2. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского

1. УРОКИ ПРЕПОДОБНОГО
АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

«ДРАГОЦЕННЫЙ ДАР И ОТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО»

Происходящее вокруг мощей всея России чудотворца Александра настолько выхо-дит за рамки обыденности, что даже тома исследований могут отразить лишь отблеск той славы, которой Господь осиял Своего угодника.

Кто, он, преподобный Александр Свирский, единственный из известных нам рус-ских святых, которому довелось видеть незримое для всех и вместить невместимое? Ка-кими особенными событиями была отмечена его жизнь?

Попытаемся представить себя его современниками и пройти по ступеням его жиз-ни, известной из Жития, составленного учеником святого, игуменом той же обители Иро-дионом, который тесно общался с ним при жизни, ощущал дыхание его святости.

Ведь преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет (случай по тем временам особенный – обычно на это уходила не одна сотня лет). Потому Житие преподобного было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью и дыханием живой жизни. Теперь, когда тайнозритель Святой Троицы стал выходить из тьмы безвестности, в которую так хотели его загнать безбожники, Жи-тие его опубликовано в разных изданиях. Но многие ли осознали все величие и глубин-ную, незримую для нас, маловерных, суть подвига этого человека, как говорили его со-временники, «равноангельного жития»? Ведь даже автор замечательного Жития препо-добного Александра – игумен Иродион – смиренно говорил о себе: «Непосильное для меня дело сие». Но, сознавая себя в отсталости от таких «одушевленных столпов», каким был преподробный Александр, «и осуждая себя в совести», ученик святого понимал, что нельзя предать забвению столь «драгоценный дар и отеческое наследство».

Понимая свою немощь, попытаемся и мы прикоснуться к тайне святой жизни, ко-торая, как молния, может прожечь нашу лень и расслабленность.


«СЫН УТЕШЕНИЯ»

Будущий святой был и обычным и в то же время необычным ребенком. Будучи вепсом по происхождению, родился он в 1448 году в Мандерах, небольшом местечке на реке Ояти, намного позже своих старших братьев и сестер, после периода, в который у его отца и матери – Стефана и Вассы – долго не было детей (что их очень смущало и печалило). Амос – так назвали долгожданного малыша – был ребенком, вымоленным в горячих слезах. Необычные знаки свыше сопровождали его появление на грешной земле. Ночью, когда родители стояли на молитве, было им явление Божие и голос: «Радуйтесь, добрые супруги, услышал Господь молитву вашу, родите вы сына утешения».

Вера – это особый дар. Судя по всему, маленький Амос был одарен им свыше, по-тому что вся жизнь его, с самого нежного возраста, показывала, что дитя это всем сущест-вом ищет чего-то отличного от размеренных будней односельчан, от жизни его добрых родителей. Отец с матерью были благочестивы и всей душой верили в Бога. Но сын тос-ковал о чем-то высшем, «исполняясь Духа Святого», как сказано в Житии, «был добр, кроток, ко всем приветлив и весьма нищелюбив». Веселые игры со сверстниками не очень-то привлекали мальчика.

Эта «неотмирность», которой его мудрые и чуткие родители не мешали, а оберега-ли ее, часто водя младенца в храм Божий, помогла ему в отрочестве и юности всей душой устремиться к Богу, любовь Которого он ощущал в дыхании неброских, но таких одухо-творенных просторов родной северной земли, в дыхании каждого цветка и каждой былинки. Сколько раз распевал он на покосах, среди налитых солнцем трав: «Всякое дыхание да хвалит Господа»! Петь псалмы во время работы стало его любимейшим занятием, его сокровенной радостью.

О том, что это ребенок более от Бога данный, чем от родителей рожденный, гово-рит история с учением, приключившаяся с Амосом, подобно тому, как произошло это с отроком Варфоломеем, будущим преподобным Сергием Радонежским. Отданный к благо-честивому человеку для изучения Божественного Писания, Амос, в отличие от сверстни-ков, учился очень медленно, хотя и сильно старался. Ребятишки смеялись над «неуме-хой», а родители сильно скорбели. Но был в этой «неспособности» к учению особый Промысл Божий – чтобы будущий святой получил познание не от людей, а от Бога.

Огорчаясь от своих неудач, мальчик пришел в Островский монастырь Введения Пресвятой Богородицы, где на коленях, со слезами просил Матерь Божию помочь в этой беде. Во время молитвы услышал он голос:

– Встань, не бойся, о чем просил – будет тебе.

