Последнее правило

Моему другу посвящается...

Марина давно заметила этого красивого парня. Каждое утро, стоя на трамвайной остановке с семилетним сыном она робко любовалась незнакомцем, стоявшем на другой стороне улицы. Она уже заметила, что этот парень ездит на трамвае второго номера. Марина в тайне мечтала, чтобы смуглый черноволосый и черноглазый красавец взглянул на неё. Но так, как она считала себя дурнушкой, она отчаялась удостоиться хоть бы быстрого взгляда. Вы можете сказать, что молодые женщины всегда жеманничают в отношении своей внешности, но у Марины дела обстояли по-другому. В свои 27 лет она имела право называть себя обиженной судьбой. Недавно оба её родителя разбились в автокатастрофе. В тот год она постарела на десяток лет. Из полненькой круглолицей смеющейся девушки она превратилась в женщину с усталым видом. На нервной почве у неё испортилось зрение и она стала носить квадратные очки. Так же она похудела на двадцать килограмм и стала напоминать щупленького костлявого мальчишку. Даже каштановые волосы её были уложены по – мальчишески. Не смотря на то, что небесно – голубые глаза Марины были запрятаны в очки, а прекрасная фигура в несменный джинсовый костюм, она выглядела великолепно. Но ей об этом никто не говорил. Почему? Об этом позже, уважаемые читатели. Наберитесь терпения.
       Максим Погорелов ежеминутно кидал взгляд на часы. Ох уж этот сумасшедший Петербург! Снова не уехать. Как стыдно будет, если он опоздает к первому клиенту. Сегодня первый день его работы. Два дня назад он прилетел из Чехии. Максим окончил медицинский институт по специальности психоаналитика. В Петербурге ему уже было подобрано рабочее место и даже клиент. Всё это благодаря отцу. Его отец из тех, кого в наши времена называют «новым русским». И вот Макс проклиная всё на свете, начиная с Петербурга и заканчивая общественным транспортом, стоял и мило морщил свой греческий нос. Ему было тридцать лет. Он имел атлетическое телосложение и был, словно сбит из мускул. Смуглая кожа, чёрные волосы и глаза… Всё в нём было безупречно. Он был обладателем таких рук, которые называют исцеляющими. Вот наконец и трамвай. Возможно он ещё успеет. В запасе пол часа.
       Марина взяла в руки ножницы и приступила к стрижке. Это уже выработалось до автоматизма. Клац – клац – клац. Теперь сушка феном.
- Сколько с меня? – Спросила клиентка.
- Сто пятьдесят рублей. – Отчеканила Марина.
Молча клиентка расстегнула тугой портмоне и протянула пятисотку. Марина аккуратно сложила деньги и выдала сдачу. Уходя женщина кинула ей скупое «спасибо». Марина облокотилась на столик и тяжело вздохнула. Как ей надоели эти крашеные блондинки с кроваво – красной помадой на губах! В день она принимала таких около десятка, а иногда и больше. И все, как с инкубатора. Красная помада, приторные духи… А у неё, как назло аллергия. Марина сняла очки и посмотрела на себя в зеркало. Она сморщила нос. Какое убожество. На что она похожа! Она поймала себя на том, что теребит куртку джинсового костюма. Лицо её тронула горькая усмешка. Конечно, живя на мизерную зарплату парикмахера и воспитывая подрастающего сына на себя денег не останется. А как бы она хотела одеваться красиво! Ходить в салоны, как все женщины. Научится ходить на каблуках… Она встала на цыпочки и попробовала пройти с одного угла в другой.
- Маринка, что это ты делаешь? – В зеркале отразилось лицо её напарницы.
Марина поспешно надела очки.
- Ничего особенного не делаю. – Краснея сказала женщина. – Говорили, что если так делать осанка улучшается.
- Тогда тебе надо положить на голову книжку. Как Ванюшка? Выздоровел?
- Да. Сегодня в школу пошёл. Оль, он у меня такой хорошенький.
- И странно, что ни на тебя, ни на Лёшку не похож.
Услышав имя мужа, Марина нахмурилась. Ольга участливо посмотрела на неё.
- Что Лёшка?
- Снова пьёт…
       Марина вышла замуж в 19 лет за эмоционального и предприимчивого Алексея. В 20 лет она родила сына Ваню. Из милого и заботливого Лёшеньки муж с годами превращался в скупого скрягу, считающего каждую копейку. Если бы только это, но он взял за привычку беспросветно напиваться. За постоянные прогулы работы его уволили. Из успешного инженера он скатился до уровня алкоголика. Вот и посудите сами, уважаемые читатели, что за жизнь была у Марины. Она повесила на себя ярлык никому не нужной стареющей женщины и я не могу с ней не согласиться. Вы, мужчины, сами того не осознавая заставляете женщин замыкаться в себе и терять веру в себя и смысл жить. У Марины остался муж – алкоголик, подрастающий сын и… К сожалению безысходность.
       Марина прислонилась к косяку двери своей квартиры. Ну зачем, зачем она сделала такую ошибку? Зачем она прописала мужа в своей квартире? Неуверенной рукой она нащупала в кармане ключ. Марина включила в коридоре свет и охнула. В темноте стоял Алексей. С ужасом она подумала: «На что же он стал похож!» Красная от долгих пьянок физиономия вся заросла щетиной. Позолоченных коронок во рту не хватает. Он смачно икнул.
- Жена, что принесла поесть?
Из дальней комнаты выбежал Ваня и кинулся к матери. Отец грубо оттолкнул его.
- Не подходи, когда взрослые разговаривают! – Крикнул Алексей.
- Лёша, не кричи на ребёнка. – Устало отозвалась Марина. – Будь добр, поставь чайник. Мне нужно сделать один звонок.
С бурчанием: «Женщина, а сама чайник поставить не может» муж Марины скрылся в кухне. Она подняла трубку и задумалась. Кому звонить? Кроме Оли у неё нет подруг. Она быстро набрала номер своей напарницы.
- Алло, Оленька? Привет. Ты не могла бы мне помочь? Я тут… уезжаю на несколько дней. Заедь, пожалуйста ко мне. Забери Ванюшку. Когда уезжаю? А прямо сейчас. Тут неотложное дело. Пригласили в гости в Москву. Кто? Бывшая одноклассница. Хорошая девчонка. Заедешь? Спасибо. Ну до свидания. Скоро встретимся. Работа? А у меня как раз два дня выходных. Спасибо тебе огромное, Оленька.
Марина повесила трубку на рычаг. Ребёнок пристроен. Из кухни раздался душераздирающий свист чайника.
- Лёоооша! Выключи газ! Ты что, не слышишь?
В кухне Алексей шумно выругался матом и разразился очередной гневной тирадой. Марина закатила глаза.
- Ванюшка. Иди попрощайся с мамой. – Тихо позвала Марина.
Сын мигом обвил талию матери руками.
- А куда ты?
- В Москву… Веди себя хорошо. Сейчас за тобой заедет тётя Оля. Не балуйся там смотри.
- Мам, а ты скоро вернёшься?
- Дня через два. – Она чмокнула сына в щёку, и вышла из квартиры не оглядываясь.
       Макс поёжился. Да, в Питере холодно. А ведь только начало сентября. Так непривычно. Первый рабочий день прошёл на «ура». Коллектив оказался очень общительным. Макс шмыгнул носом. Вот и даёт о себе знать Российская осень. Нужно забежать в аптеку на углу. Лучше предупредить болезнь. Макс толкнул дверь и бубенчики над входом дружелюбно зазвенели. Пустая аптека. Он подошёл к прилавку.
- Здравствуйте. У вас есть что – нибудь от первых признаков простуды?
