Липоване - Боже, поможи!

Сергей Прямчук

Липоване - "Боже, поможи!"

В небольшом ресторанчике «Нептун», в Академгородке Пущино, со мной за столиком оказались две симпатичные смуглые девушки. Мы разговорились. Оказалось, что девушки из Румынии из города Тульча. Я их спросил, а знаете ли вы, что как раз в вашей местности Добрудже и Дельте Дуная живёт славянский народ – ЛИПОВАНЕ?
К моему удивлению они ответили утвердительно, «Да! Знаем, а мой муж как раз липованин.», сказала одна из девушек.

Когда-то киевский князь хотел перенести столицу Руси из Киева на Дунай в Переяславль, как раз там где теперь и живут славяне- липоване. В летописи времен правления киевского князя Святослава говорится, что на Дунае «…вся благая сходяться: от грек злато, паволоки (ткани), вина и овощеве различные, из чех же и угор серебро и комони (кони), из Руси же скора (кожи) и воск, мед и челядь». Дельту Дуная населяли славяне со времён Римской империи. Сохранилась ли преемственность славянского населения со времён Киевской Руси и сегодняшними липованами на этой земле, я не знаю.

Издревле славяне селились и жили по рекам. Почему так мирно и произошло заселении Руси славянами, поскольку не было конфликтов с местным финноязычным населением (мурома, мещёра, меря, водь, чудь белёсая…), проживавшим на водоразделе в лесах. Причин для столкновений не было, каждый этнос вёл свой уклад жизни, не вторгаясь в хозяйственный уклад соседского этноса.

Что интересно жизнь липован в «румынской Венеции» очень похожа на жизнь жителей «немецкой Венеции» в Шпреевальде, по – славянски- лужицки БЛОТО, а по-русски «БОЛОТО». Живут там издревле , ещё до прихода немцев ВЕНДЫ- славяне- лужичане. И правильно называть их край не Шпрее Вальд, а Долинная Лужица. В тех местах река Спрева (Шпрее) разветвляется на множество проток, что по дорогам не пройдёшь, а только на лодочках передвигаются лужичане, как жители Венеции, тоже потомков каких-то Венетов.

В 23 километрах выше города Измаила быстрое единое русло Дуная расходится на левый — Килийский рукав и правый — Тульчинский. Последний, в свою очередь, делится на Сулинское и Георгиевское гирла. Все эти рукава-гирла, с островами и плавнями, и есть дельта Дуная похожая на своеобразную вилку.

В липованском поселении Вилково, в дельте Дуная, от центральной — самой сухой — части, расходятся во все стороны каналы и канальчики — на добрую сотню километров. Уклад кругом патриархальный, стоят за глухими заборами одноэтажные домики. Над ними возвышается знаменитая липованская церковь - липоване — русские - старообрядцы. Религия русских-липован – это старообрядческое православие, сохранённое ещё со времен крещения Киевской Руси. Службы в церквях русских – липован и сегодня проводятся на церковно-славянском языке; используется юлианский календарь, а не григорианский как во всех странах Европы.

У липован существуют два согласия, две религиозные старообрядческие группы:
Старообрядцы Белокриницкого согласия, Митрополия которых находится в городе Брэила с 1940 года (с 1846 по 1940 гг. была в Белой Кринице); нынешний митрополит белокриницкий Православно-старообрядческой Белокриницкой Церкви ВПС Леонтий;
Старообрядцы Новозыбковского согласия. Сторонники этого согласия в Румынии менее многочисленны по сравнению со старообрядцами Белокриницкого согласия. Официальное название их культа – Древлеправославная Церковь.

Первые здешние поселенцы жили в куренях из тростника. Только в XIX веке появляются первые дома: деревянный каркас заплетался тростником и обмазывался дунайским илом, крыли дом все тем же тростником, им же топили печи. В годы, когда стаи саранчи опустошали поля по соседству с дельтой, местные жители перетирали на муку вяленых щук, смешивали с тертым водяным орехом и из этой смеси пекли лепешки. Упрямые люди дельты готовы были терпеть голод, пожары и эпидемии — лишь бы им было позволено молиться так, как это делали их предки. Дворы отгораживались от воды греблями — маленькими дамбами, на которые каждой осенью выгребался из обмелевшего ерика ил. Вдоль ериков прокладывались мостки-кладки.

Вдоль проток и заборов мостки, как когда-то мостили в Великом Новгороде. Хлипкие мостики горбятся над тихими протоками. Они соединяют пешеходные «узкоколейки», а те, в свою очередь, жмутся к непрерывным заборам, за которыми брешут собаки.

