Роковой поворот

       «Ревность—это боль,стремящаяся
       обнаружить то, что её усилит».
       ( C немецкого. )
       В довоенное время Пушкинская была центральной улицей в европейской части города Ташкента. Начиналась от сквера Революции (бывший парк Романова) и была застроена в основном одноэтажными строениями. От круглой площади сквера, с небольшим возвышением и светящим плафоном в центре («пуп» города), лучами расходились улицы К.Маркса, Ленинградская, Пролетарская, Первомайская, Пушкинская и Энгельса. На этом месте в разное время на постаментах, с цветниками вокруг, побывали бюст К.Маркса, скульптура И.Сталина, а после провозглашения в республике независимости там установили скульптуру

средневекового полководца Тимура с саблей на коне. На Пушкинской распологались здания Русско-Азиатского банка, почта и телеграф,гастроном,баня,жилые дома и особняки европейцев. Далее через Дархан-арык улица тянулась к северным окраинам города и заканчивалась на небольшом скверике-кольце трамвая №3. Отсюда она разветвлялясь на две улицы: одну мимо военного пехотного училища к Паркентскому базару, к району неплановых застроек и трущоб; вторую от пожарного депо и каланчи, стадиона «Динамо», через железнодорожный мост и станцию Салар, шоссе Луначарского, ведущую к городу химиков

Чирчик. Район моста и после него заселяли армяне, это ими был посажен красивый парк имени Э.Тельмана. Сразу после моста, в Бийском переулке, распологалась мастерская по изготовлению пароконных телег, где рабочими и мастерами были евреи. Всё свободная площадь улиц вокруг была заставлена телегами с поднятыми вверх оглоблями. Далее справа стояло двухэтажное здание школы и помещения городского статистического управления, затем целый квартал территории занимал гараж грузовых автомашин а сзади него стояли два помещения барачного типа гидро-метеорологического и вечернего электромеханического

техникумов. На противоположней стороне улицы, в глубине жилого массива, был механический завод и лесной склад с магазином скобяных изделий.
Парк машин гаража состоял из грузовых автомашин отечественного производства (ЗИС и ГАЗ), а после войны (1941—1945гг.) пополнился трофейными марками машин со всей Европы, а также американскими «Додж» и «Студебеккер». Гараж преобразовали в автобазу и специализировали на междугороднюю перевозку грузов в республике и за её пределами. Современем водительский состав, ремонтная служба и управленческий аппарат автобазы

сформировался из специалистов высокого класса. Среди шоферов были в основном люди среднего и старшего возраста, крепкого телосложения с мускулистыми руками, часто с наколками. Большинство из них прошло войну за рулём большегрузных машин и тягачей тяжелой артиллерии. Это потом в мирное время их стали называть «дальнобойщиками», которые и сейчас составляют элиту шофёрской братии, её аристократию. У них свои сформировавшиеся правила и традиции, своя история, берущая начало со времен перевозок грузов обозами, караванами, со времен ямщиков, постоялых дворов и караван-сараев.

Специалисты опытные, с чувством собственного достоинства, ведут себя солидно, слова их вески и авторитетны, они не нисходят до мелочных обид и дрязг, никчемной болтовни и многословия. Могут за один присест взять на грудь пару стаканов водки и как ни в чем не бывало встать со стола. Главное в их отношениях это корпоративность и профессиональная, братская солидарность. И что важно отметить, у людей этой категории почти отсуствуют дорожно-траспортные аварии, произшествия. В те далекие времена шофёры сами производили ремонты своих машин, в том числе и капитальные,оплачивая за свой счёт труд привлеченных

слесарей. Для этого давалась возможность водителю заработать (калымить) на стороне и набрать необходимую сумму денег для ремонта. В отличии от других, дальнобойщики не участвовали в ремонте своих машин, отдавая их на откуп слесарям, а по окончании работ устраивали им обильные угощения. Качество производимых работ для них были всегда высокими.
       На утренней планёрке начальник диспетчерской службы автобазы сообщил собравшимся, что водитель автомашины, везущий срочный груз из города Чимкента ( Южный Казахстан )