Бубенчики зазвенели во второй раз. Краем глаза Максим заметил, что в аптеку зашла женщина в джинсовом потрёпанном костюме. Квадратные очки в роговой оправе отражали свет и прятали глаза. Макс обернулся к ней, чтобы разглядеть её поближе. Вроде ещё молодая, но одета, как женщина преклонных лет. И фигурка ничего. Заметив, что Макс на неё смотрит, женщина отошла за стеллажи. Сделав вид, что что – то выбирает, Макс отошёл к дальней витрине и стал наблюдать оттуда за странной посетительницей. Увидев, что около кассы никого нет, женщина быстро подошла и купила то, за чем пришла. Выходя из аптеки она кинула взгляд прямо на Макса и кутаясь в потёртую джинсовую куртку вышла.
- Сделайте милость, скажите, что купила эта женщина? – спросил Погорелов у фармацевта.
- «Реланиум».
- И в каких количествах? – У Макса похолодело внутри.
- Три пачки.
Макс ринулся к выходу. Он выбежал на улицу. Уже темнеет. Он заглянул за угол. О, Боже! Её нигде нет. Может она уже в каком – то подъезде глотает свой «Реланиум». У неё должно быть проблемы.
- Ненормальный! – Крикнула вслед Максу женщина с сумками.
- О, прошу… Прошу прощения. – Крикнул Погорелов, прыжком оборачиваясь к женщине.
Вот она! Стоит на пешеходном переходе! Какое счастье, её ещё можно спасти. Макс, отдышавшись пошёл за самоубийцей. Смешавшись с толпой он стал следить за тем, куда она пойдёт. Но вот она, психология самоубийцы! В миг отчаянья они стремглав несутся за атрибутами для своей драматической смерти. Ах, как же это всё – таки забавно! Неужели какие – то мелкие неприятности стоят того, чтобы в некрологе написать: «Покончил жизнь самоубийством»? Жизнь создана для того, чтобы жить, а не для того, чтобы пить снотворное в таких количествах. Женщина наконец определилась с местом, где будет крушить свою жизнь. Она вошла в подъезд одного из старых кирпичных домов. Макс тихими шагами следовал за ней. Какая – то дверь скрипнула и захлопнулась. Шаги смолкли. Максимом овладела паника. В какую квартиру она могла пойти? Но что – то подсказывало, что она не в квартире. Нужно немедленно действовать. Он толкнул дверцу чердака. Дверца поддалась. У Макса защемило сердце. Вот уж кто действительно ненормальный. Неужели «Реланиума» не достаточно? Нужно ещё разбиться в лепёшку! В лицо дунул холодный ветер. Вот она. Сидит на корточках. Давит на ладонь таблетки. Ну и крыша! Тут сам чёрт ногу сломит. Максим, затаив дыхание приблизился к женщине.
- Не подходите. – Усталым голосом сказала она. – Если я не сделаю этого сегодня, так сделаю завтра. Ещё один шаг и я прыгну.
Женщина встала. Макс подошёл к ней и взял за рукав. Рукой Погорелов почувствовал, как женщина вздрогнула. Таблетки покатились по крыше.
- Ну что же. В таком случае придётся прыгать вместе, раз ваш «Реланиум» рассыпался по крыше.
Она повернула лицо к Максу. Ну вот, теперь темно. И снова не видно глаз. Что за напасть!
- Вы следили за мной с самой аптеки. Убирайтесь отсюда к чёрту, пока я действительно вас не столкнула!
- Вы этого не сделаете. – Со смехом отозвался Максим.
- А вот и сделаю!
- Ну тогда… Может быть нам стоит познакомиться? Меня зовут Максим Погорелов. Я работаю Суперменом. Спасаю самоубийц и отчаявшихся. А вы?
- Я Марина Ярославцева. Работаю… Впрочем какая вам разница?
- Спортивный интерес. А какую причину смерти сказать вашим родителям?
Марина нахмурилась.
- Я сирота. Мои родители погибли два года назад в автокатастрофе.
- О, простите. Сожалею. Меня воспитывал отец. Когда я был маленький мать сбежала от нас с каким – то чиновником. Как говорит отец, тот чиновник обещал свезти мать в Венецию. Что человеку для счастья надо… Что вам надо для счастья?
Минуту подумав, Марина ответила:
- Хорошая семья, любящий муж и… Не скрою нужны деньги. Невозможно воспитывать подрастающего сына на ничтожные крохи, которые называются заработной платой парикмахера. – Она всхлипнула.
- У вас сын… Сколько ему лет? Конечно не более семи – восьми. У вас есть муж?
- Да. Муж – алкоголик.
- Он бьёт вас? Выгоняет из дому? Терроризирует сына?
- Бывало и такое.
- Так на кого вы оставите своего сына, чёрт возьми?
Марина вырвала свою руку из руки Максима и направилась к выходу с чердака.
- Марина, стойте! – Макс догнал её, насколько возможно было догнать на кривой крыше. – Куда вы?
- Заберу сына от подруги и пойду домой.
Он улыбнулся.
- Дам вам один совет. Обратитесь к специалисту. Вам нужно кому – то всё рассказать. Всё, что вас мучает.
- Не стоит. Я справлюсь сама.
       Максим пришёл домой поздно. Какая всё – таки симпатичная эта Марина. Запрятала себя в этот костюм. Ей бы в мини – юбках ходить. Интересно, какого цвета у неё глаза? Погорелов хлопнул себя по лбу. Он забыл взять у Марины номер телефона. Тут он одёрнул себя. Она ведь замужем, у неё сын. Муж… Зато какой у неё муж. Но нельзя терять надежды на то, что он перестанет пить и снова станет хорошим и заботливым. Но будет ли Марине снова хорошо с ним? Почему некоторые мужчины такие сволочи? Максим переоделся в домашнее и пошёл в душ. Да, всё – таки он дурак. Нужно было взять её номер. Может они никогда больше не встретятся. Ладно, время покажет. Зато он спас жизнь человеку… Решено. При первой же встрече он пригласит Марину на свидание. Он ведь уже в том возрасте, когда давно пора строить свою личную жизнь.
- Дурак… Ты что, не видел, как брезгливо она на тебя смотрела? – Спросил у своего отражения Максим.
Не найдя ответа он включил магнитофон. Как выгодно иметь двухэтажную квартиру! Хоть всю ночь слушай музыку. Он повернул регулятор громкости на всю мощь. Из магнитофона полился голос Виктора Цоя…
       К психоаналитику? Сопливый мальчишка! Дрянной юнец! Да что он хочет от меня и от моей жизни! Кто он такой, чтобы меня спасать и давать советы? Да… В близи он выглядит намного красивее, чем на другой стороне улицы. Сколько ему лет? Двадцать, двадцать пять? Суперменом он работает! Ишь ты, грубиян. Марина бежала домой и глотала слёзы. Пусть Ваня побудет у Ольги эти два дня. Ей нужно побыть одной.
- Жена, где тебя носило! Я есть хочу!
- Ой, Лёша, отстань от меня! Все от меня отстаньте! Никого не хочу видеть и слышать! Иди к своим друзьям – алкашам! Они тебя и накормят и напоят.
Муж округлил глаза.
- Заткнись, женщина. Лучше молчи, пока я тебя по стенке не размазал!
Щёлкнул замок в комнату Марины. Наступила тишина, прерываемая редкими всхлипами и очередной гневной тирадой. А может этот Супермен прав? Может правда нужно обратиться к врачу? Где – то открыли специальную клинику. Завтра же запишусь к психоаналитику. Марина легла на кровать и накрыла голову подушкой. В кухне что – то разбилось.
       Максим потянулся в кресле. Он спал сегодня около трёх часов, а утром на работу. Сейчас свободный график, можно и вздремнуть… Он мгновенно провалился в сон. Кто – то постучал в дверь. Максим подскочил. Войдите. Он оправил халат. Вошла медсестра.
