Обреченные на жизнь. Глава 1. Лето. Часть 1

Предисловие

Удар в лицо заставил его очнуться. Человек в серой униформе стоял над ним и, дико вращая зрачками, закричал:
- Говори!!! Говори, гнида!!! Кто? С какой целью заслал тебя, мразь? - и снова ударил по лицу.
- Я же говорю, - с трудом выдавливая слова, начал он - никто...
Новый удар заставил его снова отключиться. Потухающее сознание выхватило последнюю фразу:
- Повесить. Завтра...

Глава 1. Лето.

Ведь мне всего лишь больше нечего терять:
моя мечта ушла куда-то за гремящие моря
И не достать.
Мне остается только плакать…

Lumen «Мечта»

1.

- Максим! Ну, Максим! Давай отдохнем! Я не могу больше!
- Лен, всего полтора километра осталось, не больше. Давай уж потерпи.
- Не могу. Ребят, давайте перекур, а? Я же не лошадь, чтобы тонну груза на себе таскать. - она сбросила рюкзак на землю и с ненавистью пнула его.
- Блин, жена! Я тебя за собой не тащил! Кто мне всю неделю на мозги капал: «Я с вами пойду, я посмотреть хочу»? Вот смотри! Кругом толпы особей женского пола, и все прямо так и тянутся ко мне, все хотят поближе познакомиться! - Миша со злобой прикончил еще одного комара, пытавшегося пристроиться на его щеке - Вот, полюбуйся! Одна из твоих соперниц! Эта комариха мне даже нравится. Слушай, крошка, как тебя зовут? - спросил он, глядя на размазанные по ладони останки комара.
- А что ты хотел, Миша? Что я должна была думать? Я сижу дома, а ты неизвестно куда на несколько ночей смываешься!!! Когда мы с тобой нормально выходные проводили? Вместе, Миш?
- Те выходные, красавица моя, и позапрошлые и... А может, выпьем, а? Напьемся как свиньи? У меня как раз в рюкзаке спирт есть! А то моя благоверная считает, что раз не бабы, так водка, а, скорее всего, и то и другое. Только, дорогая моя, его грызть придется!
- Кого?
- Спирт, жена, спирт!!!
- Да ты...
- Хорош уже!!! Отелло с Дездемоной! Вижу, отдохнули. Подъем! На месте разберетесь, кто из вас кого душить будет. - Максим оглядел всю группу и добавил уже не так жестко - Пойдемте, а? А то так мы до ночи не доберемся... Марат, Альбина, как вы там?
- Нормально, господин начальник, полтора км говоришь? Эх, надо было... Ладно пошли, чего уж там. - ответил Марат и подбросил рюкзак на плечах.
Дальше они шли уже молча. Всем девятерым было не больше 25 лет, и дружили они с детства. Конечно, судьба их разбросала по разным городам, но связь они продолжали поддерживать.
- Ух, ты!!! Красота!!! Макс, ты, где это у нас в окрестностях такое место нашел? - воскликнула Лилия, когда они вышли из леса.
- Секрет фирмы. Честно говоря, сам тут первый раз. Разобьем лагерь там. - с улыбкой сказал он, махнув рукой на другой берег. Старый лес сплошной стеной окружал небольшое лесное озеро. С одной стороны озеро заросло камышом, но с другой стороны берег был открыт и весь покрыт, будто ковром, невысокой густой травой. Вода была такой прозрачной, что можно было видеть, как стайки мальков резвятся в толще воды метрах в пяти от берега в зарослях рдеста.
- Раз, два, три... девять человек. Хорошо. Потерь среди личного состава нет. Раненых нет. Нет ведь? - Макс с улыбкой оглядел всех - Ну и хорошо. Так, Ринат, Марат - вы как всегда главные по дровам. Деревья не рубить, кусты не ломать, траву не топтать и бабочек не давить.
- Слушаемся, гаспадина! - хором ответили близнецы и, вооружившись топориками, скрылись за кустами. Оба спортивные (отец еще в детстве записал их в хоккейную секцию), смуглые и черноволосые, братья были как две капли воды похожи друг на друга. Еще, будучи студентами, они, хотя и учились в разных вузах, умудрялись сдавать друг за друга экзамены. Если Марат тяготел к точным наукам, то Ринат к ним испытывал абсолютно противоположные чувства и был типичным «гуманитарием». Так и учились: один сдавал «вышку», другой – историю. Невидимая нить связывала братьев всю их жизнь. Если один из братьев переезжал в другой город, то следом обязательно приезжал второй, хотя поначалу таких намерений и не было: так складывались обстоятельства.
- Миш, ты как всегда главный пожарник. – все уже привыкли к начальственно-покровительному тону Максима. С раннего детства он был главным заводилой в компании. И теперь именно он организовал этот поход, он предложил маршрут и привел их сюда.
- Пожарный, деревня! - весело кинул ему Миша, который как обычно быстро отошел от недавней ссоры с женой, и теперь вел себя так, будто ничего не было.
