Странные развлечения. 2. Проверки

До начала девяностых жители Израиля не были избалованы медицинской помощью на дому.
С температурой и болями в любую погоду нужно было идти к семейному врачу, а там очередь... Вызвать врача на дом было можно, но вызовы выполнялись после работы и стоили дополнительных денег.
Когда вкоре после приезда заболела внучка, мы вызвали педиатра утром, а пришел врач в десять вечера. Cлава Богу, с внучкой оказалось все хорошо...
Скорая помощь платная, приезжает очень быстро и без промедления доставляет в больницу. Если больного госпитализируют, плату потом вернут через больничную кассу.
Помощь скорой на дому минимальна и только в тяжелых случаях, чтобы довезти до больницы. Врачи реанимационных бригад очень высокой квалификации.

Но приехавшим сотням тысяч репатриантов из СНГ этого оказалось мало. Они хотели, чтобы как в Советском Союзе, по первому звонку приезжал врач, говорящий по-русски. Поговорил, успокоил, оказал нужную помощь. Объяснил действие лекарств, инструкции к которым почему-то написаны на непонятных языках - английском, иврите и арабском... А если нужно - дал направление в больницу.

Спрос рождает предложение.
И вскоре по городам и мошавам разъезжали израильские русскоязычные врачи из многочисленных частных контор. Абонемент стоил недорого, соответственной была зарплата ... Но каждый получил, что хотел - наши больные привычную помощь, а пожилые врачи - работу.
Коренные израильтяне тоже стали покупать абонементы и быстро восприняли привычки своих русскоязычных братьев.

Однажды я получил вызов в религиозную семью. Поздний вечер. Никто не спит.
В дверях нас встречают все: папа в кипе, лет сорока, с большой черной бородой и завитыми пейсами. Мама чуть моложе, с гладкой прической, вся в черном и пятеро детей, как выяснилось, от двух до двенадцати, а также большой серый кот. Дети явно простужены, у младших сопли чуть не до колен.
Вхожу, говорю :
-Шалом, ми холе? - здравствуйте,кто больной?
Мать отвечает :
-Кулам холим! - все больные.
-Давайте, начнем с младших.
Начинаю расспрашивать. Отвечают кратко и настороженно - мой иврит и сейчас оставляет желать лучшего...
По моей просьбе мать семейства вытерла детям носы. По очереди я всем измерил температуру,заглянул в горло и уши, выслушал легкие.
У младшей девочки и среднего мальчика нашел пневмонию и тут же выписал направление в больницу. Еще у двоих был легкий бронхит, взрослые и старший мальчик уже поправлялись.
Когда я напоследок в шутку спросил, не надо ли осмотреть кота, то увидел, что настроение изменилось. Родители улыбались, наперебой предлагали какой-то особенный кофе и им уже был неважен мой тяжелый русский акцент...

Через месяц-полтора в час ночи вновь попадаю в эту семью. Опять никто не спит.
Спрашиваю у матери:
-Что, снова дети болеют?
-Нет, сегодня я больная.
-Что у тебя болит?
Без тени смущения отвечает:
-Мегарэд бэкус - чешется в п-зде.
Я несколько опешил. В иврите и английском много слов менее грубых для обозначения этого предмета. Но видимо, она их просто не знала...
-И что же ты хочешь?
-Хочу, чтобы не чесалось...
...Резонно, подумал я. Но не хочет же она даже при всей ее ментальности, чтобы я почесал ей в этом месте при муже и детях... Да и удовольствие гораздо ниже среднего...
-Послушай, может быть тебе нужно чаще мыться?
-Я и так моюсь каждый день и все равно чешется... Ты доктор и должен мне помочь. Зачем я плачу деньги каждый месяц?
-Почему ты не обратилась к рофэ нашИм? (женскому доктору) Может быть у тебя там какое-то заболевание, которое просто так я не могу определить. Нужно вначале тебя обследовать, а потом лечить.
-Разве ты не доктор? Я плачу деньги, а ты не можешь сказать что со мной...
-Тебя должен смотреть женский доктор, мы не делаем этого на дому. Дома мы лечим детей, повышенное давление, другие болезни. А у тебя дело не срочное...
-Как это не срочное, если мне чешется?
...И опять она права со со своей стороны, подумал я. Для больного все срочно...
-У тебя там внутри может скорее всего быть грибок, нужны анализы, без этого точно нельзя назначить лечение, терпеливо объяснял я.
-Правильно! Я была у женского доктора, она посмотрела мне туда, взяла анализы и сказала, что грибок. Но я подумала, раз я плачу деньги, можно спросить еще у одного доктора. Вот видишь, ты рофэ-хахам(мудрый доктор), тебе даже не понадобилось смотреть "бэ кус", ты и так все знаешь!

Я взглянул ей в лицо, ожидая увидеть иронию... Нет, все было на полном серьезе!

-Тебе дали таблетки?
-Я уже выпила целую коробку. Но пару дней, как таблетки кончились и опять чешется. Вот тебе коробочка, выпиши такие же. Без рецепта не дают, а к женскому доктору очередь только через неделю.
-И для этого ты меня вызвала вызвала в час ночи?
-Днем я была занята. В вашей бумаге написано, что могу вызывать врача в любое время, днем и ночью...
-Почему ты сразу не сказала, что тебе нужен только рецепт?
-Ты доктор, долго учился, сам должен знать что кому нужно...

