Опыт экзистенций
Опыт экзистенций
«Бытие человека (его экзистенция) недоступно рациональному познанию и открыто непосредственному переживанию».
Из словаря эстетических терминов
1 Индийские дары
«Это вредно для фигуры?» - спрашивает читательница у диетолога на одном женском сайте. Я впервые слышу такую постановку вопроса. Когда-то спрашивали, вредно ли определенное блюдо для здоровья, а не для фигуры. Держу в руках раритет – пособие для работников косметических кабинетов, выпущенное в 1956 году в Москве издательством Министерства коммунального хозяйства РСФСР.
Боже мой, да это книга эпохи «докосметической» индустрии! Здесь говорится, что «голову следует мыть мягкой водой. В жесткой воде мыло плохо мылится и обычно остается на волосах в виде серовато-белого налета». Да, а ведь были времена, когда не было шампуней, бальзамов, тоников, кондиционеров для волос. Я помню первый шампунь в моей жизни: наверное, в 70-е годы появились у нас дома пластиковые подушечки с яичным шампунем. Помню, что в начале 90-х годов были перебои в продаже мыла, стирального порошка и шампуней. Находчивые женщины использовали в качестве шампуня крем для бритья, который остался в доме еще с благополучных времен.
Листая старую книгу с рецептами масок для лица – ланолиновой, майонезной, желтково-медовой, парафино-масляной, белковой – чувствую ностальгию. Как все-таки была прекрасна, «экологически чиста» ретроженщина! Трудолюбие, энергия, изобретательство, любопытство, женственность и естественность сочетались со здоровьем. Советские женщины, не избалованные индустрией, сами готовили маски, кремы и прочие средства для ухода за собой. Можно, конечно, скептически относиться к «самодеятельности», обвинять «матушек» в отсталости – о чем еще будет разговор – но никто не сможет обвинить ретроженщину в лености, нелюбопытстве, равнодушии к своей фигуре и цвету лица. Я читала воспоминания женщин-заключенных, которые даже в лагере пытались следить за собой.
Наверное, это свойство женской натуры, независимо от национальности. О трех китах успеха рассказывается в арабской притче. О том, как индийский правитель послал как-то дары халифу багдадскому и с ними философствующего лекаря, сведущего как в медицине, так и в философии. Представ перед халифом, лекарь объявил о том, что привез три вещи, без которых нет царства и которых достойны лишь монархи.
- Что это за вещи?- спросил халиф.
- Первая - это краска, превращающая седые волосы в черные, которая не смывается, не выцветает, и волосы больше не поседеют.
Вторая - лекарство, благодаря которому, сколько бы человек ни ел, желудок его не будет болеть и тело будет здоровым.
Третья - состав, укрепляющий чресла и возбуждающий страсть.
Основные направления спроса: краска, средства для похудания, виагра. Вечные и человеческие, всегда востребованные, не так ли? Индийский правитель предвидел «сегменты рынка». Но всегда появится некто, кто попытается испортить дух всеобщей экзистенции. Так поступил и багдадский халиф, отвергнувший все три дара. Краска, по его мнению, есть «средство высокомерия, лжи и силы», ведь чернота волос - это тирания, а белизна их - это сияние. Предаваться чревоугодию – грех, поэтому диеты придуманы совершенно напрасно, грешников нужно наказывать, а не воспитывать. Что касается секса, то разумно ли халифу перед какой-то девкой стоять на коленях? Исламом наслаждение телом не отменяется, оно лишь строго регламентируется: кто, как, когда и сколько. В арабском мире технология создания женской красоты до сих пор остается тайной, открытой лишь посвященным (мужу, старшей жене или главному евнуху).
Надо сказать, что посетительницы «специальных кабинетов» в Советском Союзе тоже составляли определенную касту. Артистки и жены ответственных работников ходили в эти кабинеты, организуемые в обособленных помещениях или при банях и парикмахерских. Рядовые женщины трудились над имиджем сами, если у них хватало на это сил и времени.