- Максим Анатольевич, вы сейчас свободны для приёма?
- Который час, Света? – Он зевнул. – У меня ведь приём по записи. А какой сегодня день? Ах, четверг. Ну раз четверг, то пусть войдут. Кто там?
- Какая – то женщина.
- Она представилась?
- Марина Ефимовна. – Медсестра улыбнулась.
- Снова Марина. Ну что ж, пусть заходит.
Макс взял из бумагодержателя амбулаторную карту и опустился над столом. Дверь в кабинет снова открылась.
- Прошу садиться, Марина Ефимовна. Будем знакомы. Погорелов Максим Анатольевич. – Максим поднял глаза и осёкся. Перед ним стоит Марина Ярославцева собственной персоной! Надежду на свидание можно отбросить в сторону.
- Так вы работаете психоаналитиком? – Удивилась она, садясь рядом.
Макс выдавил подобие улыбки.
- Как видите да. Ну что, начнём сеанс?
- А что его начинать? Вы и так всё знаете… Смысла начинать сначала я не вижу.
- Тогда я назначу вам дни, по которым вы будете ходить на сеансы. И предполагаемое лечение. – Макс взял лист бумаги и задумался. Что назначить отчаявшейся женщине? – Пейте первое время травяные успокоительные. Настойку пустырника, валерианы. Это есть в любой аптеке. – Он улыбнулся. – Лучшее лечение это общение. Ни один врач не поможет вам так, как близкий человек. У вас есть подруги? Друзья?
- Нет. Одна подруга, но не близкая. Напарница по работе.
- Надо же. А у меня вообще нет друзей. Как в Чехию уехал, всех друзей потерял. Семь лет отучился там. Уже и не знаю, где кто. Кто женился, кто детишек родил. Простите за не скромный вопрос, у вас есть любимый человек?
Марина покраснела.
- Нет. Я как – то даже не думала о том, что могу понравиться мужчине.
- Зря – зря. Сколько вам лет?
- Двадцать семь.
- Пффф. Да вы совсем девочка. Я предполагал, что вы даже младше. Марина, так вам самое время друзей заводить, по пикникам мотаться. Дискотеки, встречи, знакомства. Марина, то, что у вас сын, ни к чему вас не обязывает. Можете отвести своего сына к соседке.
- Ой, что вы! Какие мне дискотеки? Я ночью домой прихожу. А знакомства? Я никому не интересна.
- Да… С вами нужно работать и работать. Вы любите музыку?
- Мне некогда её слушать.
- Некогда. – Повторил Макс. – Музыка иногда очень помогает. Но вы любите музыку?
- Наверно люблю.
- Советую вам слушать классику. Она расслабляет. Старайтесь меньше думать о плохом. Думайте о том, что скоро у вас вырастет сын.
- И уедет от меня куда – нибудь далеко. И останусь я абсолютно одна.
- Да… Сложно с вами. Вы совершенно не хотите ничего слышать с моей стороны. Но ничего, мы с вами поработаем.
Марина поняла, что Макс намекает на то, что сеанс окончен. Она поднялась. Он тоже.
- Что ж, приятно было снова вас увидеть.
- До свидания, Максим Анатольевич. Спасибо.
Макс поморщился.
- Зовите меня Максом. Ведь познакомились мы с вами не на приёме, а в нейтральной обстановке, если это можно так назвать. До свидания. На приём завтра. В это же время. Вы у меня всё время последняя будете.
Марина вышла из кабинета. Макс повесил халат на крючок, взял сумку, погасил свет и закрыл кабинет на ключ. Он задумался. Ну почему жизнь строит ему такие подлянки? Теперь на свидание с Мариной можно наложить табу. Он врач, она его пациент. Ведь у психоаналитиков существует единое правило. Последнее правило, которое он, Макс всё время забывал отвечать доктору Вазовски. Между психоаналитиком и его клиентом не должно возникать любовных отношений. Он увидел Марину у кассы.
- Марина? Что вы делаете? Спрячьте сейчас же свои деньги! Не нужно.
- Мне будет неловко, если я не заплачу.
- Ну что вы, никакой неловкости. До свидания, Света. Вы скоро уходите? Что ж, спокойной ночи. Как поздно уже.
Максим и Марина вышли из клиники.
- Ну что, будем прощаться? Мне на трамвай, до конечной. А там на другой трамвай.
- И мне тоже на трамвай.
- Вот здорово! А то мне одному скучно чуть ли не целый час трястись в трамвае. Надо купить машину. У меня есть кое – какие сбережения. Думаю хватит.
- И тогда я больше не буду встречать вас по утрам.
- Что за новость? А разве мы встречались раньше?
- Каждое утро мы стоим на разных сторонах дороги. Я с сыном. Отвожу его в школу. А вы так чудно смотрите на часы. – Первый раз лицо Марины озарила улыбка, но тут же этот светлый лучик погас, будто его и не было.
- Да? Что же в этом чудного? – Спросил поражённый Максим. Он никогда не видел улыбки более привлекательной, чем у этой женщины.
- Ну… Будто бы вы проклинаете всё Питерское движение, что трамваи не ходят.
- Знаете… По – правде так и есть.
Они оба расхохотались. Макс достал из сумки плеер и вставил один наушник в ухо. Но потом встревожено посмотрел на Марину.
- Вы позволите? А то после того, как я слушал весь день чужие проблемы, хочется разрядки. Я тихонечко, хорошо?
- Конечно.
Макс с довольным видом нажал на плей. Из динамика ударили басы.
- Максим, что вы слушаете? – Удивлённо спросила Марина.
- Знаете, жил такой легендарный музыкант Виктор Цой? Когда я был мальчишкой, я бегал на его концерты. Вы не поверите, это неподражаемо. Знаете такого?
- Поверхностно. Он ведь разбился на мотоцикле?
- Нет. На машине. Ох, уж эта судьба. Вертит нами, как ей вздумается. Его нет с нами уже пятнадцать лет. В августе было пятнадцать лет.
- А сколько вам лет?
- Тридцать.
- А на вид совсем мальчишка.
- Я и есть мальчишка. В душе.
Они снова засмеялись. Макс помог Марине зайти в трамвай.
- У вас проездной? – Спросил он.
- Нет, плачу.
- Тогда я заплачу за нас обоих. Я предпочитаю покупать билетики. Вдруг попадётся счастливый?
- А какую песню вы слушаете сейчас?
- Избитую годами. «Звезда по имени Солнце». Моя любимая.
- А о чём в ней поётся?
- О жизни. Цой всегда пел о том, что видит вокруг себя.
- И вы тоже после смерти лидера «Кино» ходили и кричали «Цой – жив»?
- Было и такое. И кожаная куртка была. И цепочка от ключей, прицепленная к джинсам. И сейчас бы ходил так, поверьте мне. Просто пора бы и семьёй уже обзаводиться. Большинство в мои годы уже по двое детей имеют. Нам два билета, пожалуйста. Спасибо большое. Держите, Марина.
Она протянула руку за билетом и их руки соприкоснулись. Марина вздрогнула и выронила билет.
- Что с вами? – Макс участливо посмотрел на неё.
- Нет, ничего. – Она подняла билет. – Ой, Макс! Счастливый!
       Пронзительный телефонный звонок заставил Марину проснуться. Она быстро спустила ноги на пол и взяла трубку.
- Я слушаю. Кто это? О Боже! Макс… Который час? Нет – нет, что ты. Тьфу, что вы. На ты? Да, я давно хотела предложить. – Она взлохматила волосы и зевнула. – Сегодня? Да, это неплохая мысль. Куда пойдём? Помочь? Тебе? Да, спасибо. Я приду. В 19 часов ровно на Невском. Так? До вечера, пока.
