О Грузии Рассказ первый Образ жизни

Великая Византия сумела привить народу такой образ жизни, который позволял человеку жить в соответствии с Православием. Для осуществления этой грандиозной задачи, да еще в стране, где переплетались самые разнообразные этносы, культуры и верования, понадобились совместные усилия Церкви и государства. Государство при этом принимало определенные меры, например, против олигархов, а Церковь объясняла людям, почему излишняя собственность губительна для человеческой души. Таким образом, церковно-государственная симфония приводила к миру и спокойствию во внутреннем и внешнем распорядке человека, в выстраивании им здоровой иерархии ценностей: дух – душа - тело.

Как известно, «вера без дел мертва», а именно совокупность человеческих дел и составляет образ жизни. Наши интеллектуалы любят посмеиваться: «Ну что за вера была на Руси, просто бытовичок какой-то!». Понимание, что такое православный образ жизни, дает книга Ивана Шмелева «Лето Господне». Мне и самой посчастливилось застать такой уклад в семье моих дедушки и бабушки. Хорошая традиция уберегает человека от скользких путей, на которые его толкают страсти. Для мирского человека основой такого образа жизни была любовь и преданность семье. Разрушь эту традицию – разрушится и вера, и страна. Можно много говорить о деятельности Петра I, но не исключено, что главным ударом, нанесенным им по православию, было даже не упразднение патриаршего престола, а насильственное извлечение женщины из своего Дома. Сейчас нам трудно представить, каким стыдом было для благочестивой русской женщины, делившей свою жизнь между Церковью и семьей, переодевание в нескромный европейский наряд и таскание по балам. Увы, люди ко всему привыкают и скоро начинают находить удовольствие в бездумном образе жизни, дело нехитрое. Эта петровская «реформа» коснулась прежде всего высших слоев общества и именно в них началось разложение веры. При дворе Александра I само упоминание православия было дурным тоном. Вместе с верой вытеснялся и русский язык, язык православия, во всяком случае – для русского человека.

Так вот, Грузия – это страна, где в определенной мере удалось сохранить традиционный, не побоюсь сказать, византийский образ жизни. Надолго ли? Бог знает.

Начнем с того, что Грузия приняла христианство в пору его расцвета. Задолго до прихода сюда св. равноапостольной Нины, здесь проповедовали сразу четыре апостола: Андрей Первозванный, Симон Кананит, Ап. Фаддей и Ап. Матфий, избранный Святым Духом. Наверное, именно благодаря этому св. Нине удалось обратить народ в христианство уже в IV веке, и процесс этот происходил благостно и естественно. Св. Нина воспринималась народом не как чужестранка, а как мать. Приняв Православие, Грузия не изменяла ему никогда. Здесь не было сект, расколов и ересей. История Грузии – это во многом история сохранения христианства во время бесконечных нашествий и войн.

Первая традиция, с которой сталкивается грузин, это застолье. Приходит новый человек на землю, и вот члены семьи, родственники, друзья и соседи собираются за праздничный стол. А когда он уходит в иной мир, снова застолье, теперь уже поминальное. Любая трапеза начинается с краткого тоста: «Да хранит нас Бог!». В грузинском варианте этой формулы подчеркивается, что упование наше – именно на Бога, а не на что иное. Роль тамады очень велика, как велика и ответственность. Говорят так: «Тамада сказал – Бог сказал». Хороший тамада – это такой руководитель застолья, который сумеет создать атмосферу взаимной любви, радости и веселья. Ни один член стола не останется без внимания: все будут обласканы, заслуги и добрые деяния каждого не будут забыты, а о плохом – ни слова, ни намека! Застолье - это подражание древним христианским агапам – вечерям любви. Археолог и литургист Леклерк считал агапы мощным средством, помогавшим развитию зарождавшегося христианства. Вел застолье епископ. Отсюда идет традиция сакрализации тамады.

В первые времена христианства таинство Евхаристии совершалось не во время дневного богослужения, а отдельно – в подражание Тайной вечере Иисуса Христа – вечером и соединялось с общей трапезой. Таким образом, собрания христиан представляли двоякое общение, с Господом и братское – друг с другом. Впоследствии церковь отделила от вечерей любви совершение таинства Евхаристии. Сейчас при многих грузинских церквях существуют трапезные, где собирается паства. Каждый из участников приносит с собой пищу, и люди вместе справляют праздники или поминают ушедших. Это помогает человеку чувствовать себя – да и на деле быть – членом большой семьи.

Много трогательных застолий украсило нашу жизнь. Вот одно из них. Однажды нам позвонил знакомый американец Карл, который, услышав у себя в Америке грузинское полифоническое пение, стал изучать его и в конце концов приехал в Грузию, освоил грузинский язык и принял Православие. Карл сказал, что познакомился со сванской поющей семьей (сваны – высокогорная народность) и хочет привести их к нам в гости. Вечером все собрались за столом. Как слаженно сливались голоса разноплеменных людей, объединенных Духом Христовым! И вот тамада произнес традиционный тост за святые места Грузии. Рука Карла, держащего бокал с вином, замерла, и он медленно произнес по-грузински: «А у нас в Америке нет святых мест». Спустя некоторое время неуверенно добавил: «Может, это университетская библиотека, где я впервые почувствовал, что Бог есть?». Мы переглянулись с нашими сванскими гостями и опустили глаза. Мы поняли друг друга: нам стало больно за Карла, лишенного великой Традиции, но в то же время радостно за него: ведь ему, по-видимому, удалось создать в Америке настоящее святое место, пусть ведомое только ему и Богу. Но и мы, благодаря замечанию Карла, что-то глубже поняли в себе. Недаром грузины считают гостя посланцем Бога.

Наутро позвонил наш сванский гость и сказал, что он впервые за много месяцев спокойно заснул, так как ясно почувствовал, что Грузия не погибнет. Для сурового и сдержанного свана такое изъявление чувств – просто чудо. Тогда шла первая абхазская война. Непривычная и неожиданная конфронтация с Православной Россией, в которой грузины давно привыкли видеть друга, воспринималась и воспринимается очень болезненно. Ведь Грузия, маленький островок среди огромных мусульманских и языческих империй, все время стояла на грани между жизнью и смертью. Впрочем, приходится помнить, что и Православная Византия превращала Иберию, как ее называли византийцы, в арену борьбы между собой и Персией.

Кто мог тогда представить, что Грузия на много веков переживет великую Империю Ромеев? Но, так или иначе, в тот памятный вечер наш сванский друг через чувства иностранца сумел глубже почувствовать богохранимость своей страны.


Рецензии
Пропустила как-то это замечательное эссе. Грузия для меня -страна, овеянная легендами. Прекрасное искусство, замечательные традиции, щедрые и красивые люди. И всё это выписано поэтично и строго.
Спасибо, дорогая Нина!
С уважением,

Татьяна Алейникова   09.09.2018 20:00     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Татьяна! Вот бы Вам приехать в Грузию!

Нина Изюмова   09.09.2018 20:02   Заявить о нарушении
К сожалению, уже никуда не выезжаю. Бывала прежде и в Грузии...

Татьяна Алейникова   09.09.2018 20:25   Заявить о нарушении
Очень жаль!

Нина Изюмова   09.09.2018 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.