Размышляя о книгах-раритетах, хочется отметить, что их читать сегодня обязательно нужно. Русские и советские косметологи подняли очень высоко планку. Лучшие профессионалы отечественной дерматологии трудились над методиками массажей, составлением рецептур для масок и кремов и других гигиенических мер по уходу за кожей, волосами, полостью рта. Жалко, что большинство открытий ушло на запад, став источником развития зарубежной косметологии, недоступной советским женщинам.
Книга о косметологии 1956 года напоминает мне известную сталинскую «Книгу о вкусной и здоровой пище», в которой собраны лучшие рецепты и рекомендации диетологов страны. Блюда, описанные в той книге, могли позволить себе лишь немногие, основная часть населения голодала. Советская эпоха была в чем-то глубоко экзистенциальной, отразившей философию кризиса. Эти прекрасные книги выполнили основную задачу искусства: наделили смыслом бессмысленное.
2 «Ничего личного» - позиция страуса
Жена бывшего президента Финляндии стала вести дневник по рекомендации врача: ведение записей спасает от депрессии. Почему дневник оказался опубликованным? На этот вопрос у автора нет ответа так же, как он/она (автор)не может сказать, почему литература обладает психотерапевтическим свойством. Есть еще одно обстоятельство, не имеющее отношения к литературе: мемуары знаменитости, возможно, представляют ценность с точки зрения медицины. Г-жа Койвисто пишет не столько о внешних событиях, сколько о течении своего заболевания, рефлексируя на тему детства, молодости, о том, как она чувствовала себя в одежде первой леди страны. Главная заслуга Теллерво Койвисто состоит в том, что она первой стала публично говорить о депрессии и о подавлении личности ребенка в школе, что испытала на собственном опыте. Она способствовала тому, чтобы люди стали более открытыми. Выражение «ничего личного», столь модное сейчас в российском обществе, полностью низвергается в откровенных, умных и по-настоящему свободных мемуарах Койвисто. Несмотря на погруженность в личные переживания Теллерво не может обойти многочисленные встречи, поездки, светские приемы, политические и культурные события. Она пишет об этикете, манере поведения известных людей, говорит о статусе VIP-персон, делится впечатлениями о женах президентов, с которыми была знакома. Наблюдательность Теллерво Койвисто проявилась в описаниях жен советских руководителей.
3 Первая экзистенция. Завещание.
Выходят дети из школ дураки дураками, ничего осмысленного и необычного они там не видят и не слышат. Никто не рассказывает про пиратов, торчащих с цепями на морском берегу, про тиранов, подписавших указы с повелением детям обезглавливать собственных отцов, да и про дев, приносимых в жертву по три сразу по слову оракула. Нет и упоминания про родственников, ожидающих тело покойника, которое они должны съесть. После таких школ все слова и дела похожи на рыбные шарики, посыпанные укропом. Глотают ученики рыбные фрикадельки и ругают умирающих за то, что они слишком долго хворают и портят свое мясо. Так благоухают они, живя на кухне или в избе, которая топится по-черному, а между тем римские бани несправедливо забыты. Обращаюсь к наследникам: все они могут вступить во владение того, что каждому из них мною назначено только при соблюдении одного условия, а именно – если они, разрубив мое тело на части, съедят его при народе.
4 Вторая экзистенция. Кафельные пейзажи, в которых иногда попадаются портреты
жен советских руководителей, истинных самородков, выполненные кистью художников западного направления.
Божественно после парилки в реликтовом зале под кильку читать, например, Кузмина.
(авторское откровение)
**
Гамлет
+
По воспоминаниям Теллерво советские дамы в полной мере соответствовали образу «ретроженщины»: в них отражались «проблемы самоидентификации» страны с одной стороны, а с другой отличие русских «жен» от западных настолько бросалось в глаза, что можно было говорить о какой-то особенной породе женщин-номенклатурщиц.
