Город в осаде

Так случилось, что за два месяца до Нового года столица независимого Таджикистана негласно и неожиданно оказалась в осадном положении. Более того, самые нешуточные бои "местного (локального) масштаба" широким фронтом развернулись на больших и малых дворах и улицах Душанбе. С утра до вечера, день за днём, то здесь, то там, под окнами и в подъездах раздаются редкие и частые оглушительные выстрелы, равносильные, по звуку, выстрелам из настоящего боевого оружия. Подростковые ватаги, шайки, банды (иначе и не скажешь), от скуки и безделья, стараясь быть "крутыми героями", "суперменами" в глазах своих сверстников, таких же безалаберных и бескультурных, попросту террорезируют жителей города - "стреляют" из пиротехнических средств.
Подростки досрочно объявили "охотничий сезон", где трофеями новоявленных семи-десяти летних охотников стала спокойная и размеренная жизнь душанбинцев. Беспорядочная "стрельба" отнимает покой у жителей города, бьёт по мозгам и давит на нервы. Один выбегает во двор и учиняет самосуд над детьми, если удаётся настигнуть кого-нибудь из стайки малолетних хулиганов, которые разбегаются в разные стороны. Другой махнув рукой, примиряется с "осадным положением" - мол, не у меня же стреляют в доме - и постепенно привыкает к пиротехническим выстрелам. А неровён час, что кто-то, действительно подлый и гадкий тип, воспользовавшись подобной "неразберихой" убьёт неугодного ему человека, и никто не обратит на это внимание, никто не будет отвечать за преступление.
Впрочем, уже никто не отвечает. Подростки бросают во дворах и в подъездах полые "баклажки" с зажжёнными пикардами внутри, устраивают стрельбу сразу из десяти-двадцати пиротехнических "стволов", затевают уличные бои между дворовыми группами или просто "развлекаются", бросая пикарды под ноги прохожих.
Рассказывают, что кому-то горящая пикарда попала за шиворот, и от взрыва обожгло лицо, опалило волосы. Человек оглох и едва не ослеп. А с пожилой женщиной, выносящей мусор, случился сердечный приступ. Ей бросили в ведро горящую пикарду. Несчастная женщина от страха упала лицом в грязь. Она долго лежала в луже, а дети смеялись и показывали пальцем, пока пострадавшую не увезли в больницу. Сам автор статьи столкнулся с "юными террористами". Дети бросили пикарду под ноги, когда я нёс два ведра воды. После удалось изловить одного из "дворовых мстителей". Я только накричал на него, боясь сорваться и ударить. Мальчишка заплакал и поспешил к себе домой. Вскоре примчалась "мамаша" обиженного хулигана и учинила самый настоящий "базар", размахивая руками перед моим лицом и оглашая окресности неприятным гортанным голосом, похожим на рёв. Как я понял из "всего сказанного", что я - "хайвон"*, "маймун"* и прочяя живность, и что она и её муж сделают со мной то-то и то-то. Что я не родив своих детей, не могу обижать чужих. Что я никого не кормил, не воспитывал, и что бог накажет меня за мою, как я понял, несдержанность и суровость. Ударив меня пару раз по лицу, женщина успокоилась и героиней вернулась домой: она защитила своего сына и отстояла собственную честь!
Обращаться к участковому было бесполезно. Милиция не реагирует на хулиганские выходки подростков. Как говорит сатирик, "вас же не убили!.." И ещё: к каждому подростку милиционера не поставишь...
Я снова вернулся к водопроводной колонке, набрал вёдра, и глотая слёзы от обиды и бессилия, направился домой. А за моей спиной снова громыхали "выстрелы"...
Кто следующий, читатель? Кто ответит за детские дворовые преступления, ибо здесь выражение
"детские шалости" далеко не уместно. Кто оплатит лечение обожжённого человека и пожилой женщины? Кто возместит утраченные нервы, здоровье и покой? Конечно, продавцы, торгующие пиротехническими средствами, "остаются с краю". От родителей малолетних хулиганов, как вы видели, проку мало. Ещё окажешься виноватым в преступлении, которого не совершал. Школа? Она не пользуется авторитетом в широких ученических массах. Дети ходят в школу "по обязаловке" и не питают никакого уважения к учителям. Впрочем, они не питают уважения и к взрослым, чужим взрослым. Ведь свои взрослые (например, родители) могут наказать - ударить! И никто не будет отвечать...
В прошлом году Председатель города Душанбе был вынужден издать особый указ об ограничении розничной торговли пиротехническими средствами и об установлении возрастного ценза, кому можно отпускать товар - детям, старше 15 лет. Вероятно, тот указ устарел на нынешний год, как теперешний, если его издадут, устареет на будущий. И скорей всего, бессмысленно бороться с "детским беспределом" силою одних указов душанбинского Председателя. Здесь необходима слаженная и оперативная работа родителей и учителей, участковых и каждого душанбинца. Только тогда мы с радостью и надеждой на лучшее сможем встретить Новый, 2009-ый год и пожелать друг другу здоровье и счастье.

"Хайвон" (тадж.) - животное,
"маймун" (тадж.) - обезьяна.


Андрей Сметанкин, Республика Таджикистан, г. Душанбе


Рецензии