транзитом через наш город в город Алмалык, почувствовал себя в дороге плохо. С трудом дотянув до дорожного поста был снят с машины в тяжёлом состоянии и отправлен в больницу, где ночью ему сделали операцию по удалению гнойного апендицита. Дорожная автоинспекция доставила машину с грузом на автобазу. Грузополучатель, наш Алмалыкский комбинат, уже звонил и просил перегнать машину с грузом к ним, есть указание начальства помочь им. Рейс не дальный, до Алмалыка всего-ничего 130 километров, до вечера можно обвернуться да вот беда, на даный момент свободных водителей нет, все в

рейсах. Мы решили попросить Клаву Дементьеву выручить нас и прогулятся на свежем воздухе. Она давно просится сесть за баранку, боится потерять практику вождения машины просиживая в конторе. Вот и прокатись Клавочка, вечером дома будешь, все равно муженёк твой с рейса завтра вернется. Если согласна, бери дежурку и слетай домой, переоденься, прихвати документы и прочее. А мы пока машину заправим, путевой лист оформим, вообщем к рейсу подготовимся. И давай всё по быстрому. Счастливого пути
       Клава Дементьева росла и воспитывалась в детском доме на Харьковщине, родителей

своих не знает. Во время войны вместе с детдомом была эвакуирована в город Самарканд Узбекской республики. После школы, закончила автомобильно—дорожный техникум и как отличница учёбы была направлена на работу в лучшую автобазу столицы. Поселилась в комнате на двоих в женском общежитии. Увлекалась вождением автомашин разных марок и одно время заменяла водителей легковых и грузовых машин. Последние годы работала в диспетчерском отделе автобазы. Деловая и скромная по характеру Клава была не яркой, не броской наружности и долго не привлекала внимание мужчин. Ей было за тридцать, когда она

встретила Николая и они поженились.
       Николай Банников, он же Степаныч, шофёр высокого класса—дальнобойщик. Родился и жил в Белоруссии, где до войны закончив сельскую школу, работал в колхозе трактористом а затем шофёром семитонного грузовика-трейллера в леспромхозе. Был призван в армию и воевал, на фронте был водителем тягача дальнобойной пушки. Дважды ранен, в последний раз попал на лечение в госпиталь города Ташкента. Госпиталь располагался в учебных корпусах финансово-экономического института (Таш.Ф.Э.И.). Получив инвалидность, Николай стал

работать в гараже и получил место в общежитии. После окончания войны взял отпуск и выехал на родину. От родного села остались лишь одни головешки, его сожгли фашисты, а жителей расстреляли за связь с партизанами. Никого из родных и близких Николай там не нашел и вернулся в Ташкент. С улучшением здоровья с него сняли инвалидность и сдав экзамен на права вождения, он сел за баранку грузовика и вскоре стал дальнобойщиком. В начале, Николай и Клава жили в семейном общежитии а потом, собрав сбережения и взяв в долг, купили за Паркентским базаром, небольшой дом с двориком. У Клавы несколько раз

преждевременно прерывалась беременность, но она с Николаем не теряли надежды иметь детей.
       Алмалык и близлежащие к нему города Ахангаран и Ангрен, получившие бурное развитие во время войны, стали центрами горнодобывающего промышленного комплекса Узбекистана. Алмалыкский и Бекабадский металлургические камбинаты, составляя основу промышленного развития Ташкентской области и республики в целом, имели большой удельный вес и в общесоюзной интеграции.


       Единственная старая дорога к этому региону и дальше, проходя от столицы в обход через кишлаки Куйлюк, Тойтюбе, Паркент, Пскент на Бекабад была перегружена и уже не обеспечивала его нужд. Лишь в ноябре 1963 года было закончено строительство и пущена в эксплуатацию новая, идущая прямо от столицы республики, шоссейная дорога в этот район, соединившая её через горный перевал с областями Ферганской долины, значительно сократив при этом путь.


