Когда дети маленькие 2

Урсула Нойманн


Книга "Когда дети маленькие, дай им корни,          
когда они вырастут, дай им крылья"


(Книга для родителей)



Глава "Еще до того
как родится ребенок"



КОГДА МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ждут первого ребенка, само собой разумеется, что они разговаривают о том, как все будет и как должно быть. Появляются желания относительно его таланта, внешнего вида и пола. Эти желания могут также вырасти в большие требования. Тогда ребенок должен стать выдающимся спортсменом, пианистом или даже министром. А также, само собой, разумеется, возникают сомнения. Сколько свободного времени останется мне? Насколько приоритетным должен быть ребенок в семье? Дергая свои мысли туда и сюда, некоторые женщины приходят внутри себя к мысли, еще до рождения ребенка, только на короткий срок поменять свои привычки и ограничится кое в чем. Мужчины, и даже те, которые хотят быть «хорошими» отцами, обычно готовы пойти на большее. Они выставляют, в качестве защитного щита против новых обязанностей и ограничений; свою верность к профессиональной работе. Ударение партнера на то, что ребенок с самого начала должен воспитываться, вызывает внутреннее противоречие чувств. Каждое слово приобретает закулисную сторону событий. Каждый раз появляется что-то вроде маски, из-за которой струится цель – проникнуть мысленным  взором в тайну. С одной стороны слово «партнер» звучит модно. И оно понимается «символически» и ребенком, и  взрослым.
Но ребенок не менее важен, чем взрослый. Только механизм действия ребенка другой, совсем другой. Его ступенька развития абсолютно отличается от взрослого. Но их «зрелость» не менее важна. Грудной ребенок созревает как грудной ребенок. Маленький ребенок созревает как маленький ребенок. Кто признает созревание только взрослого человека, тот закрывается от неразрывности действительной жизни. Часто это зависит от того, что мы само собой разумеющиеся вещи не принимаем всерьез. К этому жизненному закону относиться и тот факт, что в одно и то же время должны проживать вместе несколько генераций и относиться друг к другу «терпимо». Грудные и маленькие дети отличаются не только внешним видом. Каждый возраст имеет особое представление о себе и мире. Это очень полезно, понимать зрелость как процесс, а не как состояние человека. Немного позже мы вернемся к этой взаимосвязи в этом аспекте.
С определением «партнер», могут долгое время развиваться страхи, и эти страхи могут долгое время быть во взаимосвязи с жизнью ребенка. «Партнер» является символом, что ты можешь стать матерью или отцом умышленно или неумышленно, а также ты можешь в любое время обособиться (стать независимым). Словом «партнер» все уравновешенно.
 Сегодняшняя одежда для грудных и маленьких детей тоже попадает под это равенство. Оно отличается чаще всего или цветом, или дизайном от одежды подростков. Как раз при рождении первого ребенка страхи понятны. И взрослых преодолевает страх, когда они встречаются лицом к лицу с новыми, неизвестными обязанностями. И не происходит ничего хорошего, когда взрослые, стараются забыть кое-чего. Это ему просто не удается. Чувства могут быть вытесненными, однако, не быть исключенными. Кто может себе позволить, это значит: он умеет об этом подумать или говорить с кем-то, тот может лучше узнать свои слабости и может изменить себя в лучшую сторону. Эти страхи имеют отношения к тому, что мы называем тенденцией времени. Мы говорим по-праву об индивидуалистическом обществе. И вместе с тем, немало людей завидуют тому, что делают или думают, другие люди и выражают свое почтение. И индивидуалистам необходимо, в некоторых направлениях, согласие некоторой группы единомышленников, словно страховочные ремни, при которых он чувствует себя уверенней. И это чувство «принадлежности» не дает повода подумать о квалитете этой массы. Масса определяется количеством, а не качеством.
 Кто заботится, только о себе, тому естественно тяжело переключиться на заботу о ребенке. Заботиться, означает прислушиваться к потребностям другого, для того, чтобы суметь ему ответить. «Новый» человек – ребенок, не говорит обычным для нас языком. Он разговаривает телом, мы – психологи называем это «языком телодвижения». Молодые матери и отцы должны, в этой ситуации, научиться понимать и переводить этот (другой) язык. Научиться понимать, что означает плакать или кричать, что значить отказ от приема пищи? И потому, что нет уверенности в посредничестве дополнительной энциклопедии для  этого раннего детского языка, то не должно происходить, что какая-то мать, крик своего грудного ребенка переведет как «нетерпеливость», а отец поймет это «как врожденную Байерскую радость к выпивке пива». И это относиться к нашим жизненным законам; человек с самого первого дня своей жизни зависит от своих родителей и их умения «переводить»  и «понимать» его. Так начинается человеческая история жизни.
Нас интересует здесь психологический вопрос, какие внутренние побуждения испытывают будущие матери и отцы в своих жизненных ситуациях?  Даже если в своих разговорах с супругами, я ставлю мало вопросов, и все равно определяется, как по-разному реагирует человеческое сердце на одну и ту же возможность – иметь первого ребенка. Мы хотим сделать акцент на душевной действительности в вашем многообразии и этим дать возможность прозвучать, что и взрослый человек, как, само собой, разумеется, имеет конфликты в своих чувствах, а также он имеет на это право. Некоторые считают, что быть взрослым это значить не иметь конфликтов и уметь решать все жизненные проблемы. Это весьма ошибочное представление. И эта мысль действует особо щекотливо, если касается детей, которым хочется показать что это именно так.
Зрелость и гармонизация индивидуальности является определением относительным. Они не ставятся пропорционально к прожитым годам жизни. Они зависят, в большинстве случает от того, как конструктивно и справедливо человек решает свои основные конфликты в реальной жизни. В этом отношении – зрелость является процессом долгой жизни.               




