За спасибо

       
       Одолжения за спасибо делают только дураки.
       Во всяком случае так считают те несомненные умники, которые сами за спасибо и пальцем не шевельнут. Попробуйте подсунуть такому рационалисту «большое человеческое спасибо» вместо «маленькой благодарности» из чего-нибудь осязаемого, и у него на лице появится выражение, будто его обвесили, обжулили, обмишурили и вообще нанесли смертельную обиду, которой от кого-кого, но от вас он никак не ожидал.
       Как-то проездом к нам на огонёк заглянула экспромтом очень популярная, очень раскрученная и очень эпатажная эстрадная дива. Конечно, поднялся нешуточный шухер, ажиотаж, каждый старался попасть на это шоу, потому что – не засветишься там - «что скажет Марья Алексеевна?», вычеркнут их клуба записных интеллектуалов, поставят клеймо на имидж. Понятно, билеты шли нарасхват, на всех, конечно же, не хватало.
       Гражданину, то есть господину Б., тоже не хватило, и жена стала пилить его: у меня новый выходной костюм в шкафу без дела простаивает, в смысле провисает, а тут подвернулся случай показать себя в наилучшем виде, короче, разбейся в лепёшку, а то и в две, а билеты достань.
       Ну, вышел этот Б. на поиски и фортуна в виде очаровательной блондинки улыбнулась ему: «Есть два лишних билета, могу уступить». Б. дёрнул себя за ухо и убедился, что это не первоапрельская шутка. В руках у феи трепыхалось два билета по пятьсот рублей каждый. Дальше всё было делом техники: Б. наслюнявил палец, отсчитал два раза по пятьсот «деревянных» и протянул фее.
       - С вас пятьсот долларов, - кротко улыбнулась она ему.
       - Ого! - удивлённо воскликнул Б. – Это же грабёж, спекуляция!
       - Но не за спасибо же, - в свою очередь удивилась блондинка.
       Согласимся с несчастным Б.– он нарвался на спекулянта в чистом, неразбавленном виде. Но присмотритесь к случаям посложней. И вы увидите, что всегда, когда вместо элементарного, положенного «спасибо» от вас ждут чего-то более весомого, - это та же спекуляция. Целомудренно завуалированная, или бесстыдно оголённая, отягощённая другими уголовно наказуемыми деяниями, или совершённая при смягчающих обстоятельствах, - но спекуляция. На дефиците. На чувстве признательности. Да мало ли на чём. И что интересно. Порой и не понуждает-то нас никто к жертвоприношениям. Сами. По тонкости душевной. Мучаемся, решая, что лучше: просто сказать «спасибо» или подкупить ещё коробку конфет. А не мало – коробку? Может бутылку коньяка? Чёрт его знает, какой купюрой выразить своё чувство благодарности. Само по себе «спасибо», видите ли, ценности не представляет. Оно совершенно девальвировалось и потому...,но тут я возьму тайм-аут и подъеду к проблеме с другой стороны.
       В цеху случилась трагедия. Обгорел слесарь-наладчик. Срочно нужны были кровь и кожа. Безвозмездно. Бескорыстно. Без ничего взамен. Представьте себе, в цеху нашлись добровольцы. Они пришли в больницу и предложили свою кровь и кожу. Это спасло больного. Он выжил, узнал имена своих спасителей и одарил их самым большим богатством, каким владел – своей неподдельной благодарностью.
       - Спасибо, ребята, - прошептал он пересохшими губами. И всё.
       Врачи запрещали ему много говорить, но, если бы и не запрещали, вряд ли он сказал бы больше и лучше. И ребята приняли эту плату. Мужчины деланно захорохорились: «Да чего там», а девчата, к которым тоже относилось «ребята», отвернулись и приложили к глазам платочки.
       Боюсь, не удивил этим примером. Как и предыдущим. В этом-то и весь парадокс. Когда нам нужен пример на благородство и мужество, мы в первую очередь вспоминаем больницы, кабины пилотируемых кораблей, отсеки подводных лодок. Там чаще решаются вопросы жизни и смерти. И там «спасибо» - это устойчивая и признанная валюта, обеспеченная всем запасом непреходящих человеческих ценностей.
       А когда нам нужен пример на крохоборство, стяжательство, мелочность, мы вспоминаем прохудившуюся водопроводную трубу, потухший уличный фонарь - тысячи других суетных и мелких неурядиц. Вот где над вашим «спасибо» громко и всласть посмеются. Здесь у вас этот номер не пройдёт. Дураков поищите в другом месте.
       Понимаете, что получается: с человеком, который отдал свою кровь, можно рассчитаться словом «спасибо», а с водопроводчиком, который обязан заменить эту трижды неладную, трижды прогнившую трубу, - дудки, одним спасибо не отделаешься.
       Да, «спасибо» - это всего лишь слово. Оно бесплотно и бесплатно, оно может и ничего не выражать, а может вмещать в себя целый мир. У него тончайшие оттенки, диапазон его простирается от едва слышимого пианиссимо до громкоголосого форте. Им можно оскорбить человека и можно возвести его на пьедестал. Потому что человек – существо деликатное. Поднимется температура на несколько десятых долей градуса, - и он уже мечется в жару, всего на пару миллиметров подскочит давление, - и у него уже стучит в висках, скажи ему ехидно «Спасибочки» - и он хватается за валидол, а ободри его: «Благодарю за службу!» - и он побежит сворачивать горы. Вот какое уникальное слово. Оно многомерно и многогранно, оно стоит в ряду вечных, неувядаемых слов: «хлеб», «вода»,
«воздух». Красивое, ёмкое слово.
       И всё же не в слове дело. И вообще не в словах. Всё дело в нас самих. А сами мы – в наших делах. Мелких и крупных. Значительных и неприметных. Именно в делах мы мельчаем или становимся гигантами.
       Так давайте же за наши добрые дела, как должное, принимать добрые «спасибо», а в ответ произносить - «пожалуйста», а не эрзац с большой смысловой нагрузкой: «А что я с этого буду иметь?»
       Тому, кто интересуется, отвечу: «Будешь иметь спасибо».
       Честное слово, этого не так уж мало.
       
       
       
       


Рецензии