Ночь перед расстрелом

ДИОНИС АФОНИЧЕВ - ВТОРОЕ МЕСТО НА ПЯТНАДЦАТОМ КОНКУРСЕ ФОНДА ВСМ.


- Григорий, слушайте сюда, – в лицо ему была направлена настольная лампа. - Либо вы сами все нам расскажете о том, как готовили покушение на товарища Сталина, либо наш с вами разговор примет совсем иной характер.
Высокий широкоплечий майор, вызвавший Григория на допрос, стоял над ним, глядя на допрашиваемого сверху вниз с некоторым презрением, и говорил медленно и размерено, делая такой вид, будто вот-вот сорвется и начнет кричать.
Григорий молчал.
- Я еще раз напоминаю вам, - продолжал майор, - что все ваши сообщники разоблачены и уже дали показания против вас, - он снял с головы фуражку и стал ходить по комнате взад и вперед, поглаживая ладонью свой гладко выбритый затылок.
Григорий, человек пять лет прослуживший в чрезвычайном комитете, часто участвовал в подобных мероприятиях. Он чувствовал, что майор если и не первый раз занимался допросом, то все равно опыта в данном деле не имел и, скорее всего, никогда этому не обучался. Поэтому, не смотря на то что, понимал, что уже обречен, ощущал себя вполне уверенно и смело смотрел в лицо офицеру, насколько позволял слепящий свет от лампы.
Майор резко остановился, сел на стул и уставился прямо ему в глаза. От него пахло спиртным.
- Что смотришь, подонок? - прошипел он.
- А чего, - Григорий откинулся на спинку хлипкого деревянного стула, давая понять, что чувствует себя вполне комфортно, – приказ о расстреле уже подписан, ведь так? И зачем мне вам в чем либо сознаваться?
- Говори, кто еще состоял в вашей организации, - офицер уже начал выходить из себя. – Про тебя то уже все известно, и с признанием своим можешь в туалет сходить. А если все расскажешь, то может быть, еще каторгой отделаешься.
- Нет, лучше уж расстрел, так хоть сразу помру…
Майор резко закричал, чего в принципе и ожидал Григорий:
- Ублюдок, ты хоть понимаешь с кем разговариваешь!
- Можете не кричать, я хорошо вас слышу.
Офицер с досадой ударил кулаком по столу и бросил в сторону двери:
- Конвой, ко мне!
В комнату вбежали двое рядовых. На поясе у каждого висела черная кобура с пистолетом.
- Заберите его, научите, как нужно разговаривать со мной, и сразу же тащите обратно!
- Есть! – отозвались конвоиры, схватили Григория под руки и вывели из помещения.
Буквально через десять минут его приволокли обратно - на ногах он стоять почти не мог. Все лицо у него было разбито, кровь капала с подбородка прямо на пол. Солдаты кое-как усадили его на стул и, не дожидаясь дальнейших указаний, покинули комнату, закрыв за собой дверь.
Вел он себя уже не так развязно, не потому что боялся, а потому что трудно было на чем-либо сосредоточиться.
Майор спросил его, будет ли он говорить, а Григорий в ответ только помотал головой и тут же скатился на пол, потеряв сознание.

Очнулся он уже в камере, грязной с ободранными стенами. Пахло мочой и плесенью. Одинокая лампочка под потолком не давала почти никакого света. В небольшое зарешеченное окошко уже заглядывал огрызок луны, а ночное небо казалось как никогда чистым и далеким. «Очень скоро я там окажусь» - подумал Григорий и опять повалился на сырой грязный матрац лежавший прямо на полу, - «А все-таки хорошо, что я потерял сознание. Будет еще время подумать, а то забили бы до смерти прямо там».
Некоторое время он просто глядел в потолок, лежа на спине и подложив под нее правую руку (левая была сломана в районе запястья). Потом он слегка приподнялся и стал прислушиваться: было слышно, как с отсыревшего потолка падали капли воды и где-то в дальнем углу камеры скреблась мышь. Как он ни старался, ни чего больше расслышать не удалось, ни разговоров за дверью, ни чьих-либо шагов, никаких других признаков присутствия. Казалось, будто он остался один во всем мире. Хотелось есть. Где-то в глубине души таилась наивная надежда на то, что за эту ночь каким-то чудом свергнут проклятого Джугашвили, и на утро его освободят. Но своим разумом Григорий понимал, что такого никогда не случится, ведь даже вопреки всем представленным ему обвинениям, ни сам он, и никто из его окружения не планировал покушаться на вождя. Все понимали, что строить подобные планы глупо; народ никогда не пойдет за ними. И если бы удалось убить тирана, то на его место встал бы другой, и все были бы довольны, потому что новой революции никто не хочет. Люди устали от переворотов и резни.
«Тоже мне, декабриста нашли», - подумал Григорий и, не без труда, поднялся со своей лежанки.
Он ходил по комнате от одной стены к другой, пытаясь отвлечься от мрачных мыслей, терзавших его и без того измученный мозг. Он вдруг вспомнил как сам, молодой и опьяненный утопическими идеалами, раскулачивал собственных родителей; и как рыдал потом, когда узнал, что его мать умерла от голода, а отец покончил с собой. Ему стало невыносимо стыдно и одиноко. Он сел на пол у стены и закрыл лицо руками.
«Правильно, пусть меня убьют», - думал он.
Неожиданно для самого себя Григорий заплакал, так, как никогда раньше не плакал. Слезы текли по его щекам, а из сломанного носа начала капать кровь. Слезы и кровь смешивались и, оставляли на изодранной рубахе красноватые пятна. Он знал, что сейчас уже больше некого стыдиться, тем более что он был слишком слаб, чтобы сдерживать свои чувства. Как только он успокоился, сразу же уснул прямо на полу.

