Города моей жизни

Детство.

Небольшой приморский городок с одноэтажными домиками, виноградниками, террасами взбирающимися на Лысую гору, зарослями шиповника и длинной узкой песчаной полосой пляжей. Городок, живущий сменами времён года. Сонный -зимой, цветущий, буйный, благоухающий - весной, пряный, знойный, сексуальный - летом и обильный, пресытившийся - осенью. Городок моего детства. Откуда-то из глубин памяти возникает фраза - босоногое детство. Вскакиваешь утром с кровати на деревянный пол босиком. Натягиваешь майку. Хватаешь кусок хлеба с маслом или повидлом и несешься с друзьями к морю. Родители на работе и мы предоставлены себе до вечера. Мы - Женька, Алька и я - Лялька.
Как я не любила своё имя! Как оно унижало меня перед моими верными друзьями - Женькой и Алькой. Как ненавидела я свои курчавые выцветшие до белизны волосы! Иногда мама успевала поймать меня утром и расчесывала мои кудри, правда, удавалась нечасто. Обычно, я успевала проскользнуть мимо неё или вылезти через окно своей спальни. Женька c Алькой уже поджидали меня в кустах сирени и мы стремглав уносились к морю.
Море ждало нас. Море любило нас и мы любили его. Мы тонули много раз и всегда нас спасали. Нас научили плавать старшие ребята, забрав нас на глубину. Мы ( шпана) верещали, брыкались, захлёбывались и начинали плыть к берегу.Став постарше, мы уплывали далеко за буйки и лежали, отдыхая на волнах нашего моря.
Волны нашей памяти! Снесли наши дома, нашу старую шелковицу. Пляжи засыпали галькой. Вырубили дикие миндальные деревья и абрикосы. Исчезли заросли акаций. Мостовые залили асфальтом. Моих друзей- мальчишек Женьки и Альки давно нет в живых, да и жизнь разлучила нас ещё в отрочестве. Мы были детьми офицеров. Почему же моя память хранит город моего детства?
Море, солнце и необыкновенное ощущение счастья!

Юность.

Отрочество проскользнуло незаметно между морем и школой. Судьба была благосклонна ко мне. Золотая медаль, олимпиады, самостоятельные занятия, настойчивость и в итоге я - студентка химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Провинциалка в столице. Провинциалка, увидевшая киножурнал “ Новости дня” в восьмом классе, где был репортаж о МГУ, студенты, танцевавшие в фойе актового зала Главного Здания МГУ и сказавшая сама себе: “ Я буду танцевать в этом зале!” Первой же осенью во время бала первокурсников я танцевала вальс или танго в этом зале, уж не помню сейчас. Помню только, как было тяжело учиться первый год. Страшные нагрузки, элитные ребята из химических московских школ свысока, смотревшие на нас, учеба с утра до вечера. Помню кофе, завариваемое на кухне в общежитии кастрюлями, чтобы не заснуть. Засыпали. До сих пор с содроганием вспоминаю звук динамика, голос диктора и гимн Советского Союза в 6 часов утра, который мы включали на полную громкость, чтобы успеть повторить “тысячи” по англ.языку или доказательства теорем по мат. анализу.
Нет динамиков, давно забыла доказательства теорем, но на всю жизнь полюбила мою Москву. Москву - бесшабашной студенческой жизни, Москву - Пушкинского музея, Москву- Ленинских гор и Университета, Москву - Высоцкого и Таганки, Москву - первой любви.
Для меня Москва, прежде всего, осенняя Москва. Как задумчиво шелестят под ногами и разлетаются в стороны опавшие листья на московских проспектах! Как чисты и белы стволы берёзок в осеннюю непогоду! Берёзки, о которых много лет назад Васко да Гама написал, что их “кожа” напоминает своей прозрачностью и белизной кожу женщины. Театры, картинные галереи, выставки.
Осень. Начало учёбы. Начало московской жизни. Жизни, в которой всё на бегу. Нужно успеть на выставку Фалька, посмотреть новый фильм, съездить в бассейн Москва, пробежаться по магазинам по Ленинскому проспекту, съесть самое вкусное мороженое в универмаге Москва, побывать в “ Шоколаднице” или в знаменитом в те времена “Космосе”, сходить в театр, не забывать учиться, влюбляться, переживать измены, страдать, снова влюбляться. Самое удивительное, что нам, пожалуй, всё было доступно, за исключением ресторанов. Да, и что нам было там делать! Кутить на свою 35 рублёвую стипендию? Для нас вкуснее была чашечка черного кофе и пирожное за 22 коп.
А какие вкусные яблоки мы ели на наших экскурсиях в Подмосковье осенью. В Суздаль, Владимир ездили на электричках, автобусами. После этих поездок я влюбилась в русскую церковную архитектуру. Позже побывав во Пскове, где маленькие белые церквушки с одним куполом и звонницей, как белые грибочки вставали в самых неожиданных местах на улице, поняла, какая красота была уничтожена в Москве.
Я была так влюблена в Москву, в ее сумасшедшую жизнь, в нашу студеческую жизнь, что не заметила, как вышла замуж и родила сыночка в роддоме № 25 на Ленинском проспекте.
После окончания университета уехала из Москвы. Приезжала много раз в служебные командировки в наш главк на улице Горького дом 20, на встречи выпускников химфака, к моим друзьям и сыну. Каждый раз по приезде, уже не брожу по московским тротуарам, а проезжаю на машине по улице Горького, по Садовому кольцу, еду к Ленинским - Воробьёвым горам, захожу в Университет. Москва хорошеет, но перестаёт быть моей Москвой. Москва утратила свой купеческий дух, своё озорство, открытость, гостеприимность. Она стала снобистской, стала похваляться своими “ шопами”, светскими раутами, иностранными марками машин, элитными ресторанами. Может так и должно быть! А как же нынешние студенты? Они вымерли, как класс? Или учеба в 21 веке - привилегия новой русской элиты?

