Видения

Леся Украинка
(1871-1913)

Перевод с украинского
(См. оригинал в сборнике «На крилах пісень», изд-во «Веселка», Киев, 1994 г.)

Видения

В бессонную ночь в предрассветный черный час
утомлённым глазам моим удивительный образ предстал;
темно-красный свет, как отблеск пожара,
предвещающий зло, темноту ночи раздвинул.
В свете появилась гения темная фигура.
Долгий и черный плащ, как туча его покрывал
и развевался в воздухе, как море в непогоду.
Сталью холодной отсветы крыльев широких яснели;
кудри черные и длинные спадали на плечи.
В темных и острых очах его взор туманный светился,
Печально смотрел он вдаль, и горячие лились его слёзы,
горе тому, в чьё сердце те огнистые слёзы канут!
Лихо и горе, всемирную ничтожность узреет он разом,
в сердце его загорится то пламя, страшное, всепожирающее,
которое в очах его сверкает, - и безнадёжность
тяжкая, унылая, охватит его, как туча осенняя.
Охваченная ужасом, я взор опустила долу.
Он же промчался, как ветер, и исчез в пространстве.
Вновь темнота залегла, ещё чернее, ещё глубже.
____________

Вечер был месячный, ясный, и зори сияли кротко;
тишь была в воздухе, лишь порой ветерок
крылышком легким веял – и далеко, далеко
из-за горы где-то доносились звуки вечернего звона.
Длинный белый стяг распростёрся от серебряного сияния
в хатке моей, - слишком уж ярко светоч рогатый
той ночью светил. Какая-то тень в том сиянии появилась,
легкая, голубая, прозрачная и неопределенная, как мечта.
Гений то был, но гений не тот, что являлся
темною ночью тогда, ужасом сковав мою душу.
Тихо стоял он, и едва различимы были его светлые одеяния;
кудри светлые, легкие вились над челом его кротким,
белые крылья серебрились в сиянии месяца,
ясны были очи, и взгляд их был как пламень;
мило улыбался, от той улыбки в сердце
радостно тихая надежда, словно лилии цветок, расцветала.
Людская недоля будила во мне не отчаяние, а желание
лучшей доли, более светлой – тот идеал мне сиял
во взоре ясном, и сердце за ним порывалось взлететь.
Он посмотрел на меня печально – и сердцем я почувствовала,
что в небесный простор мне невмочь ещё воспарить…
Исчез он, как мечта, как серебристый туман против солнца.
Заря на небе розовая уже занималась,
из-за горы где-то доносились звуки далёкого звона…


Рецензии