История с продажей Аляски

Всю свою сознательную жизнь наталкивался на статьи об Аляске. В них причудливо переплетались две версии. Первая- прогнивший царский режим, преступно тратя «народное достояние», за гроши продал Аляску. И другая- Америка взяла Аляску в аренду и обязана была ее вернуть. Версии взаимоисключающие друг друга и обе опровергаются весьма серьезными обстоятельствами.
Как бы ни прогнил царский режим, но он до последних дней яростно вцеплялся во все свои завоевания и низа какие деньги не проявлял готовности их отдать. Среди великих держав Россия в деньгах нуждалась меньше всех.
Ну, а «тоталитарный» советский режим, при всем своем «интернационализме» не упускал возможности прихватить какой-нибудь кусок. Почему же руководство СССР так равнодушно отнеслось к «окончанию аренды» и не попытались вернуть Аляску назад?
Это было интересно, но не настолько, чтобы я попытался пробраться в архивы или хотя бы засел в Публичной библиотеке. Но какая-то информация сама свалилась на меня и из нее сложилась «версия»:
Во второй половине 19 века Россия занимала территории, к-рые не могла освоить и защитить. Особенно плохо обстояло дело с Аляской, куда было крайне трудно добраться через Сибирь и приходилось все контакты вести через Англию. Британцы относились к этому терпимо, пока в мире не стал расти спрос на меха и кожаные изделия ( других богатств тогда еще не обнаружили ) . Вот тут Англия стала откровенно вести дело к тому, чтобы увеличить «свою» Канаду, отнятую у Франции , за счет Аляски. Аляска стла наполняться английскими охотниками и купцами, а следующим шагом было бы введение британских войск «для защиты английских подданных».
Правительство России решило использовать Соединенные Штаты чтобы сохранить Аляску для России, сдав им ее в аренду , на длительный срок . Но молодая американская демократия не была так наивна , чтобы работать на Россию, да еще и платить за это. Американцы хотели получить Аляску навсегда, а не на столетие. Они не хотели и слышать об аренде.
Однако они имели дело с изощренной русской дипломатией , в том числе с таким блестящим политиком , как однокашник Пушкина- князь Горчаков. Американцам объяснили, что Россия готова им сделать царский подарок в виде Аляски ( иначе она все равно пропадет ), но если Англия способна отнять Аляску у России, то она еще легче отнимет ее у слабых тогда США. Сдача ее в аренду создавала для нее двух хозяев. Британской империи пришлось бы иметь дело с союзом России и Америки, кК-рому примкнули бы все враги Англии.
В беседах с американскими политиками и репортерами русские говорили о продаже Аляски, прикрытой договором аренды. Главное, что должно было убедить американцев, были условия аренды. Договор сопровождался целой серией секретных статей, не опубликованных до сих пор. Но суть была известна. Американцы сразу уплачивали миллион долларов, что тогда было очень большими деньгами. Для России это был пустяк. Важнее было право по окончании аренды забрать Аляску назад. При этом миллион рассматривался как долгосрочный кредит с приличными процентам. 99 лет-большой срок и сумма за это время должна была бы достигнуть почти миллиарда долларов. Это в те времена представлялось американцам почти сказочной суммой и они были уверены, что никакая страна не сможет выплатить их. Однако русские были уверены, что через 99 лет они без затруднений смогут выплатить эти деньги. Согласитесь, что сейчас миллиард «зеленых» мог бы запросто заплатить даже один Абрамович или Ходорковский!
Русские знали, что все их заявления о продаже через 100 лет никт и не вспомнит, а положения договора останутся. Знали они и то, что договоры легко нарушаются, если за ними не стоит реальная сила. За 99 лет требовалось создать такую силу. Были разработаны планы освоения Северного морского пути, а главное- железные дороги должны были достигать Чукотки, причем в двух вариантах- по побережью Ледовитого океана и через Южную Сибирь. Трудности были огромные, однако вселяло уверенность строительство Транссибирской магистрали ( за все время советской власти мы даже не приблизились к рекорду и размаху данного строительства, а из магистралей на Чукотку построили только три маленьких кусочка, самый северный Дудинка-Норильск ). Уже после строительства трассы до Владивостока , Аляска стала вполне достижимой а могучий Тихоокеанский флот вполне мог гарантировать выполнение любых договоров.
 План России блестяще удался. Англии пришлось оставить Аляску в покое, однако дальнейшее печально- умных и бескорыстных политиков, жертвовавших ради будущего России своей карьерой и репутацией, вытеснили тупые и жадные «патриоты Курильских островов», демагоги, хотевшие для себя все и сейчас и равнодушные к судьбе будущих поколений.
После революции 1917 г путем конфискации и простого грабежа большевики сосредоточили в своих руках огромные богатства в валюте, ценных бумагах, золоте и т.д. Однако купить для Красной Армии оружие они не могли: Запад запретил торговлю с Россией. Чтобы «прорвать» эту блокаду, Ленин предложил США отказ от претензий на Аляску в обмен на снятие запрета на торговлю. В качестве гарантии Ленин предложил отдать американцам все экземпляры подписанных соглашений, хранившиеся в России и подтверждавшие ее права на Аляску. Так Аляска была действительно продана в первый раз.
Во время войны с фашизмом Сталин в Ялте сделал заявление , что СССР не будут предъявлять своих прав на Аляску , чем нимало удивил американцев, полагавших, что этот вопрос был окончательно урегулирован еще при Ленине. Сталин просто хотел изобразить ,что он делает уступку за право СССР взять под контроль страны Центральной Европы. Так Аляска была продана вторично…
Наконец, при Брежневе подошел к концу срок аренды. Несмотря на все предыдущее, еще можно было попытаться предъявить права на Аляску. Надо было лишь официально заявить, что эти два , так сказать политика, Ленин и Сталин не имели права продавать Аляску., их действия никогда не были подтверждены Верховным Советом и , следовательно, юридически недействительны с самого начала. Ну, и конечно, предъявить к оплате деньги! Однако, Генсек КПСС был на это не способен… На историков, к-рые в патриотическом раже начали было печатать статьи с требованием вернуть Аляску, слегка прикрикнули чтобы они заткнулись… И те заткнулись. Насколько мне известно, молчат до сих пор.
Вот так Аляска была продана в третий и последний раз.