Считается, что липованские обтекаемые и крутоносые, остойчивые на любой волне и быстроходные лодки, на которых можно перевозить грузы весом в две-три тонны, начали строить одни из первопоселенцев — запорожские казаки. После подавления булавинского восстания 1707 — 1709 годов участники его — донские казаки под предводительством Игната Некрасова — скрывались в дельте Дуная. Их рыбацкое поселение именовалось Липовенским и было нанесено на русские географические карты 1775 года...
С 1829 года Липованская дельты Дуная входила в состав России.

Липоване разводили сады на островах, обрабатывают землю вдоль каналов. Названия островов говорят за себя: Стамбульский — южнее, Очаковский — севернее, а Курильские — самые дальние от Вилкова. Другие увековечили память о поселенцах: Теушев, Демьянов Кут, Анкундинов. Нынешняя Дельта Дуная сравнительно молода, ей лет 150 — 200, она все времена растёт увеличиваясь в размере. Миллионы тонн наносов несут воды Дуная (это самая мутная река в мире), и острова нарастают, развиваются, выдвигаются дальше в море. Эту подвижную дельту изучают и охраняют работники заповедника «Дунайские плавни». Роль буферной зоны отведена заказникам «Вилковские пески», «Соленый Кут» и ботаническому заказнику «Лески».

«Водная улица» многолюдна — навстречу лодки. В одной — старик на веслах, а старушка рулит с кормы. Им, видимо, привычнее так, по-старинному, без грохота и вони мотора: черпают потихоньку весла- бабайки, а волны уносят бремя прожитого... Увесистые бабайки имеют почти одинаковую толщину по всей длине. Старушки, чинно и без видимых усилий помахивают бабайками на каюках, доверху груженых дровами!

Извлеченный из проток ил слой за слоем укладывался в основание подворий. Со временем образовалась "земная твердь", пронизанная сетью каналов-ериков.
Огородничество здесь зависит от приносимого рекой плодородного ила. Липоване, стоя по колени в воде, черпают грязь-ил, а затем развозят тачками подсохший грунт, называется — "мостить грядку". Огороды располагаются на островах и добираются до них на лодках. На островах липоване хорошо жили, сады были. Здесь землю илом раз удобришь и десять лет урожай собирай. Все свое...

В 1682 г. были сожжены на костре в Пустозёрске протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор - первые руководители старообрядческого движения. Издан указ разыскивать ''раскольников'', как официально стали называть сторонников старой веры, по всем городам и весям и сжигать их в срубе, пристанища их разорять, имущество их продавать, а деньги присылать в Москву.

Упорные в защите старой веры, старообрядцы, спасаясь от жестоких своих преследований, скрывались в непроходимых лесах и болотах, уходили на север к ледовитому морю и селились одиночками или общинами там, где не ступала нога человека, строили моленные и скиты, где проводили время в молитвах и посту.

И тогда, в петровские времена, прозвучал по России клич: ''За рубеж!'' И тысячи людей, толпами и в одиночку, целыми селами, убегали за тогдашние рубежи России - в Польшу, в Балтийские страны, в Пруссию, Швецию, в тот самый Запад который они так ненавидели; на Кавказ, в Турцию, в Дунайские Княжества, в Австрийские владения и дальше - Манчьжурия, Япония, Америка. Начался процесс рассеивания русского народа, который вынужден был покинуть родину и бродить в течении трех столетий вокруг да около своего отечества.

Старообрядчество было неоднородно. В конце того же XVII в. в нем возникает так называемый страннический филипповский толк. Его представителей отличала особая стойкость, даже фанатизм. Не исключено, что именно эти упрямцы пришли когда-то первыми в тогда еще безлюдное устье Дуная.

Старообрядцы, бежавшие на Дунай, называли себя липоване. Липоване -южная ветвь старообрядчества, в отличие от кержаков — те в свое время ушли на север и северо-восток.

Одно объяснение по происхождению этнонима липоване или религиозной группы дал один старик, сказав: ''так надо было, чтоб не знали о нас русские''. – Дело в том, что на протяжении столетий подвергавшиеся преследованиям старообрядцы привыкли скрывать свое происхождение в ходе переписей. Когда-то они даже платили местным властям, чтобы на географических картах не указывалось местонахождение их сел.

