Питер Крэбб- Технологические ловушки

(CultureChange, November 9, 2008)


"Вследствие восхождения техники, люди потеряли свое достоинство и стали бессильными – второсортными гражданами в своем собственном обществе."

В проходящих сегодня повсюду публичных диспутах – будь-то изменение климата, истощение нефтяных запасов, коллапс экономики или милитаризм – никто не замечает в комнате слона. Возможно это потому, что этот слон совсем на слона не похож. Речь идет о разрушительном технологическом образе жизни, который человечество ведет с момента зарождения земледелия, начавшегося приблизительно 13000 лет назад.

Об этом «слоне» мы не услышим из средств массовой информации, хотя техника активно и давно изменяет наше представление о реальности и быстро приводит нашу планету в состояние пустыни. Ситуация намного сложнее и тоньше, чем с небезызвестным компьютером-убийцей HAL в романе Артура Кларка "2001: Космическая одиссея". Дело в том, что ежедневное использование технических средств, доставляющих нам удовольствие, на самом деле губит и нас и планету.

Идя на поводу у своих желаний получать мгновенное удовольствие от всевозможных технических устройств, мы сразу попадаем в ряд “технологических ловушек”, разрушающих наш человеческий потенциал и возможность построения устойчивых культур в будущем.

• Дети попадают под действие техники сразу же после рождения. Их учат тому, что сидение часами перед экраном – это то, чем должны заниматься люди. И нет необходимости заниматься гимнастикой, или выходить на улицу, или погружаться в мир природы. Удобный телевизор, видео-игры, компьютеры и мобильные телефоны отгораживают детей от любых контактов с реальным миром, в котором живут и солнце, и ветер, и растения, и животные. Большинство детей, выросших в этом отвлеченном технологическом мире, вероятно не отличат птичку от пчелы, не говоря уже об их безразличии в отношении общей судьбы человека и остальных форм жизни. У них нет никакого интереса в сохранении планеты, а главным занятием становится включение компьютера и погружение в транс.

• Ежедневное использование технических средств, концентрирующее внимание на “я”, «мое», “мои чувства” и “мои потребности”, приводит к тому, что у ребенка искажается личность. Мобильные телефоны, текстовые послания, и iPods вызывают у взрослых инфантилизм. Данные технические средства не отличаются от любимой ребенком бутылки или большого пальца. “MySpace” (мое пространство) – по иронии судьбы весьма характерный символ нашего времени, потому как внимание фокусируются исключительно “на мне,” но реальность такова, что это уже совсем не "мое пространство", а скорее корпоративная ловушка, которая вытягивает у людей их время и умственную энергию. С упором на “мое,” маловероятно, что люди согласятся предпринять коллективные действия для решения проблем в реальном мире, которые, угрожают их собственному существованию.

• Учитывая ежедневное времяпровождение с техническими средствами, спрашивается, а насколько образованными должны быть люди, чтобы управлять этими техническими устройствами? То, что раньше требовало компетенции, теперь выродилось в поверхностные навыки по нажиманию кнопок в правильной последовательности, заданной инженерами-программистами. Образование и бизнес приняли в качестве образца для студента или рабочего - нажимающий на кнопки автомат. Подумайте о том, как микроволновая печь повлияла на представление американцев о том, какая должна быть еда и как она должна приготавливаться. У людей больше нет аутентичных, полезных навыков, и они даже не понимают, как работает то или иное устройство, от которого зависят. Как они будут жить, когда отключат электричество?

• С помощью энтузиастов и инженеров, техника создает свою собственную идеологию. Широко распространено мнение о том, что техника непогрешима. Но технику необходимо критиковать и подвергать проверке. Человеческие потребности сегодня подчинены потребностям устройств и систем. Если что-либо выходит из строя, это всегда относится за счет “человеческого фактора.” Решение проблем техники всегда ищется с помощью другой техники. Любая область человеческой деятельности должна якобы улучшиться благодаря новейшей и более сложной техники. Вследствие восхождения техники люди потеряли свое достоинство и стали бессильными – второсортными гражданами в своем собственном обществе.

В мире природы, дарвиновский естественный отбор должен приводить к отмиранию разрушительных для организма и среды поведенческих черт. Но технологический образ жизни освободил человека от прессинга естественного отбора. Вред от использования нами разрушительных технологий рассеян в пространстве и во времени и поэтому трудно уловим. Загрязнение воздуха и истощение нефтяных запасов не сразу становятся очевидными для водителя автомобиля, и вряд ли он откажется по этой причине от пользования автомобилем. Точно также покупатель питьевой бутилированной воды на тихоокеанских островах не имеет представления о том, какой вред океану наносит производство бутилированной воды. Наши мозги не в состоянии оценить весь урон, который наносит техника.

Нет легких способов вырваться из этих ловушек. Даже при условии, что люди признают проблематичность техники, большинство не посмеют сказать ей «нет». Некоторые живут без телевизоров, или мобильных телефонов, или Интернета, но общее число сознательных «отказников» ничтожно. Нам требуется глобальное сведение нашей культуры к небольшим, низко-технологическим общинам для того чтобы гармонично сосуществовать с местными экосистемами. И до тех пор, пока люди не найдут в себе смелость и мудрость изменить образ жизни для решения основных проблем выживания, мы будем продолжать катиться по наклонной плоскости ко всеобщей катастрофе.

____________________________
Питер Крэбб – доцент психологии пенсильванского университета, Хазлтон, исследует влияние технологий на социальное и личностное поведение, ведет низко-технологический и размеренный образ жизни в сельской местности.


Рецензии