Любят женщины своих детей
иначе, чем мужчины?


Госпожа Б. Сообщает, что она и ее муж, очень рады ребенку. Они просят назвать им литературу, которая помогла бы им подготовиться к предстоящим обязанностям, рождаемого ребенка. Она интересуется вопросом – можно ли заменить обязанности женщины, обязанностью мужчины. «Мы хотим понять, какими мы будем в качестве матери и отца. Мой муж задался целью – один раз в день кормить и заботиться о ребенке, потому что он хочет предотвратить, чтобы ребенок не вырос маменькиным дитем».
С Вашим мужем легко разговаривать. Он учитель биологии в реальной школе. И, возможно, его больше чем обычно, интересовали вопросы наступающих отцовских обязанностей. Улыбаясь он говорит, что в нем не исключены чувства ревности. До этого момента он верил, что эти чувства испытывают только дети и очень молодые люди. Желания не допускать своего ребенка так близко к матери, появились в результате своей жизненной истории: «еще сегодня, будучи женатым человеком, я не могу «освободиться» от влияния матери. Мое мнение, что это идет от того, что маленькие дети, вначале своей жизни, полностью обеспечиваются матерью».
Вполне понятно, что господин Б. хочет своему ребенку «сэкономить» - этот  внутренний дискомфорт, который его сдавливал. Только отцовский «план питания» не исполнит ему его желаний. Маленький ребенок ни за что не сможет понять отцовские условия, которым он хочет придерживаться каждый день, более того, это дает повод на будущее – по вопросам распределения детских симпатий между матерью и отцом. О ранних отношениях матери  и ребенка, которые являются успешной предпосылкой жизненных возможностей человека, мы еще услышим. Но одно уже можно здесь сказать: дети, которые научились любить мать, любят также своего отца – при условии, что отцы относятся к ним по-отцовски.
Еще по-другому поводу проявляются у господина Б. чувства ревности. Он опасается, что его жена, побужденная внутренним, физическим связям созреваемого ребенка настолько интенсивно увлечется грудным ребенком, что для него, у нее останется мало времени. «Ребенок, это часть ее и это дает повод особой близости к ребенку». Любят ли женщины своих детей иначе, чем мужчины?
Этот вопрос приводит к проблемам чувств, которые существуют всегда между мужским и женским полом. Мы еще упорно  верим, что глубокая способность традиционного мышления, является высшим результатом мужчины, их специфической ролью как культурно-исторического феномена. Все же, мы не до конца оцениваем биологические различия между мужчиной и женщиной. Именно они отражаются на жизненных событиях мужчины и женщины, и в этой связи нам необходимо учитывать определенные характеристические различия. Эти различия не могут бесследно упорядочивать в нашем сегодняшнем сознании биологические потребности людей.
Отношение женщины к своему ребенку, может быть совершенно иным, чем отношения мужчины к своему ребенку. Существуют отцовские и материнские формы любви. И именно поэтому мужчины и женщины, в обслуживании ребенка, не могут быть заменены без осложнений. В течение девяти месяцев женщина способствует функции поддержания жизни созреваемого ребенка. Без ее женского начала, нет его созревания. Эта жизнено-поддерживающая функция вырывается наружу в день рождения ребенка. И большинство женщин не имеют проблем с этой функцией, они и после рождения ребенка дают