памятник Барклаю де Толли в Риге

Бизнесмен Евгений Гомберг профинансировал восстановление памятника Барклаю де Толли: по заказу заново отлили фигуру полководца и водрузили ее на гранитный пъедестал, пустовавший чуть ли не с начала Первой мировой войны. Вроде бы фигуру сняли, чтобы эвакуировать, и фигура бесследно пропала. Затонула при перевозке на корабле, что ли.

Я понимаю, что Е. Гомберг совершил хороший бескорыстный поступок. Мне неловко, но не могу промолчать: пустой постамент мне нравился больше!

Во-первых, подле него прошло мое детство. Я жил рядом с этим парком, и играл поблизости. Я привык к этому строгому простому гранитному прямоугольнику, мне он казался вполне законченным. Историю об исчезновении фигуры полководца я знал, но ее отсутствие казалось нормой.

А в юности мы частенько, на спор или выпив лишнего, залезали на пустой пъедестал и изображали на нем "скульптурную группу", рискуя угодить в ментовку.

И вот, фигуру восстановили. И мне не кажется, что это - выдающееся произведения искусства. Нормальная скульптура, профессиональная, но ничего особенного. Если бы настоящую нашли, и подняли бы со дна морского, это другое дело.... А так - новодел, неинтересно!

Пустой постамент был совершенен: эдакий благородный минимализм. И в нем была Загадка, Тайна. Исчезнувшая фигура де Толли как бы незримо присутствовала на постаменте. Детективная история исчезновения памятника так же подогревала фантазию. И вот, отлили заново и водрузили на гранит - и все, тайна испарилась!

И вообще, пора уже не металлические или каменные памятники устанавливать, а - голограммы. Современные технологии это позволяют.
 


Рецензии