Прошло несколько месяцев и снова вызов в этот дом.
Мой молодой водитель говорит :
-Ну доктор, эта баба,наверное, опять хочет, чтобы вы ей почесали...
Входим. Я изобразил на лице ужас и спрашиваю:
-Неужели у тебя опять чешется?..
Все же с некоторым смущением отвечает:
-Ма питом? (чего вдруг?) Меня давно вылечили! Муж болеет. Вчера он несколько раз кашлянул, а сегодня голова болит. Измерь ему давление и выслушай трубочкой. Мы давно не вызывали, а деньги платим каждый месяц...

...Вложенные деньги должны окупаться...
***********************************
Бывали и другие варианты развлечений...
Несколько месяцев тому назад приезжаем в русскоязычную семью.
Интеллигентного вида дама лет пятидесяти сидела на диване, муж с ожидающим видом стоял рядом. Здороваюсь, задаю оригинальный вопрос :
-Что у вас болит?
-Доктор, очень сильно болят мизинцы на обеих ногах и усилилась одышка.
...Интересное сочетание, -подумал я...
-Что же беспокоит сильнее - боли в мизинцах или одышка?
-Сейчас сильнее болят пальцы. У меня есть обезболивающие, но может Вы предложите что-нибудь еще.
-Подождите, давайте разберемся. ... Подагра?...
-Вам делали анализы крови? Уровень мочевой кислоты не был повышен? Не говорили о подагре?
-Нет, доктор, подагры не было.
-Скажите, только мизинцы болели или более крупные суставы тоже?
-Да, одно время были сильные боли в обеих лодыжках.
Я на несколько секунд задумался,перебирая варианты.
Симметричный артрит... Вирусный? Инфекционный? Ревматоидный? Нет деформаций, должно быть вовлечено больше суставов... Синдром Лефгрена? Не нахожу узловатой эритемы... Без анализов только гадать на кофейной гуще...
-Находили какой-то полиартрит?
-Искали, но так ни на чем не остановились, а потом стало легче.
-А когда возникла одышка?
-Уже несколько лет, после экссудатитвного плеврита.
-А что сегодня?
-Как будто усилилась...
Я посчитал - одиннадцать за полминуты - нормально. Хрипов не слышно...
-Давно ли Вам обследовали легкие? Делали рентгенограммы? Компьютерную томографию?
Вмешался муж.
-Смотрели много раз. Доктор, не ломайте себе голову. У нее болезнь Шаумана. Вы слышали о такой?

И четыре глаза впились мне в лицо, ожидая реакции...
Я понял, что мне устроили экзамен.

-Да,слыхал.. Но вы забыли или не знаете фамилии основных авторов! Это заболевание носит название Бенье-Бека-Шаумана. Так называют саркоидоз.

Оба разочарованно отвернулись...
У меня был опыт диагностики и лечения саркоидоза, такие больные лежали у нас в пульмонологии и у меня в палате. Я даже опубликовал статью о нарушении дыхания при саркоидозе легких.
Теперь все стало на место - и симметричный артрит, и одышка, и изменения в легких.
Саркоидоз - это хроническая болезнь, может поражать любые органы - легкие, сердце, суставы, печень и могое другое. Причина ее неизвестна. Чаще у женщин. Тем, где подходит, лечат стероидными гормонами. Бывает характерная картина в легких, часто сочетается с туберкулезом и по рентгенограммам саркоидоз можно заподозрить. Но точно установить диагноз можно только после биопсии, когда найдут специфические клетки. И до этого не поможет никакой анамнез.

-Ваши коллеги не знали такую болезнь...
-А вы всех врачей вызываете для проверки их знаний?
-Нет, но врач должен разбираться...
-Есть хорошая русская поговорка: "Один,сами знаете кто, может задать столько вопросов, что сто мудрецов не ответят"...
Я рассердился.
-И что же Вы испытывали, если приехавший врач не знал о "болезни Шаумана"? Радость? Извращенное удовольствие? Превосходство? Удовлетворенное самолюбие, что вот я знаю одну болезнь и поставил лекаришку на место? А была ли от этого польза вашей жене, вот вопрос...
-Доктор, я ничего такого не хотел...
-Врач не может знать все одинаково. Если сегодня я или другой врач оказывает вам помощь на дому,он должен назубок знать все неотложные синдромы, не пропустить опасных осложнений, которые встречаются. Когда я работаю в клинике, я обязан разбираться в узкой специальности и смежных состояниях, а об остальных болезнях могу знать меньше, но своевременно консультироваться с нужными специалистами. Уверяю вас, вы себе и жене сделаете только хуже, развлекаясь подобным образом...
-Извините, доктор, я не хотел вас обижать.
-Вы обижаете прежде всего самого себя...Но вернемся к нашим баранам.
Я обратился к больной.
-Вам делали биопсию легких?
-Да, в больнице "Ихилов".
-Вы получаете гормональное лечение?
-Раньше получала, уже год, как отменили.
-Зайдите к своему врачу, вас обследуют и, возможно, повторят курс преднизона. Такие обострения бывают, но ничего страшного. Болезнь, хотя и длительная, но в большинстве случаев течет благоприятно. А сейчас я могу ввести обезболивающее, поможет на несколько часов, но старайтесь прибегать нему реже, боли не такие сильные. Договорились?
-Договорились...

...Иногда пациентам надоедает каждый вечер смотреть в телевизор...


Рецензии