1. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧУДОТВОРЕЦ ВСЕЯ РУСИ

На северо-востоке Санкт-Петербургской епархии,  вблизи от самой границы с Ка-релией, среди дивных лесов и озер располагается обитель, созданная  500 лет назад по благословению Святой Троицы великим угодником Божиим преподобным Александром Свирским.
Такую любовь к Богу и людям носил в своем сердце этот праведник, живший во второй половине XV – начале XVI веков, что он – единственный из всех святых земли русской – был удостоен великого откровения Святой Троицы в виде трех Ангелов. Сам Господь указал  «новозаветному Аврааму» место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря, грандиозные здания которого состоят из двух частей: Троицкой и Преображенской, каждая со своим уникальным архитектурным ансамблем.

Чудесная святыня находится в Преображенской части обители: мощи, которые  за 470 с лишним лет не только совершенно не тронуло тление, но они полностью сохрани-лась – в том же объеме и виде, каким было тело чудотворца при жизни.

В материалах пресс-службы Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря под названием «Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского» приводятся такие свидетельства:

«С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную оби-тель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Ук-раины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению ми-трополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. “Я ожидал увидеть плотную спрессован-ную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань”, – сказал отец игу-мен<…>

 Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кан-дидат биологических наук, гистолог:

“При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние пло-ти прп. Александра – его святых мощей – находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было из-вестно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, воз-можности клеточной трансформации и т.п.; но то, что произошло с мощами преподоб-ного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани”.

Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна да-же по отношению к другим нетленным мощам, например святого Иоасафа Белгородско-го. По свидетельству Е. Р. Борисова (сотрудник СМЭС – судмедэкспертизы, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа Белгородского), у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно вы-сохшие, с шероховато-блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, на-против, лицо сохранилось почти как живое».

Какая великая тайна скрывается за этим чудом, аналогов которому нет на земле (и это документально подтвердили ученые)?

Удивительно, но мы до сих пор мало знаем о «всея России дивном чудотворце» (так называли преподобного Александра, начиная с XVI века), чья жизнь, необычная судьба мощей и чудесная помощь людям во многом превосходят наши обычные пред-ставления о святости.

В монастыре собран огромный, поистине поразительный материал о посмертном мученичестве святого, о небывалых гонениях, обрушившихся  на его мощи, о чудесных открытиях, происшедших во время поиска, казалось бы, навсегда утраченного нетленного тела. Столько посмертных гонений, обвинений, оскорблений и клеветы, пожалуй, не пре-терпели никакие другие мощи русских подвижников. Ведь именно в Александро-Свирском монастыре началась дьявольская кампания вскрытия мощей большевиками, в течение которой были осквернены 63 раки с мощами угодников Божиих. И после чуда второго обретения мощи «новозаветного Авраама», прежде, чем выйти к людям, претер-пели немало непонимания и сопротивления даже от некоторых церковных людей. Врагу рода человеческого столь невыносимо животворное воздействие святыни на человеческие сердца и души, что на каждом шагу воздвигались лукавые препятствия и искушения. Преодолевать такие противодействия довелось даже автору этого скромного повествования перед поездкой к мощам и во время работы над книгой.

Стараясь быть максимально объективными и бесстрастными, мы хотим передать читателям атмосферу духовной борьбы и подвига многих людей, соприкоснувшихся с великой святыней…
Стены Александро-Свирской обители помнят, как в большие праздники сюда при-езжало до 40000 человек народа. В день Святой Троицы мощи преподобного Александра переносили крестным ходом из Преображенского в Троицкий собор, а на Духов день не-сли назад – так вся Россия почитала и любила святого! Но безбожники постарались с кор-нем вырвать память о чудотворце всея Руси, стереть ее до основания. Хотя местный крае-ведческий музей Лодейного Поля проводил экскурсии для туристов, в 80-е годы велась реставрация Троицкого и Преображенского соборов, здесь работали известные в городе реставраторы и архитекторы, но святыня в сознании многих перестала быть святыней: монастырское кладбище без стеснения увечили тракторами кладоискатели. И когда в 1997 году монастырь возвратили Церкви, везде царила мерзость запустения. Сказать, что обитель досталась монахам разоренной, – значит, ничего не сказать! В дивных корпусах Троицкой части, овеянных молитвами, находилась (и до сих пор находится!) областная психиатрическая больница – как и положено по «доброй советской традиции». О преподобном же Александре не знали даже местные жители, кроме разве одной старушки 103-х лет, которая рассказала, как была исцелена у мощей от слепоты…