Когда с благодарностью к Богу и в великой радости отрок вернулся домой, родите-ли по его просветлевшему лицу поняли, что Бог посетил их сына. С той поры Амос в уче-нии превзошел всех сверстников, но для этого он трудился свыше всяких сил.


«ПИЩА НЕ ПРИБЛИЖАЕТ НАС К БОГУ…»

Из Жития мы узнаем, что Амос в церковь ходил ежедневно, чрезмерный же пост его был непонятен даже благочестивым родным, которые умоляли его не изнурять себя. Но божественный отрок отвечал им твердо: «Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8, 8).
Как мог преподобный Александр «поститься свыше всякой меры», как сказано в его Житии? В то время, когда нам трудно от лишнего куска отказаться, когда, даже пита-ясь постной пищей, мы умудряемся впадать в чревоугодие, какие усилия надо было при-лагать 10-12-летнему мальчику, чтобы по своей воле раз в день есть понемногу – не досы-та – лишь хлеб и воду, мало спать?

– А для чего это нужно было? – может спросить тот, кто не привык ни к какому воздержанию. – Разве без такого изнурения нельзя было любить Бога?

Действительно, откуда такое стремление к чрезвычайным подвигам, казалось бы, способное не вдохновить, а только напугать современного человека, которому страшно даже помыслить, что он, привыкший к телесным удобствам нынешнего века, может стес-нить свою плоть хоть в малой степени…

Каждый знает, сколько трудов надо, чтобы поститься во имя Христа. Помню, в тяжкий период, когда, вырываясь из атеизма, болталась среди всяких оккультных пред-рассудков, как легко было в течение нескольких лет не прикасаться к мясу ради каких-то глупых идей. А вот когда пришла в Церковь и попробовала поститься иначе – не во имя себя, а во имя Бога – сколько препятствий и проблем сразу возникло! Трудным это дело оказалось невероятно.

«Иго мое благо и бремя мое легко», – сказал Господь. Судя по всему, воздержания и подвиги в радость были для любящего Господа отрока. Действительно, невозможно по-нять вне Бога, зачем нужно до такой степени стеснять себя. Но если задуматься: а не для того ли Господь дал такую силу этому скромному человеку, чтобы показать, ЧТО может горячее стремление к жизни в Боге – сверх всякой меры превзойти законы естества, по-ставив плоть ни во что, укрепиться духом, соединенным с Творцом. Нет, это не манихей-ское гнушение телом, это победа божественного в человеке над тленным естеством. И свидетельство тому – необыкновенное нынешнее состояние мощей преподобного: за 470 с лишним лет его плоть не рассыпалась. Значит, плоть человека может быть иной – преоб-раженной…

С детства привыкнув прилагать «труды к трудам» ради Христа, Амос в юноше-ские годы не представлял для себя никакой другой жизни, кроме иноческой. Слушая рас-сказ старца Валаамского Спасова монастыря, приехавшего по монастырским делам с дру-гими иноками в соседнюю деревню, юноша до того расположился к монашеству, что «прибавил рыдание к рыданию», как пишет игумен Иродион. Дивясь теплоте любви его к Богу, старец сказал родителям Амоса, что сын их будет служителем Святой Троицы.

Но родители в тот момент не поняли этого знака Божия, у них были свои планы насчет любимого сына – женить его. Видя это, Амос понял, что они ни за что не отпустят его в монастырь, и он решился «украсть» у них благословение на дорогу, но вместо де-ревни направиться в обитель Всемилостивого Спаса на Валаам. Перейдя реку Свирь, он остановился на берегу Рощинского озера, чтобы в молитве попросить вразумления у Гос-пода. Неземной свет осиял его и был слышен голос: «О человече!.. Иди с миром, и там поработаешь Господу… и обитель создашь, и многие спасены через тебя будут». Спут-ником его на Валаам стал Ангел в образе мужчины, посланный Господом. Здесь, на Ва-лааме, в святой обители, в возрасте 26 лет принял он монашеский постриг под именем Александр – игумен, видя, что юноша не страшится жизни в нужде и скорби, а, наоборот, ищет ее, предвидел, что тот станет избранником Божиим.

Удивительное смирение блаженного Александра и готовность к любому послуша-нию смогли погасить даже гнев отца, который, через три года найдя, наконец, сына и увидев его в худой одежде, изможденного от большого труда и воздержания, очень него-довал на настоятеля обители. Но преподобный Александр сумел молитвой умягчить сердце своего раздраженного отца и даже убедить его постричься в монахи вместе с матерью. Родители вняли сыновнему совету. Стефан постригся под именем Сергий, а мать облеклась в монашеский чин, приняв имя Варвары. Родители его, пожив благоугодно, с миром отошли ко Господу. Могилы их до сих пор почитают во Введено-Ояцком монастыре.

