Базар

Вы когда-нибудь были на базаре? На обыкновенном турецком базаре, куда кучками запускают уставших туристов, где они тратят все свои деньги. На базаре, где очень много народу, крика, шума, все продавцы делают интересные предложения типа: два этих браслета я дам тебе за цену одного с половиной! А если третий возьмёшь, то за цену одного с половиной три отдам… И так далее. На этих базарах продаются браслетики из бисера или из серебра, зажигалки и пепельницы, разные висюльки из стекла и ещё много-много всячины. А ещё сувениры. И огромные деревянные кошки. Часто на таких базарах делают временные татуировки хной. Ещё там бегают фотографы и «ожившие» статуи, которые развлекают туристов. Ещё там бегают мальчишки и девчонки – их никто не замечает, и они воруют деньги из карманов глупых и уставших взрослых. На таких базарах очень много всяких мошек. А ещё уставших старушек и дедушек, которые просят у людей денег. Но там обычно нет жителей Турции, которые не работают на этом базаре. Они знают все эти секреты базаров. Знают, что им там делать нечего. Но вот туристы не знают всех этих примочек… Знаете, однажды мой отец оставил меня следить за нашим столом с сувенирами. Целый час я сидела одна. Ну, почти одна… В ту ночь мы продавали браслеты с ракушками, на которых можно было что-либо нарисовать или написать. Также тогда мы продавали кораблики в бутылках, изрисованные турецкими пейзажами камушки и статуэтки из дерева, разных металлов, камней и тому подобное. Ах да, в ту ночь мы выставили на продажу несколько маминых колец (которые она уже не носит, а мне они не нужны) и несколько фоторамок с нашими семейными фотографиями на фоне моря, пляжа и верблюдов. Продаём их, как дорогие сувениры. Фотографии красивые, туристам точно приглянутся… а на заработанные деньги папа обещал купить нам верблюда. Но среди тех фотографий была одна… самая красивая и самая дорогая. Там на фоне заката стоят дедушка и бабушка в обнимку. Мамины родители. Они умерли, и это единственная фотография, которая от них осталась. Но папа сказал: «Ничего страшного. Мама и папа нас простят. А за эту фотографию немало заплатит какая-нибудь милая туристка в зелёном шарфе». В зелёном шарфе, потому что именно такие шарфы обычно первым делом покупают в аэропорту «дорогие» туристки. Обычно именно они любят такие вот трогательные фотографии… ну, или ей фоторамка понравится. С камушками. Эх… Тогда папа ушёл по каким-то делам и оставил меня главной…
- Здравствуйте, не хотите что-нибудь приобрести у нас? – спросила я у молодого человека в яркой футболке и в тёмных очках.
- А? Ну, можно. Вот это у вас чё?
- Статуэтка слона из красного дерева. Приносит счастье.
- Сколько?
- Вообще красное дерево – очень редкий материал. И стоит эта статуэтка 30 долларов. Но я думаю, что за ваше очарование, могу отдать вам её за 15.
- Беру.
Молодой человек забрал статуэтку и растворился в толпе. Ахаха… Как я его лихо! Неужели он и вправду поверил, что эта статуэтка из какой-то Ивы, перекрашенная красной краской, сделана из редчайшего красного дерева? Ой, не могу… Итак, первая вещь продана…
- Гизем!! – ко мне подбежал Саид – сын владельца соседней лавочки.
- Саид!
- А где твой отец?
- Ушёл по делам, а меня оставил за главную.
- Поздравляю Тебя оставили за главную в первый раз… Я сейчас тоже за главного. Может, посоревнуемся?
Саид имел в виду наше любимое развлечении – выбираем жертву, подошедшую к нашим лавкам, и тот, кто первый продаст ей какую-нибудь фигню, победил.
- Что получает победитель?
- Если победишь ты – отдам всё, что захочешь из нашей лавки, я – возьму, что захочу из твоей.
- Что продаём?
- Эти ракушки на верёвочке. Чтобы не купили две одинаковые и у тебя и у меня.
- Согласна, но жертву выбираю я!
- Вперёд.
Я оглядела базар. Вон кучка девочек лет по 13. Нет, они не подходят. Никто из них не захочет покупать какую-то ракушку, а если захочет, то родители не позволят. А вон мальчишки, играющие в салки. Нет. Вон семейная пара за 30. Даже, наверное, за все 50… Неважно. А вон и наша жертва! Девушка в зелёном шарфике. Она одета в лёгкий белый костюм. У неё светлые волосы и большие светлые глаза. Русская, наверное. В руках она держит дорогую сумочку с серебряной вставкой, а на ногах бежевые туфельки-балеточки. Симпатичные. Она явно не бедная. И сто процентов наивная – у неё в руках уже целая куча всякой дребедени, купленной в соседних лавках.
