Античность Северо-Запада РФ

Карта по Геродоту
 
То, что неонорманизм так или иначе упорно игнорирует яркую многотысячелетнюю историю Северо-Запада России, отчасти показано фактами этой истории в статье
«Те в законе дурят массам головы» http://www.proza.ru/2008/11/13/702

Об этом же циклы моих публикаций в Академии Тринитаризма
Корни Фомы Славянина скифского рода
Алтарь Кесаря (святыни отечественной истории)
Язык хозяйства Прото-России ; Горы Рипы (Исторические святыни России)
Вечный зов Гипербореи. Памяти Валерия Никитича Демина
Начала производящей экономики Росии. Стрелы Тевтара (краткие заметки по отечественной истории)
Мезолит Росии (краткие заметки по отечественной истории)
Старшие истории Росии (краткие заметки по отечественной истории)
Начала истории Росии (краткие заметки по отечественной истории)
Языки и лики истории Росии (краткие заметки по отечественной истории)
Росия – Россия (краткие заметки по отечественной истории)
Космогония пращуров Словена и Руса
Генетический путь пращуров россиян (реферат для нежелающих знать)
Ильмень как Илмер… ; Рус – эпический основатель Русы (ныне Старой Руссы)
Посетите Государственный исторический музей…
rus и есть rus. Самосознание в языках этносов палеолита
Арктика России – завтра… ; Увлеченность важнейшим…
Велет Гостомысл ; Генеалогия языков от палеолита. Трудный путь Словена и Руса
Светлая память античности… ; Шумеры от палеолита…
Средневековый язык русской бересты ; Свои Готы-геты
«Страдания» о Словене и Руссе ; Очень далекие пращуры словено-русов среди протоностров ; Гей, словене… ; Читая Мелетинского…
От античных к городам средневековья ; Истоки отечественного оружия
Культурно-экономическая генетика россиян (кровь и мифы от палеолита)…
Русь, росы, русы… скифы, Скифия ; Анахарсис – экономист…
Ответы державы «князя Роша»… ; Новгород не с 859 года…
Историология (историософия, историоведение…)
Кое-что из «корпоративной лингвистики» (на заметку подрастающему поколению)
Скифия сокрушает Рим ; От Средневековья к нынешней России
Великая Скифия от Тевтара до Арианта ; Скифия создает республику Рим
Путь Одина — Оседня ; Осмысляя «Историю русов» Юрия Дмитриевича Петухова
Спасти «рядового» …ливанца. (нас считают – 2)
Римские античные историки о наших пращурах
Фигура Умолчания ; Табло церы
Россияне позднего палеолита (около 25 – 30 тыс. лет до н.э.)
Время Нина ; Войны Хольмгардии с Атилой
Против очернителей… ; Чаши гуннов
«Финно-угризм» в истоках России торжествует ?!
Города наши (продолжение) ; Города наши
Приют убогого чухонца… ; Кто же дал названия новгородским рекам
Протогорода Великой Скифии ; Скифский след ; Винолюбие скифов
Пан Вина ; Езус ; Геноэтногенез Евразии ; Скифы времен Македонского
Александр Мегас и Скифия Великая ; Основная мифология Евразии
Незнание как апологетика веры
Лаодика-Ладога – путь обратно ; Легенда о Словене и Русе
Стрела Абариса ; Наука за 5555-летие господства скифов в Европе и Азии
5555 лет Великой Скифии

http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0163-00.htm

Что может противопоставить официозная наука необозримому обилию данных в пользу многотысячелетней истории округи будущего Санкт-Петербурга – во многом наследника функций и значения средневекового Великого Новгорода ?!
Кроме спесивых фырканий – ничего.

Более предметно важные аспекты истории Северо-Запада мною показаны в цикле
Статьи о Новгороде: Азы Славно; Аттила и Хольмгардия
Балто-финно-славяне…; Бораны, боруски, Бравлин-Буревой, Бронницы, Бярмия...
; Венемаа; Волхов – ящер…; Где Святая София…; Глубины слов
Истоки языческих культов (по академику Б.А.Рыбакову); Кривия (Кривейя)
Неаполь Скифский…; Неревский конец Великого Новгорода
Новгород в новгородских летописях
Новгород и Приильменье в недатированной части летописей (до 842 – 852 гг.)
Об истории Иоакима, Епископа Новгородского; Палеолит Приильменья…
Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…
Порог Борея; Прото-Новгород…
Р.Доманский - Горнило народов
Сказания Великого Новгорода, записанные в 19 веке Александром Артыновым
Сказание о Словене и Русе и городе Словенске из Хронографа 1679 года
Следы Словена и Руса; Словены и русы в восточных источниках
Современные этногеографические представления
Элементы сказания о Словене и Руси в восточных источниках

http://www.novgorod.ru/read/information/history/clauses/

Эти тысячи страниц нет смысла повторять в публицистике Прозы Ру.
На этих странирцах история Северо-Запада России идет от времен дрейфа материков,
проходит десятки тысячелетий через многие археологические культуры,
представленные сотнями ярких археологических памятников, включая и петроглифы.