На каких только тяжелых послушаниях не трудился Александр, «всех превосходя трудом» и в пекарне, и на работах в лесу и поле, беря на себя самое тяжелое, нося даже зимой латаную-перелатаную одежду – лишь бы прикрыть наготу, питаясь лишь малым количеством хлеба и воды! Увидев, что даже самые строгие Валаамские иноки изумляют-ся суровостью его жизни, что вся братия его любит и почитает, преподобный, чтобы из-бежать славы человеческой, решил удалиться в пустыню, в безмолвие. Не сразу отпустил его игумен (и смирился перед его отказом инок), но лишь после того, как преподобный Александр рассказал ему, как во время ночной молитвы увидел свет, указывающий ему путь на восток, и услышал голос, «как бы пальцем указывающий то место, где теперь, по благодати Божией, монастырь стоит».

Только сейчас рассказал он игумену о давнем видении по пути к Валаамской обители. Понял наместник, что не властен он над волей инока своего, но что для каких-то особых подвигов избрал того Господь – и дал свое бла-гословение.

Преподобный вышел из монастыря со слезами любви и благодарности, ничего не взяв с собою, кроме одежды, которую носил на себе. Свою маленькую хижину, которая стала прибежищем молитв святого, местом его полного уединения и новых подвигов, он поставил в красивейшем, но глухом лесу на берегу Рощинского озера. Шел 1484 год…

 Мы не знаем, как была явлена святому воля Божия на необыкновенные подвиги, на такой чрезмерный даже по тем благочестивым временам пост, во время которого, как пишется в Житии, он «насыщался всегдашним воздержанием». Мы не знаем, какая духовная борьба шла сначала в мальчике, потом в юноше, чтобы не сломаться, не вознестись исключительностью своих подвигов. Мы видим только плоды, открытые нам: победу духа над немощью человеческой, торжество свободной воли над рабством чреву и греху.

Разве это не вдохновляющий пример для избалованных цивилизацией жителей XXI века? Конечно, вряд ли стоит пытаться самовольно повторять такие подвиги, подвластные только избраннику Божию. Но будем помнить, что без такого поста и такой молитвы вряд ли были бы побеждены полчища бесовские, вряд ли могла быть построена Свирская обитель – твердыня духа сродни Афонской.


«ПОБЕДИЛ ПОЛКИ СТРАСТЕЙ ВОЗДЕРЖАНИЕМ…»

При таких подвигах как никто другой знал преподобный немощи свои, нам неве-домые, как никто другой он может понять сегодня немощи наши. Нередко мы малодуше-ствуем даже от ничтожных неприятностей, но стоит представить, что переживал святой, когда бесы, чувствуя свое скорое изгнание из мест, где находилась его уединенная лесная хижина, пытались досадить подвижнику помыслами, покушались устрашить его, прини-мая вид то зверя, то змеи… Но преподобный Александр, как поется в тропаре, «победил полки страстей воздержанием».

Сколько страстей бушует в каждом из нас: кто-то, изнемогая от несобранности и лени, тщетно пытается бороться с этими пороками своей расслабленной волей и – терпит поражение, кто-то бесплодно старается побороть свое раздражение, кто-то побеждается другими греховными недугами души. И у всех нас не хватает смирения и мужества при-знать свою нищету перед Богом.

А преподобный жил в совершенной нищете телесной, смиренно осознавая свою духовную нищету. Чем можно было жить в глухих дебрях? Обычной пищей отшельника была трава, а хлеба несколько лет не было ни крошки. Он терпел наготу, даже зимой ходя в одной одежде, «как бесплотный». Подвизаясь в этой борьбе «во бдениях и чрезмерном посте», он перенес тяжелую сердечную болезнь, от которой был исцелен Господом.

Что особенно близко нам в этой суровой и многотрудной жизни? Если мы попыта-емся взглянуть на его жизнь не с праздным любопытством, желая извлечь «интересные» факты, а с сопереживанием и любовью, то увидим, что всей его жизнью руководила Хри-стова любовь.
 