+
Римские бани. Апулей. Березовый веник и дым. Нижняя челюсть с двумя зубами, один в металлической коронке. Заверну находку в платочек, пойду париться. Вдруг она заговорит?
**
Рыба
+
О жене Громыко г-жа Койвисто так пишет: внешне типичная русская «матушка». В это понятие входит образ полной женщины, немного деревенской и не очень образованной.
+
Осень. Листья облетели. По телевизору тоже полно голых. Пруд. По ночам ныряют карпы. Тихо. Вот он выставил голову. Никого нет. Ни ветерка. Начал читать японцев. Неинтересно. Бульк назад.
**
Всадники
+
Но природное обаяние, доброжелательность, чуткость Лидии Громыко выгодно отличали ее. К удивлению Теллерво мадам Громыко прекрасно знала русскую культуру, была лично знакома со многими артистами. Правда, сама Койвисто приводит в этом списке одного лишь Шаляпина (факт знакомства Лидии Громыко с Шаляпиным, на взгляд автора, подлежит проверке). Правда, что будучи супругой посла СССР в США и министра иностранных дел СССР, она много путешествовала, жила за границей и имела представление о западной культуре. Финка отметила особые теплые отношения между супругами, которые были очень заметны. По мнению Теллерво забота о муже – основное, что бросалось в глаза.
+
Раиса Горбачева
Уже по прическе было понятно, что Раиса берет пример с запада. В фильмах о Джеймсе Бонде показывались умные и красивые женщины из СССР, именно под такой типаж подходила Раиса Горбачева. У жены первого президента России был острый ум, желание добывать сведения любой ценой. Быть ее гостем или принимать у себя в гостях требовало огромного терпения: она говорила слишком много и слишком быстро, переводчик не успевал переводить. Более того, она не давала возможности собеседнику вставить реплику. Журналисты обожали Раису. Койвисто восхищалась ее мужем и свидетельствует в воспоминаниях, что Раиса и Михаил составляли единую команду.
+
Едут двое друг за дружкой на тачках, расфуфыренные. В люди выбились. Машинки лоснятся и сами фраера от версачей. Едут и все в зеркала боковые смотрятся, переглядываются. Сережками в ушах позванивают. Приехали к отелю. Целуются. Швейцар бросается к дверям. Пропускает спутника с накрашенными губами: "Даму вперед!" Который покрепче, как рявкнет: "Ты что, сволочь? У нас демократия!"
+
**
+
Перед поездкой в США мадам Горбачева очень хорошо к ней подготовилась, собрав огромное количество информации об истории Белого дома, его обычаях и так далее. Она знала больше, чем обитатели, и не скрывала своей осведомленности, желая произвести эффект. Без устали Раиса спрашивала разных людей, задавая вопросы о зарплате, налогах, проживании, доходах. То же самое она проделывала и в Финляндии, вводя в замешательство западных людей. Теллерво жалуется, что из-за такой патологической любознательности они с Раисой с трудом укладывались в график, порой опаздывая на назначенные мероприятия.
+
Налетчик
+
Домушник забрался на дачу, всю из себя. Вошел бесшумно, сигнализация китайская. Только приступил к ориентированию на местности, блять, хозяева приехали. Вор в спальню, под кровать. А похотливые за дело. Ждет ворюга час, другой, надоело. Встал в наглую и видит: в заднице у бабы лысина торчит. Еще и в очках. Ухмыльнулся бродяга, хотел мимо пройти, чтоб не мешать. Между кроватью и компом протиснулся и вдруг застрял. Голова промеж ляжек как завопит: "А ну сгинь с экрана!" Обернулся парниша, а на мониторе такой салон парикмахерских услуг! Апельсиновые дольки, огромные, как надувные, гладенькие, новенькие, почти младенческие. А вот кудрявая: каракулевая шапчонка с малиновой подбивкой. Каких только нет: длинные - короткие, лысые - с прической, на все вкусы! И показывают себя крупным планом, аппетитно. Еще секунду, поменял бы вор ориентацию, пристроился бы третьим. Лысина воспротивилась. Говорит, и так хорошо. Отчалил налетчик. Зачем визуально мешать?