Липоване живут в Румынии (преимущественно, уезд Тульча), в Молдавии и в Одесской области на Украине ( их неофициальный центр там - г. Вилков). Они потомки староверов, бежавших из России после реформ патриарха Никона. Название «липоване» от села Липовень в Румынии, а может быть потому, что они носили лапти из липового лыка. В Румынии притеснялись. По разным оценкам численность оценивается в 100-300 тысяч (по официальной переписи –37 тысяч человек, а по учету Старообрядческой Церкви, их численность более 100 тыс человек.). Центр Общины Русских-Липован Румынии находится в Бухаресте по улице Strada Lipscani 19. Есть свой сайт: http://www.lipoveni.ro
До появления ОРЛР, именно Церковь была объединяющим звеном всех русских-липован, и лишь с её помощью удалось сохранить язык (в его несколько архаической форме диалекта), обычаи и традиции.

Почему старообрядцев липованами прозвали?
Версии, бытующие в среде липован о происхождении этнонима липоване от липовой рощи, дерева липы, от селения Липовцы, где они когда то жили.
Говорят, под липами скрывались, деревья любили...

В книге А. Рыковцева «Вилково» говорится: «...Бегством в эти камышовые дебри первожители Вилкова хотели спастись от всяческих преследований. Казаки этой группы (Игната Некрасова. — В. С.) были последователями одного из старообрядческих течений, основатель которого стрелец Фотий Васильев принял в монашестве имя Филиппа. Его последователи отказывались молиться за царя, отвергали церковный брак и другие ритуалы официальной православной религии. «Филипп» по-украински «Пилип». И филипповцев стали называть пилипонами. Время исказило это слово, и оно стало звучать как «липоване».

В старообрядческих весях Румынии говорят и чувствуют по-русски. Когда-то давно они бежали от притеснений из России в Румынию и поселились там под липами. Отсюда возможно и прозвание – липоване.

Липоване - потомки казаков-некрасовцев, которые в 1740 году, спасаясь от преследования царских властей, переселились в Румынию, образовав там места компактного проживания. Они сохранили православную старообрядческую веру.

Жили до конца Второй мировой войны, сохраняя язык и традиции. Потом Сталин вывез часть их в СССР.

При какой власти лучше всего жилось, липованин отвечал: "А тогда, когда румыны ушли, а Красная Армия еще не пришла". В этой фразе — все мировоззрение поколений липован, привыкших жить своим умом и рассчитывать только на себя. Османы липованам особых преград не чинили. Но во время русско-турецких войн липоване немало помогли русским, перевозя по реке Дунай на своих лодках и собственным провиантом и прочим содействием без всякой от казны зарплаты. Местный священник как-то заметил в разговоре: "Липоване во много помогали русскому народу, но не государству".

У липован мужчины не бреют бороды, рубашки носят навыпуск, обязательно подпоясывая (понятным становится смысл слова "распоясавшийся"), а сарафан остается обязательным пасхальным женским нарядом. Только у старообрядцев встречается лестовка — своеобразные четки, которые перебирает молящийся.

Рыболовство было и остается важнейшим промыслом липован. Еще в 1826 году чиновники докладывали: "...липоване ведут торг вяленою и соленою осетриною и белугою, также икрою". В конце апреля -мае на Дунае пик половодья. Мощь движущейся массы воды ощущается физически. Основным орудием лова до сих пор являются "плавные", т. е. свободно свисающие в толще воды сети. Снасть забрасывается с лодки на определенных участках реки, называемых сельдевыми тонями. Вместе с заброшенной сетью рыбаки сплавляются навстречу поднимающейся рыбе — до конца тони, где сеть выбирается. Выше по течению уже готова к лову следующая лодка. Такой способ ловли, существующий испокон веков, можно считать щадящим по отношению к рыбе. Русло реки никогда не перекрывается сетями полностью, и часть рыбы обязательно добирается до нерестилищ.

В прошлом большую часть улова сельди солили, после чего бочки с дунайской селедкой развозились по всей Европе. Причем у каждого хозяина существовал особый способ посола — некоторые, например, перекладывали слои рыбы в бочке дольками лимона. В ходу здесь и вареная сельдь. Перед варкой на каждую рыбину наносят поперечные разрезы, благодаря чему кости развариваются и не омрачают трапезу. Поскольку местная уха готовится без соли, то на столе обязательно присутствует еще один местный "специалитет" со смачным названием саламур. По сути своей саламур — не слишком концентрированный рассол с добавкой пряностей и чеснока. Каждый на свой вкус заправляет саламуром уху и рыбу.

Община русских-липован в Румынии (официальное название диаспоры) создана в 1990 году. Её основу составляют потомки старообрядцев, которые переселились на нижний Дунай в XVII-XVIII вв., после раскола в Русской Церкви. На протяжении трех столетий липоване сохраняют язык, обычаи и нравы своей прародины.

