Огни святого Эльмо
- Здравствуйте, уважаемые любители футбола! Сегодня сборной России предстоит матч «жизни и смерти», иначе его никак не окрестить, - тараторит телевизор в доме старого настоятеля ялтинского храма на Поликуровском холме. Матушка хлопочет с ужином, а старик, снимая облачение после окончившейся быстрее обычного вечерни, становится совсем простоволосым. Он внимательно следит за экраном и не видит, как на шпиле храма неожиданно с потрескиванием вспыхнули повисшие комья пуха.
- Всем давно известно, как умеют обороняться греки. Особенно они опасны при стандартах, так что надо попытаться как можно меньше фолить возле своей штрафной. Что же, в памятном 2004-м году россияне забили гол уже на первой минуте. Сейчас такого, к сожалению, не произошло.
Старик досадует, глядя на экран, отворачивается и смотрит в окно. Его дом рядом с храмом стоит высоко на склоне холма, и из окна хорошо видны набережная и порт. Неожиданный порыв ветра с грохотом распахивает раму, кружит вихрями в воздухе и ерошит его жиденькие седые волосы. Небо в одно мгновение темнеет, духота наполняется свежестью, и море вместо ласковой колыбельной неожиданно зло и сердито накатывает растущие на глазах волны.
- Чемпионы Европы очень цепко и плотно играют на своей половине поля. У россиян же пока довольно много фолов в нападении. Все же в действиях российских игроков чувствуется небольшой мандраж.
Старик снова устремляется к телевизору. Тем временем смотритель маяка поднимается к башне и зажигает отдохнувший за день фонарь.
- Если я тебе нужен, я тут! - смущенно вертится из стороны в сторону красный огонек.
На шпиле храма снова вспыхивает газовый разряд, переметнувшись через некоторое время на крыши домов и антенны, загорается на реях уплывших из бухты из-за штормового предупреждения кораблей.
- Немного пожарит оборона России. Рехагель активно жестикулирует руками на скамейке запасных, - несется из окон на набережной.
Затих город, прохожие растекаются по улицам как черные тени, устремляясь к своим убежищам. Тени сплетаются на стенах домов и растворяются в подъездах. Мечутся чайки, проницательно отыскивая завалявшийся мусор на опустевших улицах. Город кажется сверху игрушечным макетом из квадратов и прямоугольников на сером асфальте улиц.
- Довольно много фолят россияне, никак не удается зацепиться за мяч, - несется со всех сторон.
Матушка выходит во двор и замечает гул низко летящего по небу самолета. Он, охваченный со всех сторон странным голубоватым пламенем, медленно пробивается сквозь тучу. Старуха удрученно качает головой, что-то шепчет и крестится. В детстве она всегда наблюдала это свечение с суеверным ужасом. На мачтах кораблей, на шпиле церкви – куда ни шло, но чтобы вокруг самолета?! Бабушка рассказывала ей, что это святой Эльмо, который умер на море во время сильного шторма, является морякам, чтобы сообщить, суждено ли им спастись. Потом в школе узнала, что в древности греки считали свечение явлением близнецов Кастора и Поллукса, а назвали его именем Елены в честь их сестры. Уже матушкой, когда муж преподавал в семинарии, она как-то заметила на его столе томик Плиния, раскрыла и странным образом опять попала на описание этого огня. Появление двойных огней - как бы покровительство близнецов - считалось добрым знаком, одиночный огонь был знамением кораблекрушения.
- Россияне не используют прессинг на чужой половине поля и при потере мяча большими силами отходят назад. Плохо это или хорошо — покажет время.
Мальчишка в доме напротив высунул голову в форточку и следит за игрой, заглядывая в соседское окно. Видно, что в его квартире бабушка и мать тоже сидят у телевизора, но им явно не до футбола.
- ГОЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Гроза обрушилась на город. И только маячок крутит своей непоседливой головой:
- Я тут! Я с тобой! - посылая свой сигнал в темнеющую даль.
- Зырянов забивает гол! Жирков сделал очередной навес в штрафную, который получился не слишком удачным, Никополидис побежал за мячом, Семак сделал навес через себя в штрафную, где Зырянов поразил пустые ворота!!! Да, много нервных клеток убил первый тайм. Россияне ведут в счете и показывают неплохую игру. Грекам надо отыгрываться, они пойдут вперед. Нельзя нашей команде «садиться» в оборону и прижиматься к своим воротам. Надо использовать скорость и ловить чемпионов Европы... Перерыв.
Матушка все равно считала эти огни недобрым знаком. Бабка в детстве рассказывала ей, что если огонь с мачты спускался на палубу, душа погибшего моряка возвращалась на корабль. К свечению нельзя было подходить близко, а тем более прикасаться, а если уж оно появилось вокруг чьей-то головы в виде нимба, пиши пропало... А тут целый самолет...
- Ой-ой-ой! Вновь неудачно играют россияне в начале. Харистеас получает мяч в нашей штрафной, но удар у грека, к счастью, не получается. Опасны, очень опасны греки при стандартах. Нельзя жаться ко своим воротам... Вновь Билялетдинов оказывается на ударной позиции и бьет метров с 20 метров. Мяч проходит мимо правой штанги. В пору пить валидол! Столько моментов...
А самолет уже заходит на посадку. Следят за дисплеями авиадиспетчеры. И смотрит сверху на землю из окна иллюминатора маленький пассажир, впечатываясь носом в запотевшее стекло.
- Россияне борются! Грубый фол на Жиркове. Деллас принял его на бедро. Жирков прихрамывает, что не может быть приятным, из последних сил передвигаясь по полю.
Мерцают, словно огни святого Эльмо, в домах рядом с аэропортом, экраны телевизоров. И давно уже ничего не пугает их обитателей – кто-то в напряжении стоит у экрана, кто-то дремлет, убаюканный призрачным сиянием.
И только призывно мигает красным огоньком на посадочной полосе неугомонный маячок.
- Самолет совершил посадку в аэропорту города Симферополь. Температура за бортом...
- Павлюченко, какой момент упускает!!! Семак подхватил мяч на своей половине поля, протащил его через всю площадку и выложил под удар Павлюченко, Роман пробил изо всех сил! Но как же так, опять не попал по воротам!
Рвется к выходу маленький пассажир, но стюардесса просит оставаться на местах до полной остановки двигателей. В стеклянном аквариуме аэропорта встречающие не слышат репродуктора, прижавшись друг к другу около единственного на весь аэропорт экрана монитора.
- ВСЕ!!! Мы победили Грецию! Мы вновь победили чемпионов Европы!!! Ну и матч! Какое же напряжение было на последних минутах! Я боялся сглазить, но теперь можно смело сказать, что блестящую игру провели Игнашевич и Колодин! Так бы в матче со шведами...
Море громадными валунами катится на корабли, угрожая унести их вместе с собой. Но они снова и снова взбираются на гребень, а когда опускаются вниз, кажется, вот-вот исчезнут под нависающей над ними черной тушей моря. Опасность разливается в воздухе, но ты смотришь, вглядываясь с надеждой в темнеющую даль – по-прежнему ли трепещется, прорезая армаду волн, крохотный маячок:
- Я тут. Я с тобой!!!
15 июня 2008
Свидетельство о публикации №208111400505