Бездушие

1.

Был уже ноябрь месяц, но, вопреки всем прогнозам, на улице было сухо, солнечно и тепло.

Во дворе одного дома на детской площадке было, как всегда многолюдно и шумно. Дети играли в песочнице, катались на качелях, скатывались с горки, бегали, озорничали, резвились. Их мамы и папы, бабушки и дедушки, а также их няни, смотрели за ними, следили, чтобы они не упали, не поранились… Слышался смех, детский плач, веселые разговоры…

Все лавочки были заняты. Бабушки и дедушки, сидя на них, разговаривали между собой, делились новостями, событиями и впечатлениями… Молодые мамы и папы играли со своими детьми и, в какой-то момент, забывая, что они взрослые, сами превращались в детей, также резвясь и веселясь от всей души.

В самом конце двора, возле гаражей, лежало дерево, большое и толстое, когда-то спиленное рабочими. Дерево это было старожилом этого двора. Но, люди решили, что оно своей высотой, шириной, да и тем, что не в том месте растет, мешает им и их спокойной жизни, написали заявление в соответствующую инстанцию и вызвали рабочих, которые и спилили это дерево.

Старожил двора, никому не нужный, всеми забытый, лежал на земле и ждал дальнейшей своей участи, когда придут рабочие и распилят его на кусочки…

Маленькая, сухонькая старушка, чуть прихрамывая, в легком, выцветшем и залатанном пальто, устало подошла к спиленному дереву и присела на него. Возле ее ноги примостился такой же старенький со слезливыми глазами пес. Старушка поставила рядом с собой старенькую полосатую сумку, потом, долго копошась в ней, достала расческу, тоже старенькую со сломанными в трех местах зубьями и, ласково погладив пса, стала расчесывать его грязную, давно нечесаную шерсть. Пес не сопротивлялся, а только изредка поскуливал и благодарно лизал старушке руки.

Прохожие, шедшие мимо и, видя эту картину, улыбались. Уж больно трогательно смотрелись старушка и пес, и их забота друг о друге со стороны.

2.

Клавдия Ивановна, так звали эту старушку, прожила в этом доме пятьдесят лет. Когда мужу дали ордер на квартиру в этом доме, а они, молодая семья с двумя детьми жили в общежитии завода, на котором работали вместе, радости не было конца. Все им тогда завидовали, кто по-доброму, а кто и по-плохому. Конечно, по тем временам, когда люди жили в бараках, с общим коридором, ютились в маленьких комнатушках больших коммуналок, жили в подвалах, где в окна, выходящие на улицу, были видны только ноги прохожих, было чему завидовать. А им так повезло, целая, отдельная, двухкомнатная квартира, да еще раздельный санузел, своя ванна и, мечта многих москвичей, балкон, больше напоминающий по своим размерам лоджию.
- Какая ты, Клавка, счастливая! – говорили ей подруги.
Да, Клавдия Ивановна была счастлива. Ей, действительно, повезло в жизни. Тогда, в далекое послевоенное, голодное время она, молоденькая девчонка, только окончившая ремесленное училище, была направлена на завод. Встретили ее тепло и приветливо. Дали станок, новенький, блестящий и сразу же приставили к ней наставника, молодого парня с очень добрыми и лучистыми глазами. Когда их взгляды встретились, то он и она сразу поняли, что полюбили друг друга. Да, это была любовь с первого взгляда. Та любовь, про которую пишут поэты, писатели, про которую поют песни, рассказывают сказки.

Встречались они недолго, где-то два месяца. А потом, пошли в ЗАГС и, расписались. Свадьбы не было. Так, посидели немного со своими друзьями, а потом, всего на одну ночь, друзья мужа предоставили им комнату.

Первое время жили в общежитии в разных комнатах. Но вскоре, директор завода, на котором они работали, распорядился, чтобы семейным парам выделили по комнате. Вот уж где счастью не было границ.

А еще через год дирекция завода им, как ударникам коммунистического труда, дала ордер на двухкомнатную квартиру в ведомственном доме, который построил завод.