- Ну что? – поторопил меня Саид.
- Она жертва, – я указала пальцем на девушку. – Начинаем?
- Начинаем, – кивнул Саид и протянул мне руку. Она оказалась совершенно влажной и не холодной. Саид вообще никогда не отличался сильным хладнокровием.
- Разбей! – приказала я какой-то турецкой девочке, мечтающей что-нибудь у кого-нибудь своровать. Она послушно разбила нам руки и испарилась.
- Готова? Она подходит к нашим лавочкам.
- Будь уверен – победа у меня в кармане!
- Ну-ну…
Русская подошла к нашей лавочке и наманикюренной рукой стала перебирать стеклянные шарики в корзинке.
- Добрый вечер, мадам, – сказала я на ломанном русском, а дальше заговорила по-английски. – Вы говорите по-английски?
- Да, немного… - ответила девушка нежным, высоким, тихим голосом. – Здравствуйте.
- Вы в Турции первый раз?
- Да. И знаете, мне тут всё интересно! – дальше девушка стала говорить почти на совершенном английском, без остановки, увлечённо что-то рассказывая. Так как мой английский не совершенен, я почти ничего не поняла. Саид смотрел всё это время на меня с ухмылкой, дожидаясь, когда же ему представится возможность начать игру. Ничего, дорогой, не переживай, скоро я буду думать, что же приобрести из твоей лавочки. – Вот, – закончила девушка. – А что это такое?
Она обратила внимание на фотографии… чёрт. С другой стороны, если расстрогать её этой историей и… хм.. неплохая идея. Да я гений!!
- Знаете… это фотография моих дедушки и бабушки. А вот эта ракушка – символ их любви. Знаете… мой дедушка очень любил мою бабушку. И однажды они гуляли по пляжу. Был закат. И бабушка нашла эту самую ракушку. Дедушка сделал в ней дырку, продел туда верёвочку и повесил ей на шею со словами: «Милая моя. Мне придётся уехать. Меня призывает мой умирающий отец… Ему уже 111 лет. Я лечу к нему. Не уверен, что когда-нибудь вернусь. Путь предстоит не лёгкий, а я уже не молод, как раньше… так что… пусть эта ракушка будет символом нашей любви! И пусть однажды какая-нибудь девушка, жаждущая настоящей любви, получит эту ракушку. И будет ей счастье…». И он погиб, но ракушка жива. Хотите купить её? Всего за 3 доллара вы станете частью легенды.
Глаза Саида стали выпуклыми, как у рыбы. Я еле сдержала смех. Но радость моя была преждевременной.
- Девушка!!! Смотрите! – вступил он в бой. – У меня есть ракушка. Необыкновенная. Она найдена на этом побережье на шее у дельфина. Есть такая легенда, что одна женщина когда-то одела эту ракушку себе на шею и отправилась в дальнее плаванье. Она умирала в одиночестве, но надо было подать о себе весточку. И она одела на шею дельфина эту ракушку. Дельфин приплыл к её мужу, и он узнал, что его жена погибла…
У девушки округлились глаза.
- Но это же… это же две совершенно одинаковые ракушки!! О, Боже…
- Но легенды-то разные… - робко, но настойчиво сообщила ей я, – Вы не купите мою ракушку? Понимаете… это очень важно для нашей семьи продать эту ракушку. А Вам можно доверять, я вижу это по Вашим голубым глазам.
- А как же дельфин? – напустив на себя вид мальчика, который вот-вот заплачет, спросил Саид, - Вы представляете, какой он путь проделал??
- Дети, я могу купить обе ракушки…
- Нет! – рявкнули мы в один голос, затем я добавила, – Просто тогда в Вашей жизни начнётся полоса неудач. Купите ракушку у одного из нас… - я ласково улыбнулась, а Саид пустил слезу.
- Даже не знаю… - русская блондинка в зелёном шарфике была в полном шоке. Похоже, я ошиблась с выбором жертвы. Кажется, её не сильно затронули наши легенды. Но легенда про дельфина… это что-то!!! – Значит так… У вас, девушка, я возьму вот три эти фотографии, четыре… нет, пять браслетиков и фломастер, чтобы позже я на них написала пожелания… а также я возьму у Вас стеклянную статуэтку слона, деревянную статуэтку русалки и этот камень с рисунком. У вас, молодой человек, я беру два набора – зажигалка с пепельницей, эти дивные часики и два кулончика с сердцами. А ракушки я брать не буду. Меня очень затронули эти истории, но…
Я встала на цыпочки и заглянула ей в самые глаза:
- То есть фотографию дедушки и бабушки вы у меня забираете, а ракушку нет?? Да, что же это такое…
Я похлопала ресницами. Ну, давай же, давай… Разве тебе меня совсем не жалко? А если так...? Я медленно опустилась на пятки, наклонила голову и сказала несколько слов на турецком.