Но периодически подчеркивать и подчеркивать глубины истории земель примерно от Москвы до Санкт-Петербурга (в округе эпических гор Рип) крайне необходимо.

В статье «Те в законе дурят массам головы» http://www.proza.ru/2008/11/13/702
мною позитивно оценена работа В.А.Булкина, В.Н.Седых, С.Ю.Каргапольцева (Санкт-Петербург) «Реки восточной части Балтийского бассейна в позднеантичных источниках и некоторые археологические находки на р. Луге». (Опубликовано: Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2005. Вып. 3. С. 142-152) http://nwae.spb.ru/
Правда, электронные (да и иные ) публикации П.М.Золина авторы не заметили. Тоже не грех. Кто кого сейчас, если «кого» без конкретной пользы для тебя (да еще его упоминание поди твоей репутации в верхах навредит), обычно в науке  упоминает ?!
Как говорят, не в обиде. За четверть века немало ученых и просто любителей мои работы прочли, значительным числом по идеям использовали (в ряде случаев неплохо развили), но автора не упомнили. Огромное информационное поле теперь общее…

«Развивая идеи» указанной работы, сожалею, что авторы не использовали знаменитый свод античных источников академика В.В.Латышева (ВДИ. 1947 – 1949; указатель 1950) с локализацией многих географических и этнических объектов на территории нынешней России, включая и Северо-Запад. .

В связи с этим требует корректировки уже исходное заключение авторов: “История” Геродота резко расширила историко-географические знания античности в северо-восточном направлении вплоть до междуречья Дона и Днепра, Каспийского моря
и предгорий Урала. Однако контуры более северных частей Восточной Европы были для
античности неразличимы еще полтысячелетия. Сведения об этих областях появляются
лишь в первой половине I тыс. н.э., но и они немногочисленны, часто противоречивы и,
как правило, туманны…»

Тумана, понятно, можно и напустить. Но вот важные сюжеты из самого Геродота (конечно, надо бы процитировать все части текста, которые имеют отношение к Скифии, и дать им комментарии, но сил и времени уже нет).

Вот только некоторые сюжеты из Геродота:
« 4 книга, пункт 5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким
образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по
имени Таргитай (масса этимологий, включая и протославянские «тарг-торг» в связи с торговищами у Днепра-Борисфена). Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их
утверждения; дочь Борисфена неизбежно русалка, «змееногая богиня» скифов ). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей:
Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на
Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша6.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как
золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять
золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих
братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес
золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство
младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя,
называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от
младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются
сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.»

Арпоксай близок библейскому Арфаксаду (исцелителю, избавителю, «соседу халдеев»), родоначальнику народов северной Ассирии южнее Кавказа. http://ru.wikipedia.org/wiki/Арфаксад. Катиары и траспии локализуются Б.А.Рыбаковым в округе Карпат и севернее.
Понятно, локализаций царств сыновей Таргитая, властвовавшего на землях матери в округе Днепра, достаточно много. Лично у меня есть аргументы в пользу разных версий. Но среди этих версий возможно и обитание Колоксая или Липоксая у верховий Борисфена (Днепра) и в округе гор Рип (Лип), Валдайской возвышенности с истоками ряда великий рек. Славяноведение, помня о самоназвании скифов сколоты (с выходом на скловины, славяне), активно и продуктивно развивает протославянские привязки ряда сюжетов полиэтничной скифской истории. И ничего антинаучного и страшного в этом нет, как и в подобных привязках со стороны других нынешних народов (только бы не гипертрофировались эти привязки: скифы – только наши предки, и ничьи иные).


«7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают,
впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария
прошло как раз только 1000 лет7. Упомянутые священные золотые предметы
скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося
ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым
небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года.
Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на
коне8. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по
рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым
большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще
дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда
невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и
воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению9.»

