Как Рома Абрамович жареные грибы гаечным ключом ел

Господа, теперь мне доподлинно известно: олигархами не рождаются. Более того, по крайней мере один из них —выходец из глубинки. Но, что самое поразительное, будущие олигархи проходили срочную службу в рядах Советской Армии!

Предвижу недоумение на ваших лицах. Мое, видимо, выглядело так же от услышанного в телефонной трубке: “Алло! Найдите мне адрес Романа Абрамовича!”. “Того самого?” — поинтересовалась на всякий случай. “Да, мы с ним вместе в армии служили, что называется, бок о бок, полтора года. Вы не подумайте, что я сумасшедший. Могу доказать. Есть армейские фотографии”. А может, и вправду зря плохо о человеке подумала? Надо идти на контакт.

Механик Эдиль Айтназаров пришел ко мне с огромным пакетом. “Такое количество фотографий и до вечера не рассмотришь”, — грустно подумалось мне. Но чуть позже защемило сердце, когда этот парень извлек из “авоськи” большой дембельский альбом и бережно раскрыл передо мной.

Боже! А ведь и впрямь не сумасшедший. Вот они, младший сержант Айтназаров и рядовой Абрамович в обнимку, — “фото на память”. А вот всем солдатским коллективом грузовик облепили. Ну а это Роман Аркадьевич с футбольным мячом в воротах красуется. Любовь к футболу, однако, еще в армейские годы взыграла. А потом воплотилась во что–то...