Лёша снова не пришёл ночевать домой. Ваня у своей бабушки – матери Лёши. Лариса Валентиновна решила показать внуку Москву. Неделю Ванечка проведёт там, а потом бабушка привезёт его обратно в Питер. Марина застелила постель, налила воды в чайник и включила газ. В довольно старый магнитофон она вставила кассету. «Камнем лежать или гореть звездой», сказал ей оттуда Виктор Цой. Она остановилась, будто бы раздумывая, а потом подошла к зеркалу. Быстрым шагом она прошла в спальню и просунула руку вглубь полки. Достав оттуда небольшую сумму денег, Марина положила их в свой кошелёк. Она набрала номер Ольги.
- Оленька, здравствуй. Ты не могла бы мне кое с чем помочь? Вот и замечательно. Встретимся сегодня? Ну… Допустим в час дня. Спасибо тебе большое, я потом всё объясню.
       Максим аккуратным движением разорвал целлофан на пачке с сигаретами, вытащил одну и зажёг. Он поднял глаза к небу. На что похоже вот это облако? Макс пустил кольцо дыма и поморщился. Какие крепкие сигареты. Его выучили курить в Чехии. В студенческие годы, дабы не отличиться от своих однокурсников он также начал курить. Вредная привычка так и закрепилась за ним. Но Макс один из тех редких людей, которые могут контролировать себя. Поэтому он установил себе режим. Он выкуривает по две сигареты в день: утром и вечером. Небо лечит. Небо найдёт ответы на все вопросы. Если вот так вглядываться в облака, то можно понять, что всё сложное просто.
- Небо, ответь, правильно я поступаю, встречаясь с Мариной? – Не громко спросил Максим.
Он затушил сигарету и снова устремил взгляд на небо. Ранее белое облако заволокло дымчато – серой тучей. Макс закрыл окно и завесил его занавесками.
- Где же ты теперь, воля вольная? С кем же ты сейчас ласковый рассвет встречаешь? Ответь. – Напел себе под нос Максим, но думал он в этот момент далеко не о музыке.
       Марина с Ольгой стремительным шагом передвигались от одного магазина к другому.
- Мариночка, солнце! Да что на тебя нашло? Посмотри вон туда. Очень хороший магазин.
Марина, будто бы очнулась.
- Хороший говоришь? Всё хорошее здесь не годится. Здесь нужно лучшее.
- Неужели тебе так нравится этот твой… Психолог.
- Не психолог, а психоаналитик. И потом… Он мне не нравится, ясно! Просто это… Это первое свидание в моей жизни!
Марина словно девчонка, размахивая сумкой и то и дело подпрыгивая двинулась вперёд. Оля, минуту постояв, медленным бегом отправилась за подругой.
- Я ничего не понимаю. А Лёша?
- Ааа… Забудь! Ничего у нас с ним не было. Я разве не рассказывала? Мы ведь одноклассники. Какие свидания? Перестань…
- Но… Как же ты вышла за него замуж? – Ничего не понимая, спросила Ольга.
- Это очень просто. Я решила, что люблю, но чёрт! Как же я ошибалась. Я всё - всё поняла. Никого я никогда не любила. И меня никто. – Марина остановилась. – Пошли в твой очень хороший магазин.
       Максим переминался с ноги на ногу. Интересно, как он выглядит? Через десять минут должна придти Марина. По крайней мере, зная психологию женщин, он решил, что Марина отличается пунктуальностью, и не будет пользоваться этой уловкой молодых особ. Когда они опаздывают, чуть ли не на пол часа и считают, что заставили юношу волноваться. Кто-то тронул Макса сзади за рукав. Он обернулся и застыл с раскрытым ртом.
- Ма… Марина?
       Марина считала, что опаздывать стыдно, поэтому вышла из дому за сорок минут до встречи. Новая расклешённая юбка, едва прикрывающая колени приятно шуршала. Полусапожки на семисантиметровой шпильке приятно стучали по асфальту. Кофточка приятно прилегала к телу, а пиджак, доходивший до поясницы, был на удивление тёплым. Модная стрижка придавала лицу женственность. Вместо обычных ужасных очков Марине вставили контактные линзы. Теперь её голубые глаза сияли навстречу всем прохожим. Макс был уже на месте, когда она пришла. Она подошла к нему сзади и легонько тронула за рукав.
- Ма… Марина? – Глаза Макса стали в два раза шире.
- Здравствуй, Максим. Ну так о чём ты хотел меня попросить?
- Ты великолепна!
Марина спрятала глаза под густыми ресницами.
- Спасибо.
- Помнишь, я говорил тебе, что хочу купить машину? Я договорился с одним человеком. Ты выберешь мне машину прямо сейчас.
- Я? Макс, но я в этом не разбираюсь, ты что!
- Ничего – ничего. Какая понравится, такую и выберешь. Договорились? А теперь пройди вперёд.
Марина недоумённо посмотрела на Максима.
- Иди – иди. Не смотри так на меня. Хочу посмотреть, как вся эта красота выглядит на тебе в разных ракурсах.
Она послушно прошла вперёд и резко развернулась на каблуках. Юбка взметнулась до бедра, обнажив стройные ноги.
- Ну? И как выглядит «эта красота» сзади? – Марина засмеялась.
- Очень мило. – Бросил Макс. – Погодка сегодня чудесная, да?
- Да. Премилая. Отсюда далеко?
- Нет. Несколько метров.
Всю остальную дорогу они молчали. Впереди блеснула неоновая вывеска. Макс также молча открыл перед Мариной дверь. Они вошли. Навстречу им сразу же кинулся «лакированный» молодой человек. Марина всегда называла «лакированными» продавцов из шикарных салонов. Потому что они всегда такие елейные, с прилизанными волосами. Тьфу! Смотреть противно. Ей стало неуютно здесь. Макс и продавец обнялись.
- Миша, я рад тебя видеть! – Улыбаясь сказал Макс. – Мы не виделись семь лет. Как был тощим, так и остался. Ну так? Где они?
- Сейчас – сейчас. Как я полагаю, твоя возлюбленная пойдёт с тобой?
- МЫ НЕ ВСТРЕЧАЕМСЯ! – Грозно и в голос сказали Макс с Мариной.
- Простите. Извините. Я не знал. Так вы пойдёте? – Спросил ошарашенный и напуганный Миша у Марины.
Она кинула вопросительный взгляд на Макса.
- Конечно она пойдёт.
Они вышли через чёрный ход и оказались в тёмном гараже. Марина почувствовала над своим ухом горячее дыхание Макса.
- Ты что же, темноты боишься? – Спросил он шёпотом.
- Нет, с чего ты взял. – Она покраснела. Хорошо, что темно. Марина чуть не стукнулось носом об щёку Макса.
- Ты держишь меня за руку. Только и всего.
Она попыталась вырвать свою руку из руки Макса, но он крепче сжал её.
- Подожди. У нас ещё как минимум пять минут. Пока Миша отыщет выключатель.
- Почему у нас? И что ты предлагаешь?
- Ну… Ты моя клиентка, я твой психоаналитик. Я должен заботиться о твоём нервном спокойствии.
- Да? – Марина приподнялась на носочках.
- Конечно. – Макс немного отодвинулся в сторону.
- Завтра понедельник. Я приду на приём? – Марина приподнялась ещё немного.
- Безусловно. – Макс почувствовал, что губы Марины где – то на уровне его губ, быстро высвободил свою руку и щёлкнул выключателем.
- Миша, ну и работничек же ты! Не знаешь даже, где выключатель.
- Точно. – Забормотал Миша. – Прости. Вот те модели, которые мы подобрали тебе.
Макс оценивающе посмотрел на ряд машин и прошёл вдоль них.