Когда в месте своего отшельничества услышал он голос с Неба, повелевающий ему стать наставником к спасению бесчисленного множества людей, первым движением его души была молитва к Богу, чтобы избежать этого креста и славы человеческой (легко ли расстаться с пустынным безмолвием, которое он так любил?). Но когда дворянин Андрей Завалишин во время охоты по Промыслу Божию обнаружил уединенную хижину подвижника, когда в окрестностях распространился слух о святом, понял преподобный Александр, что нельзя противиться воле Божией, и он нашел в себе силы свое удобное для личных подвигов уединенное житие принести в жертву любви к страждущим людям. Ведь он лишал себя земных удовольствий не ради только личного спасения, а ради Христа – а значит, ради Его дела спасения всех людей.

Когда к месту поселения преподобного Александра стали собираться жаждущие благочестивой жизни люди, он начал рубить деревья, пахать землю и сеять, получая от этой работы пропитание для себя, кормя нищих и странников и подавая просящим – кому сколько требовалось.

Но дьявол не терял надежды одолеть воина Христова. Однажды ночью, когда он шел в отходную пустынь для уединенной молитвы, на него набросились полчища бесов-ские, скрежеща зубами и испуская пламень. Лукавый всегда пытается устрашить челове-ка, мстя за молитвы и подвиги, но смутить ему удается лишь маловерных – против молит-вы праведника, знающего о слабосилии бесов, они ничего сделать не могут. Опаленные огнем молитвы, исчезли полки бесовские, будто их и не было…

В тот же день святому явился Ангел Господень в светлой одежде, посланный, что-бы сохранить подвижника от всех прелестей лукавого и возвестить повеление Божие – построить на месте уединения церковь во имя Святой Троицы, собрать братий и устроить обитель.
Как мы видим, чудеса сопровождали всю жизнь преподобного, и они служили ко спасению его души, потому что воспринимал он их со страхом и великим смирением.


«ИСТОЧНИК ЖИВОЙ ВОДЫ»

В 1507 году, на 23-м году поселения в пустыни, келью великого подвижника во время ночной молитвы осиял невыразимый свет – и он увидел Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой, у каждого из них в руке был посох. Затрепетав, преподобный поклонился им до земли и воскликнул: «Никогда не видел кого-либо в такой Славе, как Вас вижу». На что они ему отвечали: «Дух Святой живет в тебе чистоты ради сердца твоего…» Преподобный Александр получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Гос-подь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и со-зижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Живоначальной Троицы известно как единственное.

А где именно строить церковь – преподобному было указано Ангелом, явившимся в мантии и куколе и стоящим на воздухе с распростертыми крыльями. Ангел трижды кре-стообразно обозначил место для храма и подтвердил явленное святому в видении. В вели-кой радости подвижник поставил на этом месте крест. В том же году в безвестной и до того непроходимой пустыни была построена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь Живоначальной Троицы. Впоследствии на месте явления Бога-Троицы была построена часовня. И до сей поры на этом месте содрогается душа человеческая от осознания пре-красной и страшной близости Бога к нам…

По горячим просьбам братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Свирское монашеское общежительство разрасталось, поделилось даже на две обители – Троицкую и Преображенскую, в которой появилась церковь Преображения Господня. Вскоре окрепший монастырь стал центром религиозного просвещения Олонец-кого края.

Замечательно, что, приняв игуменство, получив старшинство над многими людьми, преподобный Александр не изменился, наоборот, стал проявлять еще больше смирения. Читая его Житие, поражаешься, что праведник, получивший так много божественных откровений и даров, продолжал искренне считать себя худшим из всех. Наверное, это главное лекарство против гордости, которая, как червь, вползает даже в искренне верующее сердце. Видя нынешнюю псевдоправославную «моду» на многочисленные «откровения», «видения», «мироточения», нелишне вспомнить о поразительном смирении человека, говорившего со Святой Троицей. Современные же «боговидцы», не победившие в себе даже одного, самого малого греха, считают себя достойными явления Матери Божией, святых и – впадают в глубочайшую прелесть…

Чтобы трезво взглянуть на свое «достоинство», полезно вдуматься в жизнь тайноз-рителя Святой Троицы. Этот избранник Божий ходил в рубище, спал на голом полу, пер-вым выходил на самую трудную работу. Он месил тесто, пек хлебы, молол зерно на руч-ной мельнице, копал глину и делал кирпичи, держась со всеми не как начальник, но на равных. Однажды накануне праздника Святой Троицы в пекарне закончилась вода, келарь попросил игумена приказать кому-то из братии наносить воды – но преподобный сам стал носить воду из озера. В другой раз, когда на кухне не хватило дров и эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами, преподобный ответил: «Я празден» — и отправился рубить дрова. И такое случалось постоянно. Любил преподобный делать добрые дела тайно. Например, придя ночью в помещение, где мололась мука для хлебов и застав братию спящими, брал приготовленную каждым часть зерна и, измолов, ставил на прежнее место, сам же уходил в келью. И такое бывало не раз.