- Пожарный тушит огонь, ты же ответственный за его разведение, поэтому пожарник. Дим, Леха, мы ставим палатки. Девушки пускай пока отдыхают. Все же им тяжело с непривычки-то.
Всю прошедшую осень и зиму они мечтали об этом. Даже отпуска взяли в один месяц, чтобы неделю наслаждаться природой, тишиной и свободой. Свободой от шума и суеты города, свободой от бесконечных командировок и ночных дежурств и рейдов, от нескончаемых бумажных кип и различных согласований. Каждый искал свою свободу. Но вместе они ушли от мира, от человеческого мира. Все осталось где-то там далеко, практически в другой жизни.
Остаток дня они провели за пением песен под гитару, попыткам искупаться в холодной родниковой воде и в беззаботном валянии на траве. Наступившая ночь собрала всех у костра, который тихо потрескивал сучьями и пускал в небо огненных мух. Ринат сидел, поджав ноги, и по очереди оглядывал всех собравшихся. Кого-то он не видел уже давно, с кем-то встречался каждый день, но в таком составе они не собирались, пожалуй со дня свадьбы Алексея и Лилии. Он наклонился к брату:
- Думаешь, стоит рассказать? Ну, про то, что в лесу нашли?
- Сегодня не стоит. Вон Макс еще расстроится, вел нас за 20 километров от ближайшего человеческого жилья, а тут... Или потащит в лес посмотреть. Меня что-то не особенно радует перспектива бегать по темноте с фонарями по пням-колодам.
- Ладно, уболтал, чертяка языкастый. Дима, Брось сигарет, будь другом.
- Держи. Слушай, Макс, ты хоть знаешь, как это озеро называется? – его озорные глаза блеснули при свете костра. Дима был самым младшим из всех, и при этом самым бесшабашным. Максим, живший всегда «правильно» постоянно упрекал его в излишней «детскости» и несерьезности, говорил, что пора взрослеть. На все эти упреки Дима не обижался, часто отвечая: «Что такого дает твоя «взрослая» жизнь, чего нет у меня?». Этот вопрос обычно всегда ставил «учителя» в тупик, тем более учитывая то, что Дима мог гордиться удачной карьерой в крупной компании.
- Да откуда? Оно ж только на одной карте есть, да и та времен дедушки Ленина.
- Да ладно. Скажи уж. Или я сам все расскажу! - не унимался Дима. Это была его любимая часть в походах с ночевкой у костра - часть страшных историй. Максим был асом в этих делах, и, поняв, куда клонит его друг начал:
- В общем, Русалочье это озеро. Тут лет семьдесят назад хуторок был - так, пара-тройка дворов. Так вот...
Довольно забавно смотреть, как поначалу все пытаются перевести страшилку в очередную смешную байку, потом затихают и тихо слушают. Взгляды начинают бегать, девушки то и дело посматривают по сторонам или, наоборот, боясь обернуться, смотрят на огонь. А уж если неподалеку ухнет филин или с треском сломается ветка, то тут хоть стой, хоть падай. Именно в такие моменты парочки забывают о своих междоусобицах, и девушки прижимаются поближе к своим спутникам.
Рината разбудил комар. Они и так донимали его всю ночь, несмотря на большое количество разнообразных средств, но этот был особенно наглым и все пытался сесть ему на закрытые веки. Выругавшись про себя, он открыл глаза. Утренний свет проникал в сумрак палатки сквозь приоткрытый полог. Часы показывали полпятого утра. Альбина, невеста его брата спала, но самого брата не было. «Просил же, разбудить, когда встанет. Наверняка рыбу ловить пошел. И палатку не прикрыл. Сейчас я ему...» - с такими мыслями он выполз наружу. Трава была мокрой от росы, солнце еще не встало из-за деревьев, но уже озолотило кроны своим радостным светом. Остальные еще спали и, наскоро умывшись, Ринат пошел искать брата. Тот обнаружился неподалеку, в просвете между камышами и сосредоточенно смотрел на поплавок. Весь погруженный в процесс наблюдения, он не заметил, как подошел брат. Вот за что Ринат его уважал, так это, конечно, за умение сосредотачиваться. Если он начал что-либо, то пока он не закончит, лучше его не трогать - минимум обойдешься указанием направления движения.
- Как клев? - шепотом спросил Ринат.
- Да нет ни черта, вон пара карасей и все. Извини, что не разбудил, ты так сладко спал. Там я тебе удилище приготовил, хочешь, присоединяйся.
- Спасибо за милостивое предложение, сейчас. – Рината в очередной раз передернуло от все не отпускавшего утреннего озноба, и он начал собирать снасть.
