Леонардо Давинчик

       




       Кто и когда дал ему такое сочетание в фамилии, Леонардо не помнит. А вот кто дал ему такое имя, знал наверняка. Мать (его) – Степанида, в молодости повернулась на феномене Леонардо Да Винчи : на стенах комнаты развесила плакаты с его изображением и водила своих подруг – сельских девочек на смотрины.
       
       -Вы знаете, кто это?, указывая на портрет, - да это же.... и пошло. В селе ее называли на украинско-польский манер « наша мондраля» (наша «умница»).

Село, даже и селом-то не было, ну километров двадцать от Львова, хотя на те 50-е годы, все же считалось селом и называлось Брюховичи. Так, с легкой руки Степаниды имя Леонардо Да Винчи было известно всему селу.

       Когда Степанида вышла замуж и вскоре родила сына, даже разговора не было о том, какое имя дать ему. Конечно – Леонардо. Кстати, а может и нет, фамилия нынешняя у Степаниды была – Давидчак. Итак – Леонардо Давидчак. А Степанида все смотрела на портрет на стене и мечтала о подобной славе для своего сына. Ведь не даром все так сходится, Леонардо Да...

       Леонардо вырос огромным бугаем с одним недостатком – пил по-черному, но благодаря отменной силе и здоровью, отрезвев, мог и дров наколоть и избу построить и детишек здоровых настрогать. За имя, Леонардо отмечали и уважали, а за пристрастие к вину, прозвище подобрали, вот и стал он – Леонардо Давинчик. Давно не было в живых Степаниды, у самого семья образовалась, но из Брюховичей он никуда уезжать не собирался. Приобрел специальность каменщика и довольно прилично жил, попивая, пока не грянула перестройка.

       Пили в Брюховичах все – и мужики и бабы. Ну, как не запить, когда работы нет, денег нет, и только огороды возле дома спасали людей от голода. Ну, конечно бабы пили намного меньше, ведь нужно было еще и о детишках подумать, а вот мужики... Порой жены и не знали в каком доме или под каким кустом искать своих мужей, а обнаружив, отводили душу тем, что били их нещадно всем, что под руку попадется. Мужики побаивались своих жен и после обильного пития, тихонько пытались пробраться в свой дом, чтобы жена не заметила. Удавалось это редко.

       Однажды в село приехал на приличной машине мужичек и стал интересоваться есть ли в селе люди со строительной специальностью.

       -Да, есть, конечно, вон – Давинчик строитель, и Василь с Миколой.
       
       - А ну, соберите их ко мне, дело есть, работа.

       Собрать среди бела дня мужиков, да еще для дела, было трудно. Все уже были пьяны, но народ в селе был до помощи охочий и сообразив, что только Леонардо можно привести в чувства для разговора, пошли его искать.

       Когда Давинчиха увидала возле хаты мужиков, вооружилась сковородой и вышла. Но узнав, что ищут Леонардо для работы, сказала, чтобы приходили через пол-часа, аккурат будет готов к разговору.
Набрав ведро воды из колодца, она подошла к мужу и спокойно вылила воду ему на голову. Вобщем, процедура была отработана до автоматизма и через пол-часа Леонардо в чистых штанах и рубахе, причесаный, вышел на улицу.

       - Есть работа, построить дом в городе, нужен каменщик, два плотника и три маляра, без здравствуйте и досвидания, выпалил мужичек. На работу в город будем возить автобусом, платить каждую неделю, работать без выходных, не пить, увижу пьяным – уволю всех. Берешься?

       - Берется, берется, выпалила Давинчиха, и пить не будет, вот те хрест и широко перекрестилась.

       - Берусь, повторил Леонардо, завтра бригада будет в сборе. Когда приступать к работе?

       - Вот завтра и приступать. Автобус будет в 7 утра. Пожал руку, поклонился дамам, сел в машину и уехал.

       Весь вечер Брюховичи стояли на ушах – есть работа для шестерых. К Леонардо кинулись местные бабы, и каждая просила, умоляла взять на работу ее мужа, напоминая Леонардо, какие они друзья и как помогали, когда нужно.

       Через три часа бригада была сколочена - Василь, Микола, Степан, Петро, Тарас. Все, как и требовалось строители, и все, конечно пьющие. Женам было дано наставление – следить за тем, чтобы мужья не пили, а если что, чтобы к утру были трезвые.

       Ну, нет такого средства, чтобы пьющий стал сразу непьющим и не было другого способа заработать деньги и подтянуть сваливающиеся штаны. Каждая жена дома устроила собственный ликбез и, глядя в бесцветные глаза мужа, обещала в случае чего – выгнать, убить, отрезать там что-то, в общем кто на что горазд.

