Смысл эволюции человека

Без обобщений невозможно понять определяющие тенденции исторических процессов.

Для начала предлагаю рассмотреть историческую тенденцию смещения приоритетов в практической деятельности людей от полюса собирательства к полюсу творческого познания и созидания социальной реальности.

1. Изначально, самой простой формой жизнеобеспечения особи является индивидуальное собирание всего полезного, что производит естественная природа - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ.

2. Более сложной и эффективной формой жизнеобеспечения является СТАДНОЕ КОРМЛЕНИЕ, что повышает уровень безопасности и улучшает условия воспроизводства популяции - удовлетворение инстинкта самосохранения.

3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОХОТА требует владения технологическими приемами - методами овладения, активно защищающимися существами. Сильно возрастает роль ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ деятельности.

4. Следующий этап ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ практической деятельности - КОЛЛЕКТИВНАЯ ОХОТА, требующая взаимопонимания и согласования усилий для достижения общих целей.
Волчья стая - хороший тому пример, когда НУЖДА ЗАСТАВЛЯЕТ примириться с ограничением личной свободы, вынуждает искать компромиссы во взаимоотношениях и взаимодействиях ради ОБЩЕЙ ВЫГОДЫ, вынуждает передать право принятия решений вожаку и побуждает СТРЕМЛЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ его намерений.

5. Дальнейшим этапом ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ деятельности является: ОБРЕТЕНИЕ ПОНИМАНИЯ возможности использования ПРИСПОСОБЛЕНИЙ - камней, палок, костей, волос и МЕТОДОВ пользования ими в процессе собирательства и охоты.

6. Последующая социализация индивидуальной деятельности предоставляет ПРЕИМУЩЕСТВА из-обретения (обретения из логики возможного), накопления, обобщения и распространения среди соплеменников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ деятельности, ведущей к значительному возрастанию ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ трудовых операций. Рост возможностей интеллектуальной и производительной деятельности стимулирует рост потребностей. (Кто-то придумал спать на шкуре и укрываться шкурой - всем хочется иметь такие шкуры: сформировалась потребность. Одновременно идет процесс расширения кругозора и сфер ОСОЗНАННОЙ ("потому, что" - причинностной) деятельности.)

7. Приручение животных продолжает процесс подавления инстинктивных реакций и переносит ожидание результатов, более длительного периода деятельности, в отдаленное будущее. Необходимы развитые воображение и воля, чтобы не съесть яйца сейчас, но дождаться появления птенцов, взрослых кур, уток и т.д. - чтобы воспользоваться естественным ПРИРОСТОМ за довольно длительный период времени.

Должна произойти настоящая РЕВОЛЮЦИЯ в сознании, представлении и понимании человека, чтобы стало возможным животноводство. Эта "революция" подготавливается очень длительным периодом СОЦИАЛИЗАЦИИ СМЫСЛОВ, открываемых в процессе наблюдения за различными событиями, в процессе обобщения, систематизации и превращения в культурную (полезную) информацию неизменных СМЫСЛОВ и субъективных ЗНАЧЕНИЙ.
= = =
С другой стороны, считаю грубой методической ошибкой материализма и марксизма - абсолютизацию роли ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ деятельности и принижение роли самообслуживающей, обслуживающей, другой бытовой, воспитательной, досуговой, религиозной и т.д. деятельности в процессе развития; языка, интеллекта, культуры взаимодействий, социальных структур и институтов, орудий труда и т.д.

Не базовые - "фундаментальные" (инстинктивные) потребности питания, личной безопасности, самосохранения, сексуальные потребности, а потребности "мозга" (нервной системы) в общении, расширении сферы впечатлений, эмоций, развлечений, познания, ПОНИМАНИЯ, отличают образ жизни обезьяны, дикаря или цивилизованного человека. Ясно, что базовый генетический код на 90 с лишним % является основой выживания, но эволюционные процессы происходят именно в "надстроечных" долях % генетических кодов, что и определяет разнообразие форм, возможностей, способностей -- проявлений жизни. Мухи и рабочие муравьи - все "на одно лицо" для нас, поэтому эволюция различий в их функциональной деятельности исчезающе мала. Наиболее высший и интенсивный процесс ЭВОЛЮЦИИ происходит в сфере сознания, самосознания и ПОНИМАНИЯ Смыслов Бытия.