Через полчаса со стороны лагеря послышался возмущенный голос Алексея:
- Лиля, ты совсем голову потеряла! Я тебя домой не потащу! Нашла занятие босиком по мокрой траве бегать. Ты еще искупайся.
- Да ладно тебе, Леш, ты чего? - весело ответила она. Алексей постоянно опекал свою жену, как маленького ребенка да и сама Лилия внешне напоминала не молодого врача-хирурга, а наивную первокурсницу, которую неизвестно зачем отправили в операционную. В первый день ее работы даже казус вышел: хирург минуты три ругался на то, что ее до сих пор нет, хотя она сама стояла напротив. Потом оказалось, что он принял Лилию за медсестру, потому что никак не ожидал увидеть такую девчушку в роли врача. Однако хрупкость и беззащитность оказались только внешними признаками. Уже через несколько дней все коллеги и пациенты кроме как «Лилия Наилевна» к ней не обращались. Поженились они совсем недавно, буквально полгода назад, однако Ринат до сих пор не слышал ни одного скандала или даже намека на ссору. Друзья по-хорошему завидовали Алексею с его выбором. Они и внешне были похожи, некоторые даже принимали их за брата с сестрой: Алексей ненамного был выше своей супруги, тоже светловолосый, даже по комплекции они вдвоем напоминали подростков, но никак не уже достаточно взрослых молодых людей. Вот Миша с Леной были абсолютно противоположной парой. Миша был самым высоким из всех, но весьма крепким, даже чуть полным. Глядя на него, можно было представить его в роли какого-нибудь деревенского кузнеца. Лена же наоборот, полностью соответствовала образу типичной городской девушки, которая только волею случая оказалась вдали от магазинов, кафе и фитнесса. Характеры их были тоже диаметрально противоположными, и то, что они вместе у многих вызывало, как минимум удивление.  Возникало такое ощущение, что скандалы и ссоры лишь подстегивают их отношения. Они умудрились даже в день свадьбы поругаться, однако это совсем не помешало прожить вместе уже почти два года.
Через час Ринату наскучило сидеть, ожидая поклевки, хотя его брат за это время уже порядочно наловил, и он бросил это занятие.
- Марат, бросай это дело. Ты что? На год вперед собрался наловить? Пойдем уже, там, по-моему, проснулись уже все.
- Давай пошли, тоже надоело уже. – поддержал его брат, и, схватив пакет с рыбой, пошел за Ринатом.
Идею ухи радостно встретили все обитатели лагеря, и потухший за ночь костер радостно заполыхал, а девушки принялись чистить и мыть рыбу.
- Макс, давай пошли с нами. Что покажем - шепотом сказал Марат, увлекая его за собой в лес.
- Вы чего там, конспираторы блин, нашли? Если там не зарытое золото Колчака или разбившееся НЛО, то завтракать будете шишками. - недовольно проворчал Макс, откладывая в сторону картошку.
- Пойдем, пойдем. Тихо только. - нетерпеливо добавил Марат и решительно увлек Максима за собой к опушке, где их дожидался Ринат.
- Эй, мальчики, вы куда? Марат? - крикнула им вслед Альбина.
- За дровами, сейчас будем! - уже из-за кустов ответил Марат.
- Долго, нет? Что там? - ворчал Макс, перелезая через очередной полусгнивший ствол дерева.
- Уже пришли. Вон! - Максим посмотрел в сторону, куда указывал Ринат.
- Вот тебе на! Откуда это?
- «Подальше от цивилизации», «20 километров до ближайшего жилья», видимо не ты один так любишь уединение и быть подальше от человеческих глаз. - поддразнил Максима Ринат.
Их взору открылась довольно большая поляна, огороженная по периметру забором из сетки-рабицы. В центре стояли два жилых коттеджа, а также несколько хозяйственных построек. Чуть левее от них была вертолетная площадка, которая чуть приподнималась над общим уровнем двора, сплошь залитым бетоном и разделенным узкими и длинными клумбами. На флагштоке у одного из домов на слабом ветру колыхался флаг одной из нефтяных компаний.
- Твоя русалка, видимо, тоже приобщилась к цивилизации и обстроилась прилично. Все лучше, чем в камышах куковать, а, Макс? - не унимался Ринат
- Пойдем, посмотрим? - предложил Марат.
- Да ладно. Мо... – Яркая вспышка залила небо, будто кто-то щелкнул гигантским фотоаппаратом, затем тяжелый гул и дрожание земли заставили его замолчать.
- Что за??? - снова начал Максим, однако новый гул и ощутимое сотрясение земли вновь его перебили. - Бегом обратно!!! Лишь бы не карст! -  не замечая перед собой ничего, они рванули обратно и чуть не наткнулись на Диму, который бежал навстречу.
