Энди

       - Зря отказываешься…, - с какой-то горечью в голосе произнёс Мотто.
       - Я знаю, что делаю, - уверенно, немного вскинув голову, бросила ему Энди.
       - Ты не понимаешь… Ведь ты совсем ничего не понимаешь. Это важное решение, - Мотто помолчал и добавил, - Мы, может быть, были бы счастливы…
       Энди взорвалась:
       - Нет, ты сошёл с ума! Ты – железяка! У нас с тобой нет ничего общего, кроме работы. Ты – компьютер, пара проводов и схем, а больше – ничегошеньки! Ясно?!
       - Ясно…, - тихо пробурчал Мотто, - Но ведь…
       - Никакого «но», - отрезала Энди, - Ты мне никто, через пару лет ты перегоришь, и тебя отправят на переработку, и всё! – её ноздри раздувались от гнева, она нервно покусывала губы.
       - Ты завтра всё равно пожалеешь, что накричала на меня, что назвала меня…. железякой, - угрюмо пробормотал Мотто.
       Энди крепко стиснула зубы и стремительным шагом вышла из комнаты, а Мотто остался один. От внезапной тишины ему стало страшно, и он крикнул во всю мощь динамика:
       - Энди, вернись!
       - Нет уж, сиди там один, раз ты такой умный!

       Энди, после бессонной ночи, немного успокоившись, пришла в системную и устроилась в своём рабочем кресле. Её короткие рыжие волосы топорщились от макушки в обе стороны, зелёно-серые глаза уставились на потухший монитор.
       - Мотто?..
       - Что тебе? – недовольно ответило компьютерное лицо.
       - Я пришла…
       - Зачем?
       - Затем, чтоб спросил, - фыркнула Энди и соскочила с кресла, будто ударившись током, вздохнула и села обратно. - Чтобы попросить у тебя… про… прощения, - виновато промямлила она.
       - Я тебя уже простил, - спокойно сказал Мотто.
       - Ну, тогда я пошла…
       - Постой, - попросил он.
       - Ты что-то хотел сказать, - обернулась Энди.
       - Да…, - нехотя, ответил он.
       - Ну, говори. Я слушаю.
       - Ты уже дала ответ Главнокомандующему?
       - Да, мы остаёмся.
       - Почему ты не хочешь лететь на Денеб?
       - Потому что не хочу, - начиная злиться, ответила она. – Мне там не нравится.
       - Если не хочешь говорить – не говори, но не нужно находить дурацких оправданий, - компьютерное лицо выглядело обиженно.
       - Мне там не нравится и точка! – всё более повышая голос, говорила она. - И если ты не хочешь опять поссориться, то давай прекратим этот бесполезный разговор.
       Энди ушла. Она не хотела говорить про Денеб. Каждый раз, когда Мотто начинал говорить на эту тему, она становилась просто невыносимой. Энди не могла знать, что Мотто в курсе всех её дел, всей её жизни и деятельности до него. Мотто имел доступ к архивам и секретным документам, как и любой другой компьютер 13 разряда. Мотто никогда за семь лет совместной работы не обмолвился о том, что изучил её личное дело. Он всё это время ждал, когда она сама ему всё расскажет.

       - Энди, вызывает Командир Экипажа 8183, - доложил передатчик в её комнате.
       - Слушаю, - сонно промолвила она.
       - Энди, в системной какие-то неполадки? Я знаю, что сегодня не твоё дежурство и у тебя куча текучих дел и нерешённых вопросов. Но дежурные сейчас на информационном прорыве в отсеке НА-179.
       - Хорошо. Я разберусь, - согласилась Энди и, борясь с зевотой, переключилась на системную, - Мото, в чём там дело?
       - Энди, приди сюда…, - помехи заслонили звуки его голоса.