- Что ты сейчас сказала? – осторожно спросила меня девушка.
Я резко подняла полные слезами глаза и в ярости рассказал ей какие-то пословицы на турецком, но звучало это так, как будто я её проклинаю… Она явно испугалась. Хм. Что-то Саид не сильно старался отобрать себе сегодня победу. Не нравится мне это… Хотя нет, сейчас у него на лице явная рвстерянность. Ахаха. Теперь будешь знать, как связываться со мной! Великой Гизем!!!
- Девушка. Вы её не слушайте. Она у нас плохонормальная. И ракушку её Вы не покупайте. А вот мою возьмите. Купите мою ракушку и поможете моему отцу. Он немного болен.
Я со злостью посмотрела на Саида. Сволочь! Ну, ничего, ничего… сейчас, если она не откажется от его предложения, я такое совершу…
- Дети… Знаете. Пожалуй, я возьму обе ракушки.
- Нет!- снова рявкнули мы в один голос, – Если Вы купите мою ракушку, – сказал Саид, – я подарю вам массаж.
- Массаж? Это интересно, но…
Я схватила её за руку и начала рассказывать на турецком одну сказку. А после села на землю и зарыдала. Саид стоял весь красный. Наверное, от злости. Но вдруг, посмотрев куда-то вдаль, улыбнулся. Ох, чёрт!!! К нашим лавочкам подошёл мужчина. Видимо, её муж…
- Милая моя, не слушай их. У них тут игры такие. Уж поверь, я знаю…
Он же турок!!! Пять лет назад он играл в эту игру с нами! Ах ты… Саид успел меня схватить и удержать, чтобы я не набросилась на этого мужчину.
- Игра окончена, – наконец сказал он, – Но победа была у меня в кармане… почти.
Ещё подходили разные люди и покупали всякую дребедень. Жаль, девушка не успела всё взять, что хотела купить. Эх… Нет! Не трогай руками, мальчишка!! Это фотография моих дедушки и бабушки!!! Уйди прочь!!!
- Желаете что-нибудь приобрести? – сквозь зубы спросила его я.
Он что-то ответил на каком-то языке. Кажется, на французском. И убежал. Уф.
- Много продала? – спросил меня Саид.
- Да уж побольше, чем ты, – ответила я и показал ему язык. Он рассмеялся. Я тоже.
К столику подошёл папа.
- Ну что, много продала?
- Ага! Пап, последи за нашими лавочками, мы с Саидом пойдём поиграем.
- Да, конечно.
Я схватила его за руку, и мы побежали в толпу.
- Давай воровать? – предложила я.
- И что будем воровать?
- Что-нибудь нужное. Вон. Смотри, мужичок. А из заднего кармана торчит 10 долларов. Сейчас вернусь…
Я подбежала к мужчине сзади, медленно и аккуратно вытащила купюру у него из брюк и подбежала к Саиду. Похоже, никто не заметил.
- Гизем! Тебя чуть было не заметила та тётка!
- Она турчанка, – спокойно ответила я, – Так что всё в порядке. Пойду, куплю себе шоколадку. А ты… своруй мне что-нибудь красивое, а?
- Красивое, говоришь? Ладно.
Через минуту я вернулась с большой шоколадкой. У Саида на лице было выражение, как будто он банк ограбил.
- Ну что, рыцарь, нашёл что-нибудь?
- Ага… - он протянул мне золотое кольцо с бриллиантом.
- Ты с ума сошёл???? – заорала я
- Тише, тише… ну, ты сказала, что-нибудь красивое… вот я и нашёл…
- О, Боже. У кого украл?
Он молча показал мне пальцем на бабку.
- Изобрази, что тебе пять лет, и пошли. Извините, мадам… У Вас упало, и мой младший братик это поднял.
- А? Спасибо, дорогая. Возьми доллар, за то, что вернули. Купи братику конфетку.
- Хорошо, мадам, спасибо! Видишь, Саид, как надо работать?
- Ну.. ты бы не смогла украсть настоящий бриллиант, так что…
- Дурак!
- Сама дура!
- Играем в салки?
- Ты водишь.
- Ах так…. Ну, держись, приятель!!!
Мы бегали. Пока почти все туристы не исчезли.
- Уф… устала.
- Иди спать. Завтра на пляже воруем мороженое и блинчики. Ещё можно залезть в один отель… Который Белиция. Там есть дырка в заборе, я тебя проведу и будем кататься на водных горках.
- Ладно. До завтра!
- Пока!
Вот и всё. Нет, люблю наш базар. Базар – это здорово. Хотя… думаю, что тем, кто знает все правила этого базара, тут гораздо веселей, чем несчастным туристам!! Завтра будет новый день, новые туристы и новые игры… Скорее бы…


Рецензии