г., если верить хронологии Г.В.Вернадского) . Иоакимовская летопись и другие источники ярко описывают христианизацию края при реформах Владимира. Церкви вставали на местах языческих капищ, в них создавались школы учения книжного. В конце X в. в Новгороде построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма вероятно находило отражение языческое мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София могла побудить князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси (до этого округа у истоков Волхова веками могла быть крупным языческим центром, регионом воспитания волхвов). Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

Ярослав Мудрый (ок.978-2.02.1054), сын Владимира и пришедшей из-за моря вместе с отцом в Полоцк княжны Рогнеды, был одним из выдающихся деятелей мирового средневековья, считался иногда даже «цезарем» (царем). Он с помощью новгородцев захватил власть в Киеве, породнился с правящими родами Швеции, Германии, Польши, Венгрии, Норвегии, Дании, Франции, Византии. Его дочь Анна, королева Франции, дала целую ветвь французской знати. Это породнение продолжали внуки и правнуки Ярослава. Владимир (Василий Всеволодович) Мономах (1070-1107) был женат на англичанке Гите Геральдовне. Русские торговые дворы активно развивались в ряде стран Европы и Азии. Храмы Софии сближали христианские таинства русской знати с подобными таинствами знати византийской. Епископом в Новгороде Ярослав поставил Луку Жидяту, активнее вовлекая еврейские круги в жизнь северной державы, где влияние иудеев нередко было заметным.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия - потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды. Основанная Ярославом Мудрым в 1030 г. школа для 300 детей попов и старост заметно повысила уровень образования на Новгородской земле, чему свидетельством являются и берестяные грамоты.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к зажиточному Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку славного города. Каждый претендент старался завести на берегах Волхова своих сторонников . Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием представителей от всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить вольность Новгорода (не новую традицию) попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравными. Тем не менее, армия Андрея была (не только) разгромлена. (, но и взята в плен – чем бы кормили ?!). Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси "татарского выхода" (дани), снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии, по некоторым оценкам, был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское "предательство" военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а "переветник" (предатель) Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии (средневековых «прозападников»), великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве усилило создание (не положило начало) единого российского государства, открыло новую страницу русской истории.

Рубеж XV – ХУ1 вв. стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Почти все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли (преимущественно в округу Москвы под контроль царя), а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции средневекового города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение. Развитие торговли с Европой через Архангельск лишало Новгород средневекового статуса русского «окна в Европу».

XVII век начался для новгородцев с новых несчастий. Город в 1611 - 1617 гг. был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

В последние два века Великий Новгород воспринимается как символ высоких достижений отечественного средневековья, реального народоправства (демократии), яркого культурного развития. Недаром именно здесь с участием императора Александра П и российской знати в 1862 г. установлен Памятник «Тысячелетие России».

Индустриальную славу городу в минувшую половину ХХ века принесли Новгородский химический комбинат, предприятия радиоэлектронной промышленности и еще ряда отраслей.
 
Виллевальде Богдан Павлович (1818 – 1903) 1864 Холст, масло. 248 x 387 см
Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году. Новгородский музей http://thimble.h11.ru/novg2.html http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=9727



На 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 1150-летие Великого Новгорода включено в список юбилейных дат, в праздновании которых ЮНЕСКО примет участие в 2008-2009 годах. Юбилейные торжества состоятся в Великом Новгороде 19-21 сентября 2009 года.
В полном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО числится 878 объектов, из них 23 в Росcии . Под № 604 в этом списке Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестностей города ( с IX вв.)


Журнал «Всемирный следопыт» подвел итоги общероссийского проекта «Семь чудес России» по архитектурным комплексам (аналогичный телепроект с участием 26 млн. голосов вывел на первое место преимущественно природные объекты: Байкал, Долину гейзеров, Эльбрус….). В «Семерке» победителей проекта журнала наряду с юбилейным Казанским кремлем, Псково-Печерским монастырем, Дворцовой площадью и Зимним дворцом в Санкт-Петербурге, музеем-заповедником «Кижи», Тобольским кремлем, Выборгским замком вошли и Софийский собор вместе со всем Новгородским кремлем Все семь победителей являются равноправными и составляют основу нового «Золотого маршрута по России». http://www.rosbalt.ru/2008/07/08/501556.html
http://www.ruschudo.ru/finalvote.html

Великий Новгород и его округа (со знаменитыми историческими памятниками) во время Великой Отечественной войны остановили врага, как щит прикрывали подступы к Москве и Ленинграду. Дмитрий Медведев своими указами 28 октября 2008 г. присвоил Великому Новгороду наряду с Великими Луками и Дмитровым почётное звание «Город воинской славы». Об этом заслуженном звании в городе будет напоминать специальная стела с изображением герба города и текстом указа президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания. 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города прозвучат праздничные салюты.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Город_воинской_славы