Золото скифов преимущественно хранилось в округе Приазовья. Но вот область, лежащая еще дальше к северу от земли скифов, где - как передавали, нельзя ничего видеть и туда
невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И по Геродоту, действительно, земля и
воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению – такая область вызывает интерес. Или , действительно, в период похолоданий огромные стаи перелетных птиц делали летними базами земли много южнее тундры (и это отмечают различные фигурки птиц и орнаменты неолитических культур). Или речь идет о почти постоянных снегопадах, а летом – о тополином и ином «пухе». Есть вариант  и «пернатых стрел», стрел с перьями на конце древка стрелы. Тогда это был образ – чужеземцев здесь могли встретить тучей стрел с перьями.

«8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах.
Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона,
прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы).
Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми
Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией; указывают на Гибралтар). Океан, по утверждению эллинов,
течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они
не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов.
Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а
в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом
исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец,
прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо
смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у
нее была женской, а нижняя – змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением
спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ
женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не
вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился
с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше
удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец
женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила
для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя.
Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь
(ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?". Так она
спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья
возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет
вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю,
того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на
чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь
мое желание".

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь
Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и
пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети
выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а
младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел
Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и
мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и
он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские
цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на
поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).»

Агафирсы – население округи Кавказа. Частью в начале нашей эры на время они переселились и ближе к округе Рип. Скиф – обозначение основной массы народов от Дуная до Сибири. Но вот Гелон (Солнечный, «рыжий»). Уже давно ищут связи Гелона с ононимами типа Шелонь (Желонь), Голино и подобными. Конечно, это ничего абсолютно не доказывает – как, правда, и иные подобные предположения в пользу других территорий. И все же версия о вероятном поселении изгнанного Гелона севернее Скифа имеет немало прав на жизнь.

«Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме
сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за
исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие
золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем (Белым или Балтикой ?!). Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми
начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем
исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря12, под
напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не
сходен со сказаниями скифов об этих странах…»

Версий и здесь много. Стерегущих золото грифов размещают на Алтае и на Урале, где граничить им с гипербореями предпочтительнее. Аримаспы привлекательны для тюрских народов. Исседоны (задонцы ?) – смешанных , которые могли контролировать и Поволжье. http://ru.wikipedia.org/wiki/Исседоны


«18. За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север
от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис,
называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти
земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки
Пантикапа16, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену.
Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги – особое, но
отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и
никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.»

Андрофагов (людоедов) иногда связывают с частью раннеантичных «прибалтов» – но не балтов. Это был полиэтнос, с которым отчасти связаны и будущие венеды – праславяне. Это версия достаточно развита. http://janaberestova.narod.ru/androfagoi.html
И не учитывать ее в истории Северо-Запада России, включая Калининградскую область, никак нельзя.

«19. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа,
обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле
скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают
область к востоку на десять дней пути до реки Герра.

20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое
доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают
прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики,
а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у
Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат
даже с Танаисом17. Севернее этих царских скифов живут меланхлены («смоляне») – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно,
простирается болотистая и безлюдная страна…»

В силу климатических условий болотистые земли у Великого водораздела, вероятно, нередко оказывались необитаемыми. Холод и голод донимали. Но это не означает, что «меланхленов» (смолян) надо игнорировать при изучении античной истории Руси.
Да, меланхлены выходили и к Черному морю, достигали и округи Каспия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Меланхлены

Но это не повод всячески игнорировать конкретное указание Геродота: «Севернее этих царских скифов (от Крыма и Танаиса) живут меланхлены («смоляне») – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов,…простирается болотистая и безлюдная страна…». Насколько она безлюдна, Геродоту не было известно.

«22. За будинами (соседями меланхленов) к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное
племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по
имени иирки19. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом.
Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые
леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы
меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева
стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака
же бежит за ним. Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они
освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.»

По онониму фисса-геты тяготеют к будущей «веси» (вепсам), хотя их связывают с мордвой и иными народами. Иирки тоже имеют немало этнических привязок.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2454
Особенно официозная историография зажмуривает глаза на эту констатацию Геродота по округе «древностей чуди»: «Над иирками к востоку живут другие скифские народы. Они
освободились от ига царских скифов и заняли эту землю»
Тогда надо признать, что эти «древности» - вероятнее всего – не чуди. И не стоит чудить и чудить дальше.

