Максим Горький, вера, религия, атеизм

Максим Горький, вера, религия, атеизм

(очерк - эссе)

По-разному складываются судьбы русских писателей. Каждый делает самостоятельно свой выбор и полностью отвечает за него, как и за дарованный ему Богом талант словесного творчества. Одной из культовых фигур для российской интеллигенции конца XIX века, а затем и партии большевиков почти весь XX век был писатель Максим Горький.

Его книги переиздавались многотысячными тиражами. Школьники были обязаны читать его чарующую «Песню о Буревестнике», пьесу «На дне»,
в старших классах анализировать скучный роман писателя «Мать».
Биография писателя, в целом знакома читающей публике.
Я обращу внимание на некоторые, вероятно ключевые,
вехи и обстоятельства жизни писателя, которые малоизвестны.

Пешков Алексей Максимович родился 16 марта 1868 года в г. Нижнем Новгороде, а умер 18 июня (н. ст.) 1936 года в Горках, под Москвой. Похоронен на Красной площади. В 1892 году был напечатан его первый рассказ "Макар Чудра" под псевдонимом М. Горький.
В детстве Алёше довелось трудиться в иконной лавке и побыть некоторое время учеником в иконописной мастерской И. Я. Салабановой. Но сам он в юношеском возрасте увлекался философией Фридриха Ницше и в 1887 году пытался покончить с собой. Причиной попытки самоубийства молодого человека был тяжёлый внутренний духовный и душевный разлад.

В 1891 году Алексей, ведомый духом мятежа, уходит бродяжничать из Нижнего Новгорода. В Куряжском монастыре, что под Харьковым, он смог увидеть святого Иоанна Кронштадского, так именовали многие протоиерея Иоанна Сергиева
По инициативе Алексея между ними
состоялся разговор,
который был прерван по инициативе священника, 
этот  разговор писатель не забудет.

Впервые Максим Горький напечатает 
описание их краткой встречи в литературном приложении к газете "Накануне" N29, 1922, 30 апреля.
В этом очерке Максим Горький
свидетельствует о себе: "...Меня крутил по земле вихрь сомнений, я ходил среди людей полуслепой, не понимая смысла их жизни, их страданий, почти до безумия изумленный их глупостью и жестокостью, измятый своим бессилием, не находя нигде ответов на острые вопросы, а они резали душу мне" .

Это состояние души писателя - странника не укрылось от священника.
Максим Горький привёл в очерке простое вразумление, сказанное ему святым прозорливцем: "Церковь говорит тебе: зло - от дьявола, и ты или веришь этому - благо тебе, или не веришь - тогда погиб<...> Я знаю <...> ты возмутитель жизни, ты ходишь, возмущая людей<...>".
Максим Горький задал Иоанну Сергиеву,Кронштадтскому, такой вопрос: "Если Бог всемогущ, зачем же допускает козни дьявола?" На это ему дан был жёсткий ответ: "Не твое дело, отверженник, ставить вопросы сии! Разумей это и - оставь меня..."


Комментарии, которыми сопровождает этот мучительный диалог М. Горький, кому-то
 показаться оскорбительными в отношении священника.
Хотя слова Иоанна Сергиева назвавшего писателя посланником дьявола, (или их смысл) приведены, кажется, без искажений: "<...>Видел я таких, людям помогать хотите, а себе помочь не можете! Шляетесь, спрашиваете, обременяя совесть чужую, смутьяны, а совесть пастыря отвечает за вас пред Господом! Бог наш - чистоты и ясности душевной требует, а вы засоряете души ближних хитростями словосплетений дьявольских..."

В очерке "В. Г. Короленко" Горький даёт такую характеристику  Иоанну Кронштадтскому: "Человек искренне верующий, как веруют немудрые, сельские попики, хорошего, честного сердца. Мне кажется, он испуган своей популярностью, тяжела она ему... Чувствуется <> как будто он действует не по своей воле. Все время спрашивает Бога своего: так ли, Господи?"

Расставшись с Иоанном, Алексей Пешков летом этого же 1891 года пришел в монастырь святого Тихона Задонского...
А, спустя пять лет, в 1896 году в "Самарской газете" N39, от 14 февраля напечатан очерк Горького "У схимника" , в котором писатель рассказал о своей встрече с монахом - затворником Задонского монастыря.

"Я спустился в склеп под полом церкви", - пишет Горький. "<...> Предо мною было... худое старческое лицо... Я пристально смотрел в его глаза, и меня смущал и удивлял их живой спокойный блеск... Было в них много...ровным светом сияющего огня и много силы, покорявшей меня, опустившегося в эту яму из любопытства - из злого любопытства, в котором была и частица желания смутить мир души человека, отрекшегося от жизни."