Зрелость.

Что такое везение? Оказаться в нужном месте в нужное время? Пожалуй, верно. Поэтому смело могу назвать себя везучей, так как после окончания университета стала жить в Ленинграде - городе трёх революций, как любили говорить в советские времена.
Как было холодно, промозгло и неуютно в нём после Москвы! Холодное серое небо. Постоянно накрапывающий дождик. Ветер, пронизывающий насквозь, порывы которого подхватывали тебя, пытаясь унести на просторы Финского залива. Руки без перчаток моментально немели от холода. Я всегда бежала, разворачиваясь по ветру, как флюгер, стремясь уменьшить сопротивление, отдаваясь воле ветра и резко поворачиваясь, изменяла ему, заскакивая в нужную дверь магазина, детского садика или заводской проходной.
Постепенно ветер перестал быть таким пронизывающим, а с дождиком слюбилась. Красивы стали серые дома, серое небо, черный асфальт и яркие оранжевые, коричневые, бордовые и желтые листья на деревьях и газонах города.. Город стал мне другом, превратился для меня в каменную книгу с великолепными иллюстрациями. Какое это было чудесное время! Время познавания, открытия тайн, красоты и величия бывшей столицы государства Российского.
Совсем недавно отметили 300 летие Петербурга, для меня навсегда ставшего Питером - творением Петра и династии Романовых. Все самые высокие точки города - золотые шпили, купола церквей устремляются к небу, ближе к Богу, как будто пытаясь вымолить прощения за невинно убиённых, грехи людские тяжкие, великие революции и войны. Не знаю, как Бог... Наверное, простил... Невозможно не простить такую красоту - красоту дворцовых ансамблей, изящных оград и мостиков, элегантных фонарей и горделивых памятников самодержцев и генералов российских.
Мой город начинается на Васильевском острове, на месте, где стояла таможня и пакгаузы - нынешние музеи. Затем продолжается зданиями 12 Коллегий - университета, Академии. Каждый дом на Васильевском острове уникален, ведь по-настоящему город ( не крепость) закладывался на Васильевском острове. Не забудьте заглянуть в проходные дворы. Мне рассказывали старожилы, что через проходные дворы можно пересечь остров вдоль и поперёк. На Васильевском острове были самые знаменитые в советские времена пивбары, доступные молодым советским инженерам, не считая “Медведя” - самого популярного пивбара у кинотеатра Ленинград недалеко от Таврического сада. На троллейбусе возвращайтесь через Дворцовый мост на Дворцовую площадь. Прогуляйтесь по ней, обойдите с любой стороны Зимний Дворец, выйдите на ул. Халтурина, сейчас Миллионную и увидите шедевр дворцового строительства - Мраморный дворец. Во времена Ленинграда в нём находился музей В. И. Ленина с памятником во дворе - Ленин на броневике. Ленина с броневиком убрали, заменили несуразным памятником императору, до революции стоявшему на Знаменской площади - площади Восстания. Несуразный памятник, о котором были сложены стихи:
На площади стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот.
Дело, конечно, не в комоде, а в меняющихся идолах. Зачем мы их себе создаём? Снимаем с пьедесталов, обезглавливаем и снова возвеличиваем. Пусть останутся в истории, её же не переписать! От Мраморного дворца через Марсово поле вдоль казарм Павловского полка Вы выйдете к моему самому любимому петербургскому собору - Спасу на Крови, построенному на народные деньги на месте убийства русского царя. Я не называю Вам имен царей и императоров российских, архитекторов и художников, Вы легко найдёте соответствующую литературу, просто хочу Вас соблазнить моим Петербургом, его загадками. А если у Вас останется время приглашаю Вас на Петроградскую сторону - сторону модерна и эклектики, которая застраивалась в конце 19, начале 20 века. Смешение стилей, архаика и необыкновенная законченость архитектурных пейзажей. Каждый доходный дом - произведение искусства, какие витражи, парадные, скверики!
По Питеру нужно бродить пешком, лучше летом или осенью. Вам стоит отойти немного от Невского проспекта и в любом направлении Вы увидите дворцы, соборы, парки.
Прекрасны музеи Петербурга. Для меня самыми любимыми музеями стали Эрмитаж и музей железнодорожного транспорта. В Эрмитаже у меня был свой ритуал - пробежаться по знаменитым парадным залам Зимнего дворца. Самый любимый - Павильонный зал из-за его чистоты, невинности, изящества и, конечно же, четырёх фонтанов слёз, копирующих знаменитый Бахчисарайский фонтан, навевающих воспоминания о Пушкине, моём любимом писателе и поэте. К слову сказать, Пушкинский Петербург - особая часть истории города. Мойка, 12, дома аристократов на Фонтанке, Царское Село, Черная речка и красавица-жена Наталья Николаевна Гончарова.
После парадных залов - лестница на 3 этаж. Этаж моих любимых импрессионистов, где я могла стоять часами, разглядывая пейзажи Моне, женщин Ренуара и Париж Писсарро.
Музей железнодорожного транспорта - любимый музей моих сыновей. Они могли бродить по нему целый день. Постепенно приучили меня, к тому же вход в него был бесплатным в советское время. А посещение музея, обычно, завершалоь заходом в чайную или пышечную на Садовой.
Годы летели. Мои посещения музеев становились реже, но прогулки по городу, по его улицам, набережным никогда мне не надоедали.
Сейчас я за несколько тысяч километров от Питера. Когда становится грустно, открываю мою старую книгу избранных произведений А.С. Пушкина. Иллюстрации к книге выполнены в манере Александра Сергеевича - пером. Перед глазами встают очертания Петропавловской крепости, разъярённый Медный всадник, блистательные красавицы пушкинского Петербурга и вечные пушкинские строки признания в любви моему городу.
Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, береговой её гранит, твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный ...