«23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет
равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и
неровная20. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в
страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как
мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими
подбородками21. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а
питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в
пищу, понтик22. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его
похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань,
и из него вытекает черный сок под названием "асхи"23. Сок этот они лижут и
пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки.
Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под
деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а
летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они
почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри
соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто
не смеет обидеть. Имя этого народа – аргиппеи.

24. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо
известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно
легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской
торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда
приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на
семи языках»

Эти народы привлекают татар и башкир. Но важна локализации их земель Геродотом от «области этих скифов» - на востоке будущей Новгородской земли.

«28. Во всех названных странах зима столь сурова, что восемь месяцев там
стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не
будет, разве только если разведешь костер. Море здесь и весь Боспор
Киммерийский замерзают, так что скифы, живущие по эту сторону рва26,
выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до
земли синдов. Такие холода продолжаются в тех странах сплошь восемь
месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода
совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора,
там дождей почти нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других
местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же они часты. Гроза зимой
вызывает изумление, как чудо; так же и землетрясения (летом или зимой) в
Скифии считаются диковиной. Лошади легко переносят такие суровые зимы,
тогда как мулы и ослы их вовсе не выдерживают. В других странах, напротив,
у лошадей на морозе замерзают суставы, ослам же и мулам стужа не вредит.

Об упомянутых перьях, которыми, по словам скифов, наполнен воздух и
оттого, дескать, нельзя ни видеть вдаль, ни пройти, я держусь такого
мнения. К северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно,
меньше, чем зимой. Таким образом, всякий, кто видел подобные хлопья снега,
поймет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой
зимы северные области этой части света необитаемы. Итак, я полагаю, что
скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями. Вот
сведения, которые у нас есть о самых отдаленных странах.»

Возможно, во времена Геродота и наблюдалось похолодание климата. Однако сведение версий о перьях, затрудняющий походы чужаков на север, только к хлопьям снега – вероятнее всего – информационный недостаток автора.

«32. О гипербореях («крайне северных» ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они
рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о
гипербореях; упоминает о них и Гомер в "Эпигонах" (если только эта поэма
действительно принадлежит Гомеру).

33. Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам,
гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому.
От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает
их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе28.
Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а
дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их
перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют
Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на
Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец,
прибывают на Делос.

В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с
дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были
отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских
горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на
Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи
испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не
возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в
пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой
отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары
отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в
других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так,
фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице
всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому.

34. И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских
девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы29.
Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и
затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище
Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же
наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие
почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.

35. По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны
гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга
и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие
роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с
самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают
почести. В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном
ликийцем Оленом30, женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот
обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис
и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и
сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от
бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле
Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной
стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев.

Вероятно ли нахождение в округе Северо-Запада России ономастики типа Гипероха и Лаодика,  Арга и Опис,  Олен и т.п. ?! Лаодика неизбежно заставляет вспоминать о Ладоге
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1981
Гипероха (Великая, Превосходная) – начало будущему Турунту ?!
Арга – память об «арго-навтах», проходивших на обратном пути протоку в горах Рипах и бывавших на землях Калаида и Зета (сыновей Борея, участников похода).
http://www.russika.ru/t.php?t=2258
Хотя Арга созвучна и Карге, но «старая Карга» - образ с многотысячелетними корнями.
Опа (Опис) – вероятно, одно из популярных языческих имен округи гор Рип, что отчасти продолжается ононимами типа Опал, Опочка и т.д.
Олен как символика Оленя, очень распространенная и ныне, тысячи лет связана с Русским Севером. Это выходец из гипербореев.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Олен

Самое главное - признается вероятность периодического выхода северян на далекий юг и обежествление там этих белокожих и голубоглазых (понятно, эти особенности выдерживались не всегда). Варианты священных даров по ВДИ 1947 - 1949 (есть выходы северян на юг вдоль Дона и Волги).

Надо эту гиперборейскую ономастику Геродота сопоставлять и с Русским Севером (а не только с Польшей и иными местами) ?! Объективности ради, надо. И тогда античная история Северо-Запада России приобретает достоверные (пусть и в эпическом обрамлении) яркие краски.
 
«36. Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать
сказание об Абарисе31, который, как говорят, также был гипербореем: он
странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в
существование гипербореев я вообще не верю). Ведь если есть какие-то люди
на крайнем севере, то есть и другие – на крайнем юге. Смешно видеть, как
многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может
правильно объяснить очертания земли. Они изображают Океан обтекающим землю,
которая кругла, словно вычерчена циркулем32. И Азию они считают по величине
равной Европе. Поэтому я кратко расскажу о величине обеих частей света и о
том, какую форму имеет каждая.»

