Святая Mария Cтаросельская

Название оригинала: "Св. Мария от Старо село" © Деян Енев
Авторизованный перевод с болгарского © Станислав Семёнов.


У Старого Села, что притулилось у дороги на Кулу, подле трактира с вековой берёзой появилось в последние годы модное кафе с паркингом, круглые сутки заполонённым легковушками, автобусами с пёстрыми туристами и мечущимися коммивояжерами. Здесь скачут по жаровням сгорающие от собственного аппетитства кебапчета(1), вездесущие пацаны жонглируют подпотевшими бутылями колы и морозными глыбками пломбиров, дамы, посвящённые в таинства макияжа, с удовольствием скупают косметику. Если же убежать от этой суеты - скатиться по отвесной шоссейке внутрь села и оттуда повернуть на Владимир, то где-то через полкилометра, по левую руку, откроется необыкновенный вид на церковь св. Николы.

По сравнению с другими церквями, что убереглись когда-то от лиха по соседним сёлам, эта - Николина церковь - большая. Даже очень. Пожалуй, самая великая во всей Радомирской земле. Многих удивляет, что строительство этого храма прямо пришлось на времена османского рабства и завершено было ещё в 1761 году(2). Двор околохрамовый - просторен и обнесён в человеческий рост каменной стеной старомодной сухой кладки.

В прошлое воскресенье всё моё семейство стояло у церковных ворот, чьи деревянные крыла смыкал короткий кусок проволоки. Раскрутив нехитрую связку, мы без труда проникли во двор.

Фасад церкви со звонницей был недавно отштукатурен, но маляров поблизости не наблюдалось. В стороне были брошены металлические опоры строительных лесов, обрызганные извёсткой доски, разнообразные кусочки деревянной старины, вперемежку с диковинными трафаретами. Рядом же валялись пустые пивные бутылки. Весь этот развал был присыпан строительным песком и цементом.

Меня порадовало и глубоко взволновало христолюбие старосельских мирян, обнаруживших силы и деньги на восстановление Божьего храма во дни всеобщей разрухи и запустения. С замиранием сердца я потянул за край бечёвки, удерживающей створки церковного входа, и пропустил жену с детьми в холодный, пахнущий краской полумрак.

Сразу при входе светился сваленный в кучу разбитый иконостас. Поодаль - в колченогом прильнувшем к стене шкафу - покоились друг на друге старые церковные книги, подёрнутые какой-то алебастровой пылью. Своды и стены были свежепобелены и голы: иконы, вероятно, припрятали на время ремонта где-то в укромном месте. Лишь Иоанн Рильский(3) взирал на нас с небольшого картонного образка.

Добрые старосельчане, cподобившиеся зашпаклевать всё до последней пяди, почему-то пощадили небольшой лоскут прежней отделки. Там - слева от алтаря - вкривь и вкось по зелёным чешуйкам старой краски было выведено:

„Закончил эту церкву Св.Николы в лето 1761-е с помощью Игната. Много измучился он...“

Скоро мы вышли из церкви на солнечный день и побродили ещё немного по двору под дикими каштанами. А потом сели в машину и поехали в соседнее село, где у родителей моей жены отдыхали на каникулах дети.

Когда семья собралась к обеду, я расспросил тестя про старосельскую Николину церковь и про некоего Игната, что подвизался на её строительстве. Бывший школьный учитель протянул руку к книжной полке, раздвинул толстые тома Вазова(4) и извлёк на свет старую коричневую книжицу на толстой ломкой бумаге. Это был труд Ив. Н. Караиванова, помощника окружного училищного инспектора, изданный в 1927 году. Открывшееся мне на 29-й странице я прочитал для всех:

„То, что пятивековое рабство было ужасающе тяжёлым в Радомирской земле, видно не только по масштабным разрушениям крепостей, городищ и целых сёл, но и по особо жестокому истреблению и уничтожению местных церквей и монастырей. Уцелели, в основном частично, церкви в сёлах Чуковец, Долни Раковец, Старо Село, Радибош, Прибой. Уцелели также: Ранинкская церквушка, что находится на высоте между сёлами Чепино и Габров Дол; Долно-Диканская - на высоте Бырдо; Пчелинская, что стоит над рекой Струма, на высокой и неприступной скале; а также Горно-Диканская.

Есть все основания доверять сведениям о том, что массовое разрушение турками церквей и монастырей, явившееся следствием планового истребления болгарских сёл, не обошлось без добровольного согласия на то греческих патриархов. Когда таковое было изъявлено - уже после уничтожения Охридского болгарского архиепископата в 1767 году или же много раньше, никто сейчас не знает и не помнит.

В прежнем селе Друган, которое располагалось на территории нынешних Старого Села, села Владимир, села Опалово, деревушек Грамаде, Огоя и ряда ещё более мелких, было множество церквей. Говорят, что церквей было около сорока и все они были разрушены.

... Инициатором строительства большой церкви св. Николы в Старом Селе был богатый и влиятельный во времена турецкого господства болгарин по имени Игнат, из села Друган. Власти разрешили ему возвести церковь в три раза меньшую, чем та, которую на свой страх и риск он в итоге построил. Властям донесли о его своеволии, и в село был послан турок с проверкой. Когда посланник властей убедился в истинности донесения, то сказал, что «сей своевольный гяур» будет убит. Чтобы спасти свою жизнь, он (Игнат) дал турку большую взятку золотом. Турок взял деньги и согласился скрыть правду, но только в том случае, если ему будет разрешено провести ночь с Игнатовой красавицей-женой...

Вот так и стоит поныне - на золотой взятке и драгоценной семейной чести - эта самая большая в округе церковь. А Игната прозвали Мастером“.

Я закончил читать, и в комнате наступила непререкаемая тишина.

- Смотри-ка, имя этого человека известно, а как звали его жену – никто и не ведает, - первой глубоко вздохнула моя супруга.

- Ведают... - отозвался я.

Во время нашей прогулки по двору Николиной церкви, на внешней стороне алтаря мне вдруг открылся каменный крест, заросший крапивой и затенённый ежевичными кустами. На том кресте было высечено: Мария. 1741 - 1761.
---------------------------
1 Кебапчета (болг., ед.число - кебапче) – мясные изделия для гриля - Прим. пер.
2 Болгария обрела независимость 3 марта 1878 г.
3 Иоанн Рильский (около 876 - 946) - монах-пустынножитель, святой Болгарской церкви, основатель Рильского монастыря - Прим. пер.
4 Иван Вазов (1850 - 1921) - болгарский поэт, прозаик и драматург, представитель критического реализма - Прим. пер.


Рецензии