Конечно, уже давно назрел Памятник 19 – 21 веку России,
Да и Памятник Предшествующим Тысячелетиям России

Кого там ставить ?!
Портреты (бюсты) людей Костенок и Сунгири, начинавших отечественную историю 25 – 35 тыс. лет назад. Бюсты людей мезолита, неолита, энеолита – здесь уже требуется выбирать и давать им условные названия по эпосу, в частности – Словен и Рус.
Неизвестны реальные лики многих героев Памятники Тысячелетия России, начиная с Рюрика и включая Ольгу, Владимира, Александра Невского и т.д.
С таким же творческим успехом на Памятнике Тысячелетиям России могут встать скифские князья Пал и Нап, Плин и Сколопит, Сагил и Панасагор, Танай и Мадий, Томирис и Антир, полководец из савроматов Скопасис.
Здесь могут найти отражение Гомер (как киммериец), философы Анахарсис и Сфер, скульпторы округи Приазовья, эпические герои всех народов России.
Стоит отметить ряд царей Боспорского царства, известных по античным монетам.
Требуют памяти короли Скифии и Германии Германарих и Баламбер, Руас и Аттила, его сыновья Эрнак и Денгизих. Славянские цари и полководцы Добрент, Ардагаст, Пирогаст, Мусокий. Болгарские цари Приазовья: Гостун и Кубрат, Аспарух. Византийские императоры Юстиниан П и Вардан-Филиппик. Хазарская принцесса Чичак (Цветок), крещенная Ирина. Император Лев Хазарин.
Знаменитый в начале 9 века Фома Славянин, провозглашенный полиэтничными войсками императором.
Новгородские князья Бравлин (Буревой), Гостомысл, его дочь – Умила, по русским поздним источникам, мать Рюрика.
И тогда отечественная историю приобретет реальный масштаб современного научного уровня.

Каждая позиция в новом тексте оправдана десятками современных исследований и убедительным кругом источников. Пока в ряде сводных статей о Великом Новгороде и Новгородской земле существуют – к сожалению, - провокационные провалы.


«Племена славян» (или иных народов Восточной Европы с конца античности).
Русские летописцы указывали, что многое о началах словено-русов и отечественной государственности они взяли из летописания греческого. Хорошо бы реальные значения слов этого летописания сохранились бы и в переводах.

К сожалению, если в греческих источниках указан «каган» (хакан и т.п.) – историки иногда подновляют это на «хан», в источнике «полчище, войско» - у историка иногда «орда» (например, у Г.В.Вернадского) и т.п. Вот это происходит и с понятием «племя» для раннесредневековой истории Руси.

Племя у греков - «фила» («триба» – у римлян)
http://mirslovarei.com/content_yur/FILA-24684.html
http://www.bs71.mnogosmenka.ru/bs710511/bs710529.htm

По сути, нигде к народам славян и многим иным народам оно с поздней античности не относится.
В греческих источниках по отношению к раннесредневековым славянам, как и к другим народам, чаще используются понятия «этнос», «генос», «демос» и подобные. Славяне, завоевывавшие с 5 века немало земель в Европе и Азии (на территории Византии), уже давно в целом от родо-племенных отношений ушли.
 
http://graecolatini.narod.ru/student/06_rus_gr_sl.pdf
(Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1 – 2. М., 1994 – 1995; указатели).
Это поддерживает и Латинский язык
народ gens [ntis, f]; natio [onis, f]; genus [eris, n] (Graecorum, Romanum; bellicosum); populus [i, m]; vulgus [i, n] (disciplinam in vulgus efferre); plebs [bis, f]; Начиная с венедов Тацита
+ неизвестный народу in vulgus ignotus;
+ народ их не одобряет non probantur in vulgus;
+ принять сторону народа plebem amplecti;
+ везде в народе говорят о его беспутствах in ore vulgi versatur ejus nequitia;
+ созвать народ на совет (собрание) plebem ad concionem vocare;
+ много народу magna hominum frequentia / multitudo;
+ распространять (рассеивать) в народе слухи spargere voces in vulgus;
+ народ чаще следует воле, нежели разуму populus magis voluntatem, quam rationem sequitur;
http://linguaeterna.com/ru/lexicon/13-2.html
иногда для племен использовалось - gens [ntis, f]; natio [onis, f]; proles [is, f]; но очень иногда и с допущением значения «народ» (например, при переводах Иордана)
http://linguaeterna.com/ru/lexicon/15-1.html
http://graecolatini.narod.ru/student/06_rus_gr_sl.pdf
http://www.krotov.info/acts/06/iordan/iordan04.html

Этнология славян http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology/6.html

Э;тнос (от греч. ;;;;; — народ) — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками. Синонимы — народ, племя http://ru.wikipedia.org/wiki/Этнос