Ради этих добродетелей преподобный получил от Бога благодать и различные да-рования Духа Святого. Еще при жизни игумен Александр был известен своими чудотво-рениями, прозорливостью, врачеванием физических и душевных недугов, способностью изгонять бесов. В Житии сказано: «Он провидел тайное и говорил о будущем как о на-стоящем, подавая всем в изобилии все полезное, так как внутри сердца его был источник живой воды».

Удивительный случай произошел с преподобным в день сошествия Святого Духа, когда игумен освящал храм во имя Святой Троицы. Богомольцев, желавших внести свою лепту в благоустройство храма и обители, было так много, что приношения пришлось класть в фелонь преподобного. Но у одного прихожанина по имени Григорий святой Александр не взял пожертвования – более того, он оттолкнул его руку, прозрев, что рука эта была осквернена – ею Григорий бесчестил мать, он бил ее, пинал ногами и всячески оскорблял.

Когда у нечестивца смутно заговорила совесть, преподобный, обличив его на-едине, сказал, что единственное средство утолить праведный гнев Божий – вымолить прощение у матери, покаяться, чтобы никогда больше не делать такого беззакония. Свя-той был всегда готов придти на помощь ближнему, но дерзкие и неразумные просьбы от-вергал. Когда дворянин Тимофей Апрелев, у жены которого рождались только дочери, стал просить преподобного помолиться, чтобы послал им Бог младенца мужского пола, говоря, что Бог может дать все, что подвижник ни попросит, – преподобный Александр остановил его такими словами:

– Попусту горюешь сам и жену свою в скорбь вводишь. Зачем пришел искушать наше смирение? Нет воли ни твоей, ни жены твоей рождать мужской пол или женский – это только от Бога зависит. А хочешь умолить Бога милостивым к тебе быть – в первую очередь следует тебе миловать нищих, сирот и вдовиц…

Поразительный случай был с устроением водяной мельницы, так необходимой для облегчения тяжелого труда братии. Когда был выкопан проток от верхнего озера к ниж-нему, вода прорвалась и с грохотом устремилась вниз, образовав громадный ров под сте-нами монастыря – так что могла разрушиться обитель. Громогласно призвав имя Христа, преподобный Александр правой рукой изобразил крест против устремления воды – и она тотчас остановилась.

Много замечательного совершил чудотворец всея Руси за годы своей многотруд-ной жизни. Но самым великим чудом было проявление через святого великой любви Бога к грешным людям. Никто не уходил от преподобного Александра неутешенным, каждому он подавал совет, скорую помощь, нужную ему именно в этот момент. Он мог обличать тайные дела нечестивцев, как это сделал с боярином Богданом Корюковым, по его молит-вам шла большая рыба в сети к рыбакам. Но чем больше Господь помогал людям по мо-литвам своего угодника, тем строже относился к себе преподобный Александр, понимая, что без предельного смирения Богу и людям не покорить ему плотской гордости. Видя его в драной одежде, напоминающей рубище, приходящие не признавали в нем игумена, но считали его простым бедняком. Так принижал себя тот, которого Бог прославил выше многих иных подвижников, так действовала в нем благодать Божия.

За несколько лет до своей кончины преподобный Александр задумал создать ка-менную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с трапезой. Однажды ночью после вечернего молитвенного правила обитель озарил необыкновенный свет. Игумен увидел, что на основании Покровской церкви, на месте алтаря сидела на престоле Матерь Божия с Предвечным Младенцем на руках, окруженная множеством Небесных Сил. Она обещала быть неразлучной с обителью, а по кончине угодника Божия помогать монахам во всех нуждах и сохранять от козней видимых и невидимых врагов.

За год до своей кончины преподобный Александр Свирский знал о ней – видно, он был извещен о своем часе Господом. Он учил братию до последнего своего дня и заповедал после преставления связать свое тело по ногам веревкой, стащить в болотную трясину и закопать во мху, притоптав ногами. Иноки со слезами молили своего святого наставника, чтобы он разрешил им похоронить его в обители. Видя их горе, преподобный Александр разрешил похоронить свое тело в монастыре, но только у церкви Преображения, что и было сделано после мирной кончины преподобного 30 августа (12 сентября по н. ст.) 1533 года. Последними словами 85-летнего подвижника были: «Господи, в руки Твои предаю дух мой». Лицо же его не походило на лицо умершего человека, но светилось необыкновенным светом, как и при жизни…

«И пребывало в сердце земли сие многоценное сокровище», – сказано в Житии.


