Хрустальный рояль

В ту зиму снег мел не переставая, хлестая землю все новыми и новыми барханами. Ветер сходил с ума, задирая и роняя прохожих, укутанных в козьи и бобровые меха. Каждое окно было закрыто вуалью непроходимой снеговой пыли, и ледяные колючки больно впивались в кожу острыми щупальцами, проникая в кровь и остужая ее. И вся земля, вся планета, песком усыпанная добрыми дворниками, старалась препятствовать царице-зиме. Но она, бодрым маршем выстукивая на зубах людей свою песенку, шла и шла, гнала и гнала холод впереди себя, заволакивая небо со звездами.
Снежная баба во дворе превратилась в ледяную бесформенную статую. Гирлянды, развешанные в честь безымянного праздника на одном из балконов, стали свисать сосульками и дышать снеговым звоном. Тинь... Тинь... Тинь...
Под не хитрый аккомпанемент завывающего ветра и этого нудящего «тинь» в одном из обыкновенных домов горела сквозь косящий свинцом снег, одинокая звезда. Это была грошовая свеча, забытая перед сном. Свеча горела почему-то на полу. Именно так. Матовые капли превращались в глянцевые, дощатый пол скрипел и жаловался, а на рояле лежал покойник. Конечно, он сидел, и сидел на низеньком стульчике перед роялем, но как же хороши слова, обращенные эпитафией: «он лежал на рояле». Так вот. На покойнике был надета накрахмаленная рубашка со стоячим воротничком с запонками на белоснежных манжетах, черный-черный френч и черные же, в полосочку, узкие брюки. Надо сказать, выглядел покойник эффектно. Черные волосы были растрепанны, помертвевшие и уже синие губы раскрыты, а глаза... О, глаза! Смотрели ли вы когда-нибудь в глаза умершему? Такие бессмысленные для вас, но с затаенной обязательно в уголках беспричинной мыслью. Никогда не смотрите в них и не тревожьте своими любопытными взорами одухотворенное лицо покойного! Он не для вас умер и не для вас стал таким замечательным после смерти!
Не важно, кем он был, что ел на обед, с кем делил царственное ложе или шалашовый рай. Он Был, а это главное. Все остальное – так, фикция. Лишь само значение слова «был», и вот – его уже не стало!
Тинь, тинь. В комнате тепло, раскиданные газеты и разорванные письма хорошо протопили смертный одр. Бликами полуденного солнца играет огонь канкан на боку рояля. И, кажется, что с одной стороны, той, которой рояль играет зиме, он хрустально-белоснежный, а с другой, огненно – любовной, рояль становится почти нежно-розовым и даже приятным. Это самое главное, чтобы то место, где ты умираешь, было светлым и прекрасным. Это последнее воспоминание, и оно должно стать просто... Просто как чудесным и прекрасным сном! Да, да... Именно так.
А ветер воет. Как-то по-особому... Тинь, тинь... Поют, поют сосульки-гирлянды на соседнем доме.
Пройдемся по комнате. Только рояль, камин, раскиданные сорочки, кусочки сургучей, недопитый стакан чаю на замызганной салфетке на полу, разорванные бумаги, вырванный клок волос... Да, пожалуй, и все.
Наверняка, этот человек любил и ненавидел, знал и не знал, верил и предавал, но он наверняка не умел играть на рояле, ибо, зачем же тогда портить столь прекрасный, хрустально-хрупкий инструмент своей кровью! Зачем, я вас спрашиваю? Нет, этот человек не ценил красоты вещей. Вот и свеча тоже, просто приклеена к доскам на оплывающий воск.
Зачем спрашивается, пускать себе пулю в лоб и уродовать белоснежные клавиши своими мозгами? Куда практичнее яд! Но, оставим в покое бедного мертвеца. Он, видно, страдал.
Что ж... Завтра придет усатый дядя, в совершенно пустую квартиру с огромными потолками-куполами, кинет под оханье женщин циничный взгляд на потухшую свечу, на батистовый платочек мертвого джентльмена и отнимет место смерти у покойного.
Где-нибудь в недрах города, на пересечении каких-нибудь Лебедински-Курьцских, отмоют хрустальный рояль, настроят и выставят на аукцион.
Но посмотрим же дальше! Вот этот самый рояль стоит уже в другом доме! Белый, скучный, без хрусталя и без завывания ветра.
Зима-то кончилась господа. Так-то.