 О липованах, проживаюющих в Румынии- время появления в Молдове первых беженцев староверов, первые их поселения. Точных сведений нет. Академик И. Иордан, пишет, что название местности Rusenii Vechi происходит от русских имигрантов, поселившихся там в 1710-1712 г.г. Упоминается впервые в документах термен липоване в 1730 г.

Северная Молдова в 1775 г. была включена в состав Австрийской империи под названием - Буковина, территория в 10 тыс. кв. км. с небольшим, с населением в около 80.тыс. жителей. В провинции были сёла русин -гуцулов, украинцев, в городах жили армяне и евреи. По конскрипции 1774 г. в Буковине зарегистрировано 1065 русских-липован. Известно что липоване поселились на буковинских землях еще до присоединения Буковины к Австрии. Липованская колония существовала на землях монастыря Миток-Драгомирна под названием Соколинцы (позднее - Липовени).

По донесению буковинского губернатора Энценберга, 1777 г. в Соколинцах проживало ''15 семей липован, которые жили там еще до присоединении к Австрии и 12 семей новых, которые поселились в последующие годы''.

Н.Субботин пишет: ''Буковинские липоване еще жили в Комаровке ( безпоповцы), Петроуцах, Кучурове, в Липовцах.''

Буковинские липоване держали монополию на торговлю фруктами по всей Буковине, вывозили фрукты в Австрию, были мастерами по консевированию и сушке фруктов.

В буковинских селах люди были не без грамоты. С малых лет детей усаживают за азы. Обычно обучением занимался кто-нибудь из семьи. Почетная обязанность была, выучить грамоте наследников. Если грамотного в семье не оказывалось, давали в учебу к дьяку или домашним учителям-самоучкам, таких в каждом селе было по несколько. Когда ребенок усваивал азбучку, умел считать и если был прилежным к учению, должен был выучить часовник и псалтирь. Учение оканчивалось тогда, когда ученик свободно читал на клиросе.

Австрийские власти постоянно настаивали об открытии начальных школ в селах. Обязательное начальное обучение было декретировано еще в 1786 г. но липоване в те годы уклонялись от государсвенных школ, говорили; '' от много знания, бывают и многие беды''. В Климоуцах, к примеру, школа была открыта только в начале 80 гг. прошлого столетия. В этой школе в 90-х гг. учителем был Епифаний Балонович, он получил высшее образование в Вене и издал свой букварь для липованских школ.

И в настоящие времена липованам приходится искать ответа тоже на непростые вопросы. В их обществе наблюдаются опасные тенденции: стареет население, закрываются школы из-за отсутствия школьников, мало собственных кадров, обнищание населения, безработица, вытеснение родного русского языка липован даже из бытового общения, нарушены традиционные и бытовые ориентиры, нравственные устои, нет условий, обеспечивающих использование этнической культуры, и что, может быть, самое страшное - это ассимиляция.

Мирон Игнат представляет в парламенте Общину русских- липован Румынии (ОРЛР). Живут липоване компактно, в основном в селах, прилегающих к дельте Дуная и на севере, на Буковине: Русская Слава, Журиловка, Соколинцы, Мануиловка, Камень, Сарикёй… Но немало их и в больших городах: Тульче, Констанце, Бухаресте.

При царизме липован преследовали, потому они и бежали на край Оттоманской и Австрийской империй, притеснял и режим фашистского диктатора Антонеску, считая их пятой колонной. А когда в 1944 году пришла Красная Армия, то, услышав русскую речь, записали их липован чуть ли не во власовцев и белогвардейцев.

Ситуация изменилась после 1989 года, когда липоване создали свою общину.
Мирон Игнат избирается депутатом уже второй срок подряд. Он возглавил и общину. Ему за 60. Родился в русском селе липован Новенькое на Дунае, окончил Экономическую академию в Бухаресте, специализировался в банковском деле, занимал руководящие должности в этой сфере и даже был председателем Народного банка в Тульче.

 «Община собрала нас воедино, – говорит Мирон Игнат. – Мы стали передавать друг другу песни и традиции. В городке Рэдэуци, на севере, создали музей нашего старообрядчества. Там есть старые книги, образцы старой одежды, домашняя утварь, сундуки, лавки, сиделки… Добились возвращения селам старых липованских названий, которые были переделаны на румынский лад при Чаушеску. Помогли церквям: в некоторых деревнях построили новые, в других – отремонтировали старые. Восстановили памятник героям Рязанского полка, погибшим при форсировании Дуная, под Мэчином, в самом начале Русско-турецкой войны 1877–1878 годов». Липоване хотят поставить еще два памятника – в честь первых переселенцев, один на юге Румынии, а другой на севере.