       Как ни старались а подготовка к отьезду заняла много времени и лишь к полудню Клава выехала из ворот автобазы. Выбравшись из города проехала мост через реку Чирчик, в пригороде Куйлюк и по шоссейке взяла курс на Тойтюбе.Старая, вымощенная булыжником в населённых пунктах, а в промежутках между ними покрытая гудроном дорога, была узкой и оживленной. Местами Клава прижимала свой видавший виды грузовик ЗИС-5 к обочине, уступая тесную ленту дороги движущимся навстречу большегрузным машинам. Шоссейная дорога, проходя селения-кишлаки становилась её центральной улицей-площадью и

обычно была ухожена, вымощена, обсажена большими деревьями, создающие тень и прохладу. Здесь же распологались базар, остановка рейсового автобуса, сельский магазины,обязательно чайхана с водоёмом-хаузом и журчащая вода в арыках. Одноэтажные низкие жилые дома из сырцового кирпича и глинобитные с плоской крышей, заборы-ограждения из глины (покса-девол) дворов.фруктовых садов и виноградников проносились мимо, дополняя типичную картину-образ селения-кишлака. В прошлом Тойтюбе ничем не отличался от сотен таких кишлаков по всей республики. Чем дальше уходила машина, тем

большими были расстояния между кишлаками, раскинутых среди бескрайних степных просторов и менее оживленной становилась дорога.
       На комбинате были рады прибытию нужного для производства груза и, не смотря на конец рабочего дня, разгрузили машину и оформили документы. Перекусив взятой с собой едой, заправив машину бензином и водой, Клава выехала в обратный путь. Летом дни становились длинными и поздно темнело, а к концу дня, после изнуряющей жары, наступала благодатная прохлада. Дорога становилась свободнее, менее нагруженой и оживленой.

Можно было без груза, спокойно ехать на повышенной скорости и поздно вечером добраться до автобазы и дома. Пройдя уже значительный путь, на подступах к последнему перед городом кишлаку Тойтюбе, свет фар её машины вдруг выхватил во тьме стадо скота, медленно бредущее по дороге. На звуковые и световые сигналы животные не реагировали и, несмотря на усилия погоняющих их людей, не раступались и не освобождали путь. Вероятно скот перегоняли для продажи в кишлаке или в пригороде столицы, ведь завтра пятница-- базарный день.


       Пятница—священный день для мусульманского населения, такой же день как воскресенье у православных и суббота у иудеев.
       Пятница, кроме того, это и базарный день (бозор- куни ).
       Базар на Востоке—место, где идёт не только торговля товарами но и заключение сделок, брачных союзов,обмен и передача новостей, развлечения и многое, многое другое.
       Восточный базар—это и изобилие всего и во всём, это и коллоритное зрелище и гамма трудно описуемых чувств, которые возникают у человека, впервые посетившего его.


       Базарный день—пятница, это событие,большой праздник для всех. Через этот день проходит жизнь каждого жителя кишлаков и городов. Здесь в разговоре, вместо выходной день, говорят базарный день. В Средней Азии, в городах со смешанным населением, когда советская власть установила для всех единый выходной день–воскресенье, коренное население придержи-валось базарного дня --пятницы.
       Издавна в Ташкенте, в старогородском районе Чорсу сушествовали постоянно действующие саман-базар и тахта-базары, а по пятницам был большой скотный базар. Сюда

для продажи пригоняли с приграничных районов Казахстана и Киргизии скот, лошадей, верблюдов и ишаков. Не распроданный скот ночью со старого города по прямой, через Бешагачскую площадь, мимо мясокомбината и кожевенного завода, перего-няли в район Тезиковой дачи, где скотный базар был в воскресенье. После землетрясения 1966 года, строительства и реконструкции города потребность населения в самане и старых использованных досках отпала, на месте их базаров был воздвигнут комплекс торговых зданий и сооружений с прекрасной восточной архитектурой.