ему то, что ему необходимо для жизни, например, кормить его грудью и успокаивать, без всяких претензий к нему. Они бесконечно умиляются природной беспомощностью маленького ребенка и чувствуют, что и после физического отделения, цель существования ребенка зависит от них. Господин Б. ведет все очень конкретно, он считает, что супружество, сформированное двумя людьми, имеет другое психологическое предзнаменование, чем просто семья, то есть группа из трех или большего количества людей. Скоро, по вечерам он будет возвращаться не к одной, а к двум родным людям. Его жена будет переполнена впечатлениями от наблюдений этапов развития их ребенка и желания рассказать ему об этом. И он тоже – как говорила жена – хочет однажды в день поухаживать за ребенком. Это будет стоить времени. Маленький ребенок ограничивает мужчину и женщину в предпринимаемых делах и делает их негибкими в планировании. Превращения супружества в семью происходит не за один день. Этому процессу надо дать время и все, без остатка, желания супружеских партнеров. И это называется любовью, любовью, которая нужна ребенку и которая формируется усилиями повседневного супружества. Любовь, которая, например, у мужчины выражается в том, что он не критикует свою молодую жену, за  беспомощность, и за то, что ее распорядок дня, в первые недели с новорожденным ребенком не идут в привычном ритме.
Только один взгляд хочется, наконец, бросить на редко-поднятую проблему господином Б., что именно, внутренне побуждает поставить такой вопрос при рождении ребенка и придти, именно к такому решению. Сразу возникает вопрос, не является ли множеством духовного продукта то, что мужчины производят на белый свет, а также и то, что мужчины при этом «используют» женщину, как созидательскую часть в «продукте» человек. Господин Б. читал о том, что до 200 тысячного года существовала теория происхождения человека, которая сегодня нам кажется сомнительной. Именно та теория, где мужчины не вносят ничего для рода человеческого, кроме первого толчка, который необходим для начального процесса возникновения человека. Человек же  созревает в материнских яичниках, от толчка активных семян. «Если бы я жил в то время, то я бы не поставил себе менее значительную задачу, чем жене. Уверен, что тогда, я бы особенно старался быть продуктивным в духовной области, для восполнения женского преимущества».  О том, что существовало противоположное мнение, названной, теории биологов 17. и 18. столетий, здесь тоже не надо забывать.
По их мнению – человек появляется не из яичников женщины, а он преимущественно созревает в спермоклетке мужчины. Женщина же постоянно заботится о том, чтобы миниатюрный человечек получил достаточную питательную среду в утробе матери, для того чтобы он имел достаточно возможности для созревания в инкубаторе. И только 200 лет спустя, была опровергнута учеными эта ложно-возникшая теория. Недостаток этой теории заключался в том, что не были учтены значительные проблемы чувств мужчины и женщины на границах их споров. И сегодня проблемы чувств полностью не вычеркнуты. Они только проявляются, как мы и предвидели, в других формах и в других местах. С представлением; о существующих двух теориях развития человека, я и хочу закончить мой первый пример.            
             

Продолжение в главе:

Достаточно ли моих сил для
рождения ребенка?


Рецензии