15. 17 Любавин Анатолий Александрович

Член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник РФ, проректор по учебной работе МГАХИ им. В.И. Сурикова, профессор ЛЮБАВИН Анатолий Александрович. Фото: Артём Киракосов. Осень 2008.




Артём Киракосов

О ДРУГОМ И ДРУГИХ


семнадцать мгновений лета








15 \\ 17 ЛЮБАВИН АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
После того, как я узнал его лучше!



Солнечный человек! Весёлый! Лёгкий! Таких любят! Таких ставят начальниками. Толя – гасит негатив. Гасит то, что могло бы ссорить людей, выводить их из себя. Толя – человек-клей: всё склеивает, вяжет. То, что мешает спокойно жить, работать – всем. Таким и должен быть проректор по учебной работе. Института имени Сурикова. Мне хочется назвать Толю своим другом. Так и есть. Хотя общаемся мы лишь по делу. Теперь. А раньше – такой возможности и не было. Помню Толю ещё с Училища, в котором учились, в «Пятачке» – Художественном училище 1905-го года.

Такие люди и двигают вперёд. Дело. Легко – уйти в сторону, залечь на дно. Особенно, для художника. И – заниматься `своими делами`, творчеством, так сказать. (Можно и это слово взять в кавычки, так сказать.) Очень легко – «поставить крест» на том, что не твоё. На том – что ОБЩЕЕ. И ждать.

Нелегко – тянуть, нести, везти. И – все эти слова – взять в кавычки – тоже. Потому что, это не лошадь, а человек должен выполнить. А: Толя справляется. Справляется хорошо. Закрывая собою «учебный процесс».

“Толя, как справляешься ты с нагрузкой, как удаётся тебе совмещать? Ты успеваешь работать?” – спрашиваю я Толю. Толя чуть-чуть темнеет, опускает глаза, поднимает, улыбается: “Всё успеваю”. “А как?” “Художнику нет преград”, – отвечает и светлеет.

Член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный художник, молодой и обаятельный парень… Прекрасный муж, семьянин, отец двух красавиц-дочек… Я помню его ещё женихавшимся к своей будущей невесте… Тоже – красавице, которую замечали все в Училище.

Быстро течёт время: Толины выставки шествуют по стране. Работы его – уже в музеях. Он стал профессором, занял должности… В этом ли дело? Дело в том, что это почти никогда не совмещается с достоинствами: ни с профессиональными, ни с человеческими.

На Толиных картинах – женщины, девушки, девочки. Семья. Он – певец красоты женской разных возрастов и ракурсов – через глаза семьи. Толя – мягкий. Заботливый. Нежный. Приятный. С Толей – легко.

И пусть у меня так и не получается совместить творчество с преподаванием и работой по организации учебного процесса, пусть! А иногда – и переступаешь! – чтобы сделать человеку приятное: учебный процесс – важнее!! Оказался… И оказалось, что то, что поручил \ попросил сделать Толя – заслонило моё личное. Я напрягся. Так и не вышел из пике. Из которого вышел Толя. Помню, в кабинетах у него – холсты и мольберт. Холсты – с его выставок, на мольберте – новый труд. В перерывах между нами – посетителями – он работает.

Художнику нет преград!

Эту фразу я и повторяю. Сам себе. Хотя у меня ничего уже и не выходит…


       
осень 1973 – 2008 осень


Рецензии