Община издает на русском языке газету «Зори» и журнал «Китеж-град» – каждое издание по пять тысяч экземпляров. В них пишут и о проблемах липован, и о России. В последние годы удалось издать и немало книг. В ближайшее время намечено издать 12 книг: церковный календарь, сборник «Как смотрели румыны на русских прежде», «Краткую энциклопедию русских писателей», включая писателей-староверов, альбом о липованских селах, об убранстве их домов и традициях.

В отличие от других общин – греков, евреев, армян, поляков, сербов – липоване оказались без недвижимости. По закону о возвращении собственности сейчас все возвращают себе здания, постройки, а у липован такой собственности, особенно в городах, не было. Поэтому приходится выбивать у правительства дополнительные средства на приобретение или постройку зданий. Сейчас общине выделяют 13,5 миллиарда лей в год, что равно примерно 450 тысячам долларов.

Одна из главных проблем для липован – сохранение родного языка. Говорят, что турецкой общине хватило одного письма от правительства Турции, чтобы начать трансляция программы турецкого телевидения.

 «Для сохранения русского языка нужно, чтобы у наших детей была мотивация изучать его. – говорит Мирон. – Ребенок изучает русский язык в детском саду один раз в неделю. В начальной школе – 3–4 часа в неделю. Некоторые поступают в лицеи, но там русского почти нет. Необходимо, чтобы ребенок знал, что по окончании школы или института он будет работать в России или в российской фирме, действующей в Румынии. Пока такой уверенности нет».

Что касается социальных проблем, то главная из них – безработица. Традиционный промысел липован – рыболовство. Выгоднее стало заниматься агротуризмом, особенно в дельте Дуная. Весной, летом и ранней осенью здесь большой спрос на жилье, особенно в хороших хозяйствах.

Есть достаточно безработных и среди липован, так как больше нет колхозов, нет швейной фабрики, нет консервной фабрики и фабрики молочных продуктов, где работало много наших людей. Но они горды, они ищут способы заработать на жизнь, каждый как может, но не просят ничего ни у кого. Многие выезжают на заработки за границу. Работают в основном в Италии и Испании. А почему липоване не подаются на работу на историческую родину? Оказывается, они не имеют представления о возможностях работы в России.

 «Русское население липован в дельте Дуная в последние десять лет очень сократилось, – рассказывает Мирон. – Нет перспектив для молодежи. Вот, например, Свиштовка. После войны там было больше тысячи семей. Сейчас около 60, такая же картина в Периправе. Парни еще как-то приспосабливаются, ловят рыбу. А девушки? После окончания школы уезжают в лицеи в города, родители помогают, там они и остаются. Рождаемость падает. Раньше в семьях было по пять-шесть детей. А сейчас не более трех. Такие времена».

У липован сохранены многие древние обычаи старообрядства – русской свадьбы, масленицы, церковные праздники. Главным хранителем этих традиций является, конечно, церковь, где проходят службы на старорусском языке. При церкви работают летние школы, которые дополняют образование тех румынских школ, в которые дети липован ходят в течение учебного года. В румынских школах русский язык изучается три часа в неделю, но всем остальным предметам учат на румынском, и это самая большая проблема общины липован. В Румынии идет целая политическая кампания против русского языка, и в результате то, что удалось сберечь за 300 лет, сейчас под угрозой.

Липоване живут в сорока двух селах и городах Буковины и Добруджи. Есть села по две-три тысячи человек с церквями старого обряда.
Через посольство Российской Федерации в Бухаресте, с которым у липован очень хорошие, даже дружеские отношения липоване узнали о возникновении международного совета российских соотечественников и МАМОРСа. К примеру, для въезда в Россию нужны визы, но русские- липоване получают такие визы бесплатно.
В славянский край Липован приезжали специалисты по фольклористике из России, потому что они сохранили очень старые русские песни. В Румынии существуют более 20 русских фольклорных ансамблей взрослых и столько же детских.


11.02.2003 Свыше 10 тыс учебников русского языка, литературы и истории передало правительство Москвы в дар общине липован. Книги, доставленные в духовный центр старообрядчества - дунайский город Брэилу, с благословения местной церкви были вручены представителям общины и школ с преподаванием русского языка как родного.

http://www.lipoveni.ro
http://observer2012.narod.ru/lipovane/lipovane.htm
http://proza.ru/2008/11/16/608


Рецензии