       Машина снизив скорость, медленно двигалась за стадом. Такое положение не устраивало вконец расстроенную Клаву, стремящую побыстрее добраться до дому. Когда показался указатель поворота, Клава резко свернула направо, решив обьехать стадо и выйдя снова на свободную дорогу, прибавить скорость движению машины. Дорога эта оказалась не объез-женной и заброшенной,узкой, с колдобинами, от которых сильно трясло не нагруженую машину. По обеим сторонам просёлочной дороги простирались поля и поворота ещё не было. Слева виднелись огни оставленного позади кишлака Тойтюбе, до мерцаюших впереди огней

селения, было очень далеко. Чем дальше Клава уходила от основной дороги, тем больше её одолевали сомнения в правильности принятого решения. Конечно, такое решение оправдывалось желанием сократить путь и никак не стечением обстоятельств. Поразмыслив и проехав ещё немного, Клава стала разворачивать машину назад, обратно на прежнюю дорогу. Неожидано мотор машины стал работать с перебоями, чихать и захлёбываться а затем заглох, перестал работать. Клава, не ожидавшая такого сюрприза, дала мотору остыть и вставив заводную ручку стала усиленно крутить но он не заводился. Уставшая, расстроенная она

уселась на подножку кабины машины, проклиная от обиды всё на свете,готовая по бабьи взвыть и расплакаться. Подумав, стала переодически переключать свет фар и тем самым экономить энергию аккумулятора. Стояла тёмная, безмолвная летняя ночь, немного прохладная от свежего воздуха,на южном небе ярко горели звезды. Вынужденная смирится со своим положением, Клава надеялась с наступлением рассвета осмотреться и тогда всё решить.У неё постепенно стал проходить возникший в душе страх и отчаяние.
 


Прошло какое то время, вдали послышался шум мотора и показались лучи света. Это была грузовая автомашина, которая повернув направилась к ней и на небольшом расстянии остановилась. Водитель, переключив фары на нижний свет и высунувшись из кабины крикнул:
----Эй,чего сигналишь? Что случилось?
----Мотор заглох. Проверила, всё в порядке а не заводится. —пояснила Клава и вышла на полосу света. Водитель грузовика выбрался из кабины своей машины и направился к ней,

держа в руке ломик—монтировку.
----Смотрика, баба! А где шофёр? Ты что, шалава, сбежала от него и машину прихватила? Далеко же ты ушла, номер то машины казахстанский! – незнакомец настороженно, озираясь по сторонам, стал осматривать грузовик.
---- Я шофер. Заменила больного водителя и отвезла в Алмалык срочный груз. Хотела побыстрее, пошла в обьезд и вот застряла из-за мотора. Помоги дотянуть до кишлака, возьми на буксир, там разберемся.


----Зачем сразу на буксир? Давай сперва посмотрим, может сойдет и так, без буксира. А что мне будет если заведу его, чем платить будешь?
Незнакомец, не откладывая из рук ломик, закурил и осматривая Клаву усмехался. От его наглого взгляда и плотоядной улыбки ей стало не по себе и дрожь пробежала по спине. Насколько разглядела, незнакомец был мужчина лет за тридцать, среднего роста, коренастый, острижен коротко с чёлкой, некрупные черты и глубоко пасаженные глаза на обветренном и загорелом лице. Выделялись мускулистые, мужские руки с наколками, особенно

на правой, рисунок голой женщины с рыбьим хвостом.
----Ты сперва заведи его а потом спрашивай. Чего тянешь, начинай свой осмотр. Уже поздно, меня искать будут.
Незнакомец сходил за своими инструментами, принес переносную лампу и стал копаться в моторе. Клава забралась в кабину машины, закрыла дверьцу и обхватив руками баранку прикорнула. Проснулась от встряски и рокота заработавшего мотора. Незнакомец самодовольно улыбаясь вытерал руки, затем собрав отнёс инструменты и вернулся с

ломиком в руке.
----Принимай работу хозяйка и давай расчитаемся.
Выскочив из кабины, Клава стала торопливо закрывать капот машины.
----Большое спасибо тебе, выручил.А что было то с мотором?
-----Бензонасос засорился и свечи барахлили. Как говорится, дело мастера боится. А за спасибо шубу не шьют, только натурой своей расквитаешься.