«МОЛНИЯ ПАДАЛА НА ЗЕМЛЮ…»

Духовные семена, посеянные угодником Божиим, дали добрые всходы. У препо-добного Александра было немало знаменитых духовных учеников, которые понесли свет Истины многим людям, основав Андрусовскую, Важеозерскую, Задненикифоровскую и Сяндебскую пустыни.
А сам всея России чудотворец, как называли его еще при жизни, продолжал свое служение людям и после своей кончины. У его гроба совершались вещи необыкновен-ные. Те, кто приходил с верой, получали небывалые исцеления: слепые становились зрячими, парализованные вставали на ноги, прежде бездетные рождали детей, из бесноватых изгонялись демоны. Казалось, не было такой болезни, которую бы не исцелял Господь по молитве святого. Читать в Житии об этих реальных чудесах даже для нецерковного человека невероятно увлекательно. Живая жизнь оказывается богаче любой писательской выдумки.

Чудес было так много, а святость Свирского игумена была столь очевидна, что спустя всего 14 лет после своей кончины, в 1547 году, преподобный Александр Свирский был канонизирован в Успенском соборе Московского Кремля. Всего было тогда канони-зировано 12 Всероссийских святых, среди них благоверный князь Александр Невский, умерший в 1263 г. Случай такой быстрой во времени канонизации – редкий, обычно на это уходят столетия.
 
А спустя 107 лет и 7 месяцев после отшествия преподобного ко Господу, в апреле 1641 года, произошло событие, поразившее братию монастыря. Намереваясь строить над телом преподобного Александра новую каменную церковь, монахи разобрали старую, сгоревшую во время польско-шведской интервенции. В четверг Вербной недели началась вдруг гроза, но гром и молния были не обыкновенными – они устрашили всех свидетелей чуда. Молния падала на землю, но не исчезала сразу, как это обычно бывает, а еще долгое время озаряла все вокруг. То же самое повторилось и в пятницу вечером. А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, рабочие, копавшие ров на правой стороне цер-ковного фундамента, обнаружили гроб. Их поразило, что земля над гробом… стояла в ви-де пещеры, ничем не поддерживаемая!

Когда игумен Авраамий с братией пришли на это место и сняли верхнюю доску гроба, то от мощей разлилось сильнейшее благоухание и все увидели тело преподобного Александра – совершенно целое и невредимое, в мантии и схиме, из-под которой видне-лась часть бороды. Обе ноги подвижника лежали не как у пролежавшего во гробе больше века, а как у недавно скончавшегося: правая ступнею вверх, а левая – ступней в сторону. Запомним этот момент – он сыграет важную роль при опознании мощей преподобного после их заточения у богоборцев-большевиков.

В ужасе, благоговении и радости увидели монахи, как по телу святого «подобно некоторым растущим цветам разошлось благовонное миро и излилось, как вода». Почему в «ужасе»? Такова сила потрясения перед Высшим, невместимым в человеческое понима-ние. В Православии это называют «страх Божий».

Под пение псалмов, столь любимых преподобным, положили его нетленное тело в новый гроб и на плечах своих отнесли в храм святителя Николая в той же отходной пус-тыни. Был великий знак Божий в том, что нетленные мощи были обретены именно в Лазареву субботу – как символ бессмертия наших преображенных в будущем воскресении тел. Это обретение было подлинным торжеством Православия.

Человеческое тело, сотворенное Богом не для земли, а для вечности, тело, которое при жизни преподобного было храмом Святого Духа, даже в могиле оказалось нетлен-ным. Это чудо подтвердило, что самой плоти человеческой открывается путь восхождения к нетлению – через обновление духа…

По повелению государя Михаила Федоровича Новгородский митрополит Афоний освидетельствовал мощи преподобного Александра – в августе того же 1641 года. Когда во время водосвятного молебна гроб был открыт перед всем духовенством, святитель ве-лел звонить во все колокола, а сам раскрыл лицо его, снял с его головы схиму и параман. Нельзя было без слез видеть это лицо, которое было не только совершенно целым, как у только что положенного во гроб, но оказалось поразительно сходным с иконой, которую поставили у гроба для освидетельствования мощей. Стало ясно, что перед ними – сокро-вище, много лет сокровенное, те самые «многочудотворные мощи». В Житии сказано так: «Святитель внимательно смотрел на мощи преподобного и на бывший тут образ его с чудесами, написанный в очень давнее время». Затем архиерей и весь Собор возгласили: «Воистину это преподобный отец Александр чудотворец!»

