Памяти отца

Он был очень веселым и с неординарным чувством юмора, таким он и остался в моей памяти навсегда!

***
Раннее детство, полуподвальное помещение, дощатые, чисто вымытые полы, вечер…
Мы с сестрой лежим в постели, а папа читает нам, как и каждый предыдущий вечер, на ночь сказку. Он читает нам Пушкина – сегодня это - «Сказка о попе и работнике его Балде…» Папа читает с выражением, «по лицам», и я до сих пор помню то ощущение, с которым слушала эту сказку… Потом были еще «Буратино» и «Чиполлино», и другие книги, которые папа нам читал на сон грядущий…

***
Уже в другом городе, в другом доме, в трехкомнатной просторной квартире, я жду папу – у меня День рождения, а он учится в Москве, в аспирантуре… Недавно он передал с проводниками телевизор, самый большой из существующих на тот момент, и все соседи приходят к нам смотреть передачи и фильмы. Я сижу на диване и жду, жду… Уже поздний вечер, мама говорит, что, вряд ли папа приедет, и надо ложиться спать, а мне так тоскливо! И вдруг – звонок в дверь – папа!!! Моей радости нет предела!!!

***
Папа у нас веселый и добрый, а мама – строгая! Мы с сестрой ее всегда слушаемся, а с папой можно повеселиться и поиграть. Когда, уже в постели, мы разрезвимся, мама зовет папу:
- Вася, иди, успокой девочек!
Папа приходит с ремнем в руках, слегка хлопает им по одеялу – мы веселимся еще больше, и папа вместе с нами…

***
У папы очень хороший голос – «баритон», и, когда приходят гости, они поют разные песни, которые мы слушаем из свой комнаты, так как у нас строгий закон – детям не место среди взрослых. А папа поет «Блоху» Бетховена, «Дубинушку», «Много песен слыхал я…», и другие песни, которые я помню наизусть до сих пор. Позже, уже будучи проректором, он эти песни пел со сцены на каком-то концерте, посвященном традиционному празднику.

***
Еще у нас есть огород за рекой, и мы добираемся на другой берег на весельной лодке. А там – трава выше моей головы, колодец, вырытый самим папой, и, недалеко, крутой берег широкой реки. Что мы там выращивали? Помню точно, что капусту, ну, наверное, морковь, да, еще мой любимый горох, которого было много, и осенью его привозили домой прямо с кустами, и мы обирали плети и лущили стручки. Но не это главное воспоминание.
Как-то мы нашли лягушку и привезли ее домой, посадили в ванну с водой, и она у нас жила несколько дней. Потом мы решили отвезти ее обратно, пустили на участке, а, спустя пару часов, обнаружили в колодце двух лягушек, которые сидели, обнявшись.
Дома мы вдвоем с папой написали об этом рассказ, который отослали в «Мурзилку», кажется, но ответа не получили, да это было и не важно, главное, мое стремление к творчеству всегда горячо поддерживалось.


***
Зимой мы, всей семьей, ходили на лыжах, опять же за реку, и я любовалась зимним лесом, сугробами, расчерченными лыжнями и птичьими следами, и заснеженными кустами и деревьями… Лыжи долго потом хранились на балконе в городе, где редко бывают снежные зимы, в городе, который стал последним местом, где мы были все вместе…

***
А пока – папа пишет диссертацию, и мы приучены не только не выбрасывать хоть какую-то бумажку в доме, но даже и трогать мало-мальски бесхозный листок… Мама – у соседки, папа – работает. Через полчаса он идет за мамой.
- Но ты ведь занят, - говорит она ему. – Я не хочу тебе мешать.
- Мне спокойнее работается, когда ты просто где-то рядом, - говорит он ей.

***
Завтра у меня контрольная по физике, а я полностью «проспала» всю тему. Зову папу, чтобы он мне хоть что-то объяснил. Довожу его своими глупыми вопросами, типа – «ну что такое электрический ток, если я его не могу почувствовать и потрогать», до белого каления… После он тихо говорит маме – «чертовски способна, но страшно ленива!» Зато задачи по химии я щелкаю, как орехи, настолько хорошо папа мне объяснил основную формулу.

***
Подруги мне говорят, это уже в девятом классе, что у меня очень красивый отец. Я никогда об этом как-то не думала, ну, папа и папа. Наверное, красивый! Вьющиеся (когда-то, черные, как смоль) густые, с проседью, волосы, синие глаза, здоровые зубы (он не знал, что такое зубная боль, до конца жизни), обаятельная улыбка и очень добрый взгляд. Папа спокойно мог приготовить обед, если мама была на работе. А любимым блюдом у него был «картофель в мундире». С селедкой и кефиром. Еще они с мамой каждый год квасили много капусты, а летом делали окрошку из кваса собственного приготовления.
В детстве, когда мама очень уставала на работе, приходила домой вечером и просто ложилась на диван, папа нам говорил:
- Девочки, мама объявила «лежачую забастовку», будем есть ККЧМ, то есть, каждый кушает, что может;))))))

***
И еще в нашей семье ходит почти анекдот. Мама с папой познакомились в институте. Он учился на физмате, мама – на филологическом факультете. И он «бегал», как говорится, за мамой все пять лет, хотя у него было много поклонниц. Мама его потом спрашивала не раз – вот была такая-то девушка, очень красивая, почему ты на ней не женился?
- Она была в очках (что в то время являлось недостатком).
- Да, - весело смеялась мама, поправляя очки, - а я была без очков!!!

***
Последними словами, которые папа сказал маме перед тем, как уйти навсегда, были – «ты не представляешь, как я тебя люблю!»

***
И еще он всегда говорил про нас с сестрой – «я своих девчонок на десять сыновей не променяю!»

Перефразируя классика, хочу сказать – «всем лучшим в себе, я обязана своим родителям!»
18.11.07


Рецензии
Прочитал с большим интересом Ваши воспоминания об отце. И почему-то вдруг увидел, что он смотрит на Вас с любовью из созвездия Большой Медведицы. Там есть чистые, добрые и непорочные цивилизации и он сейчас живёт в одной из них. Жизнь там у них, конечно, несравненно прекраснее, чем у нас сейчас, - на земле...
И разумеется, Вы расстались с ним не навсегда.
Мы обязательно встречаемся в лучшем и вечном мире с теми, кого любили на земле...
Всего Вам доброго!

Александр Бойко 2   20.03.2012 22:52     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Александр, за визит и милый добрый окрыляющий отклик! Обязательно встретимся с родными людьми где-то за пределами земли, я тоже верю в это! Всего самого доброго и светлого, любви и вдохновения!
(((*___*)))
С приветными улыбками,

Ева Сильева   21.03.2012 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.