- Марина. Ну что ты там стоишь в углу? Иди сюда.
Марина, опустив голову подошла к Максу.
- Какая тебе нравится? – Спросил он.
- Вот эта. – Она указала на первую попавшуюся машину. Оказалось, что это Mazda спортивного типа, василькового цвета. Точно под цвет юбки Марины.
- Решено, беру. – Сказал Максим. – Ты принимаешь кредитки?
- Естественно. Пачка наличных не влезла бы в карман. – Двое из присутствующих засмеялись, а Марина отвернулась, будто разглядывая какую – то машину, но не видела абсолютно ничего.
       Макс и Марина неслись по загородному шоссе. Все окна в машине были открыты, и из – за сквозняка не было слышно музыки, которая играла на всю громкость.
- Скажи, ты что, всегда его слушаешь? – Спросила Марина, чтобы хоть как-то заполнить затянувшуюся паузу.
- Всегда. – Коротко ответил Максим.
- Только Цоя? И больше никого?
- Да. Только его. – Максим закрыл все окна и выключил музыку. Он свернул на обочину и заглушил мотор.
Марина не смела поднять глаз. Она изучала надпись на диске. «Кино. Звезда по имени солнце». Через секунду она поймала себя на том, что смотрит уже на колени Макса. Джинсы такие голубые – голубые. Ей всегда нравились мужчины в голубых джинсах. Он положил руку на колено и она стала рассматривать её.
- Марина, это всё нормально. Люди ощущают себя совсем по – другому в одежде, которая им нравится. Вот ты сегодня переоделась и тоже чувствуешь себя совсем по – другому. По Зигмунду Фрейду…
Она ущипнула Макса за руку. Он ахнул.
- Оставь ты своего Фрейда хоть на минуту! Здесь реальная жизнь, а не книжная. – Марина дёрнула дверь машины. Она не поддалась. – Выпусти меня!
- Нет.
- Выпусти!
- Нет!
- Тогда я открою окно и буду кричать, что ты маньяк.
- Попробуй.
Марина нажала на кнопку. Окно тоже не поддалось. Максим с улыбкой наблюдал за её попытками выбраться.
- Я всё заблокировал.
Марина обессилено откинулась на спинку кресла.
- Открой. Ничего у нас с тобой не получится.
- А я ни на что и не претендую. С чего ты взяла?
Марина кинула злой взгляд в его сторону. Максим засмеялся.
- Последнее правило, которое я всегда забывал отве…
Марина снова включила магнитофон, но сбавила громкость, чтобы был слышен разговор.
- Ты ведь слушаешь его! Цой ведь запрещает всякие правила! Значит ты просто слушаешь! А должен слышать, Макс.
- Ты купила его альбом?
- Да.
- Какой именно?
- «Чёрный».
Он молча вставил ключ в зажигание, развернул машину, и они двинулись в сторону Петербурга. Всю оставшуюся дорогу Максим и Марина молчали. Так же молча он остановил машину у её подъезда. Так же молча она хлопнула дверью новенькой «Мазды», выбранной ею лично. Так же бесшумно развернулась машина и унесла Макса неизвестно куда. Марина не обернулась.
- Здравствуйте, тётя Вера.
- Доброго здоровечка, деточка. Лапочка, а кто это такой?
- Это? – Марина пожала плечами. – Пожалуй никто.
- Вот. Живёт в таком районе, а на машинах дорогущих разъезжает. – Услышала Марина бормотание соседки.
Ключом она открыла дверь. Везде зажжён свет. Значит Лёша дома.
- Лёша, я вернулась. – Крикнула Марина, снимая обувь.
Навстречу ей вышел заспанный, с заплывшими глазами муж.
- Привет, жена. Что вкусненького принесла?
Марина прикрыла глаза.
- Мне кто – нибудь звонил?
- Да. Пол часа назад какой – то Пётр Семёныч. Или Семён Петрович. Я не запомнил.
У Марины похолодело внутри.
- Что ты ему сказал?
- Что ты скоро вернёшься. Так что ты принесла поесть? – Наивно спросил муж.
- Ах, оставь меня. Мне нужно срочно позвонить. Где же этот телефон.
Марина со скоростью света набрала номер Семёна Петровича.
- Алло. Здравствуйте, Семён Петрович. Вы звонили? Да. Да. Да. Нет. Уволиться? Чем скорее, тем лучше? Желательно по собственному желанию? Хорошо. Да. Да. Нет. Спасибо, спасибо большое! Когда я могу приступать? Со следующей недели? Отлично. Могу завтра осмотреть рабочее место? Спасибо огромное, Семён Петрович! – Марина расплылась в улыбке и положила трубку.
Она направилась в кухню к мужу.
- Алексей! Доставай бутылку! Будем пить.
- Чтооо?
- Я теперь частный парикмахер в элитном салоне!
       Дверь со стуком распахнулась. В кабинет влетела улыбающаяся Марина. Макс даже не оторвал глаз от своих записей.
- «За стенкой телевизор орёт, как быстро пролетел этот год. Он так похож на прошлый год, я в прошлом точно так же сидел один, один, один…» - Тихо напевал Макс. – А, Ярославцева. Прошу садиться.
Улыбки, как не бывало. Марина накрыла ладонями колени и устремила взгляд на Максима.
- Что расскажете сегодня? – Максим наконец поднял усталые глаза на Марину. Их взгляды встретились, и будто бы ударившись друг о друга срикошетили и разлетелись по сторонам.
- Наверно нам нужно прекратить сеансы.
- Почему? – Удивился Максим.
- Кажется от них ничего не меняется. Знаете…
- Вам нужен мужчина.
Брови Марины поползли вверх. Макс усмехнулся.
- У вас такое лицо, будто вы увидели таракана. Да, вам нужен мужчина, который будет любить вас. Вам не хватает заботы. Мир слишком тяжёл, чтобы держать его в одиночку.
- Да какое право вы имеете вмешиваться в мою личную жизнь! У вас ведь тоже никого нет!
- Разве? – Максим подошёл к окну и повернулся спиной к Марине. – Сегодня ливень. А я без машины.
- Не переводите тему! У вас ведь никого нет. Так почему вы делаете замечание мне?
- У меня как раз – таки есть.
- И как же она выглядит? – Марина явно была раздражена.
- Хм… Как бы её описать. Пышные формы, чёрные густые волосы. Но фигура в прочем так себе.
- Ах, значит вам нравятся именно такие женщины?
- Да. Именно такие. Пожалуй на сегодня хватит.
Ничего не сказав, Марина вышла. Она попрощалась с секретаршей, надела пальто и пошла к выходу из клиники. Стоило ей выйти на улицу, как её оглушил рёв дождя. На улице был настоящий ливень. Точно такие бывают в тропиках. Непроглядная пелена дождя. От такого ливня ни один зонтик не спасёт. За спиной она услышала, что дверь открылась.
- Да… Ливень не дай Бог. Угораздило же меня оставить сегодня машину в гараже. Так бы тебя подвёз. – Сказал Макс, кутаясь в кожаное пальто.
- Вот ещё! Сама дойду. – Марина раскрыла зонт и спустилась с крыльца. Тотчас она вернулась обратно и стала рядом с Максимом. – Нет, пожалуй сама не дойду.
Он вынул из кармана мобильный телефон и набрал номер.
- Такси? Пожалуйста к психоаналитической клинике. Два человека, да. Везти? – Макс покосился на Марину. Она не расслышала, какой адрес он назвал.
       Через пару минут Audi вишнёвого цвета подъехало прямо к крыльцу клиники. Макс с Мариной забрались внутрь. Они ехали молча. Марина протёрла запотевшее стекло рукой. Только что они проехали нужный поворот.
- Максим, куда мы едем? – Спросила Марина.