Ему снился сон, в котором он смотрел на себя самого со стороны. Вот он бежит по деревне, счастливый безгрешный десятилетний ребенок; а вот он падает в лужу и грязный с разодранной коленкой весь в слезах бежит домой. «Мама, мама! - кричит он, – я упал в лужу! Не ругай меня, пожалуйста». Он забегает в дом, но его не встречает ни мать, ни отец. Слышно только как капает вода, тихо-тихо, словно далекое эхо. Он выбегает во двор и видит, что там, где должны были быть грядки с картофелем, белеют могильные кресты. И он смотрит на себя - беззащитного ребенка и пытается что-то сказать, но губы не шевелятся, и все тело сводит, толи от душевной муки, толи от необъяснимого всепоглощающего страха. И слышно лишь как капает вода…
- Вставай, хватит уже спать! Все равно казнь не проспишь.
Григорий открыл глаза. Над ним стоял седой мужчина в поношенном сером костюме-тройке, протирая платком серебряное пенсне, какие в то время уже давно не носили.
- Что смотришь? Скоро рассветет, - мужчина присел рядом с ним на корточки, продолжая при этом тереть свое пенсне. – Тебе разве не хочется поговорить с кем-нибудь перед смертью?
- Кто вы? – прошептал Григорий, глядя ему в лицо.
- Это не имеет значения, расскажи лучше мне о своих грехах. Поверь мне, умирать будет гораздо легче.
- Очередной допрос? Идите вы к черту! – со злобой выдавил из себя Григорий и попытался подняться на ноги, но тут же упал, загибаясь от невыносимой боли, пронзившей все его тело.
Человек с пенсне жалостливо посмотрел на него:
- Негоже последние часы провести в муках, - он легонько прикоснулся правой рукой к плечу Григория. Боль тут же отлегла, и тот с облегчением повалился на матрац.
Глядя в потолок и массируя только что бывшее сломанным запястье, он внимательно вглядывался в черты нежданного гостя, будто увидел в них что-то знакомое. Лицо Григория на мгновение осветилось легкой улыбкой.
- Я знаю вас? – спросил он доброжелательно. В его голосе чувствовалась благодарность к незнакомцу.
- Вряд ли, - ответил тот, - просто я прихожу ко всем, кому приходиться ожидать в этой комнате своей участи. Я был первым. Меня заточили сюда еще в восемнадцатом году. До того времени в этом здании располагалась моя летняя резиденция.
- Вы скрываетесь?
- Нет, я, к сожалению уже давно мертв. Но мой долг помогать таким, как вы спокойно встречать свою гибель. Кстати, это ваше?
Мужчина протянул ему подарочные позолоченные часы, которые были конфискованы у Григория перед арестом.
- Да, конечно, они мои. Это ведь подарок самого Троцкого, - глаза Григория выражали неподдельную радость. – Откуда они у вас?
- Это не важно, главное, что я вам вернул, то, что вам дорого. Видите это пенсне? Оно значит для меня столько же, сколько для вас эти часы. Но мне его не вернули перед казнью, с ним было бы гораздо легче умирать.
Выражение лица мужчины резко изменилось, он сдвинул брови, будто вспомнил что-то серьезное, о чем нужно срочно поговорить. Он спросил:
- А вы знаете, почему вы здесь? Вам не сказали?
Григорий сначала хотел выложить ему свои предположения, но, немного подумав, посчитал их глупыми и наивными и лишь только помотал головой.
- Ваш покровитель, Лев Троцкий, - начал его собеседник, - он убит. И я думаю, – вы человек не глупый – понимаете, чья это работа. Так вот знайте, если вы и жили ради своих идей, то для «них», - он ткнул указательным пальцем в сторону двери, - вы всегда были всего-навсего одним из многих прислуг «Его величества» Троцкого, и вы погибаете за него, а не за идею, - он сделал многозначительную паузу и, нацепив на нос пенсне, продолжил. – Но ведь и я, человек, который никогда не пел оды своему императору, погиб за него, хотя всегда и был на стороне крестьянства и восхищался идеями Бакунина и Кропоткина. Большевики не спрашивали меня, во что я верю…
Григорий внимательно слушал своего ночного гостя, скорбно опустив глаза и оплакивая глубоко в душе того, о чьей гибели только что узнал.
- Не вы один сейчас считаете свои последние минуты в заточении. В других камерах сидят все те, кто были всегда с вами рядом и разделяли ваши идеи. И поверьте мне, дорогой Григорий, им не легче чем вам, они тоже погибают ни за то, за что хотелось бы. Но и те, кто убьют вас, однажды тоже будут сидеть в этих же комнатах, а поутру будут выстроены вдоль стены, и на них будут направлены дула винтовок. И вот что я хочу вам сказать, не напрягайтесь, вы не мученик и погибаете, как и я, как и все другие ни за что. C'est la vie, мой друг, таково наше природное естество. Тем более, мы с вами обязательно еще встретимся.
Григорий еще раз улыбнулся своему собеседнику, последний раз в жизни.
- Ну что же… вы слышите шаги? Сколько на ваших часах времени? - поинтересовался мужчина в пенсне уже другим, отвлеченным тоном.
- Пол седьмого, - ответил Григорий почти не слышно и поспешно спрятал часы в карман своих изодранных брюк. Действительно, было слышно как, стуча армейскими сапогами, к двери приближались люди.
Через несколько секунд щелкнул массивный замок, заскрипела железная дверь, и в камеру вошли трое: все тот же майор, который вел допрос и двое конвоиров.
Таинственный гость стоял в углу комнаты, протирая свое пенсне, и глядел на то, как выводят в коридор уже смиренного узника - Григория. Тот на мгновение обернулся и бросил в пустоту: «прощайте, надеюсь, еще увидимся».
- С кем это ты разговариваешь? – насмешливо поинтересовался офицер, но ответа не получил и только один из конвоиров добавил в полголоса: «С ума сошел, бедняга»…

