Граненый стакан

ГРАНЕНЫЙ СТАКАН – излюбленная тара для компотов во всех совковых столовых. Он же незаменим никаким другим аналогом для истинных гурманов в области портвейнов, водки и закуски. Практичность граненого стакана лишает его конкурентов. Удобная для руки форма, оптимальность объема – вот залоги успеха стакана. Отдельного разговора заслуживает его прочность! На практике мною было установлено пару лет назад, что граненый стакан значительно прочнее, чем фонтаны и гранитные ступеньки в Нескучном саду (пытаясь разбить его, я разнес половину парка). И не даром этот поистине народный продукт продолжают производить и в наше время в Гусь-Хрустальном. Даже самые изощренные умы современности не способны подсчитать хотя бы приблизительное количество произведенных стаканов с момента их открытия для Мира.
Однако за массовостью производства граненого стакана все тяжелее становится разглядеть его значение как произведения искусства, хоть и прикладного. Мало того, стакан важен для нас и как памятник времени его открытия и наибольшей популяризации.
В январе 1942 года была снята блокада Ленинграда. Правда, еще год продолжались бои в Ленинградской области. Но жизнь в городе начала постепенно налаживаться. Удивительно, насколько продуктивно трудились художники, поэты, музыканты военного Ленинграда! Достаточно, хотя бы, вспомнить 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. А 27 декабря 1943 года в Ленинграде народный художник СССР Вера Мухина явила Миру граненый стакан.
7-я симфония, наконец, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна – такая активность советского искусства в период войны свидетельствует об его высочайшем подъеме. Появление стакана было не случайным. Но почему граненая тара вышла у Мухиной именно такой: простой и практичной? Требование времени, запросы общества? Предположу, ибо не суть сведущ в вопросе, что и до Мухиной отечественные художники занимались проектированием посуды. Хотя, возможно, не на такого широкого потребителя. Можно вообразить себе каков был бы, например, стакан от Брюллова: медь с тонкой росписью темного оттенка; большим светлым пятном, акцентируя на себе внимание, изображена возлюбленная художника. Каким бы был стакан великого знатока пластики камня и человеческого тела Антокольского? Бесспорно, он вырезан из камня. Стенки его тонки и оснащены желобками для пальцев. А вот Вам тара от Борисова-Мусатова: богемского хрусталя с мягкими молочными и голубовато-зелеными мазками и линиями на стенкам. Легко предположить также, какова была бы форма стакана, сделанного Фаберже. Ходят слухи, что Мухина ваяла граненый стакан заодно с Малевичем. Доверять этим сплетням нельзя. Да, Мухина многое переняла у Казимира Малевича, в чем-то ее можно назвать и ученицей теоретика супрематизма. Но не более! Скорей всего, стакан Малевича имел бы не более 4 углов. (Возможно, кому-то покажутся кощунственными такие рассуждения о стилях приведенных художников. Однако замечу, что мои предположения не имели под собою цель заключить творчество каждого из перечисленных деятелей в застенки отдельного стакана).
Граненый стакан полностью отвечал требованиям партии и общества, стал отличным вливанием в набирающий обороты соцреализм. Двенадцать граней его цилиндра напоминают стилистику дорической колонны, так полюбившейся архитекторам, ковавшим славу сталинского ампира. Обедаете, или буде Вы увлеклись праздным чревоугодством, не стесняйтесь, обратите внимание на лаконичность форм стакана, причудливое преломление света, проходящего сквозь его стенки. Удивительно гармонируют между собой геометрические фигуры и пространства, заключенные в граненом стакане.
В преддверие 65-летия великого открытия поднимем же граненые стаканы с шампанским и прокричим трехкратное «Ура, ура, ура-а-а!!!»!


Рецензии
Длинный тост. но проникновенный. надо врезать по двестипятдесят. ибо бутылка - это ровно два граненных стакана. Спасибо.

Егоров   05.05.2009 22:44     Заявить о нарушении
Врезал, и неоднократно! :)

Каценеленбоген   06.05.2009 23:46   Заявить о нарушении