А чем плох Абарис, в том числе в связи с землями от Москвы до Санкт-Петербурга и севернее ?! Созвучной ему ономастики на этих землях хватает. Абросово, Абарино, Абар…http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110015.htm
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=1932; http://ru.wikipedia.org/wiki/Абар

Далее Геродот делал важные уточнения по своим «туманным представлениям».

«Омывается ли Европа морем с востока и с севера, никому достоверно не
известно. Мы знаем лишь, что по длине она равна двум другим частям света. И
я не могу даже понять, почему, собственно, трем частям света, которые
являются одной землей, даны названия по именам женщин. Непонятно также мне,
почему реки Нил и Фасис в Колхиде (по другим: река Танаис, впадающая в
Меотийское озеро, и киммерийский город Портмеи) образуют границу между
ними.
Нельзя выяснить имена тех, кто разграничил их и от кого взяты
названия этих трех частей света. Ведь Ливия, как обычно думают в Элладе,
получила свое имя от местной женщины Ливии, Азия же – от супруги Прометея.
Впрочем, лидийцы также желают присвоить себе имя Азии. По их словам, Азия
названа от Асия, сына Котия, внука Манеса, а не от супруги Прометея Асии.
Поэтому и один из кварталов Сард называется Асиадой. Что до Европы, то
никто из людей не знает, омывается ли она морем, откуда ее имя и кто ее так
назвал. Или же нужно предположить, что эта страна получила свое имя от
тирийской Европы (раньше ведь она была безымянной, как и другие части
света). Но все же эта женщина Европа происходит из Азии и никогда не
приходила в ту землю, которая теперь у эллинов называется Европой. Она
прибыла из Финикии только на Крит, а с Крита – в Ликию. Но об этом
довольно. Я буду придерживаться общепринятых мнений.»

Правда, с Геродотом наука ныне не очень согласна. Европу ведут от «эреб» - обозначения запада у ряда древних народов. Да и сам Геродот указал немало мест, где Европа омывается морем. Если европейские гипербореи жили именно в Европе, то и их земли завершались морем.

Важны и следующие данные.

«53. Четвертая река – Борисфен (Днепр)  – самая большая из этих рек после Истра. Эта
река, как я думаю, не только из скифских рек наиболее щедро наделена
благами, но и среди прочих рек, кроме египетского Нила (с Нилом ведь не
сравнится ни одна река). Тем не менее, из остальных рек Борисфен – самая
прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для
скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на
вкус для питья и прозрачна (по сравнению с водой других мутных рек Скифии).
Посевы вдоль берегов Борисфена превосходны, а там, где земля не засеяна,
расстилается высокая трава. В устье Борисфена само собой оседает несметное
количество соли. В реке водятся огромные бескостные рыбы под названием
"антакеи"44 и есть много других диковин.
С севера течение Борисфена известно на расстоянии сорока дней плавания от моря до земли Герра. Однако никто не может сказать, через области каких племен течет эта река дальше на север. До страны скифов-земледельцев она, очевидно, протекает по пустынной
местности. Ведь скифы эти живут по берегам реки на десять дней плавания.
Это – единственная река, да еще Нил, истоков которой я не могу указать (да,
как думается мне, и никто из эллинов). Близ моря Борисфен – уже мощная
река. Здесь к нему присоединяется Гипанис, впадающий в один и тот же
лиман45. Клинообразная полоса земли между этими реками называется мысом
Гипполая. На нем воздвигнуто святилище Деметры. Напротив святилища на
Гипанисе живут борисфениты».

По Геродоту «с севера» (но не от истока) течение Борисфена известно на расстоянии сорока дней плавания от моря до земли Герра. Однако никто не может сказать, через области каких племен течет эта река дальше на север. До страны скифов-земледельцев она, очевидно, протекает по пустынной местности. Ведь скифы эти живут по берегам реки на десять дней плавания.
Выходит, 30 предшествующих дней плавания по пустынной местности на будущем пути «из варяг в греки» 25 веков назад были известны. Это надо твердить и твердить нашим "неонорманистам" и их прихлебателям.
По созвучию ононима античное название Борисфена как бы продолжает нынешняя Березина (приток Днепр). Возможно, к Балтике проходили и этим путем. Но его блокировали андрофаги.

Полезны некоторые этнографические замечания Геродота, которые могли касаться и северных земель, входивших в Великую Скифию. Например, жерди, прутья, куски дерева - это все же реалии лесостепной зоны.