- Ко мне. – Просто ответил он. В зеркало было видно, что таксист улыбнулся.
- Но я не поеду к тебе! Отвезите меня домой!
- Тебе оттуда ближе будет на работу. Парикмахерская ведь в центре города. Кстати, с повышением.
- Откуда ты знаешь?
- Я всё знаю. От меня ничего не скроется.
       Макс, по – собачьи стряхивая с волос воду зажёг свет в прихожей. Марина неторопливо вошла с ним. Она также была промокшая с головы до ног. Кажется дождь не собирался утихать. Это был последний дождь, в эту осень. Последний вздох перед сырой и ветрено – холодной зимой. Максим, не развязывая, трением мыском о пятку скинул кроссовки. Марина расстегнула сапожки и аккуратно поставила их в углу. Вся сцена проходила молча. Макс резко обернулся к Марине. Она вздрогнула.
- Не стесняйся. Не стой в углу, как чужая. Хочешь, принять ванну? Хочешь чаю? – С заботой спросил Погорелов.
- Ванну было бы неплохо. Можно?
- Конечно можно. Ванна чистая. В ней никто не мылся. Иди на второй этаж. Там на двери табличка будет. Поймёшь. Полотенце висит на крючке. И халат. Потом я покажу тебе твою спальню.
- Хорошо. – Она медленно поднялась по лестнице. Макс проводил её взглядом до самого верха. Дверь почти бесшумно закрылась. Щёлкнул замочек. Он опустил глаза. Широкими шагами Максим вышел на балкон. Пепельница была пуста. Всё – таки хорошо, что отец посоветовал ему домработницу. Милая девушка. И выполняет всё добросовестно. Рука самопроизвольно потянулась к сигаретам. Он зажёг сигарету и крепко затянулся. Максим открыл окно лоджии. Тут же его оглушил рёв дождя. Сплошная стена. Сквозь неё не видно улицы. И проезжая часть пуста. Конечно. Ведь так рискованно ездить в такую погоду. Он вытянул руку под дождь и тут же засунул её обратно.
- Ну и ванночка! Размером с добрый бассейн! Я чуть не утонула. Нажала на какую-то кнопку и пошли пузырьки. Так страшно стало. Кажется это называется джакузи? – Спросила Марина, растирая волосы махровым полотенцем.
- Да, джакузи. У меня таких две. Ещё на первом этаже. Куришь?
- Нет. Бросила несколько лет назад. У сына аллергия на запах никотина.
- Что за мать, а! Курить при ребёнке. Дома.
- Да, это моё упущение.
- Так ты хочешь чаю? – Почти безнадёжно спросил Макс.
- Нет, спасибо. А почему ты сегодня не релаксируешь?
Максим удивлённо поднял брови.
- Что ты имеешь ввиду?
- Цоя.
- Ааа… Сегодня день не настолько напряжённый, но если ты хочешь…
- Нет – нет. Мне как раз не хватает тишины.
Они замолчали. Максим выкурил уже третью сигарету подряд. Он опомнился и убрал сигареты из поля зрения. Марина нахмурилась.
- Как ОНА выглядит?
- Кто ОНА?
- Ну… Твоя девушка.
- Она бы тебе не понравилась.
- Почему?
- Зная женскую пси…
- Максим, ну скажи! Ну пожалуйста!
- А ты скажешь, как выглядит твой любовник? Занятно будет послушать.
- Обязательно похвастаюсь силой его мысли. Ну? Я жду. Право, я уже вся истерзалась желанием узнать!
- Крашеная блондинка. Предпочитает сладкие – пресладкие духи. Красит губы ярко – красной помадой, которая при поцелуях размазывается вокруг губ и рот становится похожим на красную тряпку торреодора.
- А как у неё с…
- О, она неподражаема. Даю слово.
- А каково же имя этой Афродиты?
- Вероника. Теперь твоя очередь.
- Ну… Он такой…
Максим решил не мучить и без того несчастную женщину.
- Не пора ли в постель?
- Да – да! Пора. А в чём я буду спать?
- Кажется у меня есть футболка, подходящая тебе по – размеру.
       По потолку бегали светящиеся тени. Шум дождя смолк. Из открытой форточки чувствовался запах мокрого асфальта. Этот запах невозможно описать словами. Его можно лишь чувствовать. Осязать всем своим нутром. Шаги на первом этаже всё не смолкали. Марина в страхе натянула на себя одеяло. «А что, если всё – таки придёт!» - думала она. Шаги стали ближе. Вот он подошёл к её двери. Остановился. Марина закрыла глаза, оставив маленькую щёлочку для созерцания двери. Снова шаги. Хлопок двери. Всё смолкло. Марина заснула.
       После приёма, Максим предложил отвезти Марину домой. Вдруг он свернул и заглушил мотор около огромного супермаркета.
- Подожди минуточку. Мне надо кое – что купить. Я быстро.
Марина со скучающим видом смотрела в боковое зеркало. Из бутика вышла стайка разнаряженных девушек. Они стояли у крыльца, о чём – то разговаривали и так громко смеялись, что слышно было даже в машине. Из супермаркета вышел Максим. Одна из девушек в это время повернулась. Увидев Макса, она что – то быстро сказала своим подругам и буквально перелетев через дорогу, бросилась ему на шею. « А, так это и есть Вероника» - подумала Марина с грустью, наблюдая за неприлично целующейся парочкой. «Это же надо! Прямо посреди улицы! Всякий стыд потеряли. Да, видно, что девчонка из богатеньких.» Максим достал из кармана купленные сигареты, разорвал целлофан и протянул пачку Веронике. Она без колебаний достала из кармана модных, явно не дешёвых джинсов металлическую зажигалку и закурила. В мозгу Марины мелькнуло: «Я ведь здесь лишняя. Они сейчас придут сюда.» Убедившись, что ключи от машины у Макса с собой и что её никто не заметит, она бесшумно открыла дверь и перешла через дорогу. Макс был слишком занят, чтобы заметить её исчезновение.
       По счастливой случайности Ольгу тоже перевели в тот же элитный салон, что и Марину. Подруги были безмерно рады тому, что не расстаются. Сейчас был обеденный перерыв.
- А такой, прямо фу ты ну ты! Весь интеллигентный! А встречается с какой – то безкультурщиной! Где это видано, чтобы девушка посреди улицы курила, а? – Разглагольствовала Марина, держа в руках тлеющую сигарету.
Ольга усмехнулась.
- Поди ты и правда влюблена, а? Верно говорю?
- Ничего не верно. – С обиженным видом ответила Марина. – Я по началу думала, что он шутит. Что нет у него никакой Ники. Ужасное имя, правда? Кстати. Корни волос у неё чёрные.
- Ууу... – Ольга состроила гримасу.
- Да. И ведёт она себя, прямо скажу преотвратительно.
- А дома у него хорошо? Не приставал?
Марина покраснела.
- Скажешь тоже! Приставал... Кому я надо! А дома да, хорошо. Живёт, как король. Двухэтажная квартира. Дом, представляешь, с вертолётной площадкой! Он на двух верхних этажах. Обещал, как будет на крыше сухо. Сводит меня. Что – то про звёзды там говорил. Я тебе скажу мелкий народец эти психоаналитики.
- Да... Да... И не говори.
Колокольчики на двери нежно прозвенели. Администратор попросила кого – то подождать. Её шаги стали ближе и вот она вошла.
- Марина Ефимовна, к вам пришли. Можно пропустить?
- Клиент? Если клиент, то скажите, что у меня обеденный перерыв. Если нет, то пусть входят.
В нависшей паузе у Марины появилась возможность спокойно докурить сигарету, источающую пренеприятный запах. Вошёл Макс. Марина подавилась дымом, и, пряча за спину курево, опустила глаза.