+
**
Мадам Койвисто предполагает, что таким образом Раиса Горбачева хотела познакомиться поближе с рыночной экономикой. Об охлаждении отношений между Раисой и Нэнси Рейган говорилось много в западной прессе. По мнению Койвисто это результат конкуренции, борьбы за внимание. В отличие от Ненси Барбара Буш была настолько самодостаточна, что ей не нужно было самоутверждаться каждый раз на публике. Барбару всегда было видно, даже если она находилась чуть в стороне от главных лиц.
+
Гондурас
+
Теллерво рассказывает о визите двух дам, Рейган и Горбачевой, в Хельсинки. Койвисто угощала их чаем. Одна из дам принялась жаловаться, как трудно ее мужу управлять страной. Вторая тут же продолжила тему, заявив, что ее мужу еще трудней. Ради приличия обе посмотрели на хозяйку, ожидая, что и та поделится горестями страны и трудностями мужа. Теллерво дипломатично увернулась от подробного отчета, сказав, что у маленькой страны маленькие проблемы. Мадам Койвисто не без язвительности пишет, что тогда она подумала: «Именно из-за ваших амбиций у моей маленькой страны столько проблем, что об этом неприлично говорить!»
+
Лежит в шезлонге новый русский. Попками гондурасскими любуется. Ходят они вдоль бассейна, маршируют. Дети в школах частных парятся. Мадам с парашютом прыгает. Скрипочки с цыганами играют. Бомбы по телеку рвутся. Пантера у ног трется. А мыла нет уже второй день! Суки, вирус занесли.
**
Диана
+
Наина Ельцина была в Финляндии сама собой, она была настолько непосредственной, что такое поведение не вписывалось в дипломатический этикет.
+
Дама вывесила себя на сайте знакомств. На отдыхе типа. Настреляла зайцев, лежит в теньке, отдыхает. Одну грудь через плечо перекинула, под другой ссылка. Кликнешь туда, очи на чело полезут.
**
Несчастная
+
Теллерво рассказывает, что с Наиной общение было поистине неформальным: они сидели в ресторане и говорили все, что хотели, смеялись, плакали.
+
"Вот сейчас бритвой вены вскрою! Он меня не любит."
"А ты лучше п-ду отполируй. Вот и полюбит."
**
+
Принцесса на горошине
+
Наина восхищалась западной экономикой, Теллерво пыталась представить теневые стороны капитализма. Этот диалог был настолько спонтанным, что больше напоминал беседу на кухне, чем разговор двух первых леди. На следующий день Борис Ельцин доложил Мауно Койвисто о том, что как только он уснул вчера ночью, его разбудила жена и стала пересказывать беседу с Теллерво, убеждая сменить взятый курс в России.
+
Уложили принцессу на ночь на постель, как нормальную.
- Дурно! - сказала принцесса. - Я почти глаз не сомкнула. Бог знает что у меня в животе.
Слезами заливается, а сама все "пук" да "пук".
- Так зачем Вы, Ваше величество, на ночь гороху наелись?
+
**
Банщик
А вот и он. Русский, безработный, пенсионная книжка в порядке. Закончил университет с военной кафедрой. Демократил, не укусил по причине неправильного прикуса. Инфантильно завис на шее тещи, разводящей коз.
Поет басом во время депрессий. Имеет дедовские медали и свои почетные грамоты, неоднократно сдавал нормы ГТО. Гонял самогонку и иномарки. В тайге застрял и познакомился с шаманкой с последующим трудоустройством в бане.
+++
Свидетельство о публикации №208112100687
Дед Медведь .
Михаил Лезинский 08.03.2012 20:02 Заявить о нарушении
Милла Синиярви 10.03.2012 15:19 Заявить о нарушении