Рецензии
Прекрасно написано! И всё знакомо и любимо - русская история в этих разных, но очень выразительных городах. Те же самые воспоминания: ежедневные передачи о вводимом в строй московском университете МГУ, мечта о нём (увидела его в 18 лет); оттуда же поехала дальше, в Ленинград, в котором несколько лет спустя, жила и работала почти 10 лет и исходила пешком почти весь город, и в Эрмитаже
бывала каждую неделю, работая гидом - переводчиком...Помню и пышечную на Садовой (как же без неё?!), а также закусочную на Фонтанке, около Аничкова моста, где подавали солянку на стоячие места (высокие столики без стульев)...

Жарикова Эмма Семёновна   07.09.2017 14:06     Заявить о нарушении
Здорово! Я начала забывать город, а пышечная и еще Минутка были наши любимые места с мужем. Какие-там у нас были деньги с двумя детьми! А закусочную не помню:(

Ольга Виттингтон   08.09.2017 01:21   Заявить о нарушении
Закусочная (названия не помню) в углу дома на перекрестке, чуть по диагонали от хвоста правого заднего коня...знаменитого скульптора в сию секунду забыла...Клодта? В соавторстве с кем-то? Но вы знаете...

Да, все мы были бедняками, поэтому съесть раз в день плошечку солянки - это уже была радость. Отличный кофе с отличным эклером был в таком же угловом заведении, угол Подольской улицы и Загородного проспекта. Там я выпила первый кофе в моей жизни.

Жарикова Эмма Семёновна   08.09.2017 01:35   Заявить о нарушении
Закусочную вспомнила:)

Ольга Виттингтон   08.09.2017 07:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.