- Здравствуйте. Вы Ольга? Марина очень много о вас рассказывала. Приятно познакомиться с вами лично.
- И мне приятно, Максим.
Макс с нежностью посмотрел на Марину. Ольгу передёрнуло. Никогда ей не приходилось видеть столь нежного взгляда. Дура, Маринка! Неужели она не может самостоятельно разглядеть своего счастья! У, глупая!
- Пойдём? Потолковать надо.
- Но у меня работа! – Сказала Марина и закашлялась. Противный никотин заволок горло.
Максим еле заметно улыбнулся.
- Вы сможете заменить её сегодня? – Спросил он у Ольги.
- Да – да, конечно. Маринка, иди. Начальника сегодня не будет, так что...
- Спасибо – Неразборчиво, надрывным голосом сказала Марина, огромным глотком допила чай и, воспользовавшись моментом, пока Максим отвернулся, выкинула окурок.
- До свидания, Ольга. Ещё увидимся. – Попрощался Максим.
Марина лишь слегка кивнула на прощание. Они шли молча. Максим глубоко вздохнул и заговорил.
- Сигареты в руках, чай на столе – так замыкается круг. И вдруг нам становится страшно что – то менять. У тебя так получается?
- К чему ты это сказал?
- Нет. Не бери в голову. Это я так, к слову. Прости за вчера. Я не знал, откуда она взялась.
- Из модного бутика. Откуда же ещё. «Блондиночка» - Презрительно хмыкнула Марина. – И целовать посреди улицы ты её тоже не хотел. Она САМА?
- Ты ревнуешь? – Поднял брови Макс.
- Ещё чего! Глупости! Вот мой мужчина...
- Нет у тебя никого.
Марина опустила ресницы.
- С чего ты взял?
- Ты говорила. На первом сеансе. Сейчас мы едем в клинику.
- Как скажешь. Мне всё равно.
- Отец приехал. Он ведь заведующий. Сейчас он там.
Макс открыл перед Мариной дверцу машины. Снова из колонок заиграла группа «Кино».
       В этот день он не мог оторвать взгляда от её глаз. Такие голубые! Будто незрячие. Необыкновенные глаза. Конечно сеансы давно пора закончить, но… Вот чёрт! Так этого не хочется. Ведь они тогда перестанут видеться.
- Я уезжаю. – Сказал Макс в конце.
Она не вздрогнула, не прикрыла глаза. Она приняла эту новость спокойно.
- Когда?
- Завтра.
- Куда и насколько?
- В Польшу. На мастер – класс к очень известному врачу. Недели так на две – три.
- Ясно. Ну… Наверно я пойду?
- Да. До свидания. Я позвоню и мы возобновим сеансы. Так ведь?
- Да – да. Конечно. Удачи.
Она взяла сумку и двинулась к выходу. Макс мгновение смотрел ей вслед, а затем рывком пересёк кабинет и заключил Марину в объятия.
- Что ты делаешь! Макс…
Страстный поцелуй перекрыл поток слов. Они не могли видеть, что за приоткрытой дверью стояла Светлана.
       Марина ещё не легла спать, когда телефон разразился звоном. Она не могла понять, кто звонит в столь позднее время.
- Да?
- Привет. – Сказал Макс после долгой паузы. – Я тебя разбудил?
- Нет. А что случилось?
- Пустяки. Ничего особенного.
- Макс, ну я же слышу!
«Жена, сколько можно разговаривать по телефону!» - заорал Лёша из соседней комнаты. Марина прикрыла трубку ладонью.
- Лёша, ложись спать! – Она тихо выругалась и приложила трубку к уху. – Максим... Что случилось? Ты ведь через три часа улетаешь!
- Никуда я не лечу. Меня уволили. – Максим засмеялся. – Здорово, правда? Я теперь нищий. Ну... Конечно не нищий. На данный момент, сейчас. – Он хмыкнул.
- Как уволили? За что? Ведь... Но ведь Макс! Хозяин клиники твой отец!
- И убеждённый психоаналитик...- Продолжил он за Марину. – Когда... В общем когда я поцеловал тебя, нас видел кто – то из доброжелателей. Я спрашивал у Светы. Она сказала, что в этот момент к дверям никто не подходил.
- Ну что же это происходит, Максим! За что!
- Я тебе как-то пытался сказать, но ты прервала. Всякая любовная связь между психоаналитиком и его клиентом должна строго пресекаться.
- Так это ерунда. Ты найдёшь другую клинику.
Макс засмеялся таким смехом, что Марине стало жутко не по себе.
- Меня... Меня лишили практики! – Задыхаясь после смеха, сказал он с отчаяньем. – Ничего, как – нибудь проживу. На «Камчатку» пойду работать! Не знаешь, работает она или нет? Мариночка, миленькая, не плачь. Хочешь я к тебе приеду, хочешь?
- У меня муж... – Сказала Марина, утирая слёзы рукавом. – Но я хочу! Очень хочу, правда! А откуда ты звонишь?
- С «трубы». Видишь, какой сегодня день. Я лишился отца, работы, практики, денег. В этом мире у меня остались лишь машина, квартира и...
Марина затаила дыхание.
- Ну так я еду к тебе?
- Да. Поедем куда – нибудь.
- Интересно, а «Камчатка» сейчас не рабочая?
- А что это?
- Я расскажу тебе...
       Они колесили по Питеру всю ночь. Благо, что завтра выходной и Марине не нужно вставать на работу. Максим остановил машину в проходных дворах.
- Вылезай. Пойдём посмотрим на «Камчатку».
Он взял её под руку и они, через тёмную арку прошли вглубь двора. Впереди виднелось маленькое кирпичное здание. Макс достал зажигалку и посветил перед собой. На потрёпанной временем двери, яркими красками было выведено: «Закрой за мной дверь, я ухожу.» Они прошли чуть дальше. На облупленной стене, прямо на кирпичах красовался нарисованный портрет Виктора Цоя.
- Максим, что это за здание – «Камчатка»? По песням я думала, что он там жил... Что он с этого полуострова.
- Нееет! Почему – то многие, не зная его истории так думают. «Камчатка» - кочегарка, в которой он работал. – Максим начал тихонечко насвистывать. Они сели на полуразвалившуюся скамейку.
- И что теперь? – Спросила Марина.
- Время... – Незатейливо ответил Макс.
Погорелов почувствовал, что Марина поёжилась. Он снял с себя куртку и накинул её Марине на плечи. Сам, оставшись в одной футболке, он будто не чувствовал холода.
- Максим, ну не надо. Замёрзнешь.
- Глупости. Завтра будет ещё холоднее. Посмотри на небо. Красное.
- Ужас. – Марина поморщилась.
Максим упёрся локтями в колени и подпёр кулаками щёки. Зажигалку он поставил на землю так, чтобы она не падала. Так он сидел не менее десяти минут. Марина с жалостью смотрела на него. Надеясь на то, что он не почувствует, Марина легонечко дотронулась до его плеча. Макс поднял на неё удивлённые глаза.
- Максим... Я всё понимаю, правда.
- Тссс... Знаю, моя милая, знаю.
- А что Вероника? – Этот вопрос вырвался из Марины, будто пробка из бутылки с забродившим вином.
Макс улыбнулся. В свете зажигалки его белоснежные зубы выглядели, как оскал.
- Я тебе не сказал? Это ещё одна причина того, что я «больше не его сын». Отец Вероники его очень хороший друг. А я сказал ему, что я не женюсь на ней ни за какие деньги. Сказал, что у меня любимая есть.
- А... Ясно... – Марина отвернулась, будто разглядывая надпись на двери.
- Вообще – то я говорил о тебе.