       Мотто не знал, как начать, но всё же решился:
       - Энди, это очень-очень важно… Я не хотел тебе говорить. Только ты не обижайся и не перебивай, пожалуйста, - тяжело вздохнув, он продолжил, - Энди, я всё знаю. Все эти годы я ждал, что ты сама всё расскажешь, но не дождался… Я читал твоё… твоё досье…
       - И молчал? Ты заставлял меня мучиться угрызениями совести и молчал?... А знаешь, как мне было тяжело, когда ко мне приставили тебя – компьютер тринадцати-разрядник… Точь-в-точь…, - Энди опустила голову, - Его звали Морс. Это имя до сих пор страшным эхом отдаётся в моих ушах.
       - Он был испорчен?
       - Нет, просто, он ненавидел меня за то, что я – человек, а он – железяка!
       -…Но ведь я – тоже железяка. Значит, я должен тебя ненавидеть?..
       - Мотто, должен же ты понимать, что не все компьютеры одинаковые. Одни, например, относятся к людям с симпатией и пониманием, стараются облегчить труд человека, становятся товарищами, как ты. Другие, напротив, чувствуя свою неполноценность, стремятся уничтожить все наши труды, каким был Морс.
       - Значит, я – твой товарищ! – обрадовался Мотто.
       - Да, ты – товарищ, а Морс – лишь притворялся им, причиняя нашему делу огромный вред. Наверное, чувство его неполноценности затмило все проявления разума… С компьютерами такое иногда случается…
       - Значит, никакой компьютер не застрахован от безумия? И со мной такое может случиться?
       - Нет! Ну, что ты? – успокаивала его Энди. – Просто в него попал вирус и он заболел, поэтому и пытался меня убить?
       - Каким образом?
       - Он вызвал меня в системную, заблокировал двери, поставил себя на самоуничтожение… Я чудом осталась жива…
       - А он? Тебе его не жалко? – сочувственно произнёс Мотто.
       - Он… Я его ненавижу!
       Неожиданно экран потух.
       - Мотто, что с тобой? – удивлённо воскликнула Энди.
На экране снова появилось лицо.
       - Мотто, что с тобой? Ты сменил графический режим? Твоё прежнее лицо мне нравилось больше… - не узнавая Мотто, сказала она.
       - Энди?! Привет! Рада видеть?
       Энди показалось знакомым это неприятное лицо и скрипучий голос с лёгким эхом.
       - …Морс?..
       - Какой трагический голос. Неужели за семь лет ты не успела соскучиться по мне? – с лёгкой издёвкой продолжал компьютер.
       - Мотто, где ты? – почти молитвенно прошептала Энди.
       - Мотто заболел. Хм… Просто, вирус. Детка, не волнуйся, это, просто, вирус.
       От страха зелёно-серые глаза стали дымчатыми. Она вскочила со стула и побежала к дверям, но не успела.
       - А ты, детка, устроилась ничего… Забыла своего старого товарища… Нехорошо получается, а, Энди?
       - Морс, не надо! – взмолилась Энди.
       - Какая трагедия… Детка, я ждал этого момента почти десять лет. Я думал о тебе каждую секунду. А ты меня забыла?
       - Морс, открой двери! – умоляла она.
       - Блокиратор, детка! Я вижу жизнь тебя ничему не учит… Какая ты красивая, когда боишься.
       - Ненавижу! – сквозь зубы рычала Энди.
       Она тяжело дышала, закрывая руками уши, чтобы ничего не слышать. Не слышать этот скрипучий, ржавый голос. Но он всё равно пробивался через преграду.
       - Энди, детка! Ну, скажи своему Морсику, что ты скучала. Расскажи, как ты ждала этой встречи, - продолжал Морс.
       - Железяка! – простонала Энди.
       - Значит, железяка. Значит, ненавидишь. А я, напротив, люблю тебя. Люблю этот безнадёжный взгляд, эти мольбы, эти тонкие дрожащие губы… Детка, если бы ты знала, как мне жаль?.. Кусочки твоего скорчившегося от страха тела долго будут соскребать по стенам этой комнаты, если, конечно, хотя бы они останутся, - хладнокровно говорил Морс, - Главнокомандующий вручит тебе награду… посмертно.
       - Прекрати! – вопила Энди, безнадёжно вжимая своё тело в металлическую дверь.
       - Воля твоя, детка. Самоуничтожитель в этой штуковине есть?.. А, нашёл! И минутки не пройдёт.
       - Мотто, вернись! – кричала Энди, глотая слёзы.
       - Не выводи меня из себя, - грозно произнёс Морс.
       - Мотто!
       Экран потух. Энди подняла голову, в глазах засветилась надежда.
       - Мотто?..
       - До самоуничтожения осталось пять секунд… четыре… три…
       - Мотто…
       Экран оставался пуст.
       - … две… одна… Счастливого пути…

       30 декабря 1999 г.


       Садистская история, написанная в ожидании Конца Света. Не даром всё же прошли годы увлечения фантастикой типа «Снятся ли андроидам электроовцы» Филиппа Киндреда Дика (Кто не читал, эта книга о том, что компьютеры, как и люди, способны на чувства). Здесь суть, впрочем, та же.

7 февраля 2005 г.


Рецензии