Автор размышляет о старце этом, выходящем из смертного склепа только раз в году на Пасху: "...Что же поддерживает в его полуистлевшем теле жизнь, и чем питается огонь, сияющий в его глазах, - в его глазах, целый год лишенных солнечного света... Чем живет этот человек, в гробе живущий, - чего ради?". Но ответить не смог он самому себе.
От этого старца Алексей Пешков услышал духовное вразумление: " - Держи сердце свое в чистоте, но и, загрязнив его, не отчаивайся... Помни: жив Бог - жива душа твоя! Но если умер Бог в сердце твоем - нет тебе спасения, и погибнешь ты яко червь..."

Выйдя от схимника, Алексей Пешков всё думал о монахе: "Он был там, в земле, под храмом, в котором каждый день многие души, молясь, изнывали под тяжестью грехов своих, и мне казалось, что вся масса их страданий и скорбей падает сквозь отверстия в полу храма в сырой склеп подвижника, падает и давит собою дряное тело его. И он молится денно и нощно за этих людей, собирающихся в храме над ним, молится за них к Богу, Господину своему, в силу и благость которого - он непоколебимо верует, - молится из-под земли и уверен, что молитва его дойдет до небес<...>"

Наверное это были встречи, дающие душе возможность ко спасению.
(Встречи, дающие обоюдное спасение, 2017)

<...>

В 1929 году на открытии Второго Всесоюзного съезда воинствующих безбожников Горький сказал, что «в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, — огромнейшее количество ненависти к человеку».

Во время речи Горького в президиум поступила записка, в которой было написано: «Горе тому, кто пререкается с Создателем».
Горький зачитав, её вслух ответил, что религии нет места в России, и развил свою мысль: «Кто может быть сильнее нашей воли и сильнее нашего разума? Наш разум, наша воля — вот что создаёт чудеса. Кто создал богов? Мы, наша фантазия, наше воображение. Раз мы их создали, мы имеем право их ниспровергнуть».
Эти слова писателя были встречены одобрительными аплодисментами.

«Нам не надо никого, кроме человека, его свободного разума», - высказал своё кредо Максим Горький, будто забыв о том зле, который творил в 1917 году освобождённый от Бога и совести человеческий разум. Горький видел действие «освобождённого разума» тогда и с ужасом описывал кровавую вакханалию революции в «Несвоевременных мыслях».

Тем не менее, Максим Горький вместе с театральным режиссёром В. Мейерхольдом, архитектором Б. Иофаном и другими деятелями подписал письмо в адрес власти с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя, построенный в честь победы русского народа над армией Наполеона в 1812 году. Пятого декабря 1931 года в 12 часов дня главный православный храм России был взорван.
Плиты с именами героев Отечественной войны 1812 года были раздроблены и крошками от них были посыпаны дорожки в парках Москвы. Другие части храма пошли на обустройство станций метро "Кропоткинская", "Охотный ряд", и "Новокузнецкая».

В массовом сознании за 70 лет советской власти был сформирован образ Горького - страдальца за народ и правдолюбца, живущего в бедности и нужде.
Но вот, что писал о Горьком в своих дневниках его собрат по перу К. И. Чуковский: "Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев [писатель - тоже богоборец - Р. И.] ругал мне Горького: "Обратите внимание: Горький - пролетарий, а все льнет к богатым - к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде - куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц" (Чуковский. К.И. "Дневник"(1901г.) М.,"Советский писатель", 1991, с.124.) .
Тут мы заметим только, что Савва Морозов щедро финансировал большевиков. На 133 странице "Дневника" Чуковский пишет: "Память у Горького выше всех других его умственных способностей. Способность логически рассуждать у него мизерна, способность к научным обобщениям меньше, чем у 14 летнего мальчика..."

Революции 1917 года и их развитие принесли Горькому, как любителю искусства, много приятных моментов. Поэтесса Зинаида Гиппиус писала 18 мая 1918 года, находясь еще в Петрограде: "Горький скупает за бесценок старинные вещи у "буржуев", умирающих с голоду» (З. Гиппиус "Петербургские дневники", 1918 // "Наше наследие" N6, 1990г. с.98.).

Поведение Горького не должно удивлять, ведь ещё в 1917 году он опубликовал такое признание: "...Я никогда ни в чём и не перед кем <...> не каялся, ибо к этому <...> питаю органическое отвращение. Да и не в чем мне каяться <...>" (Несвоевременные мысли, М.1990 г. с221 - 222.).
Эти слова знаменитого писателя зримо свидетельствуют о катастрофе личности, представляющей собой образ и подобие Божие...
© Игнатов Роман
2006, 2017

Дополнение от 2017 года см.
http://www.proza.ru/2017/10/22/2389
http://www.proza.ru/2017/10/22/2389
Максим Горький, святой Иоанн Кронштадтский


Рецензии
В ранних рассказах Горького лирический герой показан как величайший эгоист, живущий строго для себя; а между строк читается: это правильно.
За статью спасибо.
С уважением...

Елена Панферова   23.11.2008 12:28     Заявить о нарушении
пожалуйста

Роман Игнатов   14.05.2009 01:19   Заявить о нарушении