Муж оказался очень хорошим человеком. Душа в душу прожила с ним Клавдия Ивановна десять лет. Он не пил совершенно. Все любил делать своими руками. Квартиру, в которой они жили, всю обустроил сам. Шкафчики, полочки, табуретки были сделаны его руками. И не просто сделаны, а украшены резьбой, инкрустацией и покрыты лаком. Балкон муж застеклил и на нем они выращивали цветы. А летом их балкон был как цветущий сад, красивый и благоухающий. Жили очень дружно, в любви и согласии. И, казалось, живите и радуйтесь жизни, но случилось несчастье. Муж погиб. Он, возвращался из магазина и, видимо задумавшись о чем то, не заметил проезжающий автомобиль и попал под его колеса.

После смерти мужа Клавдия Ивановна думала, что не выживет. Ей, казалось, что из ее сердца вырвали огромный кусок. Было очень больно. Но, остались дети, которых надо было вырастить и поставить на ноги.

Работала на двух работах, а еще мыла полы в подъезде, потому что нужны были деньги, чтобы дети были сыты, одеты, обуты. А еще Клавдия Ивановна хотела, чтобы ее дети, обязательно, получили высшее образование. У нее не получилось получить высшее образование, у мужа тоже, потому что не могли они себе этого позволить, так как надо было работать и кормить семью, а вот их дети, как она думала, обязательно должны получить высшее образование. И она, как бы ей трудно не было, сделает все, чтобы эта мечта, их мечта, ее и мужа, осуществилась у их детей.

Дети были сыты, одеты и обуты. Сын ходил на гимнастику в спортивную школу. Дочь училась в музыкальной школе игре на фортепьяно. Клавдия Ивановна трудилась не покладая рук, заботясь, чтобы у детей было все, чтобы дети ни в чем не нуждались.

Когда и сын и дочь заканчивали десятый класс, Клавдия Ивановна нанимала репетиторов, чтобы они смогли сдать экзамены на «отлично». Так оно и вышло. Ее детей очень хвалили в школе, ставили всем в пример, называли их очень способными и удивительно талантливыми.

Сын и дочь, действительно, закончили свои институты. Сын получил диплом инженера и теперь работал в конструкторском бюро на одном из заводов. Дочь получила диплом экономиста и работала на том же заводе, где трудилась ее мама.

И опять, кажется, живи и радуйся, но случилась беда. Сын, возвращался с работы домой и, видимо задумавшись о чем то, не заметил проезжающий автомобиль и попал под его колеса.

После смерти сына Клавдия Ивановна целый месяц пролежала в больнице. Дочь ее навещала, приносила фрукты и утешала.

А когда Клавдия Ивановна вернулась из больницы домой, то дома она увидела нового члена их семьи. Пока она была в больнице, ее дочь, не сказав ей ничего, вышла замуж за парня, который работал у них на заводе то ли токарем, то ли слесарем. Клавдия Ивановна его не знала, но несколько раз встречала в столовой завода, где он всегда привлекал к себе внимание громким голосом, каким он рассказывал друзьям анекдоты, а те, слушая его, громко смеялись. Еще она знала, что он большой любитель выпить. Об этом ей говорили все на заводе.

Когда она вошла в свою комнату, то от неожиданности, чуть не упала. Ее комната была занята. Здесь, оказывается, решили жить дочка со своим мужем и, не спросив разрешения, заняли ее, переставив мебель по своему усмотрению и выкинув то, что, как они посчитали, является хламом. Но это были вещи Клавдии Ивановны.

Клавдии Ивановне они выделили маленькую комнату. Туда же сгрузили все ее вещи, мебель и все, что ей принадлежало.

Она, молча, ничего не говоря, разобралась в комнате, которая теперь стала ее, охая и вздыхая от обиды, глотая слезы и, когда стемнело на улице, легла спать на диван, который ей поставили дочка и ее муж. А кровать, ту кровать, на которой Клавдия Ивановна спала со своим мужем, молодые забрали себе, так как она широкая и, как сказала дочка, очень удобная.

Шло время. У дочки родился сын. С мужем, который стал пить все больше и больше и, потерявший из-за этого работу, дочь развелась и выгнала его. Клавдия Ивановна, уйдя на пенсию, занималась внуком, и он стал для нее тем светом в окошке, той отдушиной, ради чего она теперь жила.

После того, как дочь развелась со своим мужем, она стала грубой, крикливой и резкой. Ласкового слова Клавдия Ивановна теперь от нее совсем не слышала. Ну да ладно, думала Клавдия Ивановна, зато внук у меня просто золото.