Ноябрь 2007 г.


Рецензии
Очень удивлен тем, как ЭТО могло победить на конкурсе. Здесь же всё вторично от начала до конца. Текст собран из штампов: образ злого майора, образ сырой камеры, образ узника, которого, кстати, из-за его безликости абсолютно не жалко. Рассказ не вызывает никаких чувств, кроме недоумения. Это холостой выстрел.

Юрий Пусов   27.11.2008 12:36     Заявить о нарушении
А вам Юрий завидно что-ли? Не понравилось, ну и флаг вам в руки! Мне ваши сказочки тоже мало интересны.
А если серьезно, Подскажите, как по вашему, нужно было сделать? Что значит штампы?

Дионис Афоничев   03.12.2008 17:55   Заявить о нарушении
Кажется, у Рэя Бредберри есть рассказ о художнике комиксов. Много лет он служил верой и правдой своему издательству, но вот однажды издатель купил робота, чтобы он делал ту же самую работу, что и этот художник. У робота был набор резиновых штампов на все случаи жизни. Надо было только написать сценарий и - через пять минут выходил готовый комикс. Такой набор штампов, хоть и не резиновых, есть и в нашем языке. Обычно мы их используем в повседневной жизни для бытового общения, они сами слетают с языка даже раньше, чем мы подумаем, что хотим сказать. И это касается не только избитых фраз и выражений, а также сюжетов и образов, которые забираются к нам в голову из фильмов и книг. Если камера, то обязательно сырая, если майор ведет допрос, то обязательно это такая сволочь, что и плюнуть в него противно. В наше время, когда история русской литературы насчитывает уже более триста лет трудно найти оригинальный сюжет, поэтому нам ничего не остается, как только брать старые сюжеты, но писать их по-новому. О тюрьмах и репрессиях написана уймища книг. А сейчас, зная об этом только понаслышке, написать на эту тему стоящую вещь может только гений. Лучше писать о том, о чем знаешь, что видел, нюхал и щупал. Плюс немного фантазии, несколько оригинальных идей и сюжетных ходов. Написать так, чтобы читатель до самого конца не смог догадаться, чем всё это закончится. Ну и конечно же - эмоции. Писатель не имеет права писать о том, что не вызывает в нем никаких эмоций. А еще я советую читать русских классиков. Всего хорошего и удачи в творчестве.

Юрий Пусов   04.12.2008 12:29   Заявить о нарушении
Полностью согласен с Вами, Юрий. Рассказ, кроме того, не свободен от грамматических ошибок, так что я теперь сомневаюсь в компетентности Фонда Всм, и его жюри. Извечный вопрос: "А судьи кто?"

Алик Малорос   12.12.2008 17:12   Заявить о нарушении