Незнакомец не дав Клаве влезть в кабину, отложил на подножку ломик и обхватив её сзади стал до боли грубо, тискать.
----Ты что, с ума сошел? Пусти,кричать буду! Я замужняя .....ты не смеешь так со мной обращаться......ты...!
Она пыталась вырваться из его цепких рук, но всё было напрасно,он крепко сжимал её в обьятиях.
----Ну,ты!Бикса! Не дури, а то вот шарахну и оставлю тут на сьедение диким собакам. С

тебя не убудет, муженьку еще останется. Спасибо скажет, что дёшево расплатилась за помошь. Давай нагнись и раздвинь свои ходули. Схватив ломик он стал ударять по ногам,затем резко сорвал и спустил вниз её штаны, Клава оцепенев от страха, молча повиновалась. Незнакомец грубо овладел ею и удовлетворенный поспешил к своей машине, завел её и уехал. Клава не сразу пришла в себя. Оскорбленная и униженная в своём женском достоинстве за то, что мужчина не сказав ни одного ласкового

слова, не спросив даже имени и не назвав своего, просто так, по скотски, обошелся с ней, грубо использовал и бросил. Она долго не могла успокоиться от обиды и плакала, её тошнило от чувства омерзения.
       Так или примерно так, произошла эта встреча, приведшая позже к большой трагедии и взбударажившую всю шофёрскую братию.
       Рассветало. Клава очнулась, привела себя в порядок и обдумав положение решила прибыть на автобазу попозже и обьяснить свою задержку неисправностью в бензонасосе.

Когда туда вернулась, то никаких распросов не было и обьяснений не понадобилось. Клава поставила машину в ряд, сдала документы, искупалась в душевой, поела в столовой и отпросившись, уехала домой. К вечеру следующего дня вернулся с рейса муж Николай, она в ту ночь была близка с ним. Проходили дни, Клава начала было успокаиваться и забывать о своём дорожном приключении, но оно, внеся в душу сомнения и тревогу, напомнило о себе.Это было связано у неё с задержкой женских критических дней. Последующее обращение в женскую консультацию подтвердило её беременность От кого? Если от того незнакомца, то

здоров ли он и вообще.....? Сомнения, во всём одни сомнения терзали её и Клава решила пока ничего не сообщать мужу.
А виновник, тот негодяй—шофёр, в пьяном угаре, в кругу своих собутыльников хвастливо рассказывал, изрядно приврав, о своём дорожном приключении мол «решил пошутить и припугнул, чуть надавил а она и раскройся--возьми меня я вся твоя. Бабец оказалась что надо, с перчиком»! Рассказанный со смаком и вымышленными интимными подробностями, этот случай передовался из уст в уста и пройдя через коллективы гаражей и автобаз стал

обрастать, как ком снега, всякими небылицами и конечно был далёк о действительности.В те времена женщина-- шофёр, да ещё за рулём грузовой машины, было редким явлением и дорожное приключение воспринялось больше как анекдот, из жизни водителей –дальнобойщиков. Их почтенные авторитеты осудили между собой эту шофёрскую байку—трепню, как подрывающую достоинство их профессии, основу солидарности, братской выручки и безкорыстной взаимопомощи ёё членов.
       Ведь сказано, что человек по природе своей слаб и грешен.И одна из его величайших

слабостей—любопытство! Там, где оно берет верх над другими его слабостями то, приводит к полезным открытиям или же к жестоким трагедиям во вред себе.
       Докатилась, дошла, из-за казалось бы простого людского любопытства, эта молва и до работников автобазы. Клава стала замечать на себе настороженные взгляды сотрудниц и предупредительное внимание мужчин. В один из вечеров дома, Николай завел разговор о той злаполучной её поездке и Клава сумела, опустив главное, рассказать и успокоить его. По