Известный культуролог Юрий Иванович Семёнов (1929) — российский историк и философ, специалист по теории познания, философии истории, этнологии, истории первобытного и раннеклассового общества; кандидат философских наук, доктор исторических наук – отметил:

«В принципе члены одного этноса могут жить на совершенно разных, далеко отстоящих друг от друга территориях и принадлежать к разным экономическим общностям, однако возникнуть этнос без более или менее компактного совместного проживания будущих его членов на определенной территории и наличия между ними каких-то, пусть минимальных, экономических связей не может.
Этнос может быть (а может и не быть) подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Этнос может состоять из: 1) этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; 2) этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, 3) этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.
http://scepsis.ru/library/id_160.html

К сожалению, нередко «этнос» и «генс», «нацио» и «популюс» раннесредневековых источников для славян упорно переводят как «племя», хотя речь идет уже о народах со своими княжениями, каганатами, архонствами и даже королевствами. Архонтами и регесами (правителями) славян у низовий Дуная греческие источники уже в конце 6 века признают Добрента, Ардагаста, Пирогаста, Мусокия. Какие-то «дикие племена» не могли бы завоевать огромные земли Византии, вести процесс ославянивания империи (с организацией развитого сельского хозяйства), если бы не умели воевать на уровне своего времени. Происходившие из северных славян дружины во главе с князем Небулом в конце 7 века составили гвардию Византии. 20 тыс. славянских семей были переселены в Азию около 737 г. примерно от низовий Дона или Волги халифом Мерваном. 208 тысяч славян в 761 – 763 гг., по направлениям бывших скифских и будущих казацких походов, пересекли Черное море и поселились в Южном Причерноморье. (Свод древнейших письменных известий… С.235).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Северные_архонства
http://ru.wikipedia.org/wiki/Этногенез_славян и др.
Даже русские летописи настаивают, что со времен Кия были свои княжения у ряда славянских землячеств, в том числе и у ильменьских словен. И это до упоминаний Хосрова и Ираклия, известных по событиям первой половины 7 века. Еще в 748 году короли (регес) винидов (славян) и фризов (отчасти родичей будущего Рюрика) поддержали короля франков в войне против саксов (Свод… С.411). Славяне около 747 г. фигурируют в источниках франков как «гнуснейший и наихудший род людей», подобно унижались и словено-русы 9 века в византийских источниках.
Новгород и Приильменье в недатированной части летописей (до 842 – 852 гг.)


И совсем упорная геополитическая провокация.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен.

Провокация многовековая.

Названия многочисленных рек и озер Приильменья – преимущественно ностратические.
Ильмень, Илмер (словообразование типа ступень, ставень, шатер, бобер) – это не финно-угорское Ильма-ярви. Это места почитания Ильма или Ила – вероятнее всего.
Волхов (волхвов) – не Ольхова. Мьста – не Муста (округа называлась Помостьем; Места – река в Болгарии на землях фракийцев http://ru.wikipedia.org/wiki/Места_(река) ).
Валдай – больше индоевропейское «владеть», чем финно-угорское «живая вода», если к тому же помнить балтское Вальдемар – Владимир. Валданис – раннесредневековое название Кубани. И так по многим финно-угорским «названиях многочисленных рек и озер». Хотя, понятно, Котла-ярви и иные «ярви» - это финно-угризмы.

Есть разные версии об этимологии ономастики Новгородской земли из корней тех или иных языковых семей, но нет абсолютных (однозначных) доказательств сведения этой ономастики (гидронимов, топонимов и т.п.) только к финно-уграм. А иных доказательств – археологических, письменных - привязки первых жителей Приильменья к тем или иным народам вовсе нет. Русские летописи не упоминают, что славяне при выходе к Ильменю кого-либо здесь встретили. По Сказанию и Словене и Руссе, Ильмень первоначально назывался Мойско, Волхов – Мутная… Здесь просматриваются больше индоевропейские корни.

Все это в той или иной степени пояснено – к примеру, - в статьях.
Балто-финно-славяне…
Бораны, боруски, Бравлин-Буревой, Бронницы, Бярмия...
Венемаа
Волхов – ящер…
Глубины слов
Истоки языческих культов (по академику Б.А.Рыбакову)
Кривия (Кривейя)
Неаполь Скифский…
Неревский конец Великого Новгорода
Новгород в новгородских летописях
Новгород и Приильменье в недатированной части летописей (до 842 – 852 гг.)
Об истории Иоакима, Епископа Новгородского
Палеолит Приильменья…
Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…
Порог Борея
Прото-Новгород…
Следы Словена и Руса
Словены и русы в восточных источниках
Современные этногеографические представления
http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/


Конечно, все историческое (абсолютно его не повторить) предположительно в той или иной степени.Но не стоит так, запросто, отдавать финно-уграм или балтам земли, на которые пращуры славян могли выходить хотя бы в составе первых индоевропейцев, а то и в составе ностров.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.