В ночь после этого знаменательного дня произошло еще одно чудо: «С неба восси-ял предивный свет и долгое время осиявал все место то, ночь же тогда была очень тем-на». Святитель Афоний и все, кто был с ним, видели это чудесное явление.

Спустя три года святые мощи были переложены в драгоценную серебряную раку, пожертвованную государем Михаилом Федоровичем Романовым (из Москвы ее везли на 11 лошадях). Мощи явили великую чудодейственную силу при исцелении болящих, к ним стекались массы паломников со всей России. Поистине это был чудотворец всея Руси.

Чудом было и то, что после обретения мощей разоренный (практически сожжен-ный) во время шведско-польского нашествия монастырь начал возрождаться. Свято-Троицкая обитель стала воистину духовным центром всего северо-запада России. Истори-ки XIX века называли обитель «Северной Лаврой», ей подчинялось 27 монастырей и пус-тыней Олонецкого края. В тот период в монастыре было 8 храмов, богатая ризница. Здесь открылась духовная семинария, несколько десятков лет размещалась архиепископская ка-федра. В богатейшем монастырском архиве с древними рукописями, свитками и книгами работали многие исследователи русской истории.

Особая связь существовала у обители и с царским домом. Практически не было ни одного русского царя, который бы не почтил всея России дивного чудотворца. Про него писали и так: «Молитвенник (за) царей и покровитель столиц».

Иоанн Грозный, когда одержал победу под Казанью (это было 30 августа – в день преставления Александра Свирского), дал обет построить в честь этого события храм По-крова Божией Матери. Этот храм, носящий в народе имя Василия Блаженного, был возве-ден в 1552 году. Рядом с главным восточным приделом во имя Святой Троицы (тайнозри-телем которой был преподобный Александр) находится юго-восточный, посвященный преподобному Александру Свирскому. Это тем более знаменательно, что в то время не строили храмов русским святым. Первый собор Сергию Радонежскому был построен только в 1625 году.

В Успенском соборе Кремля над ракой Московского митрополита Макария вновь с мая 1998 г. после реставрации находится уникальная икона – с необычно большим коли-чеством клейм (их 128), в которых подробнейшим образом изображается Житие препо-добного Александра Свирского. Эта икона была написана по велению митрополита Макария в его же иконописной мастерской в 1552–54 годах. Перед ней совершилось столько чудес, что ее в благодарность покрыли золоченым серебряным окладом, украсили жемчугом и другими драгоценностями. Надо учесть, что эта икона находилась в главном кафедральном соборе России, где всегда происходили Церковные Соборы и совершалось венчание на престол русских царей, следовательно, преподобный Александр незримо присутствовал при помазании царей на царство, был на всех Церковных Соборах.

А в сердце Москвы и земли русской, на Красной площади, тоже находилась части-ца святых мощей Александра Свирского – в мощевике Казанского собора. И сейчас мож-но прикоснуться к этой святыне – она вернулась в восстановленный собор.

Царь Петр I, дважды останавливавшийся в Александро-Свирском монастыре, что-бы попросить помощи преподобного, первое монастырское подворье Санкт-Петербурга посвящает преподобному Александру Свирскому.

Многие государи, царствовавшие в России в XIX веке, либо бывали в монастыре, либо щедро посылали поистине царские дары.

В престольные праздники в обитель стекалось до 40000 богомольцев. Сейчас это даже невозможно представить.

Десятки тысяч богомольцев приходили в обитель в начале ХХ века во время пере-несения мощей в день Святой Троицы.


ЗА ЕГО ИМЕНЕМ СТОИТ БОЛЬШАЯ ТАЙНА…

Так почитали чудотворца Александра Свирского. Почему? Не только же за одни чудеса (которые, кстати, во множестве происходили и происходят возле мощей других угодников Божиих). С именем Александра Свирского связана какая-то особая тайна. Ино-киня Леонида (Сафонова), как ученый, отдавшая много сил для поиска мощей, казалось бы, навсегда исчезнувших в адовой мясорубке большевистской революции, рассказывала о греческом архимандрите Иоасафе, который со слезами подошел к заново обретенным мощам преподобного Александра, находившимся тогда, в 1998 году, в храме Веры, Наде-жды и Любови – подворье Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге. Око-ло 2 часов провел в молитве архимандрит у раки преподобного Александра. После обиль-ных слез, пролитых у раки, он поведал через переводчика послушнику Александру, по-стоянно находившемуся при раке, что святой Александр пришел, чтобы каждый обнару-жил себя, кто он есть, и свою веру.
 «Может быть, мощам святого избранника действительно предстояло выпол-нить какую-то особую миссию? – говорится в статье О. Егоровой «Избранник Божий», опубликованной  интернет-сайтом «Русская линия» (3 апреля 2005 г.).