"Вершиной" социальной эволюции -- эволюции функциональных возможностей "социализированных" нейронов головного мозга является эволюция НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ действительности. Именно и только ПОНИМАНИЕ Смыслов процессов, тенденций и событий дает ВОЗМОЖНОСТЬ использования новых приспособлений - орудий (инструментов), обеспечивающих высоко-продуктивную ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ и производительную (продуктов потребления и услуг) деятельность. В конечном итоге: процесс материального производства в человеческой деятельности является стартовым и всегда актуальным СТИМУЛОМ, инициирующим ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ЭВОЛЮЦИЮ, которая реализуется лишь посредством реализации личностных ВОЛЕВЫХ усилий.

Каналы копать или пирамиды возводить могут тысячи обезличенных индивидов под руководством и контролем малой группы личностей. Развивать современную Науку, социальную систему, экономику - КУЛЬТУРУ могут только ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ИНИЦИАТИВНЫЕ и РАСКРЕПОЩЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ, для которых Истина действительных Смыслов имеет абсолютный приоритет над антропоцентричными частными или групповыми ИНТЕРЕСАМИ.
= = =
Надо признать, что "основной производительной силой" в человеческой деятельности является ПОНИМАНИЕ, воплощающееся в ИНФОРМАЦИЮ, ЗНАНИЯ, навыки, орудия труда, приемы и методы -- ТЕХНОЛОГИИ деятельности. Любая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это последовательность действий, которую надо знать и/или ПОНИМАТЬ, чтобы получать желаемые - ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ. Без удовлетворительных РЕЗУЛЬТАТОВ любая деятельность теряет СМЫСЛ и значение, превращаясь в бессмысленную активность, подвижность, суету.
Поэтому процесс развития ПОНИМАНИЯ можно продолжить следующими ВЕХАМИ в истории развития человечества -- человеческой культуры:

8. Закрепление процессов социализации; религиозными традициями объяснения действительности, религиозными обрядами, совмещаемыми с ритуалами отправления личных и социальных потребностей - нужд быта, досуга, развлечений.

В процессе охоты участвует ограниченный круг лиц, но появилась добыча и запускается долгая череда ритуальных действий, в которых оказываются задействованы все члены рода, от мала до стара. У многих современных народов, ведущих натуральный образ жизни, почти вся жизнь протекает в таких совместных заботах и мероприятиях. Деление на семьи не мешает родовой общности, личная и социальная жизнь неразделимы, при невозможности скрыть что-либо от внимания всей общины. Здесь интересы личности непосредственно связаны с интересами рода и не могут реализовываться изолированно, без возникновения конфликта личности с коллективом. "Здесь и радость на всех одна, здесь и беда одна!" - это тот изначальный КОММУНИЗМ, по которому ностальгирует цивилизованное человечество.

НО! Социальное общение ведет к росту ПОНИМАНИЯ, которое предоставляет все новые ПРЕИМУЩЕСТВА и ВОЗМОЖНОСТИ удовлетворения материальных и интеллектуальных потребностей. Лучшие условия жизни ведут к увеличению численности населения, к утрате ОБОЗРИМОСТИ и управляемости общин. Роды делятся, отдаляются, заселяют территории, начинают конкурировать за охотничьи угодья и пастбища, которые все больше истощаются. Языки удаленных родов развиваются обособленно и все более различаются, что ведет к трудностям взаимопонимания, попыткам грабежа, нарушению границ и силовым конфликтам. Это стимулирует процессы ИЗОБРЕТЕНИЯ и совершенствования средств защиты и нападения.

8. Параллельно возникают ИДЕИ земледелия - целенаправленного взращивания таких растительных культур, плоды которых пригодны для питания, кормления домашних животных и могут длительно храниться, для последующего потребления.

Но земледелие связано с значительными затратами личного труда, результаты которого можно присвоить грабительскими действиями. Отобрать дичь у охотников не так легко, как ограбить семью крестьянина. Возможности коллективного земледелия сильно ограниченны, поскольку возникает соблазн "потрудится меньше, но получить больше". Даже в крестьянской семье возникают конфликты в процессе распределения труда и его результатов. Конфликты по распределению жизненных благ приобретают особенную остроту с возникновением тяжелого и длительного крестьянского труда, поскольку дни и силы отданные трудовой деятельности приобретают эквивалент урожая -- жизненных благ. Забрать у охотника добычу - он утрачивает часы поиска добычи. Забрать у крестьянина урожай - он утрачивает результаты года жизни, проведенного в тяжелых трудах.