Внук рос мальчиком послушным и ласковым. Когда он пошел в школу в первый класс, Клавдия Ивановна провожала его в школу и встречала после школы, занималась с ним, готовила домашние уроки, ходила на родительские собрания. Он так же, как и его мама, захотел учиться игре на фортепьяно. Он так же, как и его мама, учился очень хорошо и его хвалили учителя и ставили в пример другим ученикам.

Шло время. Внук, уже взрослый юноша, закончивший десять классов, поступил в институт. Дочь по-прежнему, грубила матери, а иногда, целыми днями вообще не разговаривала с ней. Внук, наоборот, был с ней очень нежен и, по-своему жалел ее. Но, как потом выяснилось, это было ненадолго.

Наступил день, когда дочь объявила матери, что комнату, где живет Клавдия Ивановна, надо освободить. Так как мальчик уже взрослый и ему нужна отдельная комната. А на вопрос, где же ей теперь жить, дочь ответила коротко и сухо: «На кухне».

И опять Клавдия Ивановна, молча, ничего не говоря, перебралась на кухню. А, так как кухня была маленькая и диван, который стоял у нее в комнате, на кухне не поместился бы, то ей поставили там небольшую, детскую кушетку, ту, что осталась от когда-то еще маленького внука. Но эту кушетку на кухне невозможно было раздвинуть, поэтому ее и не раздвигали вообще.

Дочь ложилась поздно. Внук тоже ложился поздно. А пока они еще не легли, то и он и она, то и дело заходили на кухню, по разным делам. То чайник поставить на плиту, то вытащить чего-нибудь из холодильника. И, каждый раз, заходя на кухню, говорили Клавдии Ивановне, чтобы она пошла куда-нибудь погулять или, сидела бы на балконе, и никому не мешала.

Клавдия Ивановна, молча, все терпела. Она не спорила с дочерью, не спорила и с внуком. Она понимала, что постоять за нее некому. Она вспоминала свою жизнь, своего мужа и то время, когда они, голодные и холодные, но молодые и веселые, жили в общежитии и были счастливы. Последнее время она жалела только об одном, что не умерла вместе с мужем в один день. Но, видимо, так угодно судьбе. Надо жить и терпеть. А когда придет ее последний день, это известно только самому господу.


3.

Так они и жили. Клавдия Ивановна на кухне, внук в маленькой комнате, дочь в большой. Замуж дочь так больше и не вышла. Как поняла Клавдия Ивановна, у дочери вообще не было больше мужчин. А почему? На этот вопрос она так и смогла ответить.

Внук постоянно приводил в дом друзей, подруг и вообще случайных прохожих. Музыку всегда включал очень громко, не обращая внимания ни на крики матери, ни на крики соседей, просивших сделать музыку потише.

Когда у внука начинались гуляния, Клавдия Ивановна уходила во двор, садилась на скамеечку возле подъезда и ждала, когда все гости уйдут. Иногда ей приходилось сидеть и до утра…

А потом..., это случилось тогда, когда дочь пришла с работы «чернее тучи»..., случилось то, почему она теперь здесь сидит на этом спиленном дереве. Дочь, взяв сумку, в которой они хранили картошку, старенькую и полосатую, покидав в нее вещи матери и, бросив ее в открытую дверь, крикнула матери, чтобы она убиралась отсюда. На вопросы: «Почему?» и «За что»? и «Что я тебе сделала?» - дочь ничего не ответила, а только зло и воинственно, исподлобья смотрела на мать.

По взгляду Клавдия Ивановна поняла, что она больше не нужна дочери. Дочь ее выгоняет на улицу.

Клавдия Ивановна, одев старенькое пальто, старенькие, видавшие виды, ботиночки, взяла эту сумку и ушла из дома. Дочь громко, резко и зло, захлопнула за ней дверь.


4.

Она вышла во двор. Было уже очень темно. Во дворе никого не было. Ветер был холодный и порывистый. Клавдия Ивановна, поежившись, подняла воротник пальто, чтобы хоть так-то согреться. Возле подъезда на лавочке она решила не садиться. Клавдия Ивановна не хотела лишних разговоров, сплетен, да и стыдно ей было перед всеми за то, что дочь с ней так поступила. Дочь, которую она растила, души в ней нечаяла, умница и отличница, на работе ее тоже все хвалят, выгнала ее из дома. Как теперь людям в глаза смотреть?

