Глаза и сердце Левона

       Памяти Левона Абрамяна

  Прошла всего неделя, как я устроилась на работу в библиотеку. К своей радости узнала, что здесь каждое второе воскресенье месяца проходят занятия литераторов.
«Повезло, - отметила про себя. - Наконец осуществится мечта всей моей жизни: получать серьёзные знания у профессиональных литераторов, возможности печататься и общаться с такими же, увлечёнными литературным творчеством людьми, как я».
Пришла на занятия с чувством некоторой неуверенности и тревоги: «Как примут?»

 Пока собирались, познакомилась с руководителем – интеллигентной и доброжелательной женщиной.
Она коротко изложила историю создания литобъединения, о сложившихся традициях, о том, что в «Голосе» начинали литературную деятельность некоторые известные тульские писатели.
Примерно через полчаса в гостиную вошли трое мужчин и тихо расселись по местам. Людмила Александровна представила меня опоздавшим и дала слово.

Я начала читать серьёзные патриотические стихотворения «Россия», «Деревенька». Дочитала и подняла глаза, смущаясь и ожидая критики. Прямо напротив меня сидел мужчина, показавшийся в тот момент, приблизительно моего возраста. Явно не русский, а как принято говорить сейчас, «лицо кавказской национальности» Худенький, прилично одетый. Короткие седые волосы аккуратно пострижены и причёсаны. Ничем, собственно говоря, не примечательный на вид.

 Но глаза… Большие, карие, с поволокой и длинными ресницами. Казалось, они заполняют всё лицо. И взгляд…Открытый, ясный, взгляд человека, который смотрел удивлённо и изучающе. Из - под густых, с проседью бровей, он словно пронзал насквозь, но не жёстко, а очень внимательно.
 Оценивающий взгляд как бы говорил: «А впрочем, ничего! Справилась!»

Началось обсуждение. Я внимательно слушала коллег по перу и записывала замечания. Впрочем, их почти не было. Стихи были приняты доброжелательно. Дошла очередь и до Левона (так представился мужчина с пронзительным взглядом). Вот здесь пришла очередь удивиться мне. Его речь - выразительная, спокойная и образная, выдавала в нём незаурядного и эрудированного человека. Обстоятельно и толково он отметил достоинства и недостатки стихов. Не навязывая своего мнения, деликатно, он аргументировал свои критические замечания. Тихим, размеренным голосом, при котором, тем не менее, все замолчали, Левон Мушегович высказал пожелание, что я стану полноправным членом объединения.

Принято считать, что первое впечатление о человеке самое сильное. Но я скажу больше: каждая встреча с Левоном Мушеговичем оставляла такое же чувство восторга, как и в начале.

Вспоминаю ещё одну встречу 13 января 2008 года. В той же музыкальной гостиной по устоявшейся традиции праздновали встречу Нового года. Приехали члены объединения из Алексина, Прилеп, Липок и других населённых пунктов. Разговор получился шумный. Смех, гомон… С краю, почти не вступая в беседу, скромно сидел Абрамян.
Внимательно, с чуть заметной улыбкой, прячущейся в краешках губ, как мудрый аксакал, смотрел на галдящих товарищей. А в глазах то появлялась, то пропадала лёгкая смешинка. К вину он не притрагивался, но, чтобы не обидеть собравшихся, только пригублял и ставил рюмку на стол.

       Вполне естественно, что, как новому человеку в литературных кругах города, мне захотелось познакомиться с творчеством членов литературного объединения. Перелистав все сборники тульских авторов, почти в каждом нашла фамилию Абрамяна.
«Плодовит»,- отметила про себя.
Обилие его стихов и прозы на страницах коллективных сборников и страницах газет, меня, мягко говоря, ошеломило.

Попутно узнала, что в Тулу мы приехали почти одновременно. Удивило то, что профессия его была далека от литературной деятельности. Кажется, что может быть общего у ветерана тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и поэта-лирика, писателя- гражданина? Но всё это поразительным образом гармонично сочеталось в одном человеке – Левоне Абрамяне без особых усилий.

Моя память возвращается ещё к одной встрече. 12 июня меня пригласили на тематический вечер, посвящённый Дню независимости России, который проходил в Центральном парке культуры и отдыха имени Белоусова. На скамеечках стайкой сидели члены известного в городе литературного молодёжного объединения «Муза». С ними же сидел и Левон Мушегович. Только тогда я узнала, что его объединяет с ребятами тесная дружба.

Прочитав свои стихи, я спустилась со сцены и подошла к Абрамяну. Глаза его светились доброй отеческой улыбкой. Чувствовалось, что Левон Мушегович искренне рад тому, как мои стихи приняла публика. Говорят, что человек познаётся не только в беде, но и в радости. Некоторые очень ревностно относятся к успеху другого, но это совершенно было не свойственно Абрамяну. Его же неподдельная радость была настолько очевидной, что я поняла: мы подружимся.

 А когда показала мой, только что вышедший первый сборник стихов с предисловием члена Союза писателей России, заслуженного врача, Эдуарда Павловича Георгиевского, Левон Мушегович заулыбался и сказал: «Поздравляю! Успехов тебе! Ну, ты и шустрая!»
 