«66. Раз в год каждый правитель в своем округе (по сути – на погосте княжества, архонства в составе царства) приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего.Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.

67. У скифов есть много предсказателей. Гадают они с помощью множества
ивовых прутьев следующим образом. Приносят огромные связки прутьев и кладут
на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают
в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают
прутья по одному и опять складывают. Этот способ гадания у них унаследован
от предков51. Энареи – женоподобные мужчины – говорят, что искусство
гадания даровано им Афродитой. Гадают они при помощи липовой мочалы. Мочалу
эту разрезают на три части и полоски наматывают вокруг пальцев, а затем
вновь распускают и при этом произносят предсказания.

68. Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих
наиболее уважаемых предсказателей. Они гадают вышеупомянутым способом.
Обычно предсказание изрекают приблизительно в таком роде: такой-то и
такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами
царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то
обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной
клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том,
что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами
царского очага и что из-за этого-де царь занемог. Обвиняемый с негодованием
отрицает вину. Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще
предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его
вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию
достается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания обвиняемого
вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же
большинство их все-таки вынесет оправдательный приговор, то первых
прорицателей самих присуждают к смерти.

69. Род казни прорицателей следующий. На запряженный быками воз наваливают
доверху хвороста. Прорицателей со связанными ногами и скрученными за спиной
руками запихивают в кучу хвороста. Хворост поджигают и затем пугают и
погоняют быков. Нередко вместе с прорицателями в огне гибнут также и быки.
Но все же, когда дышло обгорит, быкам иногда удается спастись, получив
ожоги. Упомянутым способом прорицателей сжигают, впрочем, и за другие
проступки, называя их лжепророками. Царь не щадит даже и детей казненных:
всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла.

70. Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В
большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора
(для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в
чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят
длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее
уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

71. Гробницы царей находятся в Геррах (до этого Борисфен еще судоходен; возможно у порогов). Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму.
Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают
желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером,
благовониями и семенами селерея и аниса52. Потом желудок снова зашивают и
везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят
тело царя, при этом поступают так же, как и царские скифы. Они отрезают
кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом
надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами.
Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства.
Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше. После объезда всех
областей они снова прибывают в Герры к племенам, живущим в самых отдаленных
пределах страны, и к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках
опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху
настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном
пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив
ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней,
первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши
(серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После
этого все вместе насыпают над могилой большой холм, причем наперерыв
стараются сделать его как можно выше53.

72. Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных
слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь
всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги
рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением
(также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево
очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных
стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую
половину – на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много
деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю
длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях
держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и
задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням
надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к
колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в
тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи.
Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в
другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких
всадников, скифы уходят54.

73. Так скифы погребают своих царей. Когда же умирают все прочие скифы, то
ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к
друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим
угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и
остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем
предают погребению. После похорон скифы очищают себя следующим образом:
сперва умащают и затем промывают голову, а тело [очищают паровой баней],
поступая так: устанавливают три жерди, верхними концами наклоненные друг к
другу, и обтягивают их затем шерстяным войлоком; потом стягивают войлок как
можно плотнее и бросают в чан, поставленный посреди юрты, раскаленные
докрасна камни.

74. В Скифской земле произрастает конопля – растение, очень похожее на лен,
но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее
там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют
из конопли даже одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не
особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит – льняные ли они или из
конопли. А кто никогда не видел конопляной ткани, тот примет ее за льняную.

75. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем
бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и
пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней.
Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия55. Это парение служит им
вместо бани, так как водой они вовсе не моются. Скифские женщины растирают
на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем
полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого
тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают
намазанный слой, оно становится даже чистым и блестит.»

Понятно, русские летописи уже на времена апостола Андрея указывают существование парных бань славян. Но степные скифы увлекались вот не очень правильным мытьем – и «балдели» от этого. Не было на них наркоконтроля.

По Геродоту, «Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом а андрофагами и, наконец, с меланхленами69. (но пропустил Будинов с гелонами).

101. Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты
к морю, то линия, идущая внутрь страны, по длине и ширине будет совершенно
одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра до Борисфена 10 дней
пути, а от Борисфена до озера Меотиды еще 10 дней и затем от моря внутрь
страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я
принимаю в 200 стадий. Таким образом, поперечные стороны [четырехугольника]
Скифии составляют 40000 стадий, а продольные, идущие внутрь материка,– еще
столько же. Такова величина этой области.»