Она тихо, опустив голову, побрела во двор, на детскую площадку, туда, где около песочницы стоит детский грибок. Какая никакая, но все-таки крыша над головой. Под детским грибком стояла скамейка, вот на эту скамейку и села Клавдия Ивановна. Во дворе было холодно и одиноко. Редкие запоздавшие прохожие шли мимо, не обращая внимания на одинокую старушку.

Вдруг, Клавдия Ивановна почувствовала, что что-то теплое прикоснулось к ее ноге. Она посмотрела вниз и увидела собачку. Собачка, грязненькая и старенькая, прижалась к ее ноге и тоже смотрела на нее своими жалостливыми и добрыми глазами.

Клавдия Ивановна погладила ее по голове и, подняв свои глаза на окно, то окно, где была когда-то ее квартира, горько и беззвучно заплакала. Пес, поднявшись на задние лапы и, положив свою морду ей на руки, тихонько заскулил.

Услышав, что пес тоже плачет, Клавдия Ивановна посмотрела на него. Она узнала его. Это был Шарик. Веселый, игривый и, действительно, похожий на шарика пес. Всегда чистенький, расчесанный, он гулял со своими хозяевами. Во дворе его все любили. Он был удивительно добрый и ласковый пес. Дети, подбежав к нему, всегда старались погладить его и угостить чем-нибудь вкусненьким. Но шли годы, пес постарел и, видимо, стал не нужен своим хозяевам. Потому что, как вспомнила Клавдия Ивановна, они купили себе дорогого породистого пса из какого-то элитного клуба. А Шарика просто выставили за дверь.

Шарик, видимо, также как и Клавдия Ивановна, понял, что он им больше не нужен. Он тихо, понуро, поплелся во двор. А здесь он нашел такую же, как и он, несчастную и бездомную.

Они сидели, обнявшись, согревая друг друга своим теплом.

5.

Вот уже как целый месяц Клавдия Ивановна вместе с Шариком живут на улице. Никто не обратил на них внимание. Никто не поинтересовался: « Что с ними случилось?». А самые дорогие и близкие им люди вообще, наверное, забыли про их существование.

А сколько таких историй. Но, самое страшное, это бездушие не только близких и родных людей, а бездушие людей, окружающих нас всех. Людей, которые идут мимо, видят, что человек попал в беду, но все равно, идут мимо, сознательно убыстряя шаг, не вмешиваясь и не участвуя в этой беде и не стараясь помочь.


Во дворе под крышей грибка,
Что на детской площадке стоит,
На скамейке, согнувшись, одна
Вся в слезах старушка сидит.

Она смотрит в родное окно,
Где жила и растила детей,
Но окно теперь не ее -
Ей вчера указали на дверь.

Дочь прогнала ее за порог -
Не нужна ей старушка-мать,
Поменяла на двери замок
И легла спокойно спать.

Дует ветер в ночном дворе,
Треплет пряди седых волос,
Рядом, мордой, прижавшись к ноге
Сел, такой же, бездомный пес.

Светит в небе ночная луна.
Никого во дворе, ни души.
Две фигурки – пес и она
Замерзают в бездушной тиши.


Рецензии
Да, эта история очень печальная, у нас каждую весну вокруг дома пилят и пилят деревья. Деревья молодые, живые, кому и чем они мешают?! Что-то с людьми не то происходит, однозначно. По поводу старушки, такая печальная судьба и мужа потеряла и сына, а дочь озлобилась и решила свои неудачи в жизни выместить на матери. Людей, которые так поступают, нужно в принудительном порядке лечить в психиатрической клинике, они не здоровы и не в себе.
Третий герой, Шарик, тоже ничем не виноват, если хозяева могут позволить себе покупку дорогой породистой собаки, могли значит и Шарика прокормить, не выгонять из дома.

Маргарита Репаловская   16.05.2022 19:19     Заявить о нарушении
Всё верно, Маргарита. К сожалению, таких историй много. Брошенный Шарик, брошенная бабушка, спиленное дерево... Да, это всё очень и очень печально. И всё это от бездушия. А бездушие в наше время, как по нарастающей...
Спасибо, Маргарита!
От всей Души!!!

Григорьева Любовь Григорьевна   16.05.2022 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.