Кто продал Аляску?

Когда я размещал в Интернете статью «Кто продал Аляску?» , я собирался использовать ее в качестве затравки. Я совершенно не был уверен в выводах, приведенных там мною, и надеялся как можно скорее получить обоснованное опровержение, а не подтверждение.
Увы! Возражения сводились к демагогическим выкрикам: «Это все чушь!»
Никто не взял на себя труд объяснить по каким причинам, когда и с какой целью появилось утверждение об аренде Аляски и, наконец, почему оно использовалось как средство для политического шантажа на самом высоком уровне.
Пожалуй, самое серьезное, но, к сожалению, декларативное утверждение пришло от Венедиктова (вовсе не мне адресованное). Он как-то заявил, что у него на полке стоит сборник документов о продаже Аляски и что там все однозначно- никакой аренды.
Пришлось мне, бедному маразматику, искать самому себе возражения.
С самого начала речь шла о тайном соглашении. Разумеется, опубликованные документы могли полностью исключить наличие такого соглашения. Достаточно фразы типа: продажа является окончательным решением, все иные документы (предварительные соглашения, предложения) теряют силу.
На днях я впервые прочитал , точнее перечитал договор о продаже. Его я нашел в немецкой википедии, где он был представлен почему-то на английском языке. Какой либо фразы, аналогичной вышеупомянутой, я там не нашел, хотя такие фразы достаточно обычны в соглашениях того времени (да и других времен). Кроме того, я наткнулся на целый ряд странностей. Переговоры о продаже велись тайно и долго( кажется, 4 года) Ну, тайна, возможно, была из желания сделать Англии сюрприз. Но продолжительность переговоров плохо сочетается с утверждением некоторых историков о том, что Россия в то время остро нуждалась в деньгах. Такие деньги она могла легко и моментально получить , например, слегка ограничив расходы в действиях на Кавказе, в Средней Азии, на Балканах или возможно с потерей других территорий, значительно меньших по сравнению с Аляской.
Основные странности: договор достаточно подробно и четко регламентирует процесс передачи Аляски, но ничего не говорит о возможной денонсации документа (например, в случае невыполнения одной из сторон условий договора). Договор вступает в силу до и независимо от выплаты Соединенными Штатами договоренной суммы, что , кстати, США сразу же нарушили- Конгресс отказал в выделении требуемой суммы и выплата отсрочилась на год) Опять таки, такие пункты обычны и ,разумеется, обязательны, особенно в договорах такого рода. Вероятно, такие пункты имеются в каких-либо дополнительных документах, имеющих силу наряду с основным договором. Так ткните меня в них носом!
 Как реагировала Россия на задержку выплаты по договору? Энергично и с угрозой денонсации? Формально или мягко? Или никак не реагировала?
В последнем случае это серьезный аргумент в пользу существования тайного договора, превращающей продажу в долгосрочную аренду. Если Америка не выплатит деньги все 99 лет, Россия может денонсировать договор и вернуть все, не выплачивая ничего! Задержка выплаты на длительный срок может значительно уменьшить ответные выплаты.
Пока что неуклюжая и приблизительная схема, нарисованная в статье «Кто продал Аляску?» движется только в сторону реальности!

Для тех , кто умеет думать, сообщаю свой телефон: 7 921 894 2412


Рецензии
Уж не знаю, придётся ли к лицу вам такая версия, но это опубликовано.
Аляска была разменной монетой: От России далеко, а проведение железной дороги в России было первоочерёдной задачей при Екатерине 2.

Не на свои "чулочки" она променяла Аляску, а на строительство железной дороги по России-Матушке. Что и было выполнено покупателем: дорога (Октябрьская ж/д) была построена. Тогда это было очень важно для России!

Раиса Патрикеевна   14.08.2023 01:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.