прошедшии нескольких дней, ночью ворочаясь в постели, он опять вернулся к этой теме, дотошно расспрашивая всё в подробностях. С каждым днем а теперь и в бессонные ночи, в их отношениях увеличивалось недоверие и отчужденность. Клава с тревогой ждала приближения ночи, внешне сильно изменилась, похудела и потускнела. Николай весь помрачнел, стал нервным и вспыльчивым,взгляд нездоровый, товарищи его не узнавали. По ночам, ставшими теперь кошмарными, терзая её морально и физически он требовал от неё признания во всем. Она же отрицая всё, в сложившейся ситуации не могла ещё сообщить ему

о своей беременности. Трудно представить себе весь трагизм положения этой женщины, воспринявшей как подарок судьбы свою беременность, боязни поделиться с Николаем этой новостью и невозможностью радостного восприятия им ею как своей. В конечном итоге такое взаимоотношение между ними не могло кончиться по хорошему.
       Николай и Клава оформили свои трудовые отпуски и стали на виду у всех лихорадочно готовиться к отъезду, к якобы объявившимся дальным родственникам и через день-два соседи увидели на их калитке большой замок. Со временем их «отъезда» совпало странное

поведение соседской собаки-овчарки, которая повизгивая и скуля вырыла в углу за забором глубокую яму а когда её посадили на цепь рвалась и завыла задрав кверху морду. Стоило спустить с цепи, как она опять начинала рыть землю в том углу а по ночам её протяжный, тягостный вой не давал покоя никому вокруг. Соседи знали, что в углу за забором Николай вырыл недавно яму и перенёс на неё деревянную будку новой уборной. Одни предлогали умертвить собаку, другие сдать на живодёрню, считая её заболевшей бешенством. Но нашелся человек, который объяснил такое поведение собак смертью человека. Соседи обратились в

милицию и по пребытии один из них перелез через забор во двор к Николаю и там почувствовал трупный запах , идущий из новой уборной. Вызванный наряд при свидетелях открыл калитку и перенёся будку уборной в сторону, увидел в яме торчащие части тела женщины, не полностью присыпанные свежей землёй. Когда всё извлекли то опознали расчленённые части тела Клавы. Останки несчастной женщины увезли,в доме произвели тщательно обыск и опечатали. На Николая Банникова был обьявлен всесоюзный розыск, вскоре его где-то далеко задержали и препроводили к месту совершения преступления. Выездную

сессию Верховного суда республики по факту совершенного тягчайшего преступления было решено проводить на открытых заседаниях в клубе автобазы. На первом же заседании суда при чтении материалов и заключения судебно-медицинской экспертизы о трёхмесячной беременности убитой гражданки Дементьевой Клавы, обьвиняемый Николай Банников вдруг дико вскричав, бросился на охраников, впал в состояние буйного помешательства. Его тут же связали и увезли, заседание суда было прервано и отложено на неопределенное время.
       Прошло какое то время и руководству автобазы сообщили из прокуратуры, что

обвиняемый Н.Банников умудрился покончить жизнь самоубийством, повесился.
       В том же году, после открытия в республике осенне-зимней охоты на водоплавающую птицу, на дороге ведущей к Арнасайским плессам в полупустынной её части, охотники обнаружили автомашину-грузовик. Рядом валялся полу-разъеденный грызунами труп водителя, на правой руке которого была татуировка-рисунок голой женщины с рыбьим хвостом.


Рецензии
Запредельная нечеловеческая жестокость, как со стороны уголовника с наколкой, так и со стороны Николая. Да и люди подогрели страсти. Ограниченность и скудоумие некоторых особей ведёт подобные случаи к трагическим развязкам. Будь Николай умным мужиком, мог бы всё повернуть в другое русло. Печально это всё. С уважением обЬвиняемый Николай БаРАнников ( опечатки)

Любовь Карпенко   13.11.2008 00:33     Заявить о нарушении
Большое спасибо за рецензию и высказанные замечания.
С уважением. Марк.

Марк Балхиев   14.11.2008 01:00   Заявить о нарушении