Тактичный человек

"Что такое тактичность? Это свойство человека не заме¬чать нетактич-ность другого (мудрость).

Как-то приехал к нам из города Самарканда сват – кудо, уважаемый всеми Риби Аронов. Наша сестра Эся пригласила его и, конечно, всю близ-кую род¬ню на семейный ужин. Муж Эси, ныне покойный Михаил Давыдов, славился искусством готовить необыкновенный плов. Это было его корон-ным и един¬ственным блюдом, не считая жаренной картошки, за которое брался и

которое он умел гото¬вить. Одних котлов, разных размеров и форм у него была уйма. Он их коллекционировал, вырезал к ним из алюминиевых листов крышки, приделы¬вал ручки, мастерил печки-мангалы, прокаливал в масле, содержал в чистоте и хранил на специальных полках в кла¬довой. Все это было его бо¬лезнью, серьезным увлечением, хобби, так сказать. Готовил Михаил свои вкусные пловы лишь в исключительных, особо торжественных случаях, в ос¬тальное время всегда готовила его жена. Михаил охотно дел¬ился с другими

своим кули¬нарным мастерством, но при¬готовить такой же вкусный плов ни у кого больше не полу¬чалось.
Особенно торжественно обставлялось приготовление плова в ежегодные дни праз¬днования Победы. К Михаилу, как участнику войны, в этот день приходила вся родня поз¬дравить, помянуть погибших и, конечно же, отве-дать ставший традиционным, его знаменитый плов.

Кроме легкой закуски в этот день других блюд намерен¬но не готовили, чтобы не пере¬бить аппетит перед прославлен¬ным блюдом. Так вот, всем было из¬вестно, что сам гость, Риби Аронов, тоже большой люби¬тель плова, да и выпить горазд.
Вообще-то, самаркандцы умеют принять гостей по выс¬шему разряду и посему, чтобы всех удивить и не ударить в грязь лицом перед гостем, Ми¬хаил Давыдов взялся за плов сам.

Закупил все нужное зара¬нее, установил во дворе печь и выбрал свой лучший котел...Итак, гость и родня, на¬конец, расселись и все пошло как обычно. Ели, пили, обмени¬вались новостями. Михаил колдовал над котлом, был не¬доступен, серьезен и близко не подпускал к себе "консультан¬тов". И надо же случиться та¬кому, что в самый ответствен¬ный момент, когда пришла пора забрасывать рис, вырубился свет, погасло освещение во всем районе и

все погрузилось в темноту. В доме забегали, за¬суетились, искали свечи, неп¬рерывно звонили в бюро ремон¬та. Несколько человек взялись помочь Михаилу, чиркали спи¬чками, жгли бума-гу. Кто-то для успокоения протянул ему рюм¬ку водки, он залпом выпил и чертыхнулся:
- Это же чистый спирт, надо разбавить, к столу так по¬давать никак нельзя!
Одну свечу все таки наш¬ли и, разделив на части, осве¬тили столовую. Наконец-то

электричество зажглось, види¬мо устранили поломку, и в от¬вет раздались крики радости. Застолье близилось и настро¬ение у всех подня-лось. Плов, пройдя все треволнения, был наконец-то уже готов. Михаил разложил его по большим блюдам – ляганам и все время бур¬чал, что "он не тот". Чтобы его успокоить, помощники, попро¬бовав плов уверяли, что "тот".

Ляганы расставили перед гостями с расчетом "одно на двоих". Чтобы подчеркнуть уважение гостю сам Михаил занес и поставил перед Риби Ароновым ляган с пловом. Гость ел с удовольстви¬ем, пил за здравие хозяев.
- Да, такого плова он. еще не ел и, наверное, во всем Самарканде никто так не гото¬вил вкусно и нужно еще поду¬читься некоторым, - говорил он.
Михаил был на седьмом небе, лицо его просветлело и, наконец, он улыбнулся...

Начали убирать опус¬тевшие ляганы, чтобы подгото¬вить место для фрук-тов. Пос¬ледним убрали ляган у гостя, на нем еще оставалась горка плова.
- Ну вот, хвалили, хва¬лили, а сами не доели, - оби¬делся Михаил.
- Нет, нет, хватит. Спа¬сибо. Плов замечательный, не¬обыкновенно вкус-ный. В сле¬дующий раз, как приеду пойду к вам в ученики. Лучшей бара¬ни-ны привезу, - польстил гость.
Михаил, сияя, отнес блюдо на кухню, помочь жене. Взяв ляган, она смахнула с него плов в

миску для остатков пи¬щи и... ужас! В плове была припрятана тряпка. Да, да тряпка. Плотная, жирная, тем¬ная и проваренная. Эта тряпка - дасмол, которой пользуются при варке, промывке котла и по-ловника и вообще при мытье посуды. Гость хоть бы словом обмолвился, тихонько дал знак какой, сразу принесли бы другой ляган, так нет же. Ел и хва¬лил от души, а тряпочку задви¬нул, припрятал под пловом на середине лягана, чтобы сидя¬щие рядом не заметили. Вот так конфуз! Хоть сквозь землю провалиться от стыда!

Глаза некуда девать!
Поздно засидевшись, стали расходиться гости. Риби Аронов, прощаясь, с хитринкой на глазах и загадочной улыбоч¬кой похвастался, "что хотя у вас и готовят такие пловы, зато у нас в Самарканде водка пок¬репче". Уже потом, обнаружи¬лось, что и спирт, который до¬полнительно разлили по бутыл¬кам и поставили перед гостем был разбавлен водой слишком сильно.

Смешно, если бы не было столь грустно. Но есть и другая пословица у народа. "Пеши ме[монро пишика пиш немегуянд" . То есть: " В при¬сутствии гостя кошке не гово¬рят "брысь". В смысле не тре¬вожат. А тут наоборот, гость решил не оконфузить хозяев перед людьми. Вот так поря¬дочность, вот это воспитан¬ность. А ведь можно все было списать на погасший свет.
Нет, не померкнет свет разума и мудрости!


Рецензии