C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Лицевой нерв

«мы едем на форум завтра», — говоришь ты, заглядывая ко мне в комнату; «как — завтра? у меня же ничего не готово! — я смотрю на свои пальцы, перепачканные чернилами, — так, будто именно эти самые пальцы виноваты во всём. — почему завтра? что случилось?» — ты улыбаешься: «форум перенесли; взяли на руки и перенесли: с одного места — на другое, из будущего — к нам поближе», — ты спокойна, я знаю, что у тебя уже всё есть (коробочка в твоих руках — это то самое; это изобретение; это изобретение для форума молодых изобретателей Европы, к которому мы готовились каждый день в течение целого года), — «мы едем завтра, на этот раз — в Бухарест, — пауза, — в Румынию», — добавляешь ты после паузы. «а разве Бухарест — это Румыния? — у меня плохо с географией; у меня вообще со всем плохо, особенно, чёрт побери, с моим основным профилем — изобретениями, — но на этот раз, я уверен, на этот раз… — а Будапешт тогда где?..» ты смотришь на меня, но мимо меня, тебе почти плевать на мои вопросы, ты отвечаешь весело и раздражённо, злая: «откуда я знаю? может, в Македонии какой-нибудь… на билетах, которые нам прислали сегодня, написано — держи — нет, убери руки, они у тебя в чернилах — короче, тут написано: Бухарест, Румыния, вид транспорта: по желанию. всё. обыкновенные белые билеты с обыкновенными чёрными буквами. Бухарест, Будапешт, Белград — столько городов на “б”, а все одинаковые, сто процентов — можно я уже пойду? мне надо выспаться», — ты смотришь на меня, прямо в меня, и от твоего взгляда у меня жутко болит плечо (тебе нельзя быть до такой степени самостоятельной, ведь мы же любим друг друга, нет?). «подожди, подожди!! — я безуспешно ищу тряпку, но, испугавшись боли в плече, вытираю руки о штанину. — дай взглянуть», — я тянусь к билетам, к белым прямоугольникам в твоих руках. ты не реагируешь; ты преступно дырявишь моё драгоценное, единственное в своём роде, плечо. — «перестань; перестань!! дай посмотреть — что значит: “вид транспорта: по желанию”?» — ты отворачиваешься; ты прячешь билеты в задний карман джинсов; ты сплёвываешь на пол (это хамство, значит я всё-таки тебя разозлил — но мы же ведь вместе, нет? да?); это всё нервы, нервы. нельзя было им, там, наверху, переносить форум. гады, сволочи, они решили нас поссорить. — «это значит, — говоришь ты наконец равнодушно (усталость, да — ты трудоголик, ты — не я, у тебя всё готово, а это сложно вынести, когда так близко форум, когда форум практически на соседней улице — а однажды ведь так и было, да!), — это значит, что мы можем выбрать любой вид транспорта. любой, какой пожелаем (слово “пожелаем” серой струящейся птичкой улетает в потолок)», — «даже велорикшу?» — «даже велорикшу, если ты найдёшь его в нашем городе. но лично я предпочитаю трамвай. поэтому…» — «поэтому, — кричу я с натужным счастьем в груди, — поэтому мы просто-напросто завалимся в первый попавшийся трамвай, предъявим билеты и отправимся в Бухарест! в Румынию! на трамвае! на трамвае?» — «на трамвае. дай сигарету», — (о, это хороший знак! я так люблю, когда ты строишь из себя хозяйку положения — ты становишься уязвимой, ты становишься сексуальной; но я вовремя спохватываюсь) — «погоди. погоди. а ты разве не покажешь мне своё изобретение? такая традиция, ты вспомни, вспомни; да, я понимаю, форум перенесли, ты не готова…» — (запрещённый приём, я знаю, но ничего не могу поделать со своим любопытством — я хочу видеть, я нестерпимо хочу видеть, поскольку я зверски завидую тебе) — «это ты не готов, — в твоём презрении можно хранить мертвецов, оно крепче любого формалина, — это ты постоянно не готов; ты ни разу не предоставил готового проекта; ты каждый раз превращаешь форум в комедию; что у тебя не готово на этот раз? очередной говорящий демон с тремя десятками пальцев? мёртвая птица из цветной бумаги? игра в непроизносимые слова? стоматологический кабинет для монгольского космического корабля? самопишущееся эссе для тупых студентов? портативный эскалатор, стекающий прямо в ад? поющая икона святого апостола Фомы? что — на этот раз? какая гадость, которая всё равно не работает; или работает плохо; или делает всё наоборот; или выворачивается наизнанку и самоуничтожается; или просто не существует?» — «нет, на этот раз всё просто (мне стыдно, но я уже почти горжусь); мне осталось совсем мало, буквально — час работы. но я могу показать тебе это прямо сейчас, честно, честно!! вот смотри: то, что я придумал, называется (пауза, пауза, торжествующая пауза) — “знаки препинания”. вот. смотри. это специальные символы, с помощью которых можно лечить некоторые тяжёлые болезни и даже — даже! — приостанавливать смерть. понимаешь? их очень просто использовать — смотри…» — но ты не собираешься смотреть (воистину, с каждым форумом наша вражда урожайнее); ты поджимаешь губы; ты фыркаешь, как животное; ты победоносно вскидываешь подбородок, как будто собираешься клюнуть им меня в темя; ты показываешь мне свою коробочку. мой мозг обнимает судорога. — «что это? (вместо голоса — писк; когда я умираю, мой голос умирает первым) что это?» — ты счастлива: «забудь про своё “препинание”; тем более, что оно давным-давно запатентовано; загляни в любую газету — она кишит твоими “приостанавливателями смерти”; в этот раз на форум еду я одна, вот с этим (коробочка пляшет у моих глаз), вот с этим, а ты остаёшься дома, у себя дома; моё изобретение называется (пауза, но совсем короткая пауза) — “лицевой нерв”!» — ты открываешь коробочку, и я вижу в ней свернувшийся грязным колечком шнурок, такой знакомый; мой, что ли? из моего ботинка, что ли? но ты не слышишь моих немых вопросов; ты — торжествуешь, наблюдая моё стремительное угасание. — «с помощью этого “нерва” (ты нежно, двумя пальцами, вынимаешь шнурок из коробочки) я могу транслировать в мир свои настоящие эмоции; те, которые там, по ту сторону, поскольку посюсторонние эмоции уже давно дискредитированы, — как ты, я надеюсь, успел заметить, пытаясь жить в этом городе; но я лучше покажу; смотри!» — ты прикладываешь шнурок к своей щеке, и он врастает в неё, как бледный подвальный корешок — в сырое пространство темноты; секунду, две твоё лицо танцует, а потом — сразу, без перехода — я вижу и слышу щёлкающий клюв. и клёкот. и удары единственного крыла. и царапающую паркет жёлтую когтистую лапу. и трещина, трещина, в воздухе — трещина… господи, прости меня, грешного, — вздыхаю я про себя и иду собирать свои вещи.

31 марта 2008 г.


Рецензии