Как отличить волю Божью от воли нашего эго

          "Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, чтО есть воля Божия"
           Еф. V, 17

          "И опять я страшусь!.. Страшусь воли моей, чтоб, последуя ей, не последовать вместо Бога самому себе и тем не навлечь на себя непредвидимого бедствия".
           Свт. Игнатий Брянчанинов. Собр. творений. Т. III. М.: изд. "Ковчег", 2010. С. 338
          _____________________________________________________

          Как алтарь является сердцем храма Божьего, его святая святых, так и в душе человека есть такая сердцевина – его СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. Здесь все человеческие побуждения, желания, жизненные задачи выстроены в пирамиду по степени их значимости. На самой вершине этой пирамиды властно восседает то, что наиболее значимо для данного индивидуума, что формирует его ведущий мотив.
          Какой побудительный мотив должен находиться во главе пирамиды ценностей у христианина? Ответ очевиден: любовь к Творцу, преданность Ему как моральному Абсолюту, первоисточнику высшего блага и счастья, как конечной цели человеческого бытия. А это означает, что воля Божья всегда стоит выше наших личных желаний, какие бы благообразные формы они не принимали. Все остальные жизненные ценности христианин должен подчинять этой вышеуказанной и ставить, соответственно, на II, III, IV… место.
          Но возникает вопрос: как отличить ВНУТРИ НАС волю Божью от воли нашего страстнОго эго? Вопрос отнюдь не простой.
          Мне думается, чаще воля Божья проявляется в душе человека через ЧУВСТВО МОРАЛЬНОГО ДОЛГА, или ГОЛОС СОВЕСТИ, порой сопровождающееся ощущением некоего ПРИЗВАНИЯ СВЫШЕ, когда человек начинает осознавать, что Бог поручил ему выполнить некое общественно важное Задание, что его призвание – приносить пользу людям в определённой сфере жизни. Такого рода "Божье поручение" чаще всего связано с профессией, общественной деятельностью или семьёй.
          ВО ВНЕШНЕЙ СФЕРЕ жизни человека воля Божья выявляется более отчётливо, чем во внутренней, а именно: в рисунке его судьбы. Именно судьба задаёт нам некие рамки, ограничивающие произвол нашего эго: например, наказывает нас через лишение неких жизненных благ, либо поощряет нас дарованием тех же благ. Постепенно у вдумчивого человека возникает некое ОЩУЩЕНИЕ ВЕЛЕНИЯ СУДЬБЫ, что также является гласом Божьим в мотивационной сфере личности.
          Божья воля неизбежно вступает в столкновение с нашим душевным "Я" – выразителем бунтующих страстей. На психологическом уровне это выражается в эмоциональном диссонансе, раздвоенности личности, внутренней борьбе и изломах мятущейся натуры. Диссонанс снимается только тогда, когда наше душевное "Я" полностью капитулирует пред лицом воли Божьей, и последняя перестанет ощущаться им как препятствие.
___________________

P.S. Ознакомиться с позицией по данному вопросу проф. А.И. Осипова можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=W6IlEF6C37Y.
Изречения старцев Псково-Печерского монастыря на эту же тему здесь: http://www.pravoslavie.ru/118252.html
Схожие мысли см. здесь: https://pravoslavie.ru/133187.html


Рецензии