Если, конечно, принять Скифию за четырехугольник… Но в реальности не четырехугольник и выходил всегда.

Полезны и для юга Северо-Запада России конкретные описания Геродотом народов.

«104. Агафирсы – самое изнеженное племя. Они обычно носят золотые украшения
и сообща сходятся с женщинами, чтобы всем быть братьями и как родные не
завидовать и не враждовать между собой. В остальном их обычаи схожи с
фракийскими. (напомним, частью агафирсы были в начале эры оттеснены на север, вероятно, позже известны как акациры) http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2261
http://www.dazzle.ru/spec/snarod-2.shtml

105. У невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им
пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная
земля произвела множество змей, но еще больше напало их из пустыни внутри
страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться
среди будинов71. Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них
эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько
дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик72. Меня
эти россказни, конечно, не могут убедить; тем не менее, так говорят и даже
клятвенно утверждают это.
Участие невров (с появлением их на юге с севера) в этногенезе славян допускают многие ученые http://ru.wikipedia.org/wiki/Невры

106. Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни
судов, ни законов и являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской,
но язык у них особый. Это единственное племя людоедов в той стране.

107. Все меланхлецы носят черные одежды, отчего и происходит их название.
Нравы у них скифские.(А язык ?!)

108. Будины – большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые
глаза и рыжие волосы.
В их земле находится деревянный город под названием
Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена
высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища73. Ибо
там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми
зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года
будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое
исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из
торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском
языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у
гелонов, образ жизни их также иной.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гелон_(город)
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2756
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111097.htm

109. Будины – коренные жители страны – кочевники. Это – единственная
народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками74. Гелоны же,
напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему
виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов
зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами
разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное
болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других
зверей с четырехугольной мордой75. Мехом этих зверей будины оторачивают
свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней
матки76.
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2497

Здесь упомянуты разные народы. И отчасти русские летописи подобное делали уже при упоминании средневековых народов, так как рукописный языческий Геродот при усилении христианства был надолго забыт.

По Геродоту, цари Великой Скифии от Карпат (агафирсы) до севера и Сибири (гелоны, будины и савроматы) около 512 г. до н.э. провели Совет царей с целью координации действий в войне против полчищ Дария 1 (до 800 тыс. воинов, 600 боевых кораблей).

«После этого сообщения скифов, прибывшие сюда цари племен стали держать
совет. Мнения участников разделились: цари гелонов, будинов и савроматов
пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров,
андрофагов, а также меланхленов и тавров дали скифам такой ответ: "Если бы
вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли
бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей
помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это.
Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же.
Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем
враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас,
то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в на шей
стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих
обидчиков".

120. Получив такой ответ, скифы решили не вступать в открытое сражение с
персами (так как эти соседи не пожелали им помочь). Скифы стали медленно
отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники и уничтожая траву на
земле. Свое войско они разделили на два отряда. К первому отряду под
предводительством царя Скопасиса присоединились савроматы. Отряд этот в
случае нападения персов на эту область должен был отступать прямо к реке
Танаису вдоль озера Меотида. Если же персы повернут назад, то преследовать
их. Это войско принадлежало первой из трех частей скифского царства и
получило приказание идти указанным путем. Два других царства – великое
царство под властью Иданфирса и третье, царем которого был Таксакис,
соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами, должны были также
медленно отступать, держась на расстоянии дневного перехода от персов, и
таким образом выполнить военный план. Прежде всего, нужно было заманить
персов в земли тех племен, которые отказались от союза со скифами, чтобы
вовлечь и их в войну с персами, Если они не пожелали добровольно выступить
против персов, то их надо было заставить воевать против воли. После этого
им пришлось бы вернуться в свою землю и напасть на персов, если бы это
оказалось разумным».

Можно давать разные оценки этим фактам Геродота.
Но владения царей гелонов, будинов, , невров, андрофагов, а также меланхленов, северными окраинами выходили к округе гор Рип. А невры из этой округи на юге и появились.
И важны стремления проводить единую для всей Великой Скифии политику.
И явное участие в этой политике не диких племен, а народов со своими царями 25 веков назад. Это давно смертельный удар неонорманизму и сторонникам вести отечесчтвенную государственность только примерно с 8 - 9 вв. н.э. Поэтому подробностей в учебниках отечественной истории и нет.

Во время войны «Скифы перешли реку Танаис, а непосредственно
за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через
землю савроматов не прибыли в область будинов.