Наверное, многое нам еще не раскрыто Господом.

«Задумаемся – когда святой Александр явился миру? – говорит инокиня Леонида. – На переломе времен, в смутное время, в 1448 году. Почему именно в это время? Год рож-дения святого Александра совпал с годом рождения Афтокефальной Русской Православ-ной Церкви – именно в этом году наша Церковь получила самостоятельность, вышла из-под влияния Константинополя. В 1453 году пала Византия. Тогда же, в результате ин-триг со стороны Литвы, Украина подпала под ее влияние и произошел разрыв Москвы с Украиной. Украинская Митрополия получила самостоятельность и митрополита – при-верженца католической церкви.

Через некоторое время было покончено с татарским игом. Важным событием для Руси было образование единого Московского государства – многие удельные княжества присоединились к Москве. Для укрепления духа народного нужны были истинные подвижники (и их было немало в то время), способные взять на себя небывалые подвиги и явить ярчайший образец святости. Ведь конец XV века – это время апокалиптических ожиданий. Святой вышел на молитвенные подвиги за шесть лет до 1492 года (7000 г. от сотворения мира) – в этом году заканчивался Церковный ка-лендарь, многие православные ожидали конец света и даже новой Пасхалии уже не со-ставляли. Конца света, естественно, не произошло, но духовное напряжение, усиливае-мое еще с начала 70-х годов проникшей в новгородскую землю “ересью жидовствующих” – тех, кто пытался утверждать, что Бог не может быть троичным – было очень высо-ким. Именно в тяжкое время борьбы Церкви против ереси за Истину явилась преподоб-ному Александру Святая Троица – как доказательство правоты Нового Завета. И ведь это сразу стало известным православному люду России. Случайно ли, что первая икона святого была написана еще до его канонизации – в монастыре Иосифа Волоцкого? А по-сле канонизации как утверждение торжества Православия начали появляться иконки- пядницы, на которых Александр Свирский изображался со Святой Троицей. А исчезнове-ние его мощей после крушения Российской империи? И в третий раз преподобный вышел к людям в период нового смутного времени России – в конце 90-х годов прошлого века. Как вестник очередного апокалиптического времени? Как молитвенник и посланник Господа для укрепления народного духа в очередные тяжкие времена?»

Поистине мы до сих пор до конца не поняли тайны прихода этого человека на рус-скую землю. Даже в наши дни трудно представить, какая огромная миссионерская работа велась под молитвенной сенью преподобного.

Большевики, фактически уничтожившие обитель, передавшие Совету народного хозяйства «богатейший Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии», в 1919 г. сделали признание, что «все благосостояние монастыря содержалось на мощах Алек-сандра Свирского». Это безбожники хорошо понимали. Не могли только вместить, что богатство духовное было тысячекратно выше материального.

Перечислим лишь некоторые из пунктов большевистского акта, чтобы понять, ка-кие благие дела делались в «Северной Лавре» перед октябрьским переворотом.
«Недвижимое имущество монастыря составляло:
• водяная мельница с турбинным двигателем при 5 амбарах для хранения зерна, жилой дом, скотный двор, каменная одноэтажная церковь в 6 верстах от монастыря, построенная на деньги архимандрита Назария;
• плавучая пароходная пристань на реке Свирь, два деревянных дома, один из них двухэтажный;
• судно, купленное за 700 рублей, на нем сооружена церковь;
• лесопильный завод с рамой, два флигеля каменных и деревянный дом с водокачкой и кочегаркой;
• кирпичный завод, при нем два деревянных дома;
• подворье в Лодейном Поле и деревянный дом со службой при нем.
Во время первой мировой войны в 1915 г. в Троицкой части монастыря был от-крыт санаторий на 50 человек для больных и раненых воинов с прислугой до 40 человек на монастырском содержании».

Эта образцово налаженная хозяйственная жизнь и благотворительность – яркое свидетельство того, каким духовным богатством владел монастырь. За что и претерпел от безбожников.
После лихого «революционного» 1918 года, ознаменованного разорением святынь, разгоном и расстрелом монахов, храмы были заколочены, а окна бывших братских келий лишь чернели пустыми глазницами. На территории монастыря обитали тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница…


Рецензии