       В семь утра вся бригада с женами была возле автобуса. Провожали мужиков, как на войну, перекрестив удаляющийся автобус.

       Первую неделю все было хорошо: утром автобус, вечером рейсовым автобусом до сельского кладбища, а там километра два и дома. Первые дни жены встречали их возле кладбища и вели по домам, потом расслабились. А там и первая зарплата. Ну, как это не обмыть первую зарплату? Не по человечески... да и сглазить можно... ну не так чтобы... по маленькой, по одной. Благо, жены не приходили встречать. Купили бутылку вина, а каждый еще и по бутылке водки, так на всякий случай. Случай долго не искали и раздавив винчик, произнося хвалебные тосты в честь Леонардо, который подбросил кусок хлеба, принялись за водку. К ночи домой попали не все, а вернее один Леонардо. Остальные – кто заблудился у соседки, кто под кустом заснул, кто дошел только до сарая.

       Жены, не дождавшись ни мужей, ни зарплаты, кинулись на поиски обоих. Когда обнаружили пьяных до беспямятства, но с зарплатой, общими усилиями растащили родимых по избам и привычным каждой способом, принялись подготавливать кормильцев к завтрашнему рабочему дню.

       Пили каждый день, соглашаясь на процедуру жен по подготовке к 7 часам утра следующего дня, а жены, подержав в руках живые денежки, молча повторяли процедуру отрезвления. Самая большая беда была в том, что найти каждого становилось все труднее, мужики выбирали все новые места для обмывания удачного заработка, предоставляя самим женам варианты их обнаружения.

       Леонардо понимал, что один прокол и ... работе и заработку – конец. Что-то нужно было делать, тем более, что жены остальных мужиков возлагали именно на него большие надежды на «спасение» своих мужей.

       - Ты, хотя бы до дому доведи, просила жена Степана, я ж его вчера на кладбище нашла, а до хаты два километра.

       И Леонардо оправдывая свое прозвище Давинчик, оправдал, наконец, и имя свое.

        На следующий день, собираясь с работы домой и зарядившись горючим, Леонардо прихватил с собой деревянную стремянку. Подъехали к селу, и путая следы, направились на «пикник». Никто даже не спросил у Давинчика, зачем он тащит за собой лестницу, Леонардо обладал авторитетом среди подельников и все даже не сомневались – значит так надо.

       То, что придумал Леонардо, было гениально, личным изобретением и решением их общей проблемы. Напившись до очередных чертей, Леонардо взял стремянку и велел каждому просунуть голову в пространство между перекладинами, а руками держаться за саму лестницу. Образовался «стройный» ряд бравых мужичков. Первым шел Леонардо, за ним, засыпая и ударяясь постоянно зубами о переднюю перекладину, плелся Василь, за ним Микола, Петро и замыкал шествие Тарас. Главное было попасть в такт шагаящих, иначе стучали зубы, кто-то пытался упасть, но следом идущий подталкивал, поддерживал. Так дотащились до хаты Миколы, кликнули жену и сдали на руки. Молча добрались до следующей хаты, где с трудом оторвала руки Тараса от перекладины его жена. Степан почти повис на стремянке и отказывался идти дальше, так и донесли его до жены. Последним пришел домой Леонардо с стремянкой одетой на голову и крепко держась за перекладины. Так и пытался войти в дом. Попытка не удавалась, но домой неприменно было нужно попасть, а потом уже не его забота, а жены.

       Так и отработала весь сезон бригада Леонардо Давинчика из Брюховичей, аккуратно выходящая ежедневно в 7 утра к автобусной остановке и возвращающаяся вечером стройным рядом с лестницей на плечах. В ничью голову даже мысль не приходила смеяться, глядя на удивительную процессию шагающую неровным строем с стремянкой на плечах. Жаль, Степанида не могла уже гордиться удивительным изобретением сына, оправдавшего такое странное имя для украинского села – Леонардо. Бог с ним, с Давинчиком.




       Зина Ермакова

       19.11.2008 г.

       г. Дюссельдорф

       


Рецензии
Смешно и грустно! А история настоящая - такую просто так не выдумаешь)))
Спасибо за картинку из жизни славного села Брюховичи!

Ирина Юферева   14.08.2009 10:35     Заявить о нарушении
Ирина, здравствуйте. Очень приятна Ваша рецензия, тем более, что мне самой нравится эта абсолютно реальная история.

Зина Ермакова   14.08.2009 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.