123. Пока путь персов шел через Скифию и Савроматию, они не могли
опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю
будинов (уже на Танаисом-Доном) , персы нашли там город, окруженный деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню. После этого персы
продолжали следовать все дальше за отступающим противником, пока, пройдя
через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема,
расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней
пути. Севернее этой пустыни живут фиссагеты. Из их земли текут четыре
большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду.
Названия этих рек: Лик, Оар, Танаис и Сиргис.»

Если Оар (Ра – Волга), Танаис (Дон) текли из земли фиссагетов, то фиссагеты тяготеют к округе гор Рип. Но Оар (Волга) не впадает в Азовское море (Меотиду). Идут споры о Лике и Сиргисе, так как равных Дону рек, впадающих в Азовское море, нет. Лику удобнее быть Окой. Сиргис – Северный Донец.
Еще один город в земле будинов за Доном не назван Гелоном (о гибели Гелона можно было бы сказать при первом упоминании о нем). Но он явно был одним хотя бы из нескольких городов в округе Танаиса. Гелон же явно существовал и после войны с Дарием, так как Геродот описывает его в настоящем времени.
"В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища73. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года
будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое
исступление..."
Понятна судьба во время разных войн подобных языческих деревянных городов. Современные заповедники деревянного зодчества обозначают историю этого зодчества со средних веков.
А чего же Гелон и город, разрушенный Дарием в 512 г. до н.э., забываются.
Или блестящая деревянная столица Аттилы на землях Паннонии в 5 веке н.э. Строили эту столицу явно выходцы из Скифии. (Подробности в Интернете).
Сколько подобных деревянных городов археологически не выявлено и - отсюда - игнорируется ?!

«124. Дойдя до пустыни (незаселенных мест), Дарий с войском остановился станом на реке Оаре (допускают Ра – Волга). Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии – около 60 стадий друг от друга. Остатки этих укреплений сохранились еще до нашего времени.

Пока царь занимался этим сооружением,
преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При
внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину завершенные
постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад. Царь
предполагал, что перед ним находится все скифское войско и что скифы бежали
на запад».

Обойти полчища Дария скифы могли лишь по верховьям Дона, при этом - неизбежно - привлекая для своих целей и жителей округи гор Рип.

«125. Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию, встретил там оба
отряда скифского войска. Столкнувшись с врагами, царь начал преследование,
причем скифы опережали его на один день пути. И так как Дарий не прекращал
преследования, то скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во
владения тех племен, которые отказали им в помощи, и, прежде всего – в
страну меланхленов. Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов.
Затем
скифы начали завлекать врага в область андрофагов (это чаще всего Прибалтика: П.З.. Устрашив и этих, они стали отступать в землю невров (указывают на Невриду Белоруссии).
После этого, наведя страх и на невров,
скифы отступили к агафирсам. Агафирсы увидели, как их соседи бежали в
страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю,
с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те
все же посмеют вторгнуться в их страну, то им придется сначала выдержать
смертельный бой с ними – агафирсами. После этого агафирсы выступили с
войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Меланхлены же,
андрофаги и невры не осмелились оказать сопротивление персам и скифам.
Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню.
Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а
стали заманивать персов из страны невров в свою землю».


Еще раз напомню слова Геродота:
«Меланхлены (смоляне)же, андрофаги и невры (стоит помнить Неревский конец Новгорода и созвучную ономастику округи гор Рип) не осмелились оказать сопротивление персам и скифам. Забыв о своих угрозах, они в страхе бежали все дальше на север в пустыню».

Даже школьник задаст вопрос: «На какой «север в пустыню» бежали (все ?!) меланхлены, андрофаги и невры в 512 г. до н.э. от региона войн Скифии и Персии ?!)»
Тут же услужливые противники П.М.Золина съязвят : - На Неревский конец Великого Новгорода.
Да, конечно, же дяди шутят. Они-то знают, что уже в поздней античности часть округи гор Рип известна как горы Нервиев
Неревский конец – средневековое производное от античной созвучной ономастики.

Так различимы ли у Геродота контуры «более северных частей» (от междуречья Днепра и Дона)  Восточной Европы или не различимы ?! Если приглядеться, различия явно заметны. Соответствуют реалиям того времени. Но к теме этой мы еще вернемся.

А так стоит помнить, что велика вероятность участия населения округи гор Рип (андрофагов, невров, северных меланхленов и будинов) в войнах против Великой Персии. И появления здесь населения с юга около 512 г. до н.э. Это реалии отечественной истории.


Рецензии