Прежде чем расспрашивать Эдиля о юношеской дружбе с теперешним олигархом, аккуратно так пытаюсь выяснить, что, собственно, побудило его искать встречи с одним из богатейших людей России. На что мой собеседник по–детски наивно ответил: “Он обрадуется. Нас многое связывает. Ромка меня кое–чему научил. Всю жизнь ему за это благодарен. Просто хочу самолично выразить армейскому другу свою признательность. Вся надежда только на вас”. И тут он начал вспоминать, как мне показалось, лучшие годы своей жизни. Улыбка все это время не сходила с лица Эдиля.
— Эдиль, с какими чувствами призывались на службу в армию?
— Родом я из маленького села, что находится в Алайском районе. Какие там у молодежи праздники случаются? Начало учебного года, его завершение. Сбор урожая. Когда пришло время призыва... Как объяснить? Это был праздник. Возможность увидеть еще что–либо, кроме унылого сельского пейзажа. К тому же я уже знал, что буду служить в России, во Владимирской области. Учебку прошел в городе Коврове. Там готовили младших командиров автомобильного отделения. До армии я закончил ДОСААФ, поэтому моя воинская специальность была предрешена. После учебки меня распределили в воинскую часть города Киржач. Там–то мы и познакомились с рядовым Абрамовичем.
— Помните, как это было?
— Прекрасно помню. Распределяли по войскам нас в Москве. Затем мы самостоятельно добирались до места службы. В Киржач я попал в два часа ночи. Ужасно хотелось есть. Встретивший меня офицер словно прочел это в моих глазах. Завел в казарму, а там в это время полным ходом шла генеральная уборка. “Рядовой Абрамович! — гаркнул офицер. — Отвести новобранца в столовую”. Вот так, собственно, и началось наше знакомство, которое практически сразу перешло в дружбу. Ромка (так мы его тогда называли) оказался довольно компанейским и чутким парнем. У него не возникало конфликтов ни в начале службы с “дедами”, ни потом, когда он сам перешел в их разряд.
— Абрамович тоже служил водителем?
— Нет. Он призывался из института и был у нас вроде диспетчера: отмечал, кто выехал, кто въехал на территорию части — это входило в его обязанности. Но он редко исполнял их. В основном находился в мастерской. Руки по локоть в мазуте, короче говоря, помогал механикам и водителям чинить автотранспорт.
— На протяжении полутора лет вы с Романом Аркадьевичем круглосуточно были рядом. И какой он?
— Начну с того, что еще в то время он тщательно следил за своим здоровьем и физической подготовкой. Спиртное не употреблял, не курил. Свободное от службы время использовал рационально. Как бы это сказать... Понимаете, создавалось впечатление, что каждая минута жизни ему особенно дорога. Мало того, что Роман сам усиленно занимался спортом — гантели, турник, пробежка, — так он еще и футбольную команду собрал. А потом в нашей части появилась художественная самодеятельность. Все удивлялись: откуда у парня такие организаторские способности? И что самое удивительное, он ничего специально не делал для того, чтобы увлечь людей. Мы добровольно принимали его правила игры. Нам это нравилось. Абрамович даже организовал... массовые походы за грибами.
— Об этом поподробнее.
 — Знаете, когда мы в первый раз отправились в лес по грибы, я был обескуражен. Что греха таить, я не то что никогда до этого не видел такого количества грибов, я их попросту никогда не ел. Роман же по–хозяйски принес из столовой в автомастерскую казан и давай жарить собранный нами “урожай”. Со знанием дела! Самое смешное, что посуду для жарки ему дали, а вот чем потом кушанье употреблять — нет. “Головастый” Абрамович и тут быстро смекнул. В общем ели мы... гаечными ключами. Кому достался двенадцать на тринадцать, а кому “ложка” побольше — четырнадцать на пятнадцать.
— Он был открытым человеком? Ну, можно было с ним поговорить по душам? О девушке, которая ждет из армии или о родителях?
— Однажды я спросил его про родителей. А он вдруг стал мрачнее тучи. Рассказал, что мама умерла практически сразу после его рождения. Отец погиб, когда ему было четыре года. Больше мы к этой теме не возвращались. А девушка? Кажется, кто–то писал ему из дома. Знаете, в то время мы не любопытные были. Если человек хотел что–то рассказать, его слушали. Чтобы специально выводить кого–то на откровенный разговор — такого не было. Я благодарен Роману за то, что он многому меня научил. Остальное — неинтересно. И та возня, которая происходит сегодня вокруг его имени, в том числе.
— Чему же он вас научил?
— Многому. Русскому языку, например. Я ведь из кыргызского села. По–русски, как говорится, ни “бе” ни “ме” не знал, когда переступил КПП. Роман с усердием школьного учителя обучал меня грамоте и правильному произношению. А еще был момент, который я буду до конца своих дней помнить. Служба шла к концу. Приказ об увольнении в запас подписан — через два месяца можно со спокойной душой отправляться восвояси. Вдруг, было это 18 октября 1986 года, подходит ко мне Роман и говорит: “Эдиль, тебя командир вызывает”. И больше ни слова. Сердце у меня екнуло... Я к командиру, а тот: “Младший сержант Айтназаров, вы отправляетесь домой”. “Как же так? — говорю. — Мне еще месяц служить”. Командир медлит, а потом: “Ваша мама умерла. Вам домой надо, солдат”. Земля ушла у меня из–под ног. Думал, после этих слов сам Богу душу отдам. Роман сильно поддержал меня в тот момент: отдал мне всю имеющуюся наличность. Обошел ребят, собрал деньги и со словами: “Крепись, друг”, — вручил их мне. И еще. Мы к дембелю собирали в бутылку из–под шампанского по десять копеек. Нас было три товарища: я, Роман и еще один парень. Так вот, думали, что, когда уволимся из армии, разобьем бутылку, поделим наличность на троих, будет нам на что на воле погулять. Абрамович все монеты мне отдал, на похороны матери.
— Вы, наверное, тогда в запарке и адресами не успели обменяться?
— Был у меня его адрес, да затерялся где–то. Мы, кстати, встречаться планировали через каждые пять лет в Москве. Да не вышло.
— Как вы узнали о его успехах?
 — В газете прочитал, совершенно случайно. Увидел фотографию на первой странице и обомлел. Как сейчас помню, статья называлась “Олигарх Чукотки”. Честно признаюсь, не поверил. Для полной убедительности не поленился в Интернете его биографию найти. Все сходится. Он это — мой армейский товарищ Ромка.
— И все–таки, зачем вы его ищете?
— Вы не понимаете... Ему приятно будет узнать, что однополчанин помнит его.
— А не возникало желания попросить у него денег? Он ведь теперь человек небедный.
— Вы что?! У меня и в мыслях этого нет! Если пригласит на Чукотку работать, вот это запросто. А просить...


Рецензии