Марина, как в замедленном кадре повернула голову к Максиму. Её глаза в это время были такими печальными, что Макс не мог не отвести взгляда от них. Они порывисто встали. Зажигалка упала и погасла.
       Давно перевалило за четыре утра, а они всё сидели на кухне и пили уже по пятой кружке чая.
- А что Ванька? – Спросила Марина, помешивая ложечкой сахар в кружке.
- Ну что Ваня... Думаю, мы подружимся, так ведь? Должно быть, он у тебя хороший малый. Ты фактически воспитываешь сына одна. А ему нужно мужское влияние. Верно говорю?
- Верно. Но мы не сможем жить на одну мою зарплату, пойми!
- Завтра же продам машину. – Максим шумно глотнул. – Вот чёрт, какой горячий! Так вот... Машинка – то не дешёвая, правильно? С неё будет столько денег, что на них можно жить ещё несколько лет. А я найду себе работу. Знаешь, кем я буду работать? Эммм... Сейчас решу. О! Таксистом! Пойду устроюсь таксистом! Здорово, а?
- Здорово. И заработок приличный. – Марина покраснела. – Ну... По моим меркам.
- Теперь и по моим. – Макс вздохнул. – Ну что, надо поспать немножечко? А то мне с утра ехать за город. Я до того, как позвонить тебе договорился с одним парнем. Он за городом живёт. Ты не успеешь ещё проснуться, как я уже приеду обратно. – Он порылся в кармане. – Вот ключ. Если надо куда пойти. Спокойной ночи. – Он поцеловал Марину в щёку, но она притянула его к себе за рукав и жадно поцеловала в губы.
- Спокойной ночи, Макс.
       После того сумасшедшего ливня улицы не успели высохнуть. А этой ночью неожиданно ударил мороз. Улицы попросту превратились в каток. Максим, глядя на блестящую проезжую часть решил, что на таких шинах, как в его машине, большого риска ехать не будет. Он выехал за город. Машина медленно набирала скорость. 100 км/ч, 120 км/ч, 160... Кажется дорога не такая уж и скользкая. Он проехал зону пустырей. Теперь с обеих сторон его окружал лес. И обочины такие опасные. Высокие и осыпающиеся. Макс немного сбавил скорость, но посмотрев на часы вновь прибавил. Минимум через час он будет на месте. Максим, не смотря на дорогу залез в бардачок и поставил «Чёрный альбом». Из колонок полилось: «Следи за собой, будь осторожен...»
- Я – то слежу. А вот ты сам почему за собой не уследил?
Макс как-то страшно вздрогнул. Прямо посреди дороги вдруг оказалась хромая собака. Он стал сбавлять газ, но машину занесло, крутануло на одном месте, и она передом съехала к краю обочины. Макс затаил дыхание. Одно движение и он полетит вниз. В нескольких миллиметрах от себя он заметил телефон. Он попытался подвинуть руку к нему, но понял, что машина висит передними колёсами над обрывом. Если он попытается завести машину, она сразу упадёт. Выйти тоже нельзя. И пошевелиться... Перед глазами Максима пронеслась вся жизнь. Чехия, доктор Вазовски со своим последним правилом, которое он всё – таки нарушил. Марина... Его Мариночка. Первая и последняя любовь вероятно. Ведь сейчас он разобьётся. Другого выхода нет. Что же будет с ней. Очередная попытка самоубийства? Только теперь вероятно обоснованная. Несчастная... Что с ней будет, когда она узнает? О горе, горе... Горе... Машина наклонилась сильнее. Мелкие камушки из – под колёс полетели вниз. Максим кончиками пальцев попытался дотянуться до телефона. Набирая скорость машина покатилась по склону и со всего маху врезалась в дерево. Музыка смолкла.
       Марина порывисто села на постели. Ей приснилось или Макс звал её? Она прошлась по дому. Никого. Да, он же уехал продавать машину. Марина торопливо оделась. Надо заехать домой и собрать вещи. А главное сказать Лёше, что она от него уходит. Её передёрнуло. Она даже представить не может, как он воспримет эту новость. Расстроится? Накричит? Ударит? Марина взяла со столика ключ, но подойдя к двери она услышала с обратной стороны возню и скрежет ключа в скважине. Сердце радостно подпрыгнуло. Неужели вернулся Макс? Дверь открылась. На пороге стоял мужчина такого же роста и сложения, как Макс. Разве только виски были немного седыми, да лицо украшали паутинки морщин. И такие пышные усы. Марина и не заметила, что в упор разглядывает незнакомца.
- Вы должно быть гражданка Ярославцева? – Первым заговорил вошедший. Он захлопнул за собой дверь, прошёл в гостиную и сел в кресло. Марина стояла перед ним, как провинившаяся школьница.
- Да. Марина... А вы должно быть...
- Я отец Максима. Анатолий Яковлевич. Будем знакомы. Ааа... Я хотел познакомиться с вами, чтобы попросить вас об одолжении. – Он сделал паузу. – Я хотел, чтобы вы оставили моего сына в покое, но... Представился такой случай, довольно трагический слу...
- Что... Что случилось? – Сердце Марины бешено застучало.
- Случилось непоправимое. Мой сын погиб сегодня под Петербургом. Попал в аварию. Он успел только набрать мой номер. По сигналу мы определили, где он.
- Макс... Погиб... Нееет! Нет! Вы меня не проведёте! Это какой-то обман! Ошибка... – Марина медленно сползла по стене. Анатолий Яковлевич не сделал даже шага ей навстречу.
- Вы думаете я способен таким шутить? – Холодно спросил он. – Уезжайте. И... Отдайте мне ключ.
- А когда... – Она не могла говорить. Слёзы не давали ей вымолвить и слова. – Когда... П...П...П... Похороны...
- Я не хочу видеть вас там. Уходите.
Марина нашла силы, чтобы подняться. Она вышла, не оглядываясь.
       Прошло пол года. Она также стояла на остановке за руку с сыном. Женщина на вид молодая, но зрение которой упало на семь единиц от долгих слёз и переживаний. Она снова надела очки. Линзы уже не помогали, а на операцию так денег и не нашлось. Хоть она и победила в конкурсе на лучшего парикмахера года, но... Жалования ей не прибавили. Она всё ещё любит его. Так же, как любила три месяца назад. Такой же торопливой и запретной любовью. Почему, когда думаешь, что человек уже твой, твой без остатка, его нужно отнять, украсть, отобрать? Вот уже сколько времени она не может найти ответа на этот вопрос, который со временем станет риторическим. Кто знает...А разве в любви есть правила? Нет... В любви есть всесокрушающий закон подлости. Если любовь взаимная. Если казалось бы у людей нет причин для тревоги и печали, то... Причины обязательно появятся! Преграды создадутся. А может... Может без этого и любовь была бы не любовью, а так... Мелким развлечением. Ведь так не хватает сейчас в нашем мире духовности. Всё строится на каких – то животных инстинктах. А люди, которые счастливы, которые развиты в ту сторону, в которую должен развиваться человек разумный. А не животное, бегающее по улицам страдают больше. Почему? Вот это пожалуй и есть риторический вопрос... Любовь. Что такое любовь? Непостижимое нашим человеческим умам. Как же вообще её определить, что это любовь. А это великая тайна только двоих. У всех любовь разная. Но всё равно она одна на все времена. ЛЮБОВЬ.
       Она шла по мосту. Перед глазами у неё вот уже в который раз вставала картина, как они с Максом однажды гуляли здесь. Глаза её вновь заволокло пеленой из слёз. Она оперлась на перила моста. Нева покрылась снегом. Кап – кап- кап. Солёные капли вытекали из – под очков и ударялись о перила. Она уже обернулась, чтобы уйти. И вдруг... Сзади раздался любимый голос, переходящий в крик: «МАРИНА!»


Рецензии