Крестьянский труд ведет к утрате мобильности, к индивидуализации труда и интересов, к утрате непрерывного общения с членами общины, к индивидуализации потребления, к возрастанию требований личной и семейной безопасности. Поэтому именно земледельцы становились объектами для грабежа со стороны охотников и кочевников - скотоводов. Орудия труда земледельцев более трудоемки и требуют специальных ремесленных знаний, что вело к образованию стационарных поселений, в которых уже не родовая общность, а общность производственных потребностей и интересов безопасности играла определяющую роль. Коллективизм крестьянской общины имеет совсем другую природу - "вынужденного индивидуалистического коллективизма", в интересах безопасности и обмена товарной продукцией на продукты охоты, животноводства, ремесленного труда, охраны общественной безопасности и прочих услуг. Из этих потребностей возникают такие социальные явления, как; ДЕНЬГИ, профессиональные войны и ремесленники, чиновники и органы власти.

В итоге: процессы общения, непрерывного общинного взаимодействия уходят на второй план, а на первый план выходят процессы ПРОИЗВОДСТВА и ОБМЕНА материальными ценностями. Образно говоря: первым МАТЕРИАЛИСТОМ был Каин, а социальными материалистами стали земледельцы, ремесленники и торговцы. Каждый из них старался вложить как можно меньше труда в свою деятельность и получить как можно больший результат в виде продуктов и орудий труда, что способствовало еще большему развитию эгоизма, социального обособления и классового расслоения. Новые преимущества породили новые заботы и проблемы.

9. Следующей ВЕХОЙ можно считать формирование религиозных иерархий, которые исполняли идеологические, воспитательные, образовательные, познавательные, организационные и прочие социальные функции.
Потребность в общении стала удовлетворяться регулярными собраниями, в свободное от работы время. Появилась каста профессиональных общественных деятелей, организующих и контролирующих общественную жизнь. Но они находились в непосредственной близости от результатов их деятельности и от содержавших их людей, поэтому обособление их кастовых интересов происходило очень медленно.

10. Возникновение крупных городов, царств и империй позволило сформироваться многочисленной социально-политической элите профессиональных управленцев, вокруг которой образовался круг придворных, служащих, обслуживающих, теологов, медиков, ученых и т.д.
Образовались государства, в которых земледельцы и скотоводы стали играть роль "ног", ремесленники - "рук", политическая и экономическая элита - роль "головы", служащие - роль "органов чувств и нервной системы", торговцы - роль "кровеносной системы", военные и полицейские - роль "иммунной системы" и т.д. Возрастающая специализация способствовала быстрому росту производительности труда, улучшению условий жизни, росту численности населения, росту захватнических устремлений, к необходимости совершенствования средств защиты и нападения, к истощению лесных, почвенных и пр. ресурсов, к поиску новых возможностей.

11. Такой возможностью стало образование крупных ремесленных мастерских с разделением труда; использованием механического привода, приспособлений и шаблонов для мелкосерийного производства однотипных изделий.

Появились средства для оплаты и широкого распространения технического образования. Появилась каста профессиональных организаторов производства, которая довольно быстро пришла к необходимости использования машинного и фабричного производства. Этот лавинообразный процесс целенаправленного понимания, познания, развития средств производства привел к обособлению в системе образования естественнонаучных дисциплин от гуманитарных, к рождению прикладной науки, ставшей на службу потребностям промышленного производства.

12. Завершающий этап в развитии ПОНИМАНИЯ наступил с формулированием неточного утверждения: "Знание - сила!" Точнее сказать: "Понимание - высшая сила!"

Когда есть понимание движущих сил какого-либо процесса, то появляется возможность прогнозирования его результатов и ВОЗМОЖНОСТЬ целенаправленных воздействий для получения ЖЕЛАЕМЫХ результатов. Единственная сложность состоит в том, что желаемое сегодня может превратиться, после реализации, в очень нежелаемое "завтра". Поэтому интенсивное развитие фундаментальных исследований в естественных науках должно быть дополнено строго Научными фундаментальными исследованиями в сфере ответственности гуманитарных дисциплин.

Современные возможности прогнозирования; социальных и экологических последствий научно-технического прогресса, принимаемых политических и экономических решений не соответствуют динамике, сложности и опасности развивающихся кризисных явлений. Только Научное ПОНИМАНИЕ глобальных и обще-цивилизационных тенденций может дать средства преодоления СИСТЕМНОГО кризиса человеческой цивилизации.


Рецензии