Рецензии
"В ту зиму снег мел не переставая, хлестая землю все новыми и новыми барханами." Пробую подобрать аналог в мировой литературе. Увы. Нет. Или мое сознание никак не хочет смириться с такими метафорами. "Хлестать барханами..."
имеет место быть множество образов, призванных нести дополнительный и некий таинственный смысл: и снег, и свеча, и сам рояль. Все проходит, сгорает, отыгрывает..
Автор снисходителен к читателю. Он его то подводит, то останавливает, мудрствуя. И напрасно. Незрелая душа способна к обманчивым выводам. Я о любовании смертью, что лейтмотивом проходит через произведение.
Смерть некрасива. Зачем делать из нее культ? мы же не в Колумбии.
"черный-черный френч и черные же, в полосочку, узкие брюки. Надо сказать, выглядел покойник эффектно. Черные волосы были растрепанны.." как не вспомнить пионерские страшилки у костра.
и о глазах."О, глаза! Смотрели ли вы когда-нибудь в глаза умершему? Такие бессмысленные для вас, но с затаенной обязательно в уголках беспричинной мыслью. Никогда не смотрите в них и не тревожьте своими любопытными взорами одухотворенное лицо покойного!" У умершего не одухотворенное лицо. В том и дело. Одухотворение - значит творение духа, дарование духом. в покойнике нет души, как частицы жизни. Покойник выглядит куклой. чужим человеком. не зря близкие люди, вглядываясь в когда-то родное лицо, отходят со словами - "не похож. это не он". Можно, конечно, обыгрывать временной отрезок отлета души, что одному Богу известен. но у Вас ведь определено - "помертвевшие и уже синие губы раскрыты". не призываю к получению медицинского образования, но берясь за тему со спецификой, нужно наверное эту специфику изучить. писатель вовсе не обязан гробить старушек, чтобы появился Раскольников. однако ж, веришь герою. и автору конечно через него.
Последнее предложение вызвало недоумение. Есть фильм такой про Костю Иночкина. Концовка - "а чего это вы тут делаете?" авторское "так-то" - что мягкое похлопывание читателя по плечу. и представляется неуместным. в контексте заданной миниатюры излишним.
Вы - автор. Вам видней посыл произведения. допускаю, что не прочувствовала основную мысль.
из отличительного - думается стиль. он неплох.
высказалась) про запятые вообще не буду. за неимением филологического образоваиня опускаю эти досадные оплошности)

Мигеле   16.11.2008 17:03     Заявить о нарушении
Скажем так, это, я уже подчеркивал, написано в метафоричной форме, в гротеске. Здесь нет того, что должно быть в жизни. Это - символы все, фикция. Про культы смерти не буду рассуждать, понятия у каждого свое, и каждому свое дано. Впрочем, почитайте классиков.

Кигеки Комедия   16.11.2008 17:14   Заявить о нарушении
Кигели, не нужно вступать в конфронтацию. это бесперспективно и взаимоневыгодно. Хорошо. о культе смерти не будем. если то личное - умолкаю. о гротеске. Видите ли, Кигели, я не читаю чужие рецензии. а если случается - очень редко. просто нет времени для этого. ориентиром - собственное восприятие текста.
Вы предложили (о согласии автора на публикацию)- я прочла. Классиков почитаю и всегда почитала) о ком речь? а конкретно?;)
не обижайтесь на меня

Мигеле   16.11.2008 17:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.