Сейчас в «Северную Лавру» стекаются многочисленные ручейки паломничества. Кто-то хочет выплакать здесь всю свою греховную жизнь. Кто-то хочет въявь прикос-нуться к тайне необыкновенной жизни святого, открыть для себя новые свидетельства об Истине. Кто-то нуждается в помазании миром, источающимся из ног и рук чудотворца во время молебнов, чтобы просветиться частичкой нетварного Света, незримо присутствую-щего здесь. Кто-то из страждущих собирается взять песок из часовни на месте явления Пресвятой Троицы – полежав здесь, песок этот приобретает благодатные свойства.

Здесь происходят удивительные вещи. Рассказов об исцелениях у мощей по молит-вам преподобного так много, что они стали делом вроде даже привычным, хотя к чуду Божьему привыкнуть невозможно. Приезжала в монастырь пожилая женщина из Выборга – благодарила Господа и преподобного за исцеление внучки Юли от тяжелейшей болезни легких (10-летней девочке ставили диагноз: либо туберкулез, либо врожденные патологи-ческие изменения в легких). Бабушка, прослышав про мощи преподобного Александра, которые находились тогда в Петербурге, в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, поехала к святыне, хотя сама была в тот момент не очень церковной, – обращение к преподобному было ее последней надеждой. Она приложила внучку к мощам, а когда девочку вернули в больницу и провели обследование – то врачи ничего не могли понять: исчезли патологические изменения, легкие стали совершенно чистыми, хотя никакого особого лечения девочка не получала.

Автор этих строк может засвидетельствовать, что на одном из снимков, где в полу-темном храме во время молебна преподобному запечатлена рака с мощами, сфотографи-рованная лишь при горящих свечах, проявился необыкновенно яркий золотистый свет, льющийся от мощей и от алтаря и освещающий все пространство храма.

Известно, что вся жизнь преподобного Александра, а также чудесные, полные дра-матизма обретения мощей сопровождалась великими знамениями и многочисленными чудотворениями. Но только ли ради чудес едут сюда православные люди?

Паломники рассказывали, какое потрясение переживали они, когда устами и всем существом прикасались к легкой, теплой, можно сказать, неземной плоти тайнозрителя Святой Троицы, хранящей тайную жизнь, одетой в белые ризы преображения.  И когда грешные люди ощущали живое воздействие святого, к которому они обращались с ис-кренней молитвой, – это потом приводило к изменению их сердца, к переосмыслению всей жизни. Такое доводилось слышать и от мирян, и от священников…

И это неудивительно. Какой молитвенный огонь до сих пор поднимается к небу с этой благодатной земли! Отсюда, как из великого источника, истекают ручейки святости. В начале XIX века в этой обители нашли себе пристанище основатели оптинского старчества схимонах Феодор (он провел здесь пять последних лет своей жизни и был погребен на монастырском кладбище), а также его ученик преподобный Лев Оптинский, подвизавшийся здесь около десяти лет. Оба они – ученики Паисия Величковского. За время служения в Свирском монастыре к ним приходил нескончаемый поток народа за наставлением и советом. Здесь же в течение года проходил послушание Игнатий Брянчанинов. Известно, что однажды, стоя на молитве перед ракой преподобного Александра Свирского, он получил наставление от самого святого Александра – перейти в другую обитель, где будет место его спасения и подвигов.

Все здесь пропитано молитвами подвижников. Когда в обители проводят земель-ные работы и  находят косточки монахов – самое удивительное, что не попадается ни од-ной гнилой или даже почерневшей, кости бывают только белого и янтарного цвета. По афонским же традициям считается, что белые косточки бывают у монахов-молитвенников, а желтые – у подвижников более высокого уровня.

Вот такие дивные здесь места… Побывав здесь, невозможно остаться прежним, не-возможно не вдохновиться всем сердцем на преображение своей жизни, извлечь свои уроки из великой жизни великого святого, всея России чудотворца.


Рецензии
Здравствуйте! Приобрела Вашу книгу, прочитала, и теперь от всей души благодарю Вас за этот труд! Вы выполнили необычайно, необычайно сложную работу. Спаси Вас Бог!

Журавлева Мария   21.11.2009 00:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.