Ведущая объявила, что сейчас на сцене появится поэт, который прочитает стихи, посвящённые обороне города,  Абрамян встал и с очень серьёзным видом поднялся на сцену. Перед публикой стоял уже не тот, улыбающийся мне добродушный человек, а монолит, собравший в кулак всю силу воли. Я была настолько поражена мгновенным перевоплощением Левона Мушеговича, что, как и все сидящие рядом, замерла от мысли: «Что же будет?»
Твёрдым голосом он начал читать:

«Тревожный перезвон колоколов.
Всё напряжённее в цехах работа.
В решимости, не тратя лишних слов,
Формировалися за ротой рота»…

Поэт чеканил слова, а передо мной явственно проходил рабочий полк, «готовый выдержать любые испытания» в схватке с врагом. От такого патриотического порыва, от накала его голоса хотелось встать вместе с туляками на защиту Москвы. На короткие мгновения я забыла, где нахожусь. Стихотворение «Неодолимые» автор читал так, словно сам был на переднем крае обороны.
Глаза Левона Мушеговича горели неистовым огнём ненависти к фашистам, посягнувшим на святую Русь. Бледный, возбуждённый, под аплодисменты слушателей, он сошёл со сцены и снова сел на скамейку, со скромной улыбкой принимая поздравления.
 Именно тогда я поняла, насколько сильна мощь внутренней энергии в худеньком теле Левона Мушеговича…

Несколько раз я встречалась с Абрамяном на занятиях Тульского областного литературного объединения «Пегас» в Доме творчества. Первый раз я читала рассказ «Школьный сад», посвящённый памяти мамы. Читала, не сдерживая слёз, потому что тогда прошло всего 9 дней со дня её смерти. А когда дочитала и обратила взор в зал, меня потрясли глаза Левона Мушеговича. Они кричали от боли вместе со мной, переживая потерю близкого мне человека. После занятий он подошёл ко мне и выразил соболезнование. Он умел сопереживать…

В последний раз я видела Абрамяна 8 июля 2008 года в Доме Учителя на вечере, посвященном дню Семьи. Он пришёл туда с внучкой, немного опоздав. Все места были заняты и  художественный руководитель захлопотала в поисках стульев. Левон Мушегович чувствуя неловкость за небольшую суету, которую он внёс, пытался уйти, но всё быстро разрешилось, и он присел на предложенный стул. Его смущённая улыбка освещала благородное лицо. Обняв внучку, Абрамян что-то тихо говорил ей на ухо, видимо, объясняя суть происходящего.

На просьбу прочитать что-нибудь лирическое, Левон Мушегович сначала отнекивался, но под напором присутствующих прочитал несколько стихотворений. Они были о любви и посвящены жене. Лицо поэта светилось ласковым внутренним светом, улыбка не сходила с лица, а глаза…

Тёплый взгляд словно ласкал не лист бумаги, а её…кому он посвятил строки. В его руках словно трепетала любимая женщина и он, забыв о присутствующих, нежно и возвышенно пел ей свою песню любви. В тот момент он был не с нами…
Мы настолько были покорены волшебными словами его любовной лирики, что несколько мгновений стояла тишина, а потом зал взорвался аплодисментами.

Конечно, я и не предполагала тогда, что эта встреча станет последней, ведь никто из нас не ждал беды. Но она случилась… Тем не менее, Левон успел оставить в наследство россыпь талантливых скрижалей, которые мы обязаны донести до читателей.

Как часто мимолётные встречи оставляют в нас неизгладимый след, освещая, словно яркий луч солнца. Не остановись сердце Абрамяна на творческом взлёте, он, несомненно, со временем стал бы одним из самых достойных писателей нашего региона. Наверное, в этом вы согласитесь со мной.

Говорят, глаза - зеркало души. Они отражают внутреннее состояние человека, его мысли и чувства. Думаю, я выражу общее мнение знавших Левона Мушеговича Абрамяна людей, что красивы были не только его лучистые глаза, его неиссякаемая на доброту душа.

 А самое главное – прекрасным было его сердце, вмещающее в себя широчайший спектр человеческих отношений: любовь и нежность к близким, преданность в дружбе, понимание коллег, радость за успех собратьев по перу и многое-многое другое. Таким он и останется в нашей памяти.

Утверждают, что хорошего человека с Вечностью соединяет радужный мост.Всмотритесь в небо. Возможно мы вспоминаем сейчас о Левоне, а он стоит на радуге и, улыбаясь своей неповторимой обаятельной улыбкой, наблюдает за нами с высоты.

И его добрые, с лукавинкой, глаза взирают на нас с небес и как бы говорят: « Я всегда буду с вами! Удачи, вам, друзья!»

 Вечный покой тебе, Левон!


Рецензии
Олечка, привет! Хочу тебе сказать огромное спасибо за рассказ о Левоне.Какая ты умничка,что о нем написала такой рассказ! Полностью раскрыла его душу.Люблю тебя и очень хочу увидеть.Ира Склярова

Ирина Склярова   25.02.2010 18:40     Заявить о нарушении
Ириша! Наконец-то ты вышла на связь. Эти воспоминания вошли в книгу "Всё остаётся людям", которую выпустила его вдова.Презентация была в музее Вересаева. Думаю, увидимся! Привет от всех пегасовцев. Ольга

Ольга Бугримова   25.02.2010 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.