- Пацаны... - переводя дух, выдохнул он - там такое пере... передают!!!
Не говоря ничего, они помчались к лагерю.
Все стояли у палаток, скучившись у радиоприемника. Сигнал был слабый, но через помехи было ясно слышно: "Внимание! Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и, при необходимости, помогите больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны!". Эти слова, повторяемые раз за разом, молотом отдавались в голове Рината и казались нереальными, верить не хотелось. Он инстинктивно посмотрел на небо, пытаясь разглядеть на нем что-либо, подтверждающее слова из радиоприемника, но, само собой, небо было таким же, как и 20 минут назад. На ярко-голубом фоне неспешно плыли все те же пушистые облака, неся неизвестно куда частицы влаги…
- Может учения? - тихо спросила Альбина.
- Может, скорее всего, да. Но лучше быстрее собираться. Мало ли... - Сказал Максим и, резко вскочив, крикнул - Так! Быстро собираемся. Соберите все. Ничего не оставляйте! Бегом, без паники. - и побежал собирать палатки.  Его окрик и решительный голос вывели всех из ступора, и все кинулись собирать вещи. Молча.
- Все собрали? Миш, проверь. Ринат, Марат, ведите, я замыкаю. Быстро! - вся группа бегом побежала к лесу. Через 10 минут они добрались до забора, пройдя вдоль которого, наткнулись на ворота, сделанные из той же сетки. От ворот в лес уходила узкая дорога, и через 10 метров скрывалась за деревьями. Видимо, услышав лай собаки, из домика у ворот выскочил заспанный мужчина в форме охранника и, расстегивая на бегу кобуру, крикнул в сторону Макса, пытающегося открыть ворота:
- Стой, куда лезешь??? Частная территория!!!
- Мужик! Ты это, телевизор есть? Срочно. Тут по радио воздушную тревогу объявляли.- перебивая друг друга, начали все.
- Чего? Вы что, ребята, обкурились? - и, усмехнувшись, злобно добавил: - Валите нафиг отсюда! Сейчас собаку спущу.
Новый гул заставил охранника осечься. Макс начал:
- Мужик, ты сейчас просто включи радио или телевизор. Если нас глючит или что, мы свалим. А если... Даже думать об этом не хочу. Лучше бы нас действительно всех вместе глюкануло.
- Ну, вы шизанутые! Пойдем.
Они вошли в небольшой домик, который был оборудован под жилье для охраны. Остекленная веранда и, судя по всему, жилая комната, дверь в которую была закрыта. В углу на тумбочке перед креслом стоял небольшой телевизор. Охранник взял пульт и с торжествующим видом нажал кнопку. Пощелкав по каналам, и не встретив ничего кроме серого мерцающего экрана, он тут же кинулся к радиоприемнику, который стоял в другом углу комнаты. Радио тоже молчало. Еще несколько раз, пробежавшись по диапазонам, он повернул свое изумленное лицо в сторону ребят.
- И что все это значит? Разыгрываете что ли?
- Делать нечего - буркнул Ринат - Слушайте, а вот это работает? - спросил он охранника, кивнув на маленькую радиорозетку над столом.
- Сейчас. - охранник кинулся в комнату и, покопавшись в шкафу, извлек оттуда древний приемник.
- Сейчас, сейчас... - он явно занервничал, но виду старался не подавать. Радио молчало. Охранник с досадой ударил по нему ладошкой, и в этот момент на всю комнату раздался голос, прерываемый помехами:
- ...штаб гражданской обороны. Граждане! В связи с ракетными ударами… на район движется радиоактивное облако. Населению оставаться в убежищах либо… домах. Произвести герметизацию помеще… подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии указаниям штаба гражданской обороны... - далее текст сообщения дублировался на татарском языке. Удивленный свист заставил всех обернуться. В дверях стоял еще один охранник, на вид чуть старше сорока, обнаженный по пояс, на плече его висело полотенце. Он внимательно оглядел всех присутствующих.
- Все быстро за мной - спокойным, но не принимающим возражений тоном сказал он. - Сергеич, собирай всю еду и воду в бутылках и в подвал домика номер один. Цезарь, пошли с нами - последние слова он сказал, уже обращаясь к собаке, и отстегнул ее от цепи. Овчарка, видимо, почувствовав неладное, замолчала и послушно потрусила вслед за охранником.
- Але, так это что, правда? - спросила Лена, пытаясь удобнее пристроить рюкзак. - Это что вообще?
Все вопросительно и испуганно смотрели на охранника. Тот уже стоял на крыльце дома и